Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Город образования: итоги и перспективы»
19 ноября 2018, понедельник, 23:02

Пресс-конференции

13 сентября 2018 Пресс-конференция «Город образования: итоги и перспективы»

13 сентября 2018 года состоялась пресс-конференция «Город образования: итоги и перспективы»

Пресс-конференция «Город образования: итоги и перспективы»


ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Город образования: итоги и перспективы».

В пресс-конференции принимают участие Калина  Исаак Иосифович,  министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования Москвы, Черёмин Сергей Евгеньевич, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы, Кузьмин Павел Владимирович, программный директор Московского международного форума «Город образования», директор Московского центра качества образования, и Антонян Артур Агванович, первый заместитель генерального директора акционерного общества «ВДНХ».

И.И. КАЛИНА

Уважаемые коллеги, выражаю признательность и благодарность за то, что вместе провели этот форум. Хочу, чтобы первыми высказались те люди, которые делали всю работу – Павел Владимирович и Артур Агванович. Затем мы с Сергеем Евгеньевичем ответим на вопросы.

П.В. КУЗЬМИН

Добрый день. 133 000 человек посетили форум за все дни проведения. В среднем посетители проводили на форуме не менее 2,5 часов. Многие проходили неоднократно и участвовали во всех активностях. Форум оказался интересен всем: самому юному посетителю 1 год и 3 месяца, а самому пожилому 86 лет.

Наибольшее количество зрителей собрал Открытый городской педагогический совет с участием мэра С.С. Собянина - прямую трансляцию посмотрело более 200 000 человек. Это абсолютный рекорд для нас. Среди других мероприятий, вызвавших большой интерес у аудитории конференция руководителей систем образования городов мира, международная конференция Рособрнадзора «Образование в современном мире: вызовы, оценка и решения», фестиваль ветеранов педагогического труда, который посетило 1200 ветеранов. Большое количество зрителей было в Международный день в «Городе образования», где принимали участие представители более 50 стран мира и представители крупных компаний, занимающихся образованием. Масса школьников и родителей приняли участие в Дне знаний на ВДНХ. Всех заинтересованных педагогов собрал 6-й Съезд учителей г. Москвы, где были показаны современные уроки в современной школе с использованием МЭШ.

Деловая программа включала 460 секций, 130 мастер-классов – это более 400 часов просмотра, если сложить все секции по времени.  Около 1000 спикеров, более 160 прямых включений с форума.

Участвовало 53 страны, 87 городов-участников, 603 иностранных гостя со всего мира.

Выставка форума: 700 мастер-классов на стендах, 86 экспонентов. У нас абсолютно понятная концепция пространств, где можно все попробовать, посмотреть самое современное оборудование, которым оснащены московские школы. Мы представили лабораторно-исследовательские комплексы, в которых занимаются московские школьники.

Более 45 000 постов в социальных сетях было посвящено форуму. 25 иностранных СМИ посещали форум, более 1000 журналистов и 45 детских телестудий работали все эти 4 дня. Наше мероприятие 7 раз показывали в топе «Яндекса». «Город образования» стал самым посещаемым отраслевым событием мира.

Мы провели благотворительную акцию «Забег во благо» и собрали более 300 000 рублей в поддержку проекта «УчимЗнаем» в поддержку детей, которые находятся на длительном лечении.

Более 2000 активистов участвовали в слете московского отделения «Российского движения школьников».

Уже сформирована оргкомитет форума 2019 года. Мы обсуждаем основные концептуальные позиции. Планируется расширение участников-крупных компаний, ищем новые интересные проекты в формате краудсорсинга по внедрению новых интересных идей в Московское образование. Увеличится количество активностей. Мы хотим выйти за рамки павильона №75 и использовать в целом территорию ВДНХ. Поступил запрос от школьников по формированию презентационной культуры и многое другое. Планируется закрытие форума в новом интерактивном формате с участием Совета директоров, представителей учащихся, родителей и педагогов. Идей очень много и подготовка уже начата.

А.А. АНТОНЯН

Добрый день всем. Когда 2 года назад коллеги обратились к нам с предложением провести форум, мы до конца не понимали ни масштабов, ни формата мероприятия. В ходе подготовки мы предложили свои услуги и стали частью проекта. По ходу подготовки второго проекта мы поняли, что нужно увеличить территорию проведения в 3 раза – до 23 000 квадратных метров площадей, которых также не хватало. Поэтому, решили часть проекта вынести на территорию ВДНХ. К счастью, были завершены строительные работы. Таким образом, получился очень живой проект. У нас много проектов проходит, но такого успеха я не помню. По нашим данным 156 000 человек проходило за 4 дня в павильон №75. У каждой экспозиции, у каждого стенда была активность. Люди были разного возраста, разных интересов. Думаю, этот проект нужно продолжать и в следующем году. надеемся, что в следующем году этот проект перешагнет планку этого года. Надо будет постараться удивить чем-то еще. Благодарю всех, кто участвовал в подготовке проведения этого форму. Спасибо большое.

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

Эти 700 мастер-классов и другие мероприятия, как их сейчас можно посмотреть?

П.В. КУЗЬМИН

Часть есть на сайте «Школа большого города». Часть есть на сайте форума «Город образования». Но я еще раз призываю смотреть программу «Мособр – ТВ», где велись трансляции всех ключевых мероприятий и видеозаписи самых интересных аспектов деловой программы. Там можно все это посмотреть.

И. МОКРЕЦОВА - «Московский образовательный телеканал»

Планируете ли выезжать за пределы Москвы, транслировать опыт такого глобального форума в другие города?

П.В. КУЗЬМИН

Есть запросы со стороны коллег. В прошлом году мы презентовали проект предпрофессионального образования «МЭШ» на выставки в Великобритании, и к нашему стенду выстраивалась очередь. Потому что это уникальный проект – ни в одном мегаполисе мира не создана такая единая образовательная среда.  У нас есть приглашение из Великобритании на участие в следующем году в этой выставке, предложение из Арабских Эмиратов и еще у одних коллег, которые были гостями на этой выставке.

М. ПЛАТОНОВА – «Московская правда»

Иностранные специалисты на форуме сказали, что прорыв в московском образовании во многом связан с присоединением детских садов к школам. Это на каких-то площадках отдельно обсуждалось?

И.И. КАЛИНА

Для нас уже настолько привычно, что дошкольное образование – неотъемлемая часть общего образования, что, наверное, не было ничего отдельного на эту тему. Для них – это находка. Для нас - пройденный этап. Мы старались показать на форуме будущее московских школ. Мы не очень проводили экскурс в историю. Может быть, в следующем году следует поговорить о такой истории.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Какой опыт переняли коллеги из этого форума?

И.И. КАЛИНА

Мы поручим сделать отдельную подборку с интервью руководителей систем образования зарубежных городов. Они там четко говорят о том, что их заинтересовало. Но я твердо знаю, что прямое копирование системы образования одной страны другой – нереалистично и не нужно. Также как мы никого не копируем, также и нас никто не будет копировать. Есть то, что называется «информация к размышлению» - такого московский форум дал очень много.

С.Е. ЧЕРЕМИН

Хотел бы, прежде всего, сказать, что у нас на полях форума прошла международная олимпиада мегаполисов по 4 предметам, в которой участвовали из 30 крупнейших городов мира. Общаясь с руководителями команд и делегаций, я слышал восторженные отзывы о системе образования Москвы. Не зря Москва в последние годы в международных рейтингах получает самые высокие места. Не случайно мы оказались в списке 7 городов мира с самым интеллектуальным сообществом и лидером по критерию системы образования, объединяющему колледжи и исследовательские институты. В прошлом году Москва среди крупнейших городов мира заняла 3-1 место по уровню готовности к внедрению технологий будущего в сфере образования. В этих областях мы стараемся сотрудничать с партнерами из крупнейших мегаполисов мира. У нас десятки программ, которые регламентируют такое взаимодействие. Ежегодно наши коллеги из Департамента образования участвуют в различных конференциях и семинарах в Америке, Азии. Нам это важно, потому что не учитывая международный опыт, сложно быть в тренде. Мы активно изучаем сегодня лучшие достижения в международной практике лидеров в системе образования – Сингапур, Хельсинки, Токио, Сеул. Должен отметить, что мы примерно в равной позиции сегодня находимся. Это результат гигантской работы, котора проводилась с 2010 года. Здесь не только реформа образования, но и оснащение школ самым современным оборудованием. «Московской электронной школой» восхищались практически все иностранные делегаты. Такой обмен опытом надо продолжать. Кстати, у нас на олимпиаде школьников была команда из Бостона, который известен самыми передовыми научными учреждениями. Команда Бостона не попала даже на третье место среди мегаполисов мира. Опять же это свидетельство высокого качества московского образования.

С. СЕРОВА – «ИД-41»

Из Африки, Сенегала, не было делегаций?

С.Е. ЧЕРЕМИН

Из Африки делегаций не было. Вы знаете, в каком экономическом состоянии находятся эти страны. Как правило, к нам обращаются с просьбой проспонсировать пребывание делегации полностью, включая перелет. Это не совсем корректная позиция. Желающие изучить наш опыт должны найти возможность и сами приехать. Конечно, исключения можем делать, но бюджетный процесс нам не позволяет.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Одна из главных «фишек» отечественного и, в частности, московского образования – это развитое дополнительное образование. Что нас ждет в этом плане в 2019 году? есть ли какие-то сюрпризы?

И.И. КАЛИНА

Не знаю, можно ли считать сюрпризом то, что дополнительное образование будет ориентироваться на запросы московских семей. По вопросам дополнительного образования мы учредим отдельную пресс-конференцию.

Огромную роль играет интеграция общего и дополнительного образования. Высокий результат московских школьников в PISA связан именно с тем, что, не смотря на школьную программу, у нас очень мощная система дополнительного образования. Все это в целом дало им возможность показать очень высокие результаты в PISA, которые ориентированы не только на фундаментальные знания, но и на умение эти знания применять в реальной жизни, чему и учит дополнительное образование.

Е. ЛУКА – «ТАСС»

Участвовали ли в форуме зарубежные школьники? Планируется ли по обмену в 2019 году пригласить их и познакомить с нашим образованием?

И.И. КАЛИНА

264 участвовало – это количество школьников, приехавших на олимпиаду - они все посетили форум.

П.В. КУЗЬМИН

Мы приглашали гостей из разных стран. Там были гости разного возраста: школьники, студенты, спикеры зрелого возраста.

И.И. КАЛИНА

В последнее время мы просим школы (а они имеют право самостоятельного обмена школьниками с другими странами) нас информировать, когда делегация наших школьников уезжает за рубеж, или из-за рубежа приезжает делегация. Сейчас у нас установился такой паритет: примерно сколько наших школьников приезжает туда, столько же обычно приезжает оттуда. Раньше к нам не ехали, может быть, потому что было не интересно, а теперь растет и то, и то количество. Но это не в связи с форумом, а в течение всего учебного года.

ВЕДУЩАЯ

Сергей Евгеньевич, как Вы думаете, ожидается ли дальнейший прирост международного участия в олимпиаде мегаполисов?

Каковы ваши личные впечатления от форума?

С.Е. ЧЕРЕМИН

Мы обязательно будем продолжать работу и привлекать крупнейшие города мира. Но, конечно, мы не можем бесконечно увеличивать их количество. Это связано не только с бюджетом, но и логистикой. Думаю, что оптимальное количество мегаполисов – 50-60. В этом году к нам присоединились Мадрид, Франкфурт-на-Майне и другие. К сожалению, не смогла присутствовать команда из Мехико. Есть ряд команд, которые не приехали по политическим соображениям. Надеемся, что в следующем году к нам присоединится еще 2 американские команды, а также команда Лондона. Такую работу точно будем продолжать..

По поводу личных впечатлений, мне понравились сессии на стенде «Инженерный класс». это крайне полезно, в т.ч. потому что нам предстоит еще многое сделать с точки зрения развития профессионально-технического образования. Здесь мы тоже будем опираться на международный опыт. В прошлом году мы подписали в Сингапуре соглашение о том, что колледж профессионально-технического образования – это одно из самых передовых в этой отрасли учебных учреждений в мире, будет оказывать вам содействие, совместно с российскими технологиями, в создании пилотных школ профессионально-технического образования, в т.ч., по самому последнему слову техники и науки. Мы продолжим реализовывать эту рпограмму вместе с «Ростехом». Нам предстоит еще много работы. Растет количество выпускников школ, которые изначально выбирают для себя профессионально-технические классы. В этом смысле нам очень интересен опыт Берлина, Франции, Китая, где такие программы развиваются.

ВЕДУЩАЯ

Исаак Иосифович, какое событие форума стало для Вас самым значимым?

И.И. КАЛИНА

Конечно, педсовет, выступление мэра на педсовете.

С.Е. ЧЕРЕМИН

Если говорить о панельных дискуссиях и сессиях, мне больше понравилась сессия, где выступали руководители делегаций крупнейших городов мира.

С. СЕРОВА – «ИД-41»

Обсуждались ли вопросы здравоохранения?

И.И. КАЛИНА

Педсовет в этом году тем и отличался, что не замыкался только на вопросах образования. Сергей Семенович в своем докладе сделал, естественно,  очень точный обзор жизни ребенка в городе. Это касалось и здравоохранения, и культуры и многого другого. Доклад есть в свободном доступе. Его можно посмотреть на «Мособр-ТВ». Понятно, что здоровый ребенок ведет себя гораздо спокойнее, чем ребенок с проблемами. Но даже если ребенок болеет, есть вторая составляющая – это внимание к нему. И решение, которое принял мэр Москвы, об увеличении оплаты за классное руководство – это около 25 000 теперь, - это и есть некая планка оценки внимания, которое педагоги города, в первую очередь, классные руководители, проявляют к каждому ребенку. Благодаря этому за последние 7 лет, по сравнению с 2010 годом, количество правонарушений, по данным органов внутренних дел в Москве, снизилось, в среднем, в два раза. Это серьезный показатель, который зависит от большого количества факторов, в том числе, от внимания к здоровью детей. Естественно, в докладе мэра это тоже было затронуто.

О. ФРОЛОВА – «Звездный бульвар»

Были ли представлены павильоны для детей с ограниченными возможностями здоровья? Насколько они были популярны?

П.В. КУЗЬМИН

Как программный директор, категорически против делать отдельные диспозиции для детей с особыми потребностями. У нас единая выставка. Мы не делим детей на категории. Любой ребенок может принять участие в работе сессий. «МЭШ» дает профессиональное, дополнительное образование, «WorldSkills», дошкольное образование – все для любого ребенка, любой семьи. Московская школа создает условия, если она необходимы, но не выделяет детей. У нас есть все возможности для проявления интереса любого ребенка, любой семьи, которая придет на форум.

О. ФРОЛОВА – «Звездный бульвар»

Если от коллег поступит такая просьба, вы сможете предоставить площадки выставки, чтобы провести там экскурсии по отреставрированным павильонам?

А.А. АНТОНЯН

В рамках проведения форума у нас были предложения для организации экскурсий для участников. Этот проект будет продолжаться. В следующем году будет больше возможностей и предложений. В рамках форума все посетители будут иметь возможность посещать действующий музей.

И.И. КАЛИНА

Благодаря форуму я, как и другие ребята, посетил панораму Москвы – макет Москвы. Впечатляет. Хорошая идея, чтобы ребята, посещающие форму, могли пройти экскурсионные маршруты.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, коллеги. На этом пресс-конференция завершается.