Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс - конференция "ИТ-класс в московской школе"
22 августа 2019, четверг, 16:24

Пресс-конференции

06 июня 2019 Пресс - конференция "ИТ-класс в московской школе"

6 июня состоялась пресс - конференция "ИТ - класс в московской школе"

Пресс - конференция "ИТ-класс в московской школе"


ВЕДУЩАЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наша пресс-конференция посвящена теме: «ИТ-класс в московской школе».

В пресс-конференции принимают участие Васильева Татьяна Викторовна, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы, Лебедева Марианна Владимировна, директор Московского центра технологической модернизации образования, Самоненко Илья Юрьевич, заместитель декана факультета компьютерных наук Высшей школы экономики, Лашин Ренат Леонидович, исполнительный директор Ассоциация Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт», Суслова Марина Викторовна, директор «Яндекс.Лицея», Жданова Ирина Дмитриевна, директор Школы № 1560 «Лидер» и Тихонов Валерий Анатольевич, директор Школы в Капотне.

Т.В. ВАСИЛЬЕВА

Уважаемые коллеги, добрый день. Старшая школа  для москвичей – это не только образование с углубленным изучением отдельных предметов. Это еще и знакомство с будущей профессией, подготовка к обучению будущим специальностям, которые ребята для себя выбирают в школьном курсе.

На сегодняшний день у нас действует несколько направлений предпрофессиональных классов: инженерный класс, медицинский, академический, кадетский. Сегодня трудно представить жизнь в городе без ИТ-отрасли, которую можно разделить на 3 группы: ИТ-компетенции для жизни, ИТ-компетенции для работы и ИТ-компетенции как работа. Первая группа – это понятно. Все мы в повседневной практике пользуемся разными сервисами. ИТ-компетенция для работы – это любая работа, в которой эта компетенция – инструмент (работа с ПК, текстовом редакторе и т.д.). 

ИТ-классы – это классы, для которых ИТ –компетенция – это сама работа. Это создание и разработка новых систем для управления большим городом, использование и работа по созданию новых решений в части защиты информации, программирование. Наша задача как системы образования – подготовить наших учеников, дать им возможность познакомиться с этими направлениями. 
Мои коллеги расскажут об этом более подробно. 

Наша работа подчинена принципу: единство школьного образования во взаимодействии с ВУЗом и высокотехнологичным предприятием, ИТ-сектором. 

Задача Департамента образования состоит в том, чтобы школьники могли выбрать направления подготовки и получили возможность учиться по таким программа в школе.  поэтому, не менее, чем в 34 школах откроются эти классы. 

В.А. ТИХОНОВ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Действительно, сегодня ИТ-направление – одна из самых привлекательных сфер мировой экономики. Именно в ней рождаются решения, которыми пользуется каждый из нас. Одна из задач школ сегодня – готовить наших ребят к будущей жизни в этом современном мире. Школа сегодня должна идти в ногу со временем.

Москва – один из ведущих мегаполисов мира, она занимает седьмую позицию как Умный город. Мы не можем не воспользоваться таким ресурсом, и сегодня московские школьники имеют возможность перенимать опыт нашего города из рук людей, которые занимаются ИТ-технологиями и тех компаний, которые расположены в Москве.

Проект «ИТ-класс в московской школе» затрагивает самую востребованную на рынке труда профессию. Это значит, что сегодня, когда мы инвестируем свои силы, время в обучение наших детей, они в результате будут гарантией будущего нашей школы. Это один из самых актуальных проектов, который будет реализовывать наша система образования. 

И.Д. ЖДАНОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Практически все школьник отмечают для себя такой важный ресурс как время. Ребята хотят многое узнать, успеть сделать. Становится важным сократить время, которые ребенок тратит от дома до школы и создать своеобразные точки притяжения практически в каждом районе. Такие возможности сегодня есть для ребят, которые обучаются в медицинском, инженерном, академическом, кадетском классах московской школы. Со следующего года такая возможность появится у ребят, которые видят свое будущее в ИТ-отрасли. 

В каждой такой школе будет фундаментальное образование одинаково высокого качества для каждого ребенка, что гарантирует высокие результаты для детей по окончанию школы. Эти фундаментальные знания будут развиваться в нескольких направлениях: робототехника, программирование, прототипирование, ИТ-безопасность и другие направления. Это очень важно с точки зрения применения их знаний на практике, когда ребятам будут помогать в этом передовые ИТ-производства, компании, существующие сегодня в Москве.

Появление ИТ-классов дополнит «МЭШ» образовательным контентом, доступным всей России.

М.В. ЛЕБЕДЕВА

Добрый день, уважаемые коллеги. ИТ-полигоны, показанные на ролике есть или будут построены в ближайшее время во всех 34 школах-участниках проекта. На основе анализа  рынка труда были определены направления, по которым будут развиваться ИТ- классы в московских школах. Конечно, Москве нужны программисты, аналитики, системные администраторы, специалисты в области робототехники, защиты персональных данных и многие другие. Поэтому, мы выбрали 6 направлений нашего проекта: программирование, информационная безопасность, моделирование и прототипирование, робототехника, технологии больших данных, технологии связи. Сегодня это самые перспективные направления во ИТ-отрасли.

У нашего проекта замечательные партнеры. Например, НИИ ИТМО, которые подготовили замечательный ресурс, на котором подготавливаются к тестированию наши дети. Только вчера за 4 часа 434 московских 9-классника прошли тестирование по математике, физике и информатике – это ведущие науки, которые будут изучать наши школьники. Это и НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, Московский политехнический университет, Ассоциация программных продуктов «Отечественный софт», включающая более 160 отечественных компаний, и замечательный «Яндекс» - ведущая поисковая система, с которой мы работам.

Каждая школа оборудована ИТ-полигоном и специальным оборудованием, уникальным для каждого направления. Мы очень хотим, чтобы наши учителя работали, а ученики учились в технологически насыщенной современной среде, в которой им потом предстоит работать. 

Участники проекта – 34 школы, - уже определились со своим направлениями. 

Для поддержки проекта мы разработали портал поддержки, на котором можно найти концепцию проекта, методическую поддержку, информацию о поступлении в ВУЗы, актуальные вакансии и зарплаты, партнеры проекта, процедуры зачисления и школы-участники. 

3 июня наши ребята на сайте, разработанном ИТМО для тестирования в режиме онлайн, разместили демонстрационную версию. 17 июня пройдет первый заочный вступительный этап. 24 пройдет тестирование в школах-участниках проекта, и по итогам тестирования ребята будут зачисленный в эти классы и станут участниками проекта. 

Мы рассматриваем этот проект как инвестицию в будущее школьников, школы и города. 

И.Ю. САМОНЕНКО

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы видим этот проект как одну из основ для развития компьютерных компетенций у школьников с разными интересами, как у тех, кто планирует заниматься наукой, так и у тех, кто хотел бы применять конкретные технологии к решению задач, которые у них будут в дальнейшем. Еще одной из задач ИТ-классов является расширение горизонтов, обозначение перспектив, в которых будут развиваться информационные технологии.

Сейчас мы видим необходимость в разработке системы курсов для школьников, которая сочетала бы в себе как важные фундаментальные вещи по дискретной математике, теории алгоритмов, так и по вопросам применения и решению задач, работе с большими данными, машинному обучению и многое другое. Важно, чтобы полученные материалы были тиражированы и могли быть использованы для широкой аудитории заинтересованных лиц. 

Сейчас нам видится такое участие в проекте. Первое – это участие в разработке образовательной программе и помощь в ее апробации. Второе – это повышение квалификации учителей. Третье – работа со школьниками, содействие их проектной деятельности. И, наконец, проведение мероприятий познавательного плана, знакомство с трендами ИТ-мира. 

Р.Л. ЛАШИН

Здравствуйте, уважаемые коллеги. сегодня наша Ассоциация – крупнейшее объединение российских разработчиков программного обеспечения. В этом году Ассоциации 10 лет, в сентябре. В правление входит 10 компаний. Председателем является признанный эксперт в области информационных технологий и информационной безопасности Н. Касперская. Ассоциация занимается развитием и популяризацией российского ПО, продвижением его на экспорт, образованием. Дан старт национальной программе «Цифровая экономика», в положении которой есть требование обеспечения создания инфраструктур, программ обеспечения и платформ с использованием преимущественно российского ПО. Наша компании, которые входят в Ассоциацию, могли бы непосредственно участвовать в  этой деятельности. 

Образовательные траектории, которые мы обсуждаем сейчас, являются самыми актуальными. Наша компания активно участвует в образовательной деятельности. Нужно готовить кадры, которые будут не только разрабатывать ПО, но и работать с ним, поддерживать его на местах, в регионах и за рубежом. Сегодня есть уже много образовательных ресурсов, курсов, подготовленных специалистов компании, которые могут принять участие в этом проекте. Поэтому, в образовательную программу включаются такие мероприятия как экскурсии, стажировки, хакатоны, разбор кейсов, мастер-классы, выполняемые с участием нашей компании. Школьники будут учиться на реальных данный и смогут попробовать свои силы в настоящей работе.

На текущий момент по направлениям мы начали работу с нашим компаниями. Если взять программирование, то это «1С», «Новые облачные технологии» (разработчик продукта «Мой офис»), «Дидактические системы» (робототехника), «Лаборатория Касперского», «ИнфоВотч», «Код безопасности», «ИнфоТеКС», «Аскон», «ЛИСС-Софт», «Центр-Ассоль», «Диджитал зон», «Алгоритмика», «КванторФорм», «ABBYY», «Код безопасности». Число таких партнеров будет расти. 
Создание ИТ-классов позволит школьникам освоить навыки и умения, применять знания в области IT. Они научатся основам моделирования бизнес-процессов, архитектуре информационных систем, обеспечивать информационную безопасность, созданию ИИ и многим другим направлениям. Они смогут лучше определиться с интересующим направлением, а нашим компаниям это позволит создать платформу для подготовки высококвалифицированных, высокооплачиваемых кадров. 

М.В. СУСЛОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. для нас критически важным является наличие кадров. Мы – один из крупнейших работодателей в области IT. Для нас этот проект стратегически важен и мы рады быть партнером. Вместе с коллегами мы станем площадкой, которая готова приглашать к себе ребят, чтобы показать, какие профессии существуют, насколько богат мир специалиста и какие профессиональные траектории в ИТ есть, как устроен быт, корпоративная культура – все это мы можем дать школьников, приглашая их к нам на мастер-классы, организуя лекции с ведущими специалистами компании. Но этого не достаточно. Важно научить их. Обучение – это то, что делает вся рабочая команда, участвующая в проекте. Это запрос нас как работодателей, учебные программы, которые разрабатываются содружеством ВУЗов. Все упомянутые здесь ВУЗы в той или иной степени являются нашими партнерами. С кем-то у нас совместные кафедры, с кем-то факультеты и проекты. Мы выступаем как активные консультанты и эксперты в разработке программ. Нами накоплен большой опыт в подготовке не только молодых специалистов, студентов, но так же и школьников. Мы готовы участвовать в этом проекте и надеемся на то, что внесем вклад в очень хорошее будущее как для наших школьников, так и для нашей страны. 

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

Когда школьники узнали об этих вступительных экзаменах? По каким критериям выбирались школы? Есть ли понимания, какие модели предпочтения? Чем будет отличаться учебный процесс в таких классах от обучения  в обычных классах?

Т.В. ВАСИЛЬЕВА

Объявление возможности открытия таких классов была давно – в школе №2098 была такая встреча. До 1 июня было объявлено об открытии портала, чтобы зарегистрироваться и проходить тренировочные экзамены. Школьники были об этом проинформированы до 1 июня. 3 числа получили в личные кабинеты или на сайты школ информацию все выпускники 9 классов, что такая возможность есть. На сегодняшний день зарегистрировались 400 школьников и тестируют себя на предмет того, насколько успешно они могут пройти вступительные испытания. Время для тренировки еще есть. Еще есть возможность зарегистрироваться и попробовать свои силы до 17 июня. 17 ждем всех на экзамен. 

Когда выбирались школы, смотрели на то, чтобы школы должны быть рядом с домом для учеников 10 классов, чтобы им было удобно. Смотрели на результативность школ по ключевым предметам за прошедший учебный год (информатика, математика). Роль играли сложившиеся партнерские отношения с ВУЗами-партнерами и предприятиями-партнерами. Минимальное количество школ – 34. Максимальное будет зависеть от того, сколько ребят успешно пройдут испытания. 
Профильное предпрофессиональное образование в старшей школе, в его учебном плане есть обязательные предметы, и есть возможность у школы увеличивать количество часов, в т.ч., на профильные предметы и формировать свою часть образовательной программы в во внеурочной деятельности и дополнительных активностей. Поэтому, совместно с ВУЗами разработана специальная образовательная программа, где большее количество часов будет отводиться информатике, математике и физике как базовым предметам. Дополнительное образование даст все возможности усилить эти направления, а функции будут вести в специальных курсах по профилям. 

Стажировки, хакатоны, экскурсии  – это не развлекательная, а обязательная часть внеурочной деятельности школьников. В медицинских классах – это, в т.ч., курсы первой помощи в больницах, а здесь у нас такая внеурочная деятельность будет проводиться на базе организаций-партнеров. Чаще всего, это обязательные мероприятия, которые школьник обязан посещать, чтобы потом успешно сдать предпрофессиональный экзамен, поучаствовать в предпрофессиональной олимпиаде, предпрофессиональной компетенции. На обязательном предпрофессиональном экзамене нужно будет показать полученные навыки. При поступлении в ВУЗ за успешно сданный предпрофесисональный экзамен начисляются дополнительные баллы, помимо ЕГЭ. 

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Что из себя представляют ИТ-полигоны в школах? Какой результат ожидается от проекта, как будет оцениваться его успешность?

М.В. ЛЕБЕДЕВА

ИТ-полигоны – большое образовательное пространство, трансформируемое, в котором у ребенка есть возможность и программировать, и конструировать роботов, и создавать для них детали, создавать роботов по алгоритму, а  так же из подручных деталей, дополнительно создавая детали для решения задач. Это место, где решаются задачи в ИТ-сфере, через которые осваиваются школьные науки – компьютерные науки, физика, дискретная математика, электротехника и многие другие. Это возможность освоить реальные допрофессиональные навыки в «боевых» условиях с реальным оборудованием, на котором сегодня работают в производстве. 

По поводу оценки успешности, для ребенка – это выбор и успешное участие в итоговой аттестации по предметам в данном направлении (математика профильная, физика и информатика), обязательное участие в предпрофессиональном экзамене, предпрофессиональной олимпиаде и предпрофессиональной компетенции. 

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

С чем связана такая очередность появления классов предпрофессионального образования?
Какие критерии отбора для педагогов в этих классах?

Т.В. ВАСИЛЬЕВА

Прежде всего, приоритетность формирования именно такого набора классов. Идея создания ИТ-класса появилась тогда же, когда появилась идея создавать инженерный и медицинский классы. Но если с медицинскими и инженерными классами у системы образования было больше понимания, как, чему и на каких учебных материалах учить детей, то с ИТ было сложнее. Сама отрасль очень быстро развивающаяся. Если бы мы начали несколько лет назад, то сегодня нам бы пришлось кардинальным образом все менять, мы бы отстали от потребностей отрасли. Было не очень понятно, какое нужно оборудование. Сегодня сложилось представление, что для успешного изучения в ИТ-классах нам понадобиться весь спектр робототехники, заканчивая полигонами для роботов. Это им компьютеры, и графические редакторы, другое ПО. 

Москва – научный центр, и академические и научно-технологические классы готовят будущих наших ученых. ИТ-классы как основа и жизни города, и информационной безопасности города, и основа повседневной жизни горожан. и мы подошли к тому, чтобы наконец эту потребность реализовать.

Большую роль в подготовке учителей отводим ВУЗам. ВУЗы готовят специальные программы повышения квалификации, профессионального развития и поддержки учителей по своим направлениям и общего порядка. В летнее время у учителей будет возможность знакомиться и с заочными, или онлайн-курсами, и повышать квалификацию очно. Есть договоренность с ВУЗам, что учителя, которые будут работать в ИТ-классах, не только пройдут повышение квалификации и сертификацию, но будут получать постоянную поддержку из ВУЗов, как онлайн, так и очную – семинары в течения года будут доступны учителям.  

Р.Л. ЛАШИН

Мы участвовали в подготовке этого проекта и давали предложения, как по оборудованию, так и по ПО, чтобы практикоориентированность этой работы соответствовала реалиям жизни. 

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, коллеги. Пресс-конференция завершена.