Пресс-конференция «Новый учебный год: здоровье ребенка»
17 августа 2016 года состоялась совместная пресс-конференция Департамента здравоохранения города Москвы и Департамента образования города Москвы на тему: «Новый учебный год: здоровье ребенка»
Столичные поликлиники перешли на усиленный режим работы в преддверии нового учебного года
Порядка 90% московских школьников выбрали школы рядом с домом в новом учебном году
Порядка 80% дошкольников и школьников планируется привить в новом учебном году
Медицинские классы Москвы функционируют на базе 62 столичных школ
Около 100 тыс. детей пойдут в первые классы в Москве в 2016 году
ВЕДУЩИЙ
Уважаемые коллеги, сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Новый учебный год: здоровье ребенка».
В пресс-конференции принимают участие Погонин Алексей Владимирович, заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Васильева Татьяна Викторовна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, Картавцева Лариса Руслановна, главный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по первичной медико-санитарной помощи детскому населению, Большакова Людмила Николаевна, заместитель главного врача Центра медицинской профилактики Департамента здравоохранения города Москвы и Мясникова Людмила Александровна, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы.
А.В. ПОГОНИН
Добрый день, уважаемые коллеги. Заканчивается период отпусков, и дети начинают возвращаться в город. В этой связи мы переводим наши детские поликлиники на усиленный режим работы, чтобы все желающие обратиться в детскую поликлинику для осмотра у врача перед приходом в школу, смогли записаться и без проблем получить медицинскую помощь в комфортные для родителей сроки.
В Москве существует многоуровневая система профилактики заболеваний. Работают центры здоровья, кабинеты здорового ребенка.
Л.Р. КАРТАВЦЕВА
Добрый день, уважаемые коллеги. Для нас, медицинский работников, как и для наших коллег, педагогов, начинается особая пора, ну и, конечно же, для родителей. Чтобы сделать более удобной подготовку в дошкольные учреждения и школы, мы перешли на усиленный режим, как сказал Алексей Владимирович, и организовали работу наших учреждений таким образом. С 15 августа по 18 сентября открыты и работают 2 кабинета «Здоровое детство». Эти кабинеты не новы. Они помогают разгрузить работу участковых педиатров. Туда можно прийти и получить все необходимые медицинские справки, направления и т.д. мы организовали работу этих кабинетах таким образом, что они работают в наших поликлиниках с 8 утра до 20:00 по будням и еще плюс в субботу и воскресенье с 9:00 до 15:00. Также, в то же самое время и те же самые дни работает кабинет дежурного врача.
После длительного перерыва все наши дети идут в организованные коллективы. Чтобы они спокойно вышли в наши детские сады, родителям необходимо получить медицинское заключение от доктора. Выдается справка, где, проведя необходимый осмотр на педикулез, чесотку, а также доктор спрашивает о наличии контактов с инфекционными заболеваниями, на основании этого выдает справку. Раньше вся эта процедура занимала длительное время. Нужно было сначала сдать анализ на энтеробиоз, подождать результаты и после этого прийти к доктору и получить необходимую справку. Сейчас все это упрощено. Приходит родитель с ребенком и может тут же сдать этот анализ и получить необходимую справку. Мы не делаем забор энтеробиоза в поликлиниках. Мы выдаем справку об осмотре, а потом организовано нашими медицинскими бригадами в дошкольных и школьных учреждениях в соответствии с санитарными нормами осуществляем забор этих анализов.
Л.Н. БОЛЬШАКОВА
Уважаемые коллеги. В начале учебного года формируются новые коллективы. Естественно, риск возникновения инфекционных заболеваний из-за большого количества контактов увеличивается. Особенно, если туда приходят неприватные дети. Поскольку вакцинопрофилактика является самым эффективным средством защиты от инфекционных болезней, необходимо принимать в организованные коллективы привитых детей в рамках национального и регионального календарей профилактических прививок.
На первом году жизни ребенок получает первый комплекс против 11 инфекций, а дети риска против 12. Но для того, чтобы постоянно поддерживать защитный иммунитет, необходимо в сроки, установленные календарями профилактических прививок, дополнительно вакцинировать детей. Перед поступлением в детские дошкольные учреждения ребенок должен быть обязательно привит против туберкулеза, иметь первую ревакцинацию (а пере этим 3 вакцинации) от дифтерии, столбняка, коклюша, быть вакцинированным против кори, эпидемического паротита, против краснухи и иметь полный вакцинальный комплекс против гепатита Б.
Наша столица – один из многих городов, который с 2009 года имеет свой региональный календарь, финансируемый за счет городского бюджета. Согласно этому календарю, все дошкольники, начиная с 12 месяцев, должны вакцинироваться против ветряной оспы. Если мы будем ежегодно будем прививать дошкольников от ветряной оспы, мы сумеем значительной снизить групповую заболеваемость в детских садах.
Перед поступлением в школу ребенок обязательно должен иметь вторую ревакцинацию против дифтерии и столбняка, иметь ревакцинацию против кори, эпидемического паротита и краснухи.
Сейчас ежегодно в столице перед подъемом заболеваемости гриппом или ОРВИ проводится массовая иммунизация населения, в т.ч., детского населения.
В этом году в соответствии с постановлением Главного санитарного врача РФ мы должны обеспечить вакцинацию 80% дошкольников и школьников, что позволит при заносе инфекции не распространяться и не прерывать учебный процесс. Вакцинация начнется с начала сентября. Вакцинация будет проводиться как за счет федерального бюджета, так и за вакцинами, закупленными за счет Департамента здравоохранения.
Т.В. ВАСИЛЬЕВА
Уважаемые коллеги, сентябрь и для системы образования, и для системы здравоохранения время напряженное.
2016 год в части роста нашего детского контингента традиционно нас радует. Количество первоклассников в нашей системе неуклонно растет. Если в 2012 году в первые классы пришло 86 000 первоклассников, то в 2016 году мы ожидаем 100 000 первоклассников. В прошлом году у нас в первый класс поступило 96 000. На сегодняшний день число поступивших уже больше, чем 96 000.
Система образования Москвы – самая крупная в РФ – 1 350 000 дошкольников и школьников обучается в наших учреждениях. Вопросы сбережения здоровья, создания соответствующих условий в наших образовательных организациях для этих школьников и дошкольников для нас всегда стоят во главе угла.
Несколько лет назад наметилась позитивная тенденция - родители, выбирая первый класс для своего ребенка, выбирают школу рядом с домом – 88% первоклассников. Это хорошо скажется на здоровье школьников и здоровьесберегающих технологиях, которые система образования применяет при обучении и воспитании.
В структуре каждой школы есть дошкольное учреждение и переход из детского сада в школу теперь значительно комфортнее. 55% первоклассников перешли в школу в своем же учреждении из своего же детского сада. С точки зрения адаптации, преемственности образования, сбережения здоровья ребенка, это оптимально, приемлемо и хорошо. В вопросе создания условиях сохранения здоровья детей плотное взаимодействие Департамента здравоохранения и Департамента образования у нас ежедневное и ежечасное.
Есть очень интересный проект, который не относится к сбережению здоровья напрямую. Мы работаем по этому проекту с Департаментом образования уже второй год. Департамент образования помогает нашим школьникам, в т.ч., в рамках реализации проекта профильного обучения, и ведет несколько программ внутри нашего проекта «Медицинские классы в московской школе».
ВЕДУЩИЙ
Людмила Александровна, часто ли на ваших собраниях, которые проходят в режиме онлайн, обсуждаются вопросы здоровья детей?
Л.А. МЯСНИКОВА
В самое напряженное время могут говорить медики, педагоги. Самое напряженное время – это сентябрь. Одень, подготовь, все собери и отправь – это достаточно сложно.
Вопрос здоровья родителей волнует с рождения ребенка. Это первое и самое главное, о чем мы всегда думаем.
Мы сейчас пошли в третий класс, и я на основе своего опыта могу судить о том, насколько сейчас изменилась жизнь детей в дошкольном учреждении. Они стали более подготовленными, более интересными. А самое главное, мы тоже перешли из «дошколки» прямо в школу, которая в одном комплексе. И я себя чувствую более уверено, потому что знала, куда дети пойдут, к какому педагогу. Мои мальчики очень разные, но мы наши себе педагога до того, как они пошли в школу. Уже тогда было понятно, с кем детям будет удобнее учиться.
Что касается здоровья, вопрос здоровья на главной ступеньке. На родительском селекторе родители задают очень много вопросов по здоровью. На селекторе, который проходит два раза в месяц, всегда есть время, когда для детей с ограниченными возможностями рассказывают то новое, что есть. Это в каждом селекторе.
Самая главная тема в селекторе, которую мы для себя определили в этом году – это тема вакцинации. Ни для кого не секрет, то есть родители, которые категорически «против» прививок, и есть те, которые «за». Лично я «за» прививки, потому что мы должны понимать, что непривитый ребенок несет с собой опасность для привитых детей. В отличие от других детей, он может заразиться и принести это в группу, класс. поэтому, в прошлом году мы приглашали представителя Роспотребнадзора, который нам подробно рассказывал, с которым мы обсуждали эту тему, задавали ему вопросы. Говорить об этом надо. Как результат, в прошлом году, перед тем, как началась эпидемия по гриппу, мы организованно провели родительское собрание, рассказали, и нам позвонили и сказали, что после собрания количество привитых детей увеличилось. Как результат этого, в прошлом году мы не закрывали школы полностью во время эпидемии. Это говорит о том, что слышат, понимают, и нужно просто говорить об этом, рассказывать и объяснять.
Сейчас, 24 августа в 20:00 на сайте Департамента образования, пройдет первое наше собрание родительское, на которое мы пригласили представителя Департамента здравоохранения, который будет рассказывать про прививки. Там будет еще много интересного.
А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»
Лариса Руслановна, Вы сказали, что раньше нужно было в 2 посещения эту справку получать, какие-то анализы сдавать, а сейчас можно прийти, там же сдать анализ и сразу получить. Это что, какая-то процедура проведения этого анализа изменилась? Почему раньше требовалось время, а сейчас можно сразу получить результат?
Л.Р. КАРТАВЦЕВА
У нас есть определенные санитарные правила и нормы, которые регламентируют организацию работы в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. У нас есть санитарные правила и нормы о профилактике паразитарных заболеваний в РФ. На основании этих документов мы готовим детей отправлять в образовательные коллективы, и там нужно провести ряд необходимых осмотров и профилактических обследований. К таким обследованиям относится забор анализов на энтеробиоз. Раньше родители приходили с ребенком, мы делали у них забор на анализы, дожидались результата, и потом только выдавали медицинскую документацию. Сейчас мы организовали это таким образом, что, если родитель пришел с ребенком и хочет сдать этот анализ, мы его берем, но не дожидаемся результата, и даем справку по осмотру на педикулез и чесотку – это быстро. Результат приходит в нашу базу данных. По опыту прошлого года мы делаем массовый осмотр и забор этих анализов, особенно у детей 1-4 классов, в образовательных коллективах. С 1 по 19 сентября медицинские бригады выйдут и организованно этот забор осуществят. Т.е. пришли дошкольники, сдали, справочку получили и пошли, а для школьников все это будет организованно сделано в образовательных учреждениях.
А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»
Можно озвучит статистику по всплескам заболеваемости в этот начальный период? По привитым и непривитым детям, и когда это происходит в новых коллективах?
Сразу второй вопрос задам: можно ли отказаться от прививок? От каких? Что нужно сделать родителям, чтобы отказаться от прививок? Спасибо.
Л.Н. БОЛЬШАКОВА
На основании закона об иммунопрофилактике каждый родитель имеет право отказаться от вакцинации. Но нужно понимать, что, отказываясь прививать своего ребенка, родители лишают его права на сохранение здоровья и подвергают его большому риску инфицирования. Потому что, в первую очередь, заболеет непривитый ребенок. Для отказа элементарно оформляется отказ от прививки в школе или детской поликлинике.
По поводу всплеска, когда мы еще только начинали прививать детей, мы ежегодно регистрировали 1000 случаев заболевания краснухой. В течение последних 3 лет у нас дети не болеют краснухой. В этом году было только 5 случаев среди взрослых.
Вы знаете, что у нас с 2010 года пошел рост по заболеваемости корью – превышение по сравнению с предыдущими годами в десятки раз. Благодаря массовой активной иммунизации как детей, так и взрослых, на сегодняшний день мы имеем только 3 случая заболевания корью, и среди них 2 ребенка. В прошлом году у нас заболело 230 человек, из которых 104 – дети. Вот вам наглядный пример необходимости вакцинации. Как раз болеют у нас непривитые.
А.В. ПОГОНИН
В этой связи просим вас принять активное участие в том, чтобы проинформировать родителей о важности вакцинации.
В прошлом году по итогам активной вакцинации против гриппа у нас все обошлось без происшествий. Объясните родителям, что это можно делать безбоязненно. Родителям нужно объяснять, что прививки – это хорошо, и что прививать ребенка нужно. Это безопасно и бесплатно. Просим вас в этом нам помочь.
ВЕДУЩИЙ
Людмила Николаевна, когда желательно вакцинировать против гриппа? 1 сентября?
Л.Н. БОЛЬШАКОВА
Ежегодно массовая иммунизация населения против гриппа начинается с конца августа. необходимо до декабря-января, т.е. подъема заболеваемости, дать время для выработки иммунитета. Желательно за сентябрь-ноябрь провести вакцинацию. Защитный иммунитет сохраняется в течение всего подъема заболеваемости.
Вреда прививка не приведет. Если на следующий день после вакцинации вы столкнетесь с вирусом гриппа, то это не прививка спровоцировала заболевание. Просто от нее не будет эффекта, потому что для выработки иммунитета нужно время, как минимум, две недели.
ВЕДУЩИЙ
Скажите, пожалуйста, а учителя обязательно должны быть привиты?
Л.Н. БОЛЬШАКОВА
Учитель относится к группе риска. Он может служить источником заболевания для окружающих его учеников. Даже вопрос не должен стоять, прививаться учителю или нет. Они первые должны агитировать за вакцинацию.
Е. ХРАМОВА – «Вестник московского образования»
Людмила Александровна, скажите, пожалуйста, какие вопросы чаще всего задают московские родители экспертам?
Л.А. МЯСНИКОВА
Наверное, сначала здоровье, куда входит и питание, и безопасность, и самый главный вопрос – качество образования. Очень много вопросов возникает о программах, о том, что родители не могут спросить в школе, что очень странно, они это спрашивают у нас. Находим общий язык. Отправляем кого-то в школу, чтобы узнали получше. Но при этом мы даем расширенный ответ, приглашаем какую-нибудь школу с расширенным советом. Директора потом говорят, что это очень действенно. Вопросы, в основном, касающиеся детей.
Ю. АНТИПОВА – «Московский образовательный канал»
Татьяна Викторовна, какие профили есть в современной школе? Расскажите больше о медицинском классе. Разве в школах есть оборудование, на котором реально можно что-то смотреть по медицине?
Т.В. ВАСИЛЬЕВА
Большинство родителей, планируя будущее своего ребенка, хотят, чтобы он много учился, занимался дополнительным образованием и на базе хорошего образования получил хорошую профессию. Мы с вами все понимаем, что такого количества информации, которое сегодня окружает ребенка, с избытком хватит, чтобы любое самое богатырское здоровье как-то пошатнуть. Поэтому, задача школы состоит в том, чтобы грамотно выстроить образовательный процесс с учетом того, чтобы получить качественное образование и не повредить здоровью, не создать историю с переутомлением, с психическим перенапряжением. Если мы говорим о профилях современной школы, то сегодня московская школа действительно многопрофильная. Еще несколько лет назад три профиля самых популярных реализовывал только 1 процент московских школ: физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный. На сегодняшний день 96% московских школ реализуют 3 и больше профилей, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартном. В Москве мы пошли дальше. Всегда есть необходимость спецкурсов, профориентации. Внутри профильного образования у нас появились проекты предпрофильного обучения профориентации и углубленного образования. Одним из таких проектов стал медицинский класс, второй по популярности. Наравне с медицинским классом по массовости инженерный класс, и еще 3-й год реализуется кадетский класс.
В проекте медицинского класса участвуют 62 московских школы. В этом году количество школ увеличится, и кто именно войдет в проект, станет понятно в конце сентября. Чтобы поступить в проект, школы поступают туда на конкурсной основе. Профиль реализуется на базе старших классов – 10 и 11, где ребята, вместе с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла, изучают еще такие спецкурсы как микробиология, биохимия, анатомия. Вопрос медицинского профиля и медицинского профессионального образования в будущем потребует дополнительных навыков и знаний от выпускника. Ни одна школа сама по себе такой сложный профиль как медицинский класс не потянет. У школ есть профессиональные партнеры. С одной стороны, это Первый московский медицинский университет им. Сеченова и все, что касается медицинского сопровождения – это университет. С другой стороны, Департамент здравоохранения Москвы и клинические базы Департамента. Старшеклассники, участники проекта, входят в клиники и клинические базы Департамента, не только на экскурсии. Никаких сложных манипуляций они выполнять не могут и не должны. Но они разговаривают с медсестрами, врачами, задают вопросы. В этом году в рамках этого проекта у нас впервые прошла большая научно-практическая конференция школьников. Результаты труда, научные работы, которые ребята представили в Первом медуниверситете, поразили даже профессоров университета. Победители и призеры получили определенные преференции при поступлении в Первый медуниверситет.
Что касается оборудования, профильное обучение требует углубленного оборудования по физике, по химии, биологии. В московских школах в своей базовой части оно всегда было. В этом году для 62 школ –участниц проекта, - адресно поставлены большие комплекты специализированного оборудования фантомов, муляжей, спецприборов учебных, таких как кардиографы, манекены для оказания первой помощи. Огромные наборы из 95 позиций пришли в каждую школу. Эти наборы можно использовать и на уроках ОБЖ, когда мы говорим о первой помощи, и в вопросах воспитания и просвещения санитарного. В рамках пресс-тура мы представим это оборудование в сентябре.
М. НАБАТНИКОВА – «Аргументы и факты»
Если ребенок пришел без справки, что с ним будет?
Л.Р. КАРТАВЦЕВА
Что значит: «ребенок придет без справки»? Мы создали все необходимые условия и у нас есть определенный порядок приема. У нас родители уже в курсе и знают, каким образом нужно поступать и действовать, если они отсутствовали даже в дошкольном учреждении 5 и более дней. Думаю, что здесь никаких вопросов у нас не возникнет.
Даже если ребенок пришел, на месте есть медицинская сестра, которая его осмотрит. Поэтому, сильного криминала тоже не будет.
А.В. ПОГОНИН
В этом году мы будем делать для родителей рассылки по электронной почте о режиме работы наших лечебных учреждений и порядке получения этих медицинских документов.
М. НАБАТНИКОВА – «Аргументы и факты»
Отслеживать календарь прививок и организовывать детей на вакцинацию – это большая работа. Кто будет ее делать в школах? Вернуться ли медицинские работники в образовательные учреждения?
Т.В. ВАСИЛЬЕВА
Там, где пребывают дети, а в детском саду дети находятся до 12 часов, и в школе тоже довольно долго, всегда есть медицинский работник – медицинская сестра. В школах и детских садах она всегда есть.
Л.Р. КАРТАВЦЕВА
Не было такого, чтобы медицинские работники куда-то девались. Это наша работа. У нас есть отделения профилактики. За нашими медицинскими комплексами закреплены образовательные учреждения, которые осуществляют этот осмотр. Что касается осмотров и профилактических прививок, у нас есть определенные нормативные документы, в соответствии с которыми мы это осуществляем. По прививкам – национальный и региональный календарь прививок. Медицинские осмотры осуществляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения. Их три вида. Ребенок получает осмотр перед поступлением в сад и школу и на основании этого получает заключение – форму «026У». Затем, у нас есть профилактические осмотры – это осмотры повозрастные. Тоже выдается заключение. Есть периодические, когда ежегодно всех детей осматривает педиатр. График этих осмотров и проведения прививок формируется, согласовывается вместе с руководителем образовательного учреждения и руководителем медицинского комплекса.
А.В. ПОГОНИН
Это плановая работа в каждом учреждении. Профилактика для нас – это приоритет. Мы понимаем, что эффективнее на ранней стадии выявить признаки какого-то заболевания, передать информацию в детскую медицинскую организацию, пролечить ребенка и не допустить таким образом развития заболевания.
И. СВИРИН – ИА «Регнум»
Татьяна Викторовна, а сами школы к учебному году готовы? В частности, по наличию специалистов: логопеды, учителя физкультуры, психологи. Достаточно ли их в наличии?
Т.В. ВАСИЛЬЕВА
26 августа у нас запланирована пресс-конференция на эту тему, поэтому, отвечу коротко.
Образовательные организации на сегодняшний день проходят процесс подписания паспортов готовности. Это постоянно явление для августа. На сегодняшний день практически все образовательные организации подписали такие паспорта готовности. К концу августа отчет будет более полным.
Что касается специалистов, все необходимые педагогические работники в школах есть, педколлективы укомплектованы полностью. Сколько должно быть каких специалистов внутри школы – это решение самой школы. Школы очень разные, с разным контингентом детей. Где-то нужно 8-10 психологов, 6-7 логопедов, и есть специальная социально-педагогическая или логопедическая служба. Где-то достаточно 1 психолога, 1 логопеда и 1 социального педагога. Здесь не может быть дерективных норм. На сегодняшний день школы не испытывают дефицита в специалистах. Есть конкурс среди педагогов на поступление в школу. Сегодня школа может выбирать из нескольких претендентов.
В. ГЛЯНЦЕВА – сайты ЗАО
Что делать, если у ребенка выявилось какое-то заболевание в ходе осмотра? Врач дает какое-то направление или родители решают этот вопрос в частном порядке?
А.В. ПОГОНИН
Врач дает направление к участковому педиатру и, если есть необходимость, к профильному специалисту. У нас есть четкая маршрутизация и алгоритм действий по каждому такому случаю.
ВЕДУЩИЙ
В начале учебного года детей часто записывают в спортивные секции, и часто это секции при школах. Туда необходимо предоставить справку. Но ведь в школе есть все карты, справки. Какой здесь порядок действий?
Т.В. ВАСИЛЬЕВА
Если ребенок пришел в школу и со справкой все у него нормально, он посещает все дополнительные кружки и секции. Другой вопрос, когда секция требует особых критериев здоровья. Для некоторых видов спорта нужна справка об осмотре узких видов специалистов. Но это скорее исключение, чем правило.
Л.Р. КАРТАВЦЕВА
Мы все понимаем, что есть профессиональный спорт и любительский. Для этого у нас есть физкультурные диспансеры в каждом округе, которые бесплатно осуществляют осмотр таких детей и выдается направление той секции этой школы, которая профессионально занимаются спортом. Здесь вопросов тоже не возникает. У нас все это отстроено.
ВЕДУЩИЙ
Раньше диспансеризация школьника могла занимать 1-2 дня, а теперь 3-4 урока. В связи с чем так сократились сроки?
Л.Р. КАРТАВЦЕВА
Мы стараемся и работаем, чтобы всем было удобно и комфортно. Мы уже говорили о том, какие есть виды медицинских осмотров. Вся эта работа осуществляется планово. Все проходит быстро и организовано. Здесь организация процесса и совместная работа педагогов и медиков дают такие результаты.
Л. ЗУЕВА – «Учительская газета Москвы»
Хотелось бы еще раз уточнить динамику, сколько первоклассников ожидают московские школы в этом учебном году?
Т.В. ВАСИЛЬЕВА
Количество первоклассников ежегодно растет. В этом году мы ожидаем около 100 000 первоклассников. В прошлом году их было 96 000, в 2014 – 94 000. Демография у нас положительная. Надеемся, что маленьким москвичам понравится в школе.
ВЕДУЩИЙ
С точки зрения здоровья, эти 100 000 более здоровые, чем те, кто пришел 10 лет назад? Какая динамика здесь? Дети приходят более здоровыми? Говорят же, что поколение 90-х годов – это слабые дети…
Л.А. МЯСНИКОВА
Нет, они тогда чипсы начинали есть, а сейчас мы с этим активно боремся, рассказываем о здоровом питании. Не далее, как сегодня договорились, что пока что в одном округе мы введем в буфете уголок здорового питания. Если мы все вместе будем работать, Департамент образования и здравоохранения, и я бы ее Соцзащиту подтянула, будет все нормально. А мы, как родители, главное слушать и не мешать. Очень многие родители могут помочь. Хотела сделать статистику по членам экспертно-консультативного совета. У меня же нет родителей, которые не работают. Они все работают. Они очень много приносят в школы, где учатся их дети. Родители-медики, родители-инженеры помогают своим профильным классам. Сейчас очень многие говорят о том, как детей должны кормить. Мы нашли родителя, который специалист в этой области и готов об этом рассказывать. Здоровье детей в наших руках, а если наши руки не всегда доходят до ребенка, тогда давайте будем помогать школе, детскому саду, куда мы отводим ребенка.
А.В. ПОГОНИН
Мы уже в этом году, открывая кабинеты здорового ребенка, обучаем там родителей правилам кормления, даем рекомендации по уходу за ребенком, режиму дня. В наших детских поликлиниках работают школы для родителей, где мы даем необходимые разъяснения. В наших поликлиниках есть все необходимые ресурсы и специалисты, информационные материалы, чтобы с первых дней жизни научить родителей правильно растить ребенка.
ВЕДУЩИЙ
Выражаю большую благодарность представителям двух департаментов за интересный рассказ. Спасибо вам за ваш вклад и помощь. Всем большое спасибо за эту пресс-конференцию.