Пресс-конференция «Формирование культуры безопасности на дорогах средствами дополнительного образования»
4 октября 2018 года состоялась пресс-конференция на тему: «Формирование культуры безопасности на дорогах средствами дополнительного образования»
В 2017 – 2018 гг. в Москве прошел юбилейный 40 слет – конкурс юных инспекторов движения
ВЕДУЩАЯ
Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Формирование культуры безопасности на дорогах средствами дополнительного образования».
В пресс-конференции принимают участие Павлов Игорь Сергеевич, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, Ващилин Анатолий Сергеевич, директор школы № 1194 и Горячева Юлия Алексеевна, руководитель отряда Юных инспекторов движения школы № 1413.
И.С. ПАВЛОВ
Уважаемые коллеги, ничего, кроме культуры и безопасности, не может быть поставлено на первое место, когда речь идет о жизни и здоровье детей. Сегодня мы будем говорить о культуре безопасности на дорогах средствами дополнительного образования. Правительство Москвы, ГИБДД, профильные ведомства прилагают огромные усилия, чтобы город становился безопаснее, движение безопаснее, а мы с вами жили во все более комфортной среде. Департамент также встраивается в общегородские задачи. Поэтому, мы формируем культуру безопасности наших ребят в соответствии с этими общегородскими задачами. Все это осуществляется в соответствии с планом совместной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2016-2018 годы (в рамках федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения до 2020 года), одобренным ГИБДД Правительства Москвы, Управлением на транспорте ЦФО, Уполномоченным по правам ребенка в Москве, который координируют два оператора в системе Департамента (на базе колледжа связи №54 и на базе романовской школы). Одним из центральных инструментов, утвержденных на общегородском уровне, является паспорт дорожной безопасности образовательной организации, который есть у на сайте каждой образовательной организации. Он призван сформировать безопасные маршруты обучающихся: «ребенок-дом-школа-дом». Естественно, в зависимости от дорожной ситуации паспорт периодически обновляется. Паспорт регулируется нашим приказом.
Второй инструмент – интернет-портал по безопасности дорожного движения «Зебрёнок», который является неотъемлемой частью «МЭШ». В нем публикуются новости этого направления, туда выкладывается опыт московских педагогов, т.е. та работа, которая делается в системе. Это формирование медиатеки, в т.ч., работы, созданные самими ребятами. Там же популяризируется проект «ЮИД» - юные инспектора движения. Большое внимание уделяется профилактическим событиям, таким как квесты, конкурсы, игры, соревнования, которые проводятся, в подавляющем большинстве, на межведомственной основе. Например, только что закончили месячник «Снова в школу», совместный с ГИБДД и ЦОДД, где было большое количество профилактических и просветительских мероприятий, а также обследование школьных территорий, дорожной инфраструктуры и т.д.
Ежегодно мы добиваемся хороших результатов в общероссийских конкурсах разного типа. Например, в 2017-2018 гг. мы стали победителями Всероссийского первенства по многоборью, второе место заняли в интернет-олимпиаде для школьников по правилам дорожного движения. Ежегодно наши ребята занимают призовые места. Передаю слово коллегам.
А.С. ВАЩИЛИН
Добрый день, уважаемые коллеги. Одно из приоритетных направлений дополнительного образования – обеспечение комплексной безопасности детей, профилактика дорожно-транспортного травматизма. В нашей школе существует налаженная система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, начиная с дошколят и заканчивая старшей школой, родителями, с которыми мы проводим различные беседы. Большое внимание мы уделяем обучению воспитателей и педагогов по подготовке и проведению мероприятия, направленных на такую профилактику. С этой целью проводятся семинары. В школе осуществляется обучение по программе дополнительного образования «Юные инспектора движения», где занимаются, также, дети и из других образовательных учреждений округа. Ребята изучают правила дорожного движения, безопасность на дорогах, учатся прокладывать безопасный маршрут от школы до дома и других социально значимых объектов, учатся грамотно водить велосипед. Мы прививаем ребятам с раннего возраста навыки оказания первой помощи.
В школе существует отряд ЮИД, куда входит 20 человек. Их силами в школе проводятся мероприятия: «Посвящение в пешеходы», «Шагающий автобус», «Письмо водителю», «Родительский патруль», «Пристегнись, Россия», «Засветись» и другие. Сегодня все наши ученики при себе имеют нашивки или другие опознавательные флюгеры, которые светятся в темноте и помогают водителям разглядеть пешехода на проезжей части.
Каждый год в школе проходит этап конкурса «Безопасное колесо» среди 4-5 классов. Формируется школьная команда, которая отстаивает честь школы на окружных и московских соревнованиях. Наша команда – неоднократный победитель городского и окружного этапов конкурса юных инспекторов движения.
Ребята со всей школы участвуют во Всероссийской интернет-олимпиаде для школьников на знание правил дорожного движения, во всероссийском конкурсе «Безопасная дорога детям», московском конкурсе «Город безопасности». В летние каникулы отряд ЮИД, совместно с батальоном ГИБДД по Зеленограду и общественной организацией «Зеленоград против хамства» организовывают велопробеги «Безопасный велосипед». Второй год подряд ребята из нашего отряда ЮИН выигрывают в конкурсе по разработке мероприятий по безопасности дорожного движения и составления подспорья команды. Главный приз – путевка во Всероссийский детский центр «Орион». Вчера команда наших ребят отправилась туда. Там они будут участвовать в тематической дополнительной развивающей программе ЮИД.
В Зеленограде существует более 20 отрядов ЮИД в каждой образовательной организации округа. Проводятся различные акции, такие как «скорость убивает», «давай пройдем по городу» и т.д. Все школьные комплексы тесно сотрудничают с нашим отделением ГИБДД по Зеленограду, проводят совместные беседы с учащимися, родительские собрания, акции и мероприятия, направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма.
Принятые нами меры позитивно отражаются на ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом в Зеленограде. На сентябрь у нас было зафиксировано 16 случаев ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет. В этом году эта цифра снизилась на сегодняшний момент до 10.
Непосредственно в нашей школе количество нарушителей ПДД снизилась более чем на 50% за последние 3 года. Это также результат проводимой работы.
Ю.А. ГОРЯЧЕВА
Добрый день, уважаемые коллеги. Наше движение началось недавно – 2 года назад, с создания небольшого кружка «Академия ГИБДД». Потом мы попали на сайт «Зебренок» и решили создать свою первую команду для участия в «Безопасном колесе». Сайт очень удобный, эффективный, информация размещается своевременно по проведению разный мероприятий. Там много полезный методических рекомендаций. Там предлагается множество тематических игр по правилам дорожного движения, книги, мультфильмы. По нашим результатам, благодаря сайту и поддержке городских операторов в последние 2 года, мы в первый и второй годы сразу заняли 1 место, а на уровне города вошли в 10-лучших. В прошлом году был прорыв в номинации оказания первой доврачебной помощи. При подготовке дети по собственной инициативе завели блокноты, куда записывали рекомендации, занимались с сотрудниками МЧС. По инициативе детей у нас создано несколько агитбригад, с которыми мы выступаем в детских садах и других школьных отделениях. Прошлой осенью нас пригласили на праздник московской полиции в «Лужниках». Кстати, на сайте «Зебренок» есть все фотографии. Мы проводим разные акции. Одна из них стала основой для проекта, с которым мы заняли 1 место на конкурсе «Город безопасности».
На сегодняшний день наш отряд насчитывает более 50 ребят, а начинали мы с 4. Наши первопроходцы стали наставниками для новых детишек.
Сейчас мы работает над созданием макета города будущего с разработанными маршрутами для пешеходов и велосипедистов.
И.С. ПАВЛОВ
Интерес является движущей силой для ребенка. Оказывается, формирование культуры и безопасности можно сделать интересным для детей. Если ребенку интересно, он осваивает это легко и он активно начинает такие практики использовать.
И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
В чем суть акций «Письмо водителю» и «Родительский патруль»?
А.С. ВАЩИЛИН
«Родительский патруль» - это когда дети вместе с родителями выявляют нарушителей правил дорожного движения, в основном, пешеходов и велосипедистов.
«Письмо водителю» - это когда ребята пишут письмо водителям о том, что необходимо соблюдать ПДД, что от этого зависит жизнь пешеходов. Потом мы раздаем их водителям на улице.
И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»
Игорь Сергеевич, вопрос про юношеские автошколы. Сколько их в Москве? Кто там может заниматься и что там вообще происходит?
И.С. ПАВЛОВ
Сначала я бы присоединился к ответу на предыдущий вопрос. Участниками дорожного движения являются также родители наших учеников. Формирование культуры безопасности, особенно, дорожного движения, требуется всем участникам процесса. Для нас принципиально важной является работа с родителями. В этом контексте «Письмо водителю» лучше назвать «письмом водителю-родителю». Многие другие акции тоже направлены на это. Многие вопросы поднимаются на родительских селекторах два раза в месяц.
По поводу юношеских автошкол, права можно получить только с 18 лет. Но подготовку, начиная с ЮИД и культуру вождения велосипеда, и многое другое – к 18 годам они всю теоретическую часть осваивают. В юношеских автошколах они сдают фигурное вождение на велосипедах, и правила ПДД. В 18 лет они уже готовы к сдаче государственного экзамена и вождению автомобиля.
По Москве таких автошкол – более 130.
И. АКСЕНОВ – «Московский образовательный телеканал»
Сейчас мы посмотрели, как происходит изучение темы в сфере дополнительного образования. Как происходит интеграция в основном? Есть ли какие-то межпредметные связи, которые помогут раскрыть эту тему на других предметах, кроме ОБЖ?
А.С. ВАЩИЛИН
Как я уже говорил, мы обучаем педагогов проводить различные мероприятия, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Свободное время в образовательной программе: на 5-минутках, на классных часах и другие мероприятия направлены на такую профилактику.
Ю.А. ГОРЯЧЕВА
Я преподаю технологию и ИЗО. У нас связь прямая, особенно, с уроками технологии. Например, при изготовлении макета города будущего мы занимаемся 3-D- моделированием различных дорожных ситуаций. Но я знаю, что в начальной школе учителя тему ПДД включают в свои различные уроки и тестовые материалы.
Б. СТАРЦЕВ - «Вести образования»
В свое время авторы ГОС писали, что в каждой школе должен быть автогородок. Есть ли такие в каждой московской школе?
И.С. ПАВЛОВ
Там написано больше о создании условий для обеспечения обучения этому модулю. Всего у нас около 93 автогородка, так как они требуют емких территорий. Они равномерно распределены по всей Москве, чтобы в шаговой доступности можно было образовательным организациям, где таких городков нет, воспользоваться этой инфраструктурой.
А.С. ВАЩИЛИН
В частности, в Зеленограде у нас есть большой автогородок, которым пользуются все образовательные организации округа. Помимо этого, практически в каждой образовательной организации есть мобильные городки, которые можно переносить в различные отделения и использовать в образовательной деятельности.
И.С. ПАВЛОВ
Образцы этих городков представлены на портале «Зебренок». Они очень интересны, особенно, для дошколят и начальной школы.
А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»
Расскажите подробнее о такой актуальной акции как «Засветись».
А.С. ВАЩИЛИН
Наша школа – базовая площадка, координатор мероприятий, связанных с профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма. На базе нашей школы проходит обучение специалистов из других образовательных организаций нашего округа. Акции, подобные «Засветись», проводятся на всей территории нашего округа. Детям в ходе акции рассказывается о том, что пешеход должен создать условия, чтобы водитель его заметил. Мы показываем, насколько ребенка видно без фликеров и с ними. Детям становится интересно, они просят родителей приобретать им одежду со светоотражающими элементами. Также, мы проводим конкурсы дизайна фликеров для детей. В первом классе проводится акция «Посвящение в пешеходы», в ходе которой ребятам торжественно вручаются первые фликеры и удостоверение юного пешехода. Детям это очень нравится.
И.С. ПАВЛОВ
В прошлом году нами, Департаментом транспорта и ГИБДД была проведена общегородская акция, где было роздано более 20 000 разных светоотражающих элементов (для одежды, ранцев). В первую очередь, мы ориентировались на ТиНАО и другие участвующие районы. В этом году директорский корпус проявил инициативу: когда они встречали первоклассников, они дарили им светоотражающие брелоки с эмблемами школ. Это важный элемент культуры безопасности, который следует перенять и взрослым. Призываю сделать акцию «Засветись» всенародной.
Ю.А. ГОРЯЧЕВА
У нас в Академии изначально была акция, когда были пересчитаны дети и родители в школе, у которых нет светоотражателей. Потом наша группа раздавала эти фликеры, клеили их на детские коляски и т.д. Пока они раздавали их, у них появилась фраза: «Водитель видит тебя – ты жив, - водитель счастлив».
А. ЗРАЖАЕВА – «Вести образования»
Что детям особенно интересно в тематике ЮИД?
Ю.А. ГОРЯЧЕВА
Интересно все. Сейчас существует дефицит общения между родителями и детьми. Не хватает внимания и заботы. Вот это направление – это любовь и забота о ребенке. Это общение, что ими интересуются, их проблемами, что они сами могут участвовать в решении этих проблем. Особенно им нравится отвечать на тестовые вопросы. Самое любимое – оказание доврачебной помощи. У нас был случай, когда наша маленькая девочка смогла оказать первую помощь до приезда скорой помощи.
А. ЗРАЖАЕВА – «Вести образования»
Есть ли у таких кружков и отрядов прямые конкуренты?
Ю.А. ГОРЯЧЕВА
Не знаю.
И.С. ПАВЛОВ
Дополнительное образование живет благодаря тому, что там в каждый момент появляется здоровая конкуренция. Здесь надо гордиться тем, что у нас такие огромные социокультурные возможности. Москва сейчас в этом смысле конкурирует только с мировыми мегаполисами. Развивая систему дополнительного образования и, в частности, этого направления, не только могут, но и должны попробовать обучаться по разным направлениям. Могут быть любые объединения дополнительного образования, которые интересны ребенку на том или ином этапе развития. Здесь ребенок голосует своим интересом.
Б. СТАРЦЕВ – «Вести образования»
У ребенка в школе был конкретный случай, когда один мальчик получил травму в школе. После этого школу и класс, где ребенок учится, каждый день стали посещать инспектора, заучи, директор школы. В то же время, воспитательная функция – это функция родителей, а школа должна учить. Как здесь разграничить, где ответственность школы, а где родителей? Не стоит, наверное, утверждать, что какой-то конкретный мальчик, образно говоря, попал под машину. Где грань, чтобы школу не давили всякие проверяющие структуры?
И.С. ПАВЛОВ
Я бы здесь ушел от этого вопроса. Каждый из нас, и родители, и школа, должны сделать все, чтобы привить ребенку эту культуру безопасности.
Мы видим, что ежегодно процентное количество участников ДТП – детей, по собственной неосторожности, - оно сокращается. Но мы не можем взять ответственность за папу-водителя, который становится участником наезда, либо попадают в ДТП, когда папа за рулем. Здесь не совсем корректен вопрос о том, кто главнее. Приоритет в безопасности ребенка. Наша задача – сформировать у детей, родителей, педагогов, администрации культуру безопасности. Это одно из центральных направлений образования наших ребят, потому что за ним стоит жизнь.
ВЕДУЩАЯ
Спасибо. Пресс-конференция завершена.