Пресс-конференция «II этап Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России»
27 февраля состоялась пресс-конференция «II этап Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России»
В Москве проходит третья этнографическая олимпиада «Москва – столица многонациональной России»
В этнографической олимпиаде в Артеке в прошлом году поучаствовало 77 регионов РФ
ВЕДУЩИЙ
Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию по теме II этапа Московской этнографической олимпиады «Москва – столица многонациональной России».
В мероприятии принимают участие Сучков Виталий Иванович, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, Зинин Андрей Сергеевич, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городского методического центра Департамента образования города Москвы, Омельченко Елена Александровна, руководитель автономной некоммерческой организации «Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», профессор Московского педагогического государственного университета, Рыбакова Алия Равилевна, преподаватель специальных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Колледж «Царицыно» и Бойко Андрей Валерьевич, учащийся Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московский колледж архитектуры и градостроительства» (ГБПОУ «МКАГ»).
В.И. СУЧКОВ
Добрый день, дорогие друзья. Очень рад вас видеть на пресс-конференции в этом прекрасном учебном заведении. Начну с того, почему мы именно здесь собрались. Потому что колледж, в котором мы с вами находимся, мы считаем самым активным. Благодарим руководство и студентов за то, что они проявляют такую активность и интерес к важной теме – дружбе между народами, согласию в нашем доме – Москве, России. Уверен, что колледж не сдаст позиции и в следующие годы. Думаем, что проведение пресс-конференции в колледже подстегнет и другие учебные заведения нашей столицы к активности.
В 2017 году был проведен Всероссийский диктант, в котором принимали участие и жители Москвы. Тогда в диктанте было 30 вопросов, каждый из которых «весил» 1 балл. Анализ итого диктанта показал, что из 30 баллов средний балл по стране – 17,3, в Москве - 18,4, а у школьников – до 12 баллов. Мы поняли, что знаний у ребят не достаточно и совместно с Департаментом образования решили организовать такой проект, как олимпиаде «Москва - столица многонациональной России».
Олимпиада проходит уже 3 год в Москве. В первой олимпиаде участие приняли 2033 ученика средней школы и студентов московских колледжей. Мы проводим эту олимпиаду в рамках детского фестиваля национальных культур «Мой дом – Москва». Итоги олимпиады подводятся ежегодно, 1 июня, в День защиты детей. Мы подводим итоги фестиваля «Мой дом – Москва» на базе Дворца пионеров на Воробьевых горах. В этом году произойдет то же самое.
После начала проведения нашей олимпиады уже приняли участие более 3000 школьников и студентов. Было охвачено 366 учебных заведений Москвы.
Интерес к олимпиаде растет, и мы решили в ее рамках организовать такую же олимпиаду в «Артеке», где прошли уж 2 олимпиады – в 2018 и 2019 гг. Сейчас мы направили письмо руководству «Артека» о проведении в 2020 году такой же олимпиады, которая так и называется: «Москва – столица многонациональной России». Интерес у артековцев был очень большой. Из ребят, которые отдыхали в смене, участвовали ребята из 77 регионов и 10 зарубежных стран. 5 победителей олимпиады в «Артеке» получали дипломы и сертификаты для поездки в Москву вместе с родителями и в прошлом и позапрошлом году уже нас посетили. Для москвичей мы устанавливаем другие призы.
В этом году главной темой нашей олимпиады будет 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Конечно, будут и все направления, которые были во всех прежних олимпиадах: кухни, обычаи, одежда, известные люди, оставившие след в истории Москвы. Коллеги расскажут о вопросах, которые будут в олимпиаде, подробнее.
Нам очень хочется, чтобы в этой олимпиаде принимало участие как можно больше людей. В первый год проведения мы рассчитывали на участие только школьников. Во второй год мы подготовили вопросы с учетом участия учителей и родителей. Не можем похвастаться, что участников среди родителей и учителей было много. Но в прошлом году мы уже наградили первых победителей среди этой категории.
Уверен, что московские школьники и студенты колледжей еще больше заинтересуются и будут участвовать в этой олимпиаде. Но для нас важно привлечение и студентов ВУЗов, московских и федеральных. Мы уже организовали проект для ВУЗов и первые 5 ВУЗов уже поучаствовали. Сейчас мы предлагаем еще 5 ВУЗам присоединиться к участию в этой олимпиаде. Вы видите, что у нас и дети, и родители, и учителя, и студенты будут принимать участие в этой олимпиаде.
У меня большая просьба к прессе пропагандировать и показывать важность этого мероприятия и не только по итогам пресс-конференции или вручения наград победителям, но и где-то встречаться с ребятами, которые уже участвовали в олимпиаде и брать у них интервью, чтобы понимать, что они чувствуют.
У нас 40 вопросов в задании. Эти вопросы не одинаковы для всех – идет выборка вопросов для каждого участника. Каждый вопрос имеет свой вес по баллам. Участник может набрать дополнительные баллы, если участвует в других мероприятиях, таких как национальные фестивали, диктант «Мой дом Москва» и подтверждает это фотографиями или, возможно, пишет эссе или еще какими-то моментами.
Ждем активности от прессы, помощи нам в этой работе. Спасибо.
А.С. ЗИНИН
Коллеги, в дополнение к тому, что сказал Виталий Иванович, еще раз хочу сказать, что эта этнографическая олимпиада - действительно важное образовательное событие для нашего города. Все мы знаем известную фразу Аристотеля: «Город – единство непохожих». В мегаполисе вокруг себя непохожих увидеть очень легко. Каждый человек – индивидуальность. А поскольку у нас многонациональный город, то мы видим вокруг себя представителей совсем иных культур. Чем больше город, тем больше разница между нами. Сложно воспринимать город как единство. Поэтому, данное мероприятие очень хорошо помогает настроить работу, в первую очередь, с нашими школьниками, чтобы они должным образом воспринимали себя как часть большого многонационального города. И, конечно же, решение олимпиадных задач – это прекраснейший инструмент, чтобы формировать представление о том, насколько разными мы можем быть и насколько едиными при этом можно существовать в рамках одного городского пространства. Поэтому, неудивительно что у этой олимпиады уже более 7000 участников. Я думаю, что это количество только будет расти. Полностью поддерживаю Виталия Ивановича в том, что надо максимально популяризировать это направление. Чтобы дети были успешны и профессионально реализованы, им важно понимать, что они существуют в многонациональной среде.
Из тех новел, которые крайне важны в этой олимпиаде – это возможность участвовать в ней вместе со своей семьей, своими педагогами. У нас не только многонациональный город, это еще и город с очень высокой скоростью жизни. Часто нам не хватает времени для того чтобы просто остановиться и поговорить. Поэтому, значимо, что олимпиада включает в себя значительное количество активностей, в которые вовлекаются и московские семьи, наряду со своими детьми. Поэтому, олимпиада, помимо своих прямых задач, решает еще очень важную задачу – этот тот необходимый межпоколенческий мост, который значим в любом мероприятии. Чем больше семья проведет времени со своим ребенком, решая олимпиадные задачи, посещая значимые мероприятия, тем больше пользы для города и для семьи, в частности.
Я думаю, что в этом году интерес к олимпиаде будет очень высок. Мало того, что она посвящена 75-летию Победы. Но мы не забываем и о том, что еще 85 лет московскому Метрополитену, а это бесконечный интереснейший материал, чтобы изучать и этнокультурные особенности. Наше метро абсолютно уникально, как и все в нашем городе. Даже просто изучая фрески, которые украшают московское метро, можно очень многое узнать о том, как создавалось наше государство, на чем оно зиждется, как выглядит наш город и какое количество людей с разными воззрениями и культурными предпочтениями в нем живут и работают. Поэтому, я абсолютно убежден в успехе этого мероприятия. Чем больше школьников, родителей и учителей примут в нем участие, тем лучше и для города, и для семьи. 1 марта на второй этап мы приглашаем всех. Уверен, что люди будут очень заинтересованы в том, чтобы активно проявить себя в этом мероприятии. Спасибо.
Е.А. ОМЕЛЬЧЕНКО
Добрый день, уважаемые коллеги. Перед нами поставили задачу расширить аудиторию олимпиады за счет московского студенчества, которые составляют одну из самых мобильных и активных частей населения нашего города и очень многонациональную. В ВУЗы приезжают учиться ребята из регионов России, из иностранных государств. Да и какой ВУЗ не возьми, это сейчас очень многонациональная, поликультурная, многоконфессиональная среда. Поэтому, для апробации проекта с молодежной частью москвичей было выбрано несколько ВУЗов. В прошлом году это было 5 ВУЗов. Мы начали с самого простого для нас – будущих педагогов, психологов. В основном, это были педагогические университеты. Чуть-чуть поработали с дизайнерами, будущими промышленниками. В этом году мы хотим взять ВУЗы технической направленности. В прошлом году они не очень охотно реагировали на наши призывы участвовать в олимпиаде. Это же гуманитарная олимпиада. Но будем разъяснять, пробовать, потому что нужно это абсолютно всем, вне зависимости от того, на какой специальности учатся ребята. Потому что жить и работать в многонациональном и большом городе, обеспечивать его благополучие, межэтнический мир и согласие нужно всем, ребятам всех специальностей. Поэтому, в этом году будут участвовать несколько технических ВУЗов. Мы подключим один медицинский ВУЗ – самую поликультурную среду, где очень много ребят из регионов. И возьмем для пробы несколько интересных ВУЗов, которые имеют конфессиональную направленность – православный университет и исламский институт. Это будет интересная возможность проанализировать, каким уровнем этнографических знаний обладают студенты разных специальностей, разной направленности, разной мировоззренческой ориентации. Это первое, что я хотела бы сказать. Второе – какими инструментами мы действуем. Мы решили пойти по наиболее популярном в молодежной среде пути. В прошлом году мы сделали мобильное приложение мобильной этнографической олимпиады. Оно доступно на платформе «Androd» и «IOS». Не все сразу у нас получилось, еще требуется доработка, чтобы в 2020 году привлечь еще молодых людей к участию в этнографической олимпиаде «Москва – столица многонациональной России» через возможности мобильного приложения.
Принять участие в этноолимпиаде через мобильное приложение сможет любой житель Москвы. Просто мы говорим о том, что наша главная целевая аудитория в данном случае – это все-таки молодые люди. А так, это доступно для любого человека из любой части мира, не только москвича, интересующегося этими вопросами. Мы попробуем в рамках некоторых проектов привлечь ребятишек из русского мира, которые тоже в каком-то поколении являются москвичами, просто сейчас живущими за границей нашей родины.
Кроме официальных страниц этноолимпиады в сети, в т.ч., на Городском методическом центре, есть паблики этноолимпиады в социальных сетях для привлечения аудитории. Мы думаем провести конкурс для привлечения онлайн-аудитории конкурс по лучшему контенту этнографического содержания среди молодежи. Есть разные другие идеи. Мы думали о возможности специальных призов от тех или иных национальных культурных объединений Москвы, чтобы их тоже все больше вовлекать в этот просветительский проект. Спасибо за внимание.
А.Р. РЫБАКОВА
Добрый день, уважаемые друзья. Я рада приветствовать вас в стенах нашего гостеприимного учебного заведения - колледжа «Царицыно». Не случайно я начала выступление с этого ролика, потому что обязательно показываю его всем студентам. Его заключительные слова - «люди разные, а страна одна», - являются основополагающими нашей программы этновоспитания, которое является приоритетным воспитанием в нашем колледже. Одним из пунктов этой программы является участие в этнографической олимпиаде. В октябре 2019 года 600 студентов и преподавателей нашего колледжа приняли участие в первом, дистанционном этапе олимпиады. Средний балл, из 40 возможных, у нас был 36. Это очень неплохой результат. В прошлый год таких высоких результатов не было. Мы участвуем с первого года в олимпиаде. Почему такое количество студентов и преподавателей с интересом участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся в рамках этой олимпиады? Наш учебный года начинается в сентябре, когда все первокурсники имеют возможность пройти квест по историческому центру Москвы. Все квесты мы пишем сами. Кстати, у нас есть квест и в метро, который называется «Метро – как много в этом звуке». У студентов эти мероприятия вызывают огромный интерес. Обычно в воскресенье они с удовольствием проходят все эти квесты, которые, кстати, проводят студенты-старшекурсники для студентов первых курсов.
Одним из мероприятий этнографической олимпиады является этнографический диктант. В октябре 226 студентов колледжа приняли в нем участие. Мы проводили его на нашей базе.
Этновоспитание – это не только традиции, кухня, культура, но и национальные костюмы. Одно из мероприятий, которые мы проводили в декабре – этнофест, в рамках которого было проведено много мероприятий. Одно из них – дефиле в национальных костюмах. Это огромная работа, которая проводится совместно преподавателями, студентами и родителями. Все эти костюмы уникальны, потому что созданы руками наших студентов, преподавателей и родителей. Мы представили с помощью них более 30 регионов.
Еще одно наше мероприятие – это интерактивные классные часы. Старшекурсники в этом году разработали сценарии 22 интерактивных классных часов под общим названием «Достопримечательности Москвы через судьбы ее жителей». Они проводят их для всех студентов. Каждый месяц в 4 группах у нас проходят такие интерактивные классные часы, на которых студенты, помимо получения информации об известных людях, проживавших в разное время в Москве, участвуют в предложенном им мастер-классе. Мастер-классы тоже разной направленности и все, что на них изготовлено мы используем в наших волонтерских акциях. Студенты тоже это очень любят.
Следующее наше уже традиционное мероприятие, - в этом году мы будем проводить его 12 год, - это фестиваль «Русское слово - русская душа». В нем принимают участие не только студенты и преподаватели нашего колледжа, но и приглашенные студенты Института русского языка им. Пушкина, студенты-иностранцы, которые приезжают к нам изучать русский язык.
В прошлом году, в мае, мы впервые провели (надеемся, мероприятие станет традиционным) «Карнавал туристических открытий». В фойе нашего первого этажа работали туристические киоски, в которых студенты факультета гостиничного бизнеса рассказывали про туристический потенциал разных регионов России. Общий наш девиз был: «Вдохновись очарованием России». Студенты готовили традиционные угощения и угощали всех желающих, готовили мини-путеводители. Все эти мероприятия, которые мы традиционно проводим в колледже, способствуют тому, что студенты с удовольствием участвуют и потом побеждают в этнографической олимпиаде. Спасибо.
А.В. БОЙКО
Здравствуйте. Я третий год принимаю участие в этнографической олимпиаде. В современном мире очень важно изучать культуру разных народов. Мы живем в многонациональном обществе. Чтобы лучше понимать друг друга, нужно знать традиции и обычаи разных культур.
Я очень люблю путешествовать, но из-за недостатка времени это не всегда получается. Поэтому, очень здорово, что в Москве проводится такая олимпиада, когда, никуда не выезжая, можно погрузиться в культуры разных стран, принять участие в мастер-классах, концертах, написать этнографический диктант, пройти тест на сайте и проверить свои знания. Эта олимпиада хороша тем, что каждый может найти мероприятие по душе.
Хочу поблагодарить организаторов олимпиады за нестандартные решения, приятные мероприятия и душевность. Спасибо.
В.И. СУЧКОВ
Коллеги, мы не сказали о том, что второй этап олимпиады 2019-2020 гг начинается 1 марта и будет проходить до 1 апреля. Месяц можно будет спокойно заходить на сайт и отвечать на вопросы.
Все мероприятия этнической направленности будут проходить на различных открытых площадках города. Например, в пятницу-субботу прошел бурятский праздник Сагаалган, который впервые шел в Кремле, 2 дня. В этом месяце у нас молдавский праздник Мэрцишор, Навруз на ВДНХ. Смотрите на наших сайтах. Мы вас ждем в гости на эти праздники и фестивали.
И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
Если люди не участвовали в первой олимпиаде, имеет смысл начинать участвовать сейчас?
В.И. СУЧКОВ
Имеет смысл, потому что, во-первых, ответив на вопросы, наберут баллы. Они могут добрать их, участвуя во всех мероприятиях, а их очень-очень много в Москве.
Г. ИВАНОВ – «РИАМО»
Елена Александровна, можно ответить на вопросы олимпиады, не готовясь? Или, чтобы принять участие, стоит погрузиться в многонациональную культуру нашей страны?
Е.А. ОМЕЛЬЧЕНКО
Это зависит во многом от базового уровня человека. Конечно, в среднем, можно ответить не готовясь. Вопрос только в том, какое количество баллов вы наберете. Задача этой олимпиады – это не соревнование. Не обязательно набирать максимальное количество баллов. Есть сложные вопросы, есть простые. Наша задача – разбудить интерес к этнокультурной тематике у как можно большего количества людей, в нашем случае – жителей Москвы.
В.И. СУЧКОВ
Хочу добавить. Представьте, 40 вопросов, на которые мы даем 90 минут. Почему мы попросили принять участие родителей? Пусть мама, папа, дедушка, бабушка сидят с внуком и смотрят в интернете ответы на некоторые вопросы. Нам очень важно, чтобы люди познавали что-то и понимали, кто рядом с ними живет, что хорошего есть и можно взять для себя по жизни. От этого и формируется та обстановка, которая должна быть, позитивная, в нашей столице.
И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
Андрей, а вы в каких мероприятиях участвуете в колледже?
А.Р. РЫБАКОВА
Андрей не из нашего колледжа.
В.И. СУЧКОВ
В этом году он уже поучаствовал в 10, да?
А.В. БОЙКО
Гораздо больше. Я участвую в разных мероприятиях. Этнографический диктант уже писал.
И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
А вы готовитесь как-то?
А.В. БОЙКО
Ну, я просто этим увлекаюсь. Я очень люблю узнавать новое.
ВЕДУЩИЙ
Спасибо, коллеги, за ваши вопросы, внимание. Виталий Иванович, спасибо. Пресс-конференция завершена.
В.И. СУЧКОВ
Спасибо.