Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Большая Арктическая Экспедиция - 2019»
22 сентября 2019, воскресенье, 10:48

Пресс-конференции

07 мартa 2019 Пресс-конференция «Большая Арктическая Экспедиция - 2019»

7 марта состоялась пресс-конференция «Большая Арктическая Экспедиция - 2019»

Пресс-конференция «Большая Арктическая Экспедиция - 2019»


ВЕДУЩАЯ

Начинаем нашу пресс-конференцию на тему: «Большая Арктическая Экспедиция - 2019».

В пресс-конференции принимают участи Шпаро Матвей Дмитриевич, руководитель Большой Арктической Экспедиции - 2019, директор «Лаборатории путешествий», Игнатов Игнат Андреевич, руководитель научного отряда «Барнео», победитель конкурса «Учитель года Москвы – 2018» и Вержбицкий Юрий Юрьевич, директор школы № 892.

М.Д. ШПАРО

Всем добрый день. Большая Арктическая Экспедиция проходит второй год. До этого были просто российские путешествия молодежи на Северный полюс. Мы запустили большой образовательный проект. Во всех школах у ребят есть возможность пройти онлайн-викторину, а так же у их родителей, бабушек и дедушек. Каждый, кто ее прошел, становится участниками или соучастниками нашей экспедиции. В прошлом году таких было 100 000 человек.

В прошлом году у ребят прошли различные уроки, связанные с Арктикой ( по физике, географии, истории и т.д.). Так появляется большое количество ребят, заинтересованных в Арктике. А дальше у них есть возможность принять участие в одном из двух экспедиционных отрядах. Отряд «Полюс» идет на лыжах, т.е. нужен туристский опыт, нужно пройти учебно-тренировочные сборы – сегодня таких отобранных ребят уже 40 человек, и в 6 часов они отправляются с Ленинградского вокзала в Карелию, где они будут проходить финальные учебно-тренировочные сборы, на основе которых будут выявлены 7 членов отряда «Полюс». Отряд «Барнео» - новшество прошлого года. До этого никакие ребята не занимались научными исследованиями в Центральной Арктики. А в прошлом году у них появилась возможность оказаться на российской дрейфующей станции «Барнео» и вместе с российскими учеными изучать морскую живность, лед, снег. В этом году исследования продолжаются. Отряд тоже состоит из 7 человек и формируется посредством учебно-тренировочных сборов.

Сам я, как руководитель всей экспедиции, пойду на лыжах с детьми. Я отвечаю за безопасность всей экспедиции. Но мне нужна была «правая рука», товарищ, который бы возглавил отряд «Барнео». Им стал Игнат Игнатов. В прошлой экспедиции тоже руководителем отряда «Барнео» был «Учитель года» - Иван Смирнов. Я понял, что профиль этого «Учителя года» оказался совершенно не важным, потому что это звание само по себе ярко характеризует человека. Когда в этом году среди претендентов появился Игнат, я изначально к нему проникся. «Учитель года» обладает правильными и нужными компетенциями – он умеет креативить, взаимодействовать с детьми. Он не ленивый – это очень важно.

И.А. ИГНАТОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. спасибо коллегам за представление. Надеюсь, что в следующем году традиция продолжиться и вместе с Матвеем на Север полетит еще один учитель года, которого выберет Большое жюри в апреле этого года.

Для меня большая удача и честь – стать руководителем отряда «Барнео». Я уже имею опыт организации проведения образовательных и развивающих лагерей.

Медицинские, академические и инженерные классы объединились и вместе с ВУЗами принимают активное участие в формировании исследовательской и научной программе. В этом принимают участие «Сколково» и «Линтех», которые предложили разработать совместно с московскими школьниками и студентами колледжей, наставниками, представителями Городского методического центра разработать некий «Арктический зонд» - это пока его рабочее название. Команды разделились на несколько групп и работают над этим зондом, который в этом году в пилотном режиме, а в следующем, надеюсь, автономно, будет передавать данные в Москву. Есть и другие инженерные программы совместно с ВУЗами. Мы приглашаем к сотрудничеству и готовы для новых образовательных научных проектов.

Участником экспедиции может стать каждый. Мы приглашаем вас принять участие в Большом арктическом диктанте. Это очень познавательный квест. Он нацелен на самостоятельный быстрый поиск информации.

М.Д. ШПАРО

В этом году на станцию «Барнео» привезут автономный арктический зонд, который на протяжение работы экспедиции будет передавать свои координаты и какие-то данные (давление, влажность и т.д.). Пока что речь о минимуме данных. Но каждый школьник онлайн сможет посмотреть, как там этот зонд. Потом он вернется в Москву и школьники смогут посмотреть, как выдержал зонд пилотные испытания, чтобы на следующий год сделать не прототип, а реально важный для науки арктический зонд, который будет поставлять научные данные: температура воды, фотография раз в  день и т.д.

К московской экспедиции привлечено большое внимание из разных научных институтов. Если школьникам дать задание, они его хорошо выполняют. Поэтому, наша задача – найти хорошие задания из научных институтов, чтобы потом полученные данные передать им обратно. Например, мы все знаем, что магнитное поле земли блуждает. В Новосибирске есть магнитная обсерватория, которая дает ребятам специальное оборудование, обучает им пользоваться, чтобы получить себе нужные данные с Северного полюса, т.к. станция находится в 60-70 км от полюса. Поэтому, для науки есть практическая ценность от нашей экспедиции.

Ю.Ю. ВЕРЖБИЦКИЙ

Добрый день. Благодаря тому, что Большая арктическая экспедиция пройдет уже во второй раз, в нашей школе появилась традиция – в марте проводится арктический месячник. Это цикл мероприятий, которых охватывает всех наших ребят, от дошкольных групп до старшеклассников. С собой сегодня я принес любимую фотографию М. Шпаро, на которой дошкольники нашей школы изучают животный мир Арктики. Также, проводятся тематические игры. Все это развивает познавательный интерес у ребят. Здесь чувства соединяются с интеллектом и формирует долгосрочный интерес. Тема Арктики в этом очень помогает. В средней и старшей школы школьники проходят Арктический диктант. Он достаточно сложный и метапредметный, охватывающий биологию, географию, естествознание, ИЗО, информатику, испанский, немецкий, английский, историю, математику, музыку, ОБЖ и другие. Это то, что я сам вчера решил на 100%, все остальное у меня западало. После диктанта проходит большое количество «арктических» уроков в течение месяца. Все сценарии мы берем из МЭШ, где их более нескольких сотен на различные темы (этология, география, история и т.д.). Уверен, что большинство московских школьников мечтают попасть на Северный полюс. Для этого они должны пройти ряд испытаний, о которых подробнее можно узнать в Положении Большой арктической экспедиции. Важным здесь является наличие физической подготовки, участие в лыжных соревнованиях, успешное прохождение «Арктического диктанта» и многое другое. Наши ребята борются за право попасть в 14 самых счастливых  московских школьников.

М.Д. ШПАРО

Юрий Юрьевич в прошлом году был одним из немногих директоров, которые выиграли конкурс и проводил ребят на острова архипелага Шпицберген. В прошлом году в конкурсе принимали участие 15 директоров, из которых было выбрано 3, которые тоже прошли испытания, показали хорошие результаты, в  т.ч., своих школ по вовлечению ребят в тему Арктики.

Сейчас в каждой московской школе есть возможность подать заявку на проведение их школе т.н. «Урока от полярника».

Есть 14 детей, которых мы подготовили, разработали методический урок, который включает в себя интерактивную интересную программу. И они приходят чтобы перед большое аудиторией школьников провести его. Это «вишенка на торте», которая завершает «Арктический месячник» в школе Юрия Юрьевича – приходят те ребята, которые год назад стояли на вершине планеты. Сейчас уже 27 московских школ запросили такие «Уроки от полярника».

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Будет ли в этом году конкурс для директоров?  В чем он заключается?

М.Д. ШПАРО

Он уже идет. Он объявлен «Лабораторией путешествий, совместно с Городским методическим центром». Все условия есть на нашем сайте и сайте Городского методического центра. Основные условия в том, что директор сам должен хорошо пройти «Арктический диктант». Он не должен лениться. Он должен как можно лучше и больше вовлечь свою школу в арктическую историю. Для этого ему предоставляются различные инструменты: наш «Урок от полярника», онлайн-диктант, который сделал Методический центр, уроки в МЭШ. Все это прозрачно. В результате появляются те, кто хочет провожать или встречать экспедицию на островах Шпицберген.

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Что за конкурс «Арктика» а Зарядье?

Как проходят тренировки в проруби?

М.Д. ШПАРО

По поводу проруби, не важно, сколько человеку предстоит идти в Арктике – 1000 км или 100 км. Он все равно встречается с разными сложностями: метели, торосы, пурга, полыньи в дрейфующем льде.  Иногда такую полынью можно обойти, а если это невозможно, и она не очень широкая, то ее надо переплыть. Для этого нужно подготовиться морально и физически. Для этого мы тренируем ребят, в т.ч., погружаясь в прорубь. Все это происходит под присмотром МЧС на одном из московских водоемов при наличии спасателей и т.д., но все равно все это близко к настоящей арктической задаче. Есть специальные костюмы, которые надеваются поверх всей одежды, ботинок – они очень тонкие, но прочные. За все 10 экспедиций он ни разу не прорвался. Каждый участник должен надеть его и заставить себя погрузиться в воду. Важно преодолеть свой страх. Конечно, нужно уметь плавать. Для того чтобы попасть в экспедицию, вообще нужно многое уметь: ходить на лыжах, пройти  соревнования «Лыжня России». Именно пройти, а не выиграть. Мы берем не победителей, а ребят, у которых, в первую очередь, развито внутреннее желание, которое мы и пытаемся как-то замерить.

И.А. ИГНАТОВ

Я знаю, что есть конкурс проектно-исследовательских работ «Арктика», который проводится с 11.02.2019 по 10. 03.2019. Он проходит в 2 этапа. В нем следующие тематические направления: сохранение биоразнообразия в Арктике, освоение природных богатств арктического шельфа, дрейфующие полярные станции в Арктике, арктические экспедиции и жизнь в условиях крайнего севера. Подробнее о конкурсе можно почитать на сайте Городского методического центра в разделе «конкурсы и проекты».

М.Д. ШПАРО

Чтобы стать участником отряда «Барнео», необходимо подать проект на одну из перечисленных Игнатом тем в адрес Городского методического центра. Центр, вместе с Игнатом, мной и другими членами жюри все это смотрит. Часть проектов будет заслушана в Зарядье 17-18 марта. Там мы познакомимся с ребятами и проектами, которые они предложат. После, 23-24 марта, мы сформируем кандидатом в отряд – порядка 40 человек. Уже сейчас на конкурс «Арктика» подано 85 заявок, и они продолжают поступать каждый день. Эти 40 человек отправятся на 2 дня на учебно-тренировочные сборы в Рузу, где существует учебная база, позволяющая соприкоснуться  с тем, что их ожидает на Севере и каждому из членов жюри провести профессиональное собеседование с каждым претендентом. Благодаря этому мы сможем более точно и правильно отобрать ребят в отряд «Барнео».

И. ЯРМОЧЕНКОВ – «РИА Новости»

Сколько школьников приняло участие в отборочной викторине? Когда состоится сам поход?

М.Д. ШПАРО

На данный момент через онлайн-викторину прошло 1100 ребят. При этом, она не заканчивается, а будет идти до конца апреля, потому что она позволяет людям, которые ее проходят, почувствовать свою сопричастность с работой, проводимой в Центральной Арктике. В прошлом году через эту онлайн-викторину прошло порядка 8000 ребят. Думаю, примерно так и будет – 8000-10 000.

В данный момент вылет планируется с 10 по 20 апреля. Мы еще как минимум 1 раз соберем журналистов, когда у нас появятся финалисты.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Почему отряд называется «Барнео»? Ведь есть остров Борнео.

Ю.Ю. ВЕРЖБИЦКИЙ

У полярников жизнь очень суровая. Поэтому они часто подогревают себя юмором. Они специально назвали свою станцию «Барнео», но, так как это не одно и тоже, что и тропический остров, то букву изменили.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Какие опыты и эксперименты будут делать дети?

М.Д. ШПАРО

Каждый год на протяжение 20 лет на станцию «Барнео» приезжают разные российские ученые из разных институтов, чтобы собирать себе данные. Наши дети являются только помощниками. Наша собственная большая задача – показать всем московским школьникам, что нужно мечтать, что мечты осуществимы. При этом у нас есть возможность быть чуть-чуть практикополезными.

И.А. ИГНАТОВ

Мы сейчас договариваемся о том, что те ученые, которые там будут, может быть, почитали лекции или провели беседы с московскими школьниками.

Помимо заданий от ВУЗов, которые мы там будем выполнять, у ребят будут свои проекты как продолжения проектных работ, которые они подают на конкурс «Арктика».

У нас есть некоторые договоренности с МГУ им. Ломоносова (химический, географический факультеты), ведутся переговоры  с НИИ ядерной физики МГУ. Возможно, будут какие-то задания от МИСиС, Политеха и других.

Мы знаем, что проведение таких экспериментов – это длительный процесс. Поэтому, в нашей научной инженерной программы будет предусмотрена физически-спортивная часть, развивающая часть программы. Для меня важно транслировать то, что это не только научный проект, он носит также образовательный характер.

«Вести образования»

Добрый день. Игнат, у меня к Вам вопрос: что вызывает у вас больший интерес? Почему Вы согласились стать руководителем отряда «Барнео»? Что Вас замотивировало?

И.А. ИГНАТОВ

Меня замотивировало то, что в этом проекте я увидел не только научную, но и образовательную составляющую. У меня есть достаточно большой опыт организации проведения различных лагерей и экспедиций, поэтому для меня важно принести как можно больше пользы для московского образования в этом проекте. Это выдающийся проект. Выдающаяся удача стать руководителем отряда «Барнео», работать с замечательными людьми в замечательных условиях.

М.Д. ШПАРО

Интересно, если присутствующим здесь предложить стать руководителями отряда «Барнео», неужели кто-то бы сказал: «нет, я не хочу»? Все-таки, это шанс, который нужно хватать и использовать.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

Планируете ли вы расширять географию таких маршрутов?

Матвей, в свое время Вы же работали еще и с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Есть ли планы по вовлечению в ваши проекты такой категории детей?

М.Д. ШПАРО

Реализовать проект, в который вовлечено большое количество детей, школ… Пока мы сосредоточены на районе Центральной Арктики. Проект сложный и трудный. Можно, конечно, делегировать полномочия и плодить проекты. Но тогда будет страдать качество, мне кажется. Хочется, чтобы качество было очень хорошим. Тем более, когда речь идет об очень нестандартных вещах и нестандартной ответственности.

Что касается вовлечения в экспедиции ребят с ограниченными возможностями, мы продолжаем это делать. Мы проводили в этом году одиннадцатый Кубой Мэра по спортивному туризму среди учащихся коррекционных классов коррекционных школ Москвы, как раз для ребят с ограниченными возможностями. Проводим очень хорошие программы, связанные с собаками хаски, в Сокольниках, именно для этих ребят. Востребованность таких историй с активным туризмом, с активными путешествиями, в т.ч., для ребят из коррекционных классов и ребят с ограниченными возможностями очень велика. Мы тоже не очень сильно справляемся с этим, потому что запрос существует.  Думаю, что большой крупный проект мы в ближайшее время реализуем, но пока я не хотел бы об этом распространяться. Всему свое время.

ГБОУ Школа №1285 «Компас ТВ»

Какими качествами должен обладать участник экспедиции?

Ю.Ю. ВЕРЖБИЦКИЙ

Это должен быть смелый человек, с развитыми мягкими навыками, т.е. soft skills – в определенный момент увлечь за собой, взять командование на себя, а в какой-то момент четко подчиниться и выполнять то, что ему скажет руководитель группы. Т.е. , он должен уметь работать в команде. Это самое главное. Как, в принципе, для любой туристической деятельности. Убежден. что походы, в т.ч., арктические, способствуют формированию таких навыков.

М.Д. ШПАРО

Убежден, что любой человек, если его спросить о самых важных качествах, он назовет свои самые важные качества. Их много. В моем представлении  самое важное – это уровень желания, который есть у человека, чтобы что-либо сделать. Это позволяет преодолевать сложности, мотивирует.

Типичная история: большая палатка, в которой спят 8-9 человек. в спальном мешке очень тепло, а вне – минус двадцать. Но нужно утром заставить себя вылезти из него, надеть холодную одежду. Должно быть первоначально очень сильное желание дойти до Северного полюса, чтобы переступить через такие ежедневные неприятности.

Т. КАЛМЫКОВА – «За Калужской заставой»

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, всегда ли внутреннее желание школьника принять участие в таком походе совпадает с желанием родителей? Как вы работаете с родителями? Как убеждаете их, что дети будут с вами в безопасности?

М.Д. ШПАРО

Тут должно совпадать желание родителей и ребенка. Родитель должен уметь отпускать и доверять, причем не конкретному руководителю экспедиции, а своему ребенку. А так, я хожу на Северный полюс 11 лет. Со мной сходил принц Монако – вернулся довольный и счастливый домой. Ходили дети - все вернулись, никто не болел. До этого ходил в экспедиции мой отец 40 лет – тоже ничего не случалось. Большой багаж опыта является достаточно убедительным, если человек захочет, чтобы его убедили. Если не захочет, то ребенок ни в какой поход не пойдет, да и в лагерь обычный даже не поедет.

Информационное агентство школы №1360

Проводились ли раньше подобные экспедиции?

М.Д. ШПАРО

В прошлом году была первая Большая Арктическая экспедиция, в этом году будет вторая. А так молодежь в формате  российских лыжных экспедиций – это уже в 11 раз будет. Такое планомерное развитие проекта шаг за шагом происходит.

Московский образовательный телеканал

Расскажите, как примерно будет построено расписание участников экспедиции в течении дня. Сколько времени уже уделено учебной и ученой деятельности, а сколько спортивной?

И.А. ИГНАТОВ

Мы об этом думали. Но стоит заметить, что программа сейчас находится в стадии формирования. Каждый день и не один раз будут проходить спортивные мероприятий. Это отряд «Полюс» будет испытывать серьезные физические нагрузки, а мы, в основном, будем заниматься исследовательской работой. Поэтому, нам надо будет как-то модерировать физические нагрузки. Кроме этого, у нас будут мероприятия, связанные с формированием различных отчетов – такая журналистская деятельность в суровых условиях. Может быть, даже деятельность, связанная с научной журналистикой. Плюс ко всему, у нас будут различные тренинги, лекции и беседы. Но все остальное время мы будем посвящать науке и исследованиям.

Школа № 329, пресс-центр «Фокус»

Здравствуйте, Матвей Дмитриевич. Какая основная цель этого проекта?

М.Д. ШПАРО

Показать, что любой московский школьник может мечтать, и что если он что-то делает, чтобы мечта осуществилась, какой бы фантастической эта мечта не была – например, оказаться на вершине планеты, - то это возможно. Ну, а дальше, идя к этой цели, мы создаем образовательное пространство, вовлекаем московскую молодежь в тему Арктики, развиваем патриотизм и много-много всего сопутствующего. Но основное – люди должны мечтать, и все должны знать, что мечты могут стать реальностью.

Школа № 329, пресс-центр «Фокус»

Насколько долго Вы хотите продолжать делать такие экспедиции?

М.Д. ШПАРО

Не знаю. Сколько будет получаться, столько и буду это делать.

Школа № 329, пресс-центр «Фокус»

У Вас есть планы на следующий год?

М.Д. ШПАРО

Ну, у нас и на 3 года вперед есть планы.

Сколько Вам лет?

Школа № 329, пресс-центр «Фокус»

Двенадцать.

М.Д. ШПАРО

Хорошо. Значит, как минимум, в течение 4-х лет мы будем осуществлять экспедиции на Северный полюс. Так что, тренируйтесь, стремитесь, мечтайте.

В этом году исполняется ровно 40 лет с момента первой лыжной экспедиции советских лыжников до Северного полюса. Ровно 40 лет назад мой отец, Дмитрий Игоревич Шпаро, 14 марта стартовал с острова Генриетты, и появились первые люди в мире, которые смогли на лыжах дойти до  Северного полюса. Наша экспедиция с этим непосредственно связана. Я в очередной раз просматривал фильм, который был сделан в 1979 году по поводу экспедиции моего отца на Северный полюс, и там есть абсолютно замечательные слова, которые важно знать любому журналисту:

«Лыжами истории касаясь

И в руке зажав меридиан,

Мы от одиночества спасаем

Этот ледовитый океан».

Согласитесь, большей романтики сложно вообще представить. В эту романтику мы и хотим погрузить наших ребят, которые идут в отряд «Полюс», в отряд «Барнео» и остаются здесь, поддерживать и сопереживать нашим командам.

Пользуясь тем, что сегодня 7 марта, а завтра – 8 марта, - я от всех души хотел бы поздравить всех девушек, всех присутствующих здесь дам с замечательным праздником 8 марта, всех нынешних и будущих путешественниц и пожелать вам всяческого большого арктического добра, чтобы все у вас получалось и сбывалось. С праздником, мои дорогие!

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Коллеги, благодарю всех. На сегодня все.