Информационный Центр Правительства Москвы
27 апреля 2024, суббота, 03:18
Пресс-конференции

Пресс-конференция «10 лет санитарной авиации Москвы»

26 июня состоялась пресс-конференция «10 лет санитарной авиации Москвы»

Пресс-конференция «10 лет санитарной авиации Москвы»
Важное:

Санитарная авиация ГКУ «МАЦ» отмечает свое десятилетие

В авиапарке МАЦ имеются 10 современных многофункциональных вертолетов, 5 из которых - санитарные вертолеты ВК117С‑2

С начала 2019 года санитарными вертолетами МАЦ было эвакуировано 366 пострадавших

Среднее время доставки пострадавших санитарными бригадами МАЦ до больницы – 7-15 минут

ВЕДУЩИЙ

Добрый день. Сегодня Информационный центр проводит пресс-конференцию по теме:«10 лет санитарной авиации Москвы»

В работе пресс-конференции принимают участие Иванов Андрей Игоревич, заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, Гуменюк Сергей Андреевич, главный внештатный специалист по первой помощи, заместитель директора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы ", Вечорко Валерий Иванович, главный врач Городской клинической больницы №15 им. О.М. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы, Фёдоров Владимир Иванович, заместитель директора Государственного казённого учреждения города Москвы  «Московский авиационный центр» и Калёнов Вячеслав Евгеньевич, заместитель командира второй эскадрильи Государственного казённого учреждения города Москвы  «Московский авиационный центр».

А.И. ИВАНОВ

В Москве санитарная авиация неразрывно связана с развитием спасательной службы. Ведь всестороннее обеспечение безопасности, в т.ч., с применением авиации, не может быть без своевременного оказания медицинской помощи. Об этом расскажут мои коллеги из Департамента здравоохранения.

Вся авиация в Москве представлена по трем направлениям: пожаротушение, медицинская, санитарная и в этом году мы сделали третье направление – аварийно-спасательное формирование спасателей, которые при помощи технологии беспарашютного десантирования могут быть доставлены в любую сложную точку, чтобы провести спасательные работы и оказать первую помощь. Вся группировка территориально-спасательного гарнизона направлена на снижение количества пострадавших и последствий от происшествий и стихийных бедствий.

О парке авиации В.И. Федоров продолжит дальше.

В.И. ФЕДОРОВ

В 2007 году в Московский авиационный центр поступили легкие многофункциональные вертолеты ВК117С, закупленные городом Москвой для санитарных авиационных работ. Для выполнения этих работ нам нужно было подготовиться, так как до этого времени в центре были лишь пожарные вертолеты, которые использовались для тушения пожаров.  То есть, необходимо было укомплектовать штат, подготовить летный состав для полетов на ВК117С-2, получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Мы создали в нашем учреждении медико-спасательную службу с отделением специализированной (санитарно-авиационной) скорой помощи, куда набрали штат врачей реаниматологов-анестезиологов.

А 26 июня, ровно 10 лет назад, между Московским авиационным центром и Центром экстренной медицинской помощи (ЦЭМП) было заключено Соглашение об оказании медицинской помощи населению с использованием вертолетов ГКУ «МАЦ» ВК117С-2. То есть, были сформированы совместные авиамедицинские бригады, и начались полеты по оказанию экстренной медицинской помощи жителям столицы.

Важно, что все врачи реаниматологи-анестезиологи Московского авиацентра имеют квалификацию «спасатель», что позволяет им находиться непосредственно в зоне ЧС и оказывать квалицированную помощь пострадавшему сразу на месте, не дожидаясь передачи врачам скорой помощи или доставки в медицинское учреждение.

В 2015 году для нужд города Правительством Москвы были закуплены еще два медицинских вертолета ВК117С-2, которые в настоящее время активно эксплуатируются в «МАЦ». Новые вертолеты оперативно были введены в эксплуатацию, что позволило увеличить количество вылетов по заявкам «ЦЭМП» и оказать помощь большему количеству людей. Например, в 2016 году в 2 раза возросло число эвакуированных с помощью вертолетов Московского авиацентра.

А за 10 лет совместной работы авиамедицинских бригад санитарными вертолетами было эвакуировано больше 5500 человек. С начала 2019 года – 366 пострадавших, из них 72 человека ночью.

За прошедшие 10 лет санитарные вертолеты авиацентра принимали активное участие в экстренной эвакуации пострадавших в крупных ЧС, например, при крушении «Невского экспресса» на Октябрьской железной дороге; столкновении поездов под Наро-Фоминском; взрывах в метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры»; в авиационном обеспечении при ликвидации последствий аварий в метро «Славянский бульвар» и «Парк победы»; пожаров в поселке Шишкин Лес, ТРЦ «РИО» и многих других.

Кроме столицы, экипажи ГКУ «МАЦ» не редко привлекаются к выполнению задач за пределами Москвы. Так в 2012 году авиационная группа обеспечивала оказание медицинской помощи при подготовке и проведении XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских Играх, во  время которых было эвакуировано 10 пострадавших спортсменов.

В 2018 году Московским авиацентром во время проведения в столице Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. После окончания чемпионата мы продолжили круглосуточное дежурство, в связи с востребованностью экстренной медицинской помощи ночью. Круглосуточное дежурство санитарной авиации было осуществлено впервые в истории столицы.

Для осуществления дежурств в режиме 24 часа на вертолетах ВК117С-2 в нашем учреждении была проделана большая работа. Пилоты прошли спецобучение для полетов в ночных условиях; получили необходимые допуски к полетам и к посадкам на площадки с самостоятельным подбором с воздуха, а также к ночным авиационным работам. Кроме обучения пилотов все вертолетные площадки в больницах были оснащены специальным световым оборудованием. В ТиНАО, для выполнения авиационных работ ночью мы можем использовать шесть вертолетных площадок. В будущем планируем расширить это количество.

В настоящее время ГКУ «МАЦ» осуществляет дежурство санитарных ВК117С-2 на территориях городских клинических больниц: № 15 имени О.М. Филатова (ул. Вешняковская, дом 23) и № 79 имени С.С. Юдина (Коломенский проезд., 4). На территории ГКБ имени С.С. Юдина вертолеты Московского авиационного центра дежурят круглосуточно.

Экипажи санитарных вертолетов осуществляют эвакуацию пострадавших из любой «точки» Москвы по заявке Центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы. На борту санитарного вертолета находятся: экипаж из 2 пилотов ГКУ «МАЦ» и совместная авиамедицинская бригада (врач и фельдшер НПЦЭМП и врач-анестезиолог-реаниматолог ГКУ «МАЦ», он же – спасатель).

Об особенностях полетов подробно в столице расскажет мой коллега В.Е. Калёнов.

В.Е. КАЛЁНОВ

Москва растет и развивается, увеличиваются ее размеры и численность населения. И обеспечение безопасности людей является важной задачей, в которой участвует наш авиационный центр. Выполнение полетов над столицей осложнено наличием высотных зданий, кранов в районах новостроек, проводами между домами, вышками и другими инженерными сооружениями. Воздушное пространство над Москвой является закрытой зоной, полеты над которой могут выполняться с разрешения Федеральной службы охраны. При полетах по оказанию экстренной медицинской помощи посадка осуществляется на ограниченные площадки, подобранные с воздуха, а при тушении пожаров с вертолета требуется не только ювелирное выполнения техники пилотирования, но и хладнокровие и выдержка. Эти факторы предъявляют повышенные требования к подготовке лётного состава.

С самого начала работы Московского авиационного центра, при наборе летчиков мы отдавали приоритет военным пилотам, за плечами которых был большой опыт летной работы, боевой опыт Афганистана и Чечни. Некоторые из них принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. У нас практически все пилоты отмечены государственными наградами. Также у нас работают пилоты из гражданской авиации. При подборе летного состава мы проводим детальный анализ и отбор кандидатов и выбираем лучших. Главный приоритет нашей работы – это безопасность полетов.

Подготовка и выполнение полётов проводится согласно требованиям федеральных авиационных правил (ФАП128). Она включает наземную, тренажёрную и лётную подготовку.

Наземная подготовка проводится путём проведения теоретических занятий и практических тренировок на тренажерах, под руководством командно-лётного и инструкторского состава. Основной её целью является освоение лётным составом программ и методик выполнения полётов, проверки знаний руководства по лётной эксплуатации (РЛЭ), инструкций по выполнению авиационных работ и документов, регламентирующих лётную работу. Она заканчивается сдачей зачетов.

Тренажная подготовка проводится в кабине вертолёта, под руководством пилота инструктора. Основная цель – работа с оборудованием кабины и отработка особых случаев в полете.

Тренажёрная подготовка проводится на специальном оборудовании в центрах, одобренных Россавиацией. Такие тренажеры позволяют отработать все возможные аварийные ситуации до автоматизма.

Лётная подготовка проводится для практической тренировки, а также совершенствования техники пилотирования и вертолетовождения (навигации).

Мы используем надежные двухдвигательные вертолеты и формируем экипажи из двух командиров воздушного судна.

Кратко остановлюсь на сезонной подготовке. Полёты в весенне-летний период характеризуются присутствием высоких температур, мощно-кучевой облачности и грозовой деятельности в районе работ, наличием пыли на неподготовленных площадках. Зимой мы сталкиваемся с плохой видимостью, низкой облачностью, обледенением, а также со свежевыпавшим снегом, который легко подхватывается потоком воздуха от несущего винта и создаёт условия практически нулевой видимости. Чтобы пилоты были готовы к этим условиям, в межсезонье проводятся теоретические занятия, а также лётная подготовка по специальным упражнениям. Наши пилоты могут выполнять задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Раз в год весь лётный состав Московского авиационного центра проходит аттестационную комиссию и тем самым подтверждает своё право к полетам над Москвой.

В 2018 году авиацентром было организовано круглосуточное дежурство санитарных вертолетов. Для осуществления полетов в ночное время проделана большая работа по подготовке летного состава. Была разработана и утверждена методика полетов ночью. Летчики получили допуски к полетам и посадкам на площадки с самостоятельным подбором с воздуха, а также к ночным авиационным работам.

В заключении хочется сказать о перспективах. Работа нашего центра на протяжении многих лет показала, что в таком крупном мегаполисе авиационное обеспечение необходимо. Поэтому мы не стоим на месте и развиваемся. Приходят молодые пилоты и опытные летчики-инструкторы передают им свои знания и мастерство для успешного выполнения Московским авиационным центром поставленных задач.

Каждый пилот, который работает у нас в санитарной авиации, осознает всю степень ответственности и важность выполнения своей задачи. Мы все прекрасно понимаем, что перечисленные выше цифры – это жизнь людей, их семьи, дети, слезы радости – все это стоит за ними. Очень много спасенных жизней. Мы гордимся своей работой.

С.А. ГУМЕНЮК

Добрый день, уважаемые коллеги. Наши сотрудники, врачи Центра медицины катастроф г. Москвы свою авиационную деятельность начали еще в 90-х годах. В основном, мы вылетали только на ДТП, иногда на пожары, и количество вылетов в год составляло не больше 50-60. Второе дыхание появилось тогда, когда у нас было подписано соглашение с МАЦ. Мы стати базироваться на базе Филатовской больницы, на базе крупных сосудистых центров, что позволило значительно повысить оперативность оказания медицинской помощи больным как с инфарктами, так и с инсультами. Авиамедицинская бригада необходима в таких мегаполисах, как Москва, потому что затруднен дорожный траффик, бывают удаленные расстояния до лечебных учреждений, особенно на новых территориях.

Одной из особенностей московского здравоохранения, совместно с Департаментом ГОЧС, - это то, что во многих странах мира в авиамедицинских бригадах используется средний медицинский персонал (парамедики, медсестры). В нашей системе работают исключительно влачи реаниматологи-анестезиологи и фельдшера скорой помощи, что позволяет повысить качество оказания медицинской помощи. Согласно статистике, это уже доказанный факт: врачи, вылетающие на место нештатной ситуации, снижают смертность существенно, по сравнению с ситуациями, на которые прибывает средний медицинский персонал. Существуют некоторые особенности. Если медицинский вертолет перевозит больного не по профилю, что бывает крайне редко, в стационаре оказывается полноценная квалифицированная помощь, и уже другой вертолет, либо санитарная машина Центра экстренной помощи доставляет больного в профильное учреждение. Это так же влияет на качество оказания медицинской помощи и возвращение больного к полноценной жизни.

Центр экстренной помощи – это медицина катастроф г. Москвы. Работаем в суточном режиме. На выезде – 10 бригад, еще 2 бригады, которые вылетают (одна в суточном, другая в полусуточном режиме) и еще  третья бригада задействуется. Решение о вылете авиамедицинской бригады принимает старший врач Центра экстренной медицинской помощи. Приоритет отдается детям, будь то падение с высоты, ДТП.

Одно из основных направлений вызова бригад скорой медицинской помощи, особенно на новой территории,  - это инфаркты и инсульты. Время доставки из ТиНАО в медицинскую организацию Москвы составляет от 7 до 15 минут. Правило «Золотого часа» соблюдаеся в полном объеме.

На новых территориях у нас находится 21 площадка. Через диспетчерскую Центра экстренной медицинской помощи осуществляется взаимодействие с бригадой скорой помощи, т.е. врач вертолетной службы связывается с бригадой скорой помощи через диспетчерскую. Они встречаются, передают больного и через 7-15 минут больной находится в многопрофильной клинике, где ему оказывается медицинское обеспечения в полном объеме.

Диспетчерский пункт Центра экстренной помощи оборудован мониторами, на которые передается изображение с городских камер наблюдения. В таких случаях, когда регистрируется ЧС, как недавно, когда городской автобус въехал в тоннель, мы по камерам видели количество пострадавших. Было принято незамедлительное решение направить как медицинский вертолет, так и санитарный автомобиль.

Вертолет – это полноценная реанимационная палата. Работают 2 врача реаниматолога-анестезиолога и фельдшер. Имеется 2 аппарата искусственной вентиляции легких, ингалятор, монитор с функцией дефибриллятора и водителя ритма, электроаспиратор, два инфузомата, прибор для автоматического наружного массажа сердца, который был закуплен для нас в рамках подготовки к ЧМ-2018, щит для спинальных больных, вакуумный матрас, укладки на 25 пострадавших (т.е. одновременно при помощи разгрузочных жилетов можно оказывать помощь 25 пострадавшим.

Фишка авиамедицинской бригады – то, что в вертолетах диэлектрический пол, позволяющий проводить электроимпульсную терапию безопасно для летчиков и медперсонала.

Оборудованные площадки находятся при крупных больницах первой категории: НИИ скорой помощи, больница им. Боткина, в больнице им. Юдина вертолет находится в суточном режиме, в больнице им. Филатова, больница Иноземцева, Ерамишанцева  и Жадкевича. Сейчас мы развиваем площадки на базе детских больниц. Уже они работают в больнице им. Сперанского, и планируем в будущем с Московским авиационным центром открыть круглосуточную площадку на базе больницы им. Башляевой.

Санитарная авиация дает большой скачек развитию, в т.ч., медицинской составляющей. Спасибо.

В.И. ВЕЧОРКО

Добрый день, уважаемые коллеги. Санитарная авиация в нашей больнице с 1998 года. За это время к нам было эвакуировано более 1000 пациентов. С 2018 года на нашей базе санавиация работает в круглосуточном режиме. В среднем, в Филатовскую больницу поступает 10-12 пациентов. В основном, из Новой Москвы с острым инфарктом миокарда, мозговыми инсультами, жизнеугрожающими состояниями, на которые распространяется правило «золотого часа».

Возникает вопрос стоимости доставки пациента, но я бы хотел напомнить, что человеческая жизнь бесценна. У нас, как и в других больницах, существует система, благодаря которой мы заранее видим какого пациента нам доставит санавиация или скорая и имеем 10-15 минут, чтобы подготовить операционные, мультидисциплинарную бригаду, которая будет оказывать медицинскую помощь. Как только вертолет приземлился на площадке нашей больницы, тут же подъезжает бригада Центра экстренной медицинской помощи, у которой на это уходит 1-2 минуты, спустя которые пациент, минуя приемное отделение, оказывается в рентгенэндоваскулярной операционной, либо в нейро- или кардиоблоке. Если же мы видим, что необходимо сразу в операционную, при том же инфаркте миокарда с подъемом СТ, пациент сразу же, через 1-2 минуты, оказывается в операционной. При такой скорости у нас большие шансы, что на следующий день или через день пациент будет переведен в палату и выйдет из стационара здоровым человеком.

При инсульте история такая же. Как только пациент оказывается в больнице, ему проводится КТ, визуализируется, есть ли у нас инсульт. Так же, в рамках «золотого часа» мы оказываем медицинскую помощь  в виде тромболизиса, либо проводим тромбоэкстракцию механическим методом. Уже на следующий день практически неврологическая симптоматика может исчезать и пациент чувствует себя здоровым.

В нашей больнице 4 ангиографа, 2 МРТ, 4 КТ. Поэтому, материально-техническая база в медицинских учреждениях на сегодняшний день находится на высшем уровне, зачастую лучше зарубежных, которые мы недавно посещали.

Спасибо большое санитарной авиации за их работу. Эти спасенные жизни – порядка 10-12%, которые поступают в месяц, могут оставаться оплноценными гражданами, минуя инвалидизацию.

Спасибо за внимание.

С.А. ГУМЕНЮК

На сегодняшний день мы очень активно занимаемся совместно с МАЦ и больницей № 15 тем, что забираем жителей Москвы, попавших в какое-либо несчастье или заболевших в Московской области. Мы забираем москвичей из больниц Московской области и привозим их, как правило, в горбольницу №15. Время здесь – не более 30-40 минут даже из дальней точки Московской области.

А.И. ИВАНОВ

Очень приятно, что каждый выступающий говорит о взаимодействии, которое за 10 лет создало технологию реагирования сил и средств и технологию развития в части оказания медицинской помощи, пилотирования, спасения, подготовки.

Хочу вам представить директора Центра экстренной медицинской помощи С.А. Федотов – преемник всех начинаний, которые были реализованы 10 лет назад на маленьком вертолете, намного меньше тех, которые сейчас летают – это «BО 105». Мы тогда делили его с медиками пополам. Он тогда еще не летал ночью. И Сергей Алексеевич, и Я были в бригадах и спасательных, и медицинских. И то, что сейчас реализует Правительство Москвы в развитии санитарной авиации и вообще медицины катастроф – это заслуга тех людей, которые на своем опыте преумножают, реализуют замыслы и строят прогнозы на будущее развитие. Эта преемственность поколений в семье экстренной медицинской помощи, медицины катастроф и спасательных служб города Москвы, только развивается. Я очень этим горжусь и мне приятно на таком мероприятии сегодня видеть своих коллег рядом, плечом к плечу.

И. БАРЫШЕВ – «Вечерняя Москва»

Каково количество вертолетных бригад?

Проходят ли какую-то специальную  подготовку врачи?

В.И. ФЁДОРОВ

На данный момент у нас организована работа 3 бригад, 2 – круглосуточно, 1 – в дневном режиме.

С.А. ГУМЕНЮК

По поводу сертификации медицинского персонала, безусловно, осуществляется обучение, которое проходит на базе ВЦМК «Защита». Но хочется отметить, что преподавательских состав в ВЦМК так же является сотрудниками Центра экстренной помощи, т.е. основоположниками медицинских бригад. Там проходят обучение многие регионы РФ, где им рассказывается не только теоретическая часть, но показывается практическая.

А.И. ИВАНОВ

В части подготовки по оказанию первой помощи пожарно-спасательного контингента, мы как раз обращаемся в Центр экстренной медицинской помощи. И наоборот, наш Департамент является куратором Авиационной комиссии г. Москвы на аттестацию спасателей. Ровно как и летный состав, и медицинский персонал Центра экстренной медицинской помощи проходят у нас специальную подготовку и аттестуются как спасатели, чтобы они могли работать в опасной зоне происшествий. Именно в этом ключе технологии г Москвы – это взаимодействие, - они очень ценны и, надеюсь, будут приумножены нашими молодыми специалистами.

С.А. ГУМЕНЮК

Летчики, прилетая на место несчастного случая, не сидят в вертолете, а активно помогают медицинскому персоналу: несут носилки с пострадавшим, оборудование. Поэтому, это действительно единая семья.

А.И. ИВАНОВ

Хочу так же заметить, что сегодня нас объединяет единая комплексная информационная система, в которую заносятся все происшествия в Москве. Есть классификатор событий, который нас объединяет, и наши диспетчеры, которые практически не поменялись за 10 лет (омоложение идет, конечно, но мы тяжело расстаемся с коллегами, которые уходят на заслуженный отдых), у них есть та интуитивная особенность, когда по первоочередным заявкам, по обращению заявителя через «02», «01» или «03», или по карточке события, оперативного происшествия, диспетчер уже понимает, какие силы есть. Наша команда в Москве достаточно большая.

С. БАБКИН – «Российская газета»

Будет ли больше круглосуточных бригад?

Вертолеты садятся на спецплощадки. Почему они не садятся на крыши?

А.И. ИВАНОВ

С увеличением территории Москвы есть актуальность в увеличении бригад как минимум на одну. Но нужно понимать целесообразность применения вертолетов. В связи с этим сегодня концепция развития направлена не на количество увеличения бригад, а качество оказания этих услуг, которые зависят не только от подготовки пилотов и медспециалистов, но и  надо учитывать особенности полета внутри Москвы. По нашей практике за 10 лет мы понимаем, что 3-5 событий бывает очень редко. Да, бывают моменты в городе, когда одновременно происходят ДТП, катаклизмы или происшествия просто в быту, не связанные с инфраструктурой. Но та наземная группировка, о которой я уже говорил, делает львиную долю. Поэтому, санавиация – это необходимый эксклюзив, но его не должно быть много.

Про крыши – далеко не на все крыши можно садиться. Мы используем только оборудованные площадки. Сейчас вводим в практику метод беспарашютного десантирования наших спасателей и медиков, который предусмотрен в случае невозможности посадки на крышу здания или инфраструктуру. На сегодняшний день для этого мы используем вертолеты среднего класса «Ка 32». В ближайшем будущем в планах развития стоит пересадить спасателей на этот беспарашютный способ десантирования.

Вертолет подлетает к месту происшествия, и, если возможности посадки нет, то спасатели выходят на внешнюю подвеску и при помощи канатно-спусковых устройств производит десантирование вместе с оборудованием. При необходимости это может сделать и медик. Учитывая высотность застройки в Москве, мы предусматриваем спасения людей с высоты, поднимая их наверх и эвакуируя с верхних этажей зданий. Если это массовое спасение, применяются телескопические подъемники (у нас есть 90-100-метровые подъемники). Если это выше, то вертолет «Ка 32» со спасателем-десантником на борту может спуститься, вертолет будет или висеть, или уйдет на второй круг. Пострадавший будет подготовлен к эвакуации по воздуху с помощь специальной системы. Такие технологии мы уже демонстрировали в ТиНАО. Спасения так же проводились с воды, крыш зданий и лесных массивов. Это международная, европейская, в основном, практика. Мы берем лучшее и адаптируем, внедряем в условия нашей дорогой Москвы.

В.И. ФЕДОРОВ

Про вертолетные площадки на крышах зданий… Вертолет – это достаточно тяжелая техника. Не каждая крыша может без последствий выдержать данные действия. Поэтому, сейчас сделана одна вертолетная площадка, которая находится на крыше детской больницы Рошаля, и мы ее используем.

В.И. ВЕЧОРКО

Что касается нашей больницы, крыша никак не приспособлена для вертолета. но вертолетная площадка выбрана очень грамотно – в 50 метрах от нейроблока, куда поступают больные с инсультом, и от 100-150 метров от операционной кардиоблока. У нас очень отлажена работа.

А. БЕЛИКОВА – «На Западе Москвы»

Как поступает сообщение о происшествии старшему врачу? Сколько у него есть времени для принятия решения отправить вертолет?

С.А. ГУМЕНЮК

Безусловно, диспетчерская служба Центра экстренной помощи выстроена так, чтобы взаимодействовать со всеми – это и ГУВД, и Департамент ГО ЧС. Информация незамедлительно поступает в наш пункт и старший врач, как правило, за 1-2 минуты принимает решение. Мы не сталкивались с ситуацией, чтобы не было свободных вертолетов. Единственное, могут мешать погодные условия, но благодаря профессионализму коллег мы преодолеваем и эту проблему. Главное, чтобы видимость была.

В.Е. КАЛЁНОВ

Нам хватает 5 минут, чтобы вылететь на задание.

М. ЗЫБИНА – «РИА Новости»

Сколько всего тратится времени и как это сопоставляется с работой обычной скорой помощи?

А.И. ИВАНОВ

Вот как раз комплексная информационная система, которая действует в Москве, вне зависимости от того, из какого источника поступила заявка, все диспетчеры экстренных служб города видят это происшествия. Заполняется первоочередная карточка опроса – что, где, есть ли угроза людям. Это занимает до минуты. После этого нажимается кнопка, разлетается по экстренным службам. С этого момента летчики разогревают двигатели, медперсонал пересаживается на борт вертолета. Вот эти 5 минут – и вертолет в воздухе.

По поводу времени в пути, в моей практике был случай, когда при серьезном ДТП на пр-те Вернадского вызывал вертолет и погодные условия были сложными. И вертолет вместо 2-3 минут из больницы №15, шел 10 минут. И летчики были вынужден «резать» углы. Квалификация летчиков позволяют летать и в таких резкоизменяющихся погодных условиях.

Очень важно обеспечить посадку. Командир воздушного судна сам примет решение, но он должен знать, что снизу его страхуют и обеспечивают максимальную безопасность в радиусе 25 метров – это минимальный радиус, чтобы рядом не было проводов, деревьев или других сооружений. Но пока летит вертолет, наземные службы уже над этим работают. Здесь работает целая система реагирования. Вся инфраструктура знает свой следующий шаг.

ВЕДУЩИЙ

Среди врачей есть женщины?

С.А. ГУМЕНЮК

У нас исключительно мужской коллектив.

ВЕДУЩИЙ

Как вы принимаете решение, что конкретный врач может работать в санавиации?

А.И. ИВАНОВ

В бригаде нет ни одной женщины, но создала эту систему уважаемая Л.Г. Костомарова, первый директор Центра экстренной медицинской помощи, которая реализовала замысел санитарной авиации в Москве и передала нам достаточно мощную структуру, которую мы развиваем.

С.А. ФЕДОТОВ

Надо сказать, что Центр медицины катастроф Москвы в плане кадров имеет целый ряд преимуществ, потому что очень многие хотят работать у нас. Мы берем далеко не всех,  отбираем людей. Это исключительно специфика работы. Возникают моменты, когда наш многолетний опыт свидетельствует о том, что человек должен обладать целым рядом качество. Во-первых, он не должен быть молодым специалистом, и он не должен быть пожилым специалистом. Ему должно быть от 28-30 до 45 лет. Это оптимально. Мы поддерживаем этот возрастной баланс.

Ничего не имею против коллег-женщин, но, к сожалению, нужна определенная физическая мужская сила. Только по этому мы не берем на выездную работу женщин.

Кто работает в авиамедицинских бригадах? Наш персонал ежегодно проходит медицинский осмотр. Это относительно здоровые молодые люди, которым нравится эта работа. Мы предлагали практически всем, кто у нас работает. Но некоторые просто не смогли работать на авиамедицинских бригадах. Поэтому, практически у нас сейчас 70-80% выездного персонала все проходят через авиамедицинские бригады.

С.А. ГУМЕНЮК

У нас еще активно проводится научная работа с МАЦ и Научно-практическим центром медицинской помощи. Весь свой опыт, наработанные навыки – мы готовы делиться ими с другими регионами РФ, и не только. В прошлом году у нас вышло 2 методические рекомендации совместных, в это – одна и планируется еще. Работа не останавливается  и мы постоянно движемся вперед.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.