Информационный Центр Правительства Москвы
03 февраля 2025, понедельник, 19:51
Новости

Ученые НОШ МГУ изучили символизм древнего артефакта с изображением павлина

Ученые НОШ МГУ изучили символизм древнего артефакта с изображением павлина
фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Ученые исторического, геологического, химического и биологического факультетов МГУ продолжают изучение уникальных артефактов, связанных с языческой и христианской культурой средневековой Руси. Исследования проводятся в рамках проекта «Христианские и языческие древности средневекового Новгорода в свете междисциплинарных исследований», выполняемого участниками Научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». На этот раз их внимание было уделено необычной находке — металлической головке булавки в виде птицы, обнаруженной в ходе исследований Новгородской археологической экспедиции МГУ на Троицком раскопе в слое второй половины XII — рубежа XII–XIII веков. Об этом сообщили в пресс-службе вуза. 

В результате комплексного исследования этой находки ученым удалось прояснить вопросы, связанные с символическим значением павлина в христианском контексте и народных верованиях, определить пути проникновения мотива павлина в новгородское прикладное искусство, раскрыть технологию производства булавок и происхождение металлического сырья.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Археологические вести».

Булавка, обнаруженная на Троицком раскопе сохранилась фрагментарно: полностью обломан стержень и часть отростков-оперения на голове птицы. Восстановить целостный облик украшения удалось с помощью случайной находки, хранящейся в фондах Новгородского музея-заповедника. Птица изображена в профиль, детали декора на обеих сторонах полностью совпадают.

Сразу же была определена видовая принадлежность птицы, венчающей навершие булавки: это изображение павлина (Рavo cristatus) — существо, обладающее исключительными природными свойствами, благодаря своему роскошному оперению. 

«Уже в античную эпоху павлины приобрели статус священной птицы и одного из атрибутов райского сада. Христианская и исламская изобразительные традиции заимствовали образы павлинов у источника жизни — фонтана с водой или дерева в античном и сасанидском искусстве. И для язычников, и для христиан павлин был символом бессмертия, обновления и возрождения, так как, согласно Священному Писанию, плоть павлина нетленна», — рассказала доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Наталья Ениосова.

На основе средневековых письменных источников удалось установить, что в Византийской империи перья райских птиц находили место в придворной жизни и церковных ритуалах. Опахала из перьев павлина (flabellum) ассоциировались с крыльями ангелов, самое раннее свидетельство их использования в литургии относится к VI вTRE. В секулярном мире средневековой Европы перья павлина были предметом роскоши. Достоверно известно, что с XII столетия высшие чиновники получили право украшать ими доспехи и конское убранство во время придворных церемоний. Опахала из оперения павлинов с длинной серебряной ручкой облегчали страдания больных королей на смертном одре.

Появление райской птицы в орнаменте украшений жительниц Новгорода отражает символическое восприятие мира средневековых новгородцев и сложный процесс отбора и трансформации элементов византийской культуры в новую систему. 

На кафедре геохимии геологического факультета МГУ был проведен анализ химического состава металла булавки методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой (ИСП-МС). Основной аналитической задачей являлся охват широкого перечня элементов, присутствующих в металле образца. Исследование показало, что головку булавки с павлином отлили из практически «чистого олова» с небольшой добавкой свинца (до 5 %). 

Известно, что в древности и Средневековье чистое олово получали выплавкой из касситеритовых руд месторождений Корнуолла и Девона на Британских островах. Чистота выплавляемого олова зависела, в первую очередь, от качества исходной руды. Минерал, добываемый на юге Англии, содержал микропримеси кобальта, свинца, меди и никеля, вольфрама и ртути; сотые доли золота, серебра и титана. Примеси, обнаруженные в новгородских образцах, и их незначительная концентрация соответствуют характеристикам корнуолльского касситерита и выплавляемого из него металла. С большой долей вероятности можно предположить, что для отливки булавки с головкой в виде павлина использовано чистое олово, поступившее в Новгород с Британских островов.

«При посредничестве торговых партнеров Новгорода — готландцев и ганзейцев — местные ювелиры получали оловянный лом и использовали его для производства литых изделий серебристого цвета: змеевиков, крестиков, булавок, подвесок и перстней. Оловянные слитки в Новгороде пока не обнаружены. Несмотря на относительно высокую стоимость олова, новгородские ювелиры не всегда разбавляли его более дешевым свинцом в целях экономии. Для имитации престижных серебряных изделий гораздо больше подходило чистое олово — блестящий белый мягкий металл, не тускнеющий под воздействием воздуха и воды. При полировке оловянные изделия приобретают сходство с серебром», — отмечает Наталья Ениосова.

Реалистичные изображения павлинов на булавке с Троицкого раскопа и случайной находке из музейных фондов свидетельствуют о знакомстве мастера с видовыми особенностями диковинной заморской птицы, с ее символическим значением в христианском контексте и, возможно, с апотропейными свойствами. 

«Стоит отметить, что набор обнаруженных вместе с булавкой находок обладает достаточно престижным характером и, в купе с данными берестяных грамот и сфрагистического материала, а также анализом топографического контекста усадебного двора, позволяет говорить о высоком социальном и имущественном статусе владельцев этой усадьбы», — отмечает руководитель археологических исследований на Троицком раскопе, научный сотрудник кафедры археологии исторического факультета МГУ Виктор Сингх.

Несмотря на то, что булавка с павлином изготовлена из относительно дешевого и доступного материала, это изделие нельзя отнести к рядовой продукции массового производства. Редкое для новгородского прикладного искусства изображение райской птицы и использование металла, имитирующего серебро, придавали престиж костюму женщины, проживавшей на богатой усадьбе, расположенной в Людином конце средневекового Новгорода. 

Последние обновления: