Демонстрация работы пожарно-спасательных мотоциклов при ликвидации ДТП
В понедельник, 29 мая 2023 года, состоялась демонстрация работы пожарно-спасательных мотоциклов и спасателей-альпинистов при ликвидации ДТП. На учебно-тренировочном полигоне Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы в Апаринках пожарные и спасатели ликвидировали последствия сложной дорожно-транспортной аварии, а спасатели-кинологи показали работу собак по поиску людей в лесном массиве
Почти 380 выездов совершили спасатели на мотоциклах с начала года в Москве
Москвичам рассказали об алгоритме оказания помощи спасателями при ДТП
Демонстрация работы пожарно-спасательных мотоциклов и спасателей-альпинистов при ликвидации ДТП.
Участники мероприятия:
Иванов Юрий Олегович – заместитель начальника аварийно-спасательного отряда № 8 ГКУ «Пожарно-спасательный центр»;
Швецов Андрей Анатольевич, 500215, пожарный мотогруппы РБР.
Ю. ИВАНОВ:
Мы находимся на учебном полигоне ГКУ ПСЦ. Сейчас будут отработаны практические навыки ликвидации последствий ДТП, разыграна следующая ситуация: автомобиль не справился с управлением и вылетел с многоярусной парковки, спровоцировав ДТП с автомобилем, который двигался по нижней части дороги. Отработка совместных действий расчетов быстрого реагирования, аварийно-спасательных расчетов и кинологических расчетов. Расчеты быстрого реагирования достаточно давно уже работают на базе пожарно-спасательного центра города Москвы и зарекомендовали себя, как полноценная боевая единица. За прошлый год было совершено более 2,5 тысячи выездов. За этот год, за один месяц были совершены 377 выездов, из которых 23 выезда – на ликвидацию последствий ДТП, и более 50 выездов социального характера. Вызов социального характера – это происшествия со вскрытием дверей, помощь службам города, транспортировка тяжелых пострадавших и так далее. Отрабатываются приближенные к реальности условия и расчеты работают совместно на месте происшествия. Многозадачность: показать, насколько готова техника и люди, а также – отработать новые способы, новые навыки для работников. У нас настолько обширный населенный город, что любые ситуации не удивляют. Мы должны быть готовы ко всему. Для этого мы отрабатываем разные задачи.
ВЕДУЩИЙ:
Есть ли какие-то нормативы? Как скоро должна приехать служба, какую помощь оказать?
Ю. ИВАНОВ:
В рамках того, что город очень сильно забит транспортными потоками, время доезда зачастую усложняется из-за сильной загруженности транспортных узлов. Есть нормативное время на выезд, которое составляет не более одной минуты. Дальше – уже по ситуации, стараемся всегда максимально быстро прибывать. Первостепенно начать оказывать действия по ликвидации последствий и деблокированию пострадавших, а также по оказанию первой помощи. Потому что, если первая помощь оказана несвоевременно, или неквалифицированно, то это, зачастую, приводит к печальным последствиям. А расчеты быстрого реагирования на базе пожарно-спасательных мотоциклов созданы для того, чтобы прибывать на место оперативно и первыми начинать какие-то действия.
СМИ:
Расскажите, пожалуйста, о комплектации мотоцикла. Я вижу, огнетушитель есть, наверняка, аптечка, а что еще?
Ю. ИВАНОВ:
Расчеты быстрого реагирования состоят из двух пожарно-спасательных мотоциклов, оснащенных всеми необходимыми средствами для ликвидации последствий ЧС, это: гидравлические инструменты на электроприводе, аптечка для оказания первой помощи, первичные средства пожаротушения, средства, которые предотвращают вторичные факторы на ДТП, такие как - накладка на подушку безопасности, накладки на острые кромки для безопасной транспортировки пострадавших и многое другое.
СМИ:
Радиус действия какой? Куда вы доезжаете?
Ю. ИВАНОВ:
Расчеты быстрого реагирования действуют по всей Москве: это – и ТиНАО , и все округа старой Москвы.
СМИ:
То есть по бездорожью мотоцикл спокойно проедет?
Ю. ИВАНОВ:
Конечно. Ведь задача мотоциклов – это не только ликвидация последствий ДТП и происшествий социального характера. Это также поисково-спасательные работы в лесопарковых зонах. Поэтому мотоциклы оснащены так, чтобы они могли заезжать в самые труднопроходимые места.
СМИ:
Но на самом мотоцикле спасатель никого не увезет? Он вызовет туда врачей.
Ю. ИВАНОВ:
Да, увезти на мотоцикле будет достаточно проблематично, но спасатели смогут прибыть на место оперативно и начать оказывать помощь пострадавшему. А это, в принципе, самое важное.
Д. ЯЩЕНКО:
Собака, был вопрос, собака ищет всех людей, находящихся в беспомощном состоянии. По общему запаху человека. Иногда это мешает, когда в лесу большое количество людей, но, в целом помогает, потому что бывали случаи, когда ища одного пострадавшего, мы находили и других заблудившихся. По расстоянию обнаружения. На аттестации собаки должны работать коридор – 50 метров всправо, 50 метров – влево. Они помогают нам в этом расстоянии. У Троя был случай причуивания человека приблизительно с 350 метров. Был поиск мальчика. Искали мы с ночи, мальчик потерялся вечером. К утру, к четырем часам утра, Трой взял запах, где-то с 300 метров он поломал траекторию движения. Чае всего мы проверяем по квадратам. Разбиваем зону поиска на условные квадраты и делаем галсы. Между галсами получается метров 100-120, не больше. Есть тактика поиска – проверка по линейным ориентирам. Если мы считаем, что человек не забрел в чащу, а двигался по тропинкам. И где-то он потерял силы и лег. Всегда – ли нам нудна собака? Она нам очень помогает, даже когда человек способен откликнуться. Чаще всего с нашими сменами, с волонтерами, мы работаем на отклик. Идешь, кричишь, слушаешь, откликнулся человек или нет. Человек, который потерялся не так давно, не лишился сил, он все-таки слышит и откликается. Шум ветра может мешать. Мы можем не услышать отклик пострадавшего. Собака слышит лучше. У нее не только острее чутье. И направление на источник звука она способна взять с точностью до двух градусов. Они, в том числе, обращают внимание на следы. Хотя они не следовые собаки, но если человек прошел, час, два назад, пересек тропинку, то собака среагирует на след и покажет поведением, что здесь кто-то ходил, мы усилим свое внимание. Так что хорошая поисково-спасательная собака – это большое подспорье при разных поисках.
И, конечно, собака незаменима, если человек потерял сознание или не может откликнуться по другим причинам. В нашей работе такие случаи были. Были обессилевшие люди, которых мы находили и на девятый день поиска, там уже человек никак не мог откликнуться. Это случай, когда собака спасала человека. Были случаи, когда район был уже проверен людьми. Поиск мальчика маленького четырех лет, ушедшего с лес случайно. Район был проверен не просто поисковыми группами, район был прочесан цепью. Кинолог, идя на задачу, остановился перекурить. Потому что это был уже проверенный район. Пока он курил, собака в канаве нашла лежащего ребенка. Цепь прошла, не заметила. Густая растительность, канава. Ребенок выжил. Поэтому, мы очень любим наших собак. Мы без них, как без рук.
СМИ:
Сколько всего собак?
Д. ЯЩЕНКО:
У нас девять кинологов, и у большинства из нас по две собаки. Мы сейчас подойдем к машине и я познакомлю вас с обнимательным и ласкательным Викингом, который совершенно не соответствует своему грозному имени.
СМИ:
А сколько по времени работают собаки? Когда они на пенсию выходят?
Д. ЯЩЕНКО:
Зависит от состояния здоровья. У нас, к счастью, в отличие от федеральных служб, так как собаки личные, у нас не такие строгие требования. Мы смотрим именно по здоровью собаки. У нас, например, есть бабушка Яшма, бордер-колли, любимая всем пожарно-спасательным центром. Она наш ветеран. Ей 13 лет. Она с успехом сдала аттестацию. Ровненоко и замечательно. Конечно, Яшму мы не напрягаем. Ее берут на простые задачи. Но совсем не брать ее на работу и лишить ее этой радости ни у кого рука не поднимается. Предыдущий бордер тоже отработал до 13 лет. На ответственные задачи я его брал, потому что за это время собака приобретает огромный опыт, глупо от него отказываться.
ВЕДУЩИЙ:
Расскажите , что же находится в вашем расчете, как вы вообще действуете?
А. ШВЕЦОВ:
РБР – расчет быстрого реагирования. В связи с тем, что в Москве транспортный поток насыщен, на мотоциклах мы более мобильны и и оперативнее можем прибыть к месту выезда. На мотоциклах оказывается много помощи: и патрулирование. Есть повседневная работа, есть – экстренная. Наши шлема оборудованы радиосвязью. Радиосвязь подключена к телефону, телефон – к оператору. Мы за рулем можем принять оперативно информацию, зная адрес и район, мы выезжаем.
ВЕДУЩИЙ:
Вы находитесь здесь, или дежурите где-то?
А. ШВЕЦОВ:
У нас есть район выезда, 500215 – это у нас Бирюлево Восточное. И мы захватываем еще Зябликово, Домодедовская. Но есть и выезды. Сегодня у нас был ранний выезд с отряда. Потеряли человека в парке. В Балашиху даже посылали на поиск. Высылка происходит регулярно с 04:00 до 22:00. В ночное время мы пересаживаемся либо на аварийно-спасательные автомобили, другие обязанности выполняем по отряду, дежурства несем. А в дневное время – патрулирование и заявки. Где-то на вскрытие дверей, где-то кому-то помощь нужна. Первая информация, пришедшая по ДТП, где-нибудь на проезжей части. То мы выезжаем. По прибытии можем передать оперативную информацию, если нам нужны доп.силы. А если дополнительные силы не нужны, то мы справляемся своими силами. Два мотоцикла в одном расчете. Они укомплектованы полностью. Например, как сегодня провели учение по ДТП, На двух мотоциклах разное оборудование. Там есть медукладка, игла, чтобы потушить, накидки на острые кромки. Один мотоцикл оснащен резаком, а другой – разжимом. И «Хулиган» имеется для вскрытия дверей. Волокуши имеются. Если где-то что-то потушить – пила и костюм. Также огнетушитель имеется – если во время ДТП произошло возгорание транспортного средства, то мы можем потушить порошковым огнетушителем. Вот такая работа у нас интересная.
СМИ:
Был такой момент, когда девушку спасали, что один из спасателей подпирал крышу спиной…Это какой-то психологический прием?
А. ШВЕЦОВ:
Да, мы так делаем, чтобы не было проблем при транспортировке. После среза крыши, (правильная последовательность есть – сначала крайние стойки, потом срезаем последнюю стойку), обязательно среди расчета РБР все оговаривается, после последней тройки срезов. Это должно быть озвучено. Потому что при ДТП кузов нагружен. Он как банан сгибается, и когда срезаешь, он может отстрельнуть на выпрямление. Это надо обязательно уведомлять того человека, который в салоне. И чтобы не было этого отстрела и сдвига, чтобы нам сами не травмироваться, производится стабилизация конструкции, крыши. После чего, озвучиваем в четыре голоса, крышу аккуратно снимаем и перекладываем на безопасное расстояние, 5-10 метров.