Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Итоги градостроительного развития ТиНАО за 10 лет»
28 июня 2022, вторник, 11:29

Пресс-конференции

22 июня 2022 Пресс-конференция «Итоги градостроительного развития ТиНАО за 10 лет»

22 июня состоялась пресс-конференция «Итоги градостроительного развития ТиНАО за 10 лет»

Пресс-конференция «Итоги градостроительного развития ТиНАО за 10 лет»


ВЕДУЩИЙ
22 июня 2022 года, Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Жидкина Владимира Федоровича на тему: «Итоги градостроительного развития ТиНАО за 10 лет». Первую пресс-конференцию Вы у нас проводили, плакатики показывали. Спасибо за то, что пришли к нам через 10 лет, все реализовали и в разы больше. Ничего не сорвалось, все получилось. Пожалуйста, Вам слово.

В. ЖИДКИН
Добрый день всем. Действительно, у нас очень круглая дата. Десять лет с момента присоединения новых территорий будет 1 июля. Хочу сегодня с уверенностью сказать, что проект получился. Было много всяких скептических по этому поводу высказываний и мнений, но сегодня, уже вряд ли, кто может сомневаться в том, что у нас получился проект.

И это характеризуется многими факторами. У нас качественно изменилась ситуация во всех сферах жизни. Это и спорт, и здравоохранение, и общественный транспорт, и социальное обслуживание населения. Позже я буду говорить о стройке, о том, что мы построили за этот период. Но при этом сейчас озвучиваю ситуацию, которая кардинально поменялась во всех сферах жизни, созданных ранее до момента присоединения. Безопасность улучшилась на территории, количество автобусных маршрутов увеличилось в разы, дополнительное образование появилось у школьников. Одним словом, что бы мы не брали и какое бы направление не рассматривали на территории Новой Москвы, там качественно поменялась ситуация.

Очень важно отметить, что каждый новый проект качественно лучше предыдущего. И не только у одного какого-то застройщика. В целом по новой территории постоянно идет конкуренция и все девелоперы и застройщики постоянно ищут любые варианты, которые позволили бы улучшить среду обитания людей в этих комплексных проектах.

Очень важный фактор, который также характеризует качество жизни на территории Новой Москвы - зоны рекреаций. Хочу отметить, что у нас больше половины территорий - леса. Самое главное, зеленые территории сегодня превращаются в парки и почти везде примыкают к жилым комплексам. Это позволяет создать для муниципалитетов и застройщиков зоны рекреации и зоны отдыха, где можно жителям и в выходные дни, и после работы заниматься спортом, отдыхать, гулять с детьми. Мы это наблюдаем постоянно. Количество таких территорий с каждым годом увеличивается.

По новым стандартам первые этажи посвящены общественным пространствам: магазины, объекты услуг, кружки детские. Фасадные решения становятся все интереснее, что создает ощущение комфорта объектов, которые строятся в ТиНАО.

Всё это произошло и происходит потому что один из главных и основных векторов, которые были приняты с момента реализации проекта - человекоцентризм. Главное, что мы соответствуем этому направлению, этому выбранному курсу, не меняем его. Мы создаем качественный транспортный каркас, мы строим большое количество социальных объектов, необходимые спортивные объекты, как корпусные, так и площадные, создаются комфортные придомовые территории, появляются объекты с местами приложения труда, появляются объекты рекреации. Все это, соответственно, создает комфортную среду обитания на новой территории.

В 2014 году было всего 18% людей, которые покупали квартиры, сегодня эта цифра не опускается ниже 60%. Более, чем в три раза увеличилось количество жителей Москвы, приобретающих квартиры в ТиНАО.

И мы следим за возрастом людей, которые покупают квартиры. Он, к счастью, не увеличивается. В основном это молодые семьи с детьми. Сегодня почти половина семей в возрасте 26-35 лет покупают квартиры в ТиНАО. Это значит, что люди переезжают туда на перспективу. Для того чтобы там жить, работать, находить время для отдыха и, главное, места, где можно отдыхать комфортно и качественно.

Напоминаю о том, что это совместный проект с внебюджетными компаниями с внебюджетным финансированием. К 1 июля мы преодолеваем рубеж в 3 триллиона рублей по объему инвестиций на территории Новой Москвы. При чем из них львиная доля - деньги из внебюджетных источников. Два триллиона четыреста миллиардов - деньги внебюджетные, соответственно - 600 миллиардов, деньги Москвы и федеральный бюджет.

Мы рассчитываем за ближайшие 10 лет еще в 2 раза увеличить объем инвестирования, он будет больше 6 триллионов рублей. 20% будет бюджетного финансирования, а 80% - внебюджетные источники. Жилая недвижимость по-прежнему активно строится на новой территории. На сегодняшний день построено уже 2,5 миллионов квадратных метров жилья. Напоминаю о том, что жилье всех видов создается: многоэтажные жилые дома, среднеэтажные, многоквартирные дома малоэтажного строительства - 2-3 этажа, таунхаусы и коттеджи. Поэтому в ТиНАО можно купить сегодня любое жилье, которое вообще есть в природе по сути. При этом и цена может колебаться в разы. Кому-то нужно за 100 тысяч кв.м., кому-то подороже ближе к МКАДу. Поэтому можно купить жилье по разной цене и, соответственно разного вида.

Проекты жилищного строительства бывают очень интересные и их объемы планировочные. Коттеджи и таунхаусы пользуются спросом. В прошлом году объем ввода малоэтажного жилья был в 2 раза выше, чем в 2020 году. В 2022 году мы рассчитываем на уровень прошлого года. По-прежнему ТиНАО находится на первом месте среди всех префектур по объему предложений жилищного строительства или квартир на новой территории. У нас всегда на рынке 500 тысяч кв.м. жилья представлено. Стоимость квадратного метра увеличилась за последние 3-4 года в 2 с небольшим раза. Это высокий рост. Это связано с тем, что появилась качественная инфраструктура транспортная: метро, дороги, объекты социального назначения. Стоимость квадратного метра показывает уровень качества среды в Новой Москве, которая характеризует такую тенденцию. При этом еще хочу отметить, что мы общаемся с застройщиками, с девелоперами. Вчера я объехал 5 объектов социального назначения. Мы видим, как меняется и насколько креативно сегодня застройщики подходят к формированию комплексных проектов. Вчера мы были в одном из жилых комплексов. Дома, которые были построены до 2012 года видны и то, что было построено за последние годы. Где-то 2 года ушло на корректировку проектов, другие подходы. Соответственно, мы видим, как меняются архитектурные решение в соответствии с изменением времени с 2012 года до сегодняшнего дня. Мы также убеждены, что динамика строительства жилых объектов не поменяется и к 2032 году будет построено не менее 40 млн кв.м. жилья.

Программа реновации реализовывается успешно. На сегодня введено 10 крупных жилых домов на 100 тысяч кв.м., к концу этого года будет введено 200000 кв.м. Вся программа на 500 тысяч. Практически половину жилья по программе реновации мы введем к концу этого года. Понятно, что программа переселения чуть позже реализовывается. На сегодня уже переселено уже 1600 человек. К 2032 году будет переселено все 17 тысяч человек, которые живут в ветхом жилье. Для создания рабочих мест сегодня построено 5 с лишним миллионов кв.м. Втрое увеличилось количество мест предложения труда за 10 лет. Еще раз повторяю, в три раза. Сотня лет ушла на то, чтобы создать 85000 рабочих мест, еще 10 лет для того чтобы в 3 раза увеличить количество мест предложения труда. К 2032 году мы рассчитываем создать не менее 500000 рабочих мест, с учетом прошедших 10 лет.

В Новой Москве создается много новых проектов по рабочим местам. Недавно было принято решение построить индустриальный парк в Бекасово там, где расположена грузовая станция железнодорожная, который будет включать в себя 20000 рабочих мест. Обращения сейчас все больше к нам приходят. Застройщики и собственники земельных участков, а также просто инвесторы предлагают создать объекты с рабочими местами. Понятно, что импортозамещение сегодня также на это влияет. Это и мебельное производство, и производство строительных материалов, это новый комплекс «Внуково-логистик» производственный, который сегодня уже достроен в первую очередь, это и создание медицинского оборудования. Перечень большой. Понятно, что все это находится в начальной стадии предложений и поиска земельных участков. Но мы видим резкий рост обращений по созданию объектов производства различных видов продукции.

У нас сегодня 267000 рабочих мест на новой территории. При этом, большая часть создается - 70% в первом урбанизированном поясе, в третьем пока 10%, но мы видим, как меняется тенденция. К 2032 году динамика по созданию рабочих мест будет 55%, а в третьем поясе она увеличится почти в 2 раза. Это благодаря транспортным объектам, которые появляются на новой территории.

По дорожному строительству мы считаем, что первый этап транспортного каркаса на территории Новой Москвы создан. Он включает в себя и объекты метрополитена, МЦД и основные транспортные магистрали. И он создает сегодня структуру города. Благодаря транспортному каркасу у нас появилась структура города. Раньше это было 3 района Московской области, 2 города - Щербинка и Троицк. Сегодня это город, который сформирован вокруг этого транспортного каркаса. Мы построили почти 400 км. дорог. На 1 июля у нас будет 400 км. дорог. Если говорить о ремонте дорог, которые выполняет сегодня ДКР и префектура, то отремонтировано 2000 объектов транспорта на новой территории и проинвестировано в дорожное строительство порядка 235 миллиардов рублей за 10 лет. Так выглядят транспортные объекты сегодня в Новой Москве. В этом году только наш департамент вводит 6 дорожных объектов. Если на сегодня у нас построено 340 км. почти дорог, то к 2032 году мы планируем эту протяженность увеличить до 700 км новых дорог. Программа у нас не останавливается. Мы продолжаем их строить. Соответственно будем постепенно перемещаться от районов ближних к МКАДу дальше. При этом, здесь у нас тоже есть планы по дополнительным объектам, я имею в виду Сосенское поселение, Мосрентген. Учитывая, что там появляются новые объекты с рабочими местами, мы там расширяем транспортную сеть.

То, о чем, я говорил: дороги, метро, МЦД - три основных направления, которые формируют транспортный каркас. При этом три этих транспортных структуры объединяют Новую Москву со старой Москвой и создают единый большой город.

По станциям метро. Сегодня уже создано 8 станций, в ближайшие два года будет построено еще 6 станций метро. Проинвестировано сегодня уже больше 200 миллиардов рублей.

Ситуация кардинально изменилась в Новой Москве, время подъезда от районов Новой Москвы сократилось в 2 раза практически. Всего к 2032 году планируется создать на новой территории 24 станции метро. Важное направление - инженерная инфраструктура. Сегодня проинвестировано в отдельные объекты порядка 100 миллиардов рублей. У нас нет уже практически ни одного района, где был бы дефицит по любым энергоресурсам: электричеству, теплу, газу и водоотведению. Мы продолжаем строить объекты. К будущему году будет построено более 500 километров магистральных объектов. А сегодня их построено уже около 400 км. за 10 лет. Тут я говорю только об объектах крупного сечения, под метр, метр двадцать. Самое главное, что программа создания объектов инженерного назначения синхронизирована с развитием территорий, с созданием жилых объектов, объектов предложения труда, что позволяет нам развивать территорию. Самое главное, это не повлияет на приостановку какого-то строящегося объекта на территории Новой Москвы. Тут показаны основные новые объекты, очистные сооружения Бутовские, очистные сооружения Троицкие, водовод от Троицка до Щербинки большого диаметра, канализационно-насосные станции, газовые объекты.

Кстати, у нас по газификации была временная проблема, когда мы ждали, что «Мособлгаз» будет развивать свои сети. К сожалению, они так и не приступили к развитию сетей, поэтому было принято решение мэром создать свою газовую сеть на территории ТиНАО, которая обеспечивает и теплом все новые котельные и соответственно все ИЖС газом.

По объектам образования у нас резко увеличился темп. Если мы в год сдавали по 10 объектов, то сегодня мы соответственно строим в год 25 объектов. В прошлом году, в этом году. В 2023 году мы планируем построить не менее 25 объектов. На сегодня мы уже прошли план по строительству 100 объектов образования за 10 лет на территории Новой Москвы.

На сегодня у нас 101 объект построен и к 2032 году мы планируем достичь уровня 300 объектов образования на территории ТиНАО. Здравоохранение сегодня также активно развивается. 18 объектов уже построено. Есть отдельные локации, где расстояния до объектов здравоохранения не в шаговой доступности, но если рассматривать количество коек и поликлиник по посещениям в смену, то на сегодня все население ТиНАО обеспечено объектами здравоохранения.

Также важное направление - безопасность. Строятся здания полиции, создаются объекты противопожарной безопасности, В 2024 году мы закончим строительство объектов противопожарной безопасности, 17 пожарных депо, которые полностью обеспечат всю территорию по нормативному подъезду.

История с парками очень важна для нас. Это одно из направлений, которое привлекает всех, кто переезжает в Новую Москву. На сегодня создано 23 парка, к 2035 году планируется постройка 86 парков. Это более 100 га.

Но и 2032 году мы планируем построить не менее 60 парков, что будет превышать 80 га территории.

Если говорить о проблемных направлениях, есть некоторые районы, где остается напряжение по объектам образования: школам и детским садам. Поэтому мы увеличили в 2 с лишним раза объем ввода школ и садов в год. Соответственно, в ближайшие три года мы планируем эту планку не снижать. У меня по презентации все. Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

П. ГРЕБЕННИКОВА - icmos.ru
Владимир Федорович, каковы ближайшие перспективные планы по созданию административно-делового центра в Коммунарке.

В. ЖИДКИН
По Коммунарке у нас активно продолжается строительство транспортных объектов. Мы уже 18 км. дорог там построили. В этом году выведем еще 2 объекта и эстакаду прямого хода с Калужского шоссе на территории АДЦ без проезда на транспортную сеть Коммунарки, мы напрямую выезжаем на Калужское шоссе. В ближайшее время мы две этих развязки закончим. По инженерным сетям у нас все построено. В ближайшее время будут представлены лоты по строительству объектов с местами приложения труда. Я надеюсь, что в этом году инвесторы начнут проектировать и начиная с будущего года начнется строительство объектов офисного назначения, гостиничные объекты. Там, где будут создаваться рабочие места. Больница там строится. Недавно сдали перинатальный корпус. Соответственно, там продолжается строительство второй очереди.

В. ПОПАДЕЙКИН - «Звездный бульвар»
Какие-то планы есть по развитию территорий возле ЦКАД в Новой Москве?

В. ЖИДКИН
Да, возле ЦКАД у нас предусмотрено более 2 миллионов кв.м. с местами приложения труда. Это и предприятия производственные, и логистические объекты, и индустриальные парки. Сегодня два крупных инвестора разработали уже проекты планировок и ведут работу по поиску резидентов в эти индустриальные парки. Я считаю, что в ближайшие год-два начнут появляться новые объекты, не только с рабочими местами, но и с жилищным строительством. В основном там будет многоэтажное жилищное строительство.

М. ЛИЧКОВ - «РИА-новости»
По поводу жилой недвижимости. Понятно, что к 2032 году вы 40 миллионов квадратов планируете построить. Это с учетом реновации, я правильно понимаю?

В. ЖИДКИН
Да, с учетом реновации около 40 миллионов кв. м. жилья будет построено с момента присоединения. Не с сегодняшней даты, а с момента присоединения, с 2013 года.

М. ЛИЧКОВ - «РИА-новости»
Еще где-то 20 миллионов?

В. ЖИДКИН
Еще где-то 20 миллионов кв.м., да. Но ситуация может по-разному меняться. Мы же планируем. Учитывая новые реалии, конечно. Если бы реалии были бы старые, то цифра могла бы быть и больше. Мы пока говорим о планке, которая, по нашей оценке, точно будет реализована. Есть уже решения, где эта цифра предусмотрена.

М. ЛИЧКОВ - «РИА-новости»
Есть ли градостроительный потенциал?

В. ЖИДКИН
Он порядка 70 миллионов кв.м на сегодняшний день.

Е.КАЛИНИН - «Московская перспектива»
Владимир Федорович, а цифра 20,5 миллионов включает объекты ИЖС?

В. ЖИДКИН
Да, конечно. Мы учитываем ежегодно это. ИЖС занимает там около 20-25% - это очень большой объем. Да, это учитывается. Сейчас 20-25%, раньше было меньше. Учитывая, что в прошлом году мы сдали почти 800 тысяч кв.м., это очень большая цифра.

ВЕДУЩИЙ
Пока коллеги думают, я Вас спрошу, воспользовавшись исторической возможностью. Мне очень приятно с Вами разговаривать. Вы не просто 10 лет там строили. В свое время вы создали новый департамент, которого не было в структуре Правительства. Вы не просто пришли. Вы - строитель с большим прошлым. Вы построили не один миллион кв.м. недвижимости и всевозможных объектов. Вас не обманешь, Вы на бумаге видите, сложный будет объект или нет. Можете нам назвать три объекта за эти 10 лет, о которых Вы думали изначально так, а в итоге реализовали, получилось? Может что-то было сложновато? Сомневались, что получится? Были какие-то знаковые объекты для Вас, как для строителя?

В. ЖИДКИН
Сложно создавать крупные проекты начиная с инженерии и с дорог. Всегда ранее это было сложно. Я вспоминаю прошлые годы работы и в Московской области, и в других субъектах. Как правило, всегда в планах есть построить в начале дороги, инженерные коммуникации, а потом уже объекты недвижимости. Но и чаще всего так не получается, потому что денег нет, либо другие причины какие-то. Есть проблемы с энергоресурсами. Один из знаковых объектов - территория АДЦ-Коммунарка. Мы сделали все по книжке, как нас учили созданию крупных градостроительных объектов. Вначале дороги, инженерные сети, а потом уже объекты недвижимости. Это один из примеров, где были сомнения. А не получится ли так, что мы вначале все сети построим, а потом у нас будет чистое поле с отдельными участками, куда приходи, покупай земельный участок, где у тебя все уже подведено. И вода, и тепло, и электричество. Это крупный объект.

Были сложные дорожные объекты, которые нам приходилось стоить в крайние сроки, здание префектуры - сложный проект, очень интересный с точки зрения архитектуры. Это был один из самых первых объектов. Там не только одна префектура размещается, а десятки органов власти.

На территории АДЦ-Коммунарка нужно было синхронизировать все процессы, построить коллектора, в которых инженерные коммуникации будут размещены.

Метро тяжело нам давалось, но это строил департамент строительства, а не наш департамент.

А.ЧЕРНЫШЕВА - Агентство «Москва»
Вы говорите о планах, о положительных моментах до 2032-2035 года. Какие сейчас спустя 10 лет стоят вызовы перед развитием ТиНАО на будущее?

В. ЖИДКИН
Первый главный вызов - создание рабочих мест. Это самое сложное направление, учитывая, что застройщики, девелоперы любят строить жилье. Главное - создание мест приложения труда. Здесь и мэр, и Правительство Москвы понимают, что необходимы новые решения и предложения застройщикам, инвесторам по льготированию, по преференциям, которые бы позволили в сегодняшних условиях создавать эти объекты.

Нужно внести предложения по новым преференциям, по новому льготированию, которое позволило бы инвесторам приобретать земельные участки, соответственно создавая места приложения труда. Чем больше объектов с рабочими местами будет на новой территории, тем больше жителей Новой Москвы будут оставаться там, а не будут выезжать за ее границы. Не будут ездить по утрам в старую Москву и создавать пробки на основных магистралях. Это главный вызов и главное направление.

Следующий вызов - улучшение качества комплексных проектов, которые сегодня создаются. Максимально внедрять в эти проекты объекты с рабочими местами, соответственно нужно улучшать качество и комфорт общественных пространств. Как бы мы не продвинулись за 10 лет, население молодое, как я уже говорил, люди видят, как создаются подобные проекты не только в России, они требуют нового качества, комфорта. Это также вызов, который сегодня есть и перед нами, и перед застройщиками для того чтобы создавать новую современную качественную среду в жилых комплексах.

Транспортное развитие - очень важное направление, учитывая то, что количество жителей растет с каждым годом. Мы должны находить новые решения, которые позволят нам улучшать транспортную доступность как внутри Новой Москвы, так и между Новой Москвой и старой Москвой.

Вот три основных направления. Не надо забывать о территориях СНТ в Новой Москве. Она никуда не делась. У нас почти 6000 га сегодня покрыта дачными поселками, СНТ. Там также надо создавать все необходимые условия, чтобы жители этих поселков чувствовали себя комфортно.

Три основных - рабочие места, комфортная среда новая и качественная и новые креативные транспортные решения, чтобы не увеличивалось время нахождения как в легковых машинах, так и в общественном транспорте на дорогах новой территории.

ВЕДУЩИЙ
Знаете, 10 лет, которые мы встречаемся и показываем, жители селятся, живут, новые семьи образовываются. Можно фантазировать, о чем угодно. Скажите пожалуйста, а такие вопросы, как сафари-парки. Можно ли фантазировать на эти темы? ИНвесторы когда-нибудь появятся? Московский зоопарк - прекрасно, здорово, но хочется чего-нибудь масштабного?

В. ЖИДКИН
О сафари-парке мы давно мечтаем. Это очень крупный по инвестициям проект. Убежден, что рано или поздно он появится, потому что все необходимые предпосылки для этого есть. Есть зона рекреации, где его можно разместить, есть удобная транспортная доступность. Он рано или поздно появится, но в сегодняшних условиях, мы инвестора быстро не найдем.

Кстати, очень важное направление - крупные объекты рекреации. Такие проекты будут предлагаться и появляться. Они будут востребованы. Туда смогут приезжать и жители старой Москвы, и жители ТиНАО, и Московской области. Нам необходимо создавать все необходимые условия для того чтобы инвесторам было интересно создавать крупные рекреационные объекты.

ВЕДУЩИЙ
Большое спасибо. Будем стараться быть Вашими помощниками.

В. ЖИДКИН
Спасибо. До свидания.