Информационный Центр Правительства Москвы
19 октября 2024, суббота, 13:21
Новости

Ученые МГУ назвали полезные игры для развития детей

Ученые МГУ назвали полезные игры для развития детей
фото: mos.ru/donm

Специалисты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с коллегами из ФНЦ Психологических и междисциплинарных исследований представили работу, в которой сравнили эффективность цифровых и традиционных игр для развития саморегуляции дошкольников. Об этом сообщили в пресс-службе вуза.

Исследование представляет собой уникальный эксперимент по анализу механизмов влияния игр на детей, а его результаты были опубликованы в высокорейтинговом журнале Всемирной организации по дошкольному воспитанию при ЮНЕСКО «International Journal of Early Childhood».

Цифровые устройства стали неотъемлемой частью современного детства. За последние годы детское экранное время значительно увеличилось и составляет в среднем более трех часов в день. Цифровые игры часто используются педагогами и родителями в качестве средств обучения. 

Чтобы выяснить, действительно ли цифровые игры эффективны для детского развития, был проведен эксперимент, в котором приняло участие 136 детей. Участники были разделены на группы в соответствии с типом игры, которым они занимались на протяжении трех месяцев: традиционная сюжетно-ролевая игра, настольные игры, цифровые игры. Для надежности оценки результатов группы были уравнены по полу, возрасту и начальному уровню развития детей. 

«С целью оценки эффективности игровых занятий был проведен пост-тест, следующий сразу после окончания занятий, а также отложенный пост-тест спустя 4 месяца после окончания игровых сессий, который позволил оценить устойчивость развивающего эффекта. Мы проанализировали развитие зрительной рабочей памяти, слухоречевой рабочей памяти, когнитивной гибкости, поведенческого сдерживающего контроля – основных компонентов умения управлять своим поведением, саморегуляции», — сказал академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.

По словам ученого, результаты эксперимента показали, что несмотря на то, что в краткосрочной перспективе цифровые игры положительно повлияли на развитие саморегуляции, в долгосрочной перспективе данный эффект оказался неустойчивым. В то же время сюжетно-ролевая игра показала устойчивый положительный эффект для развития всех компонентов саморегуляции у дошкольников. 

Полученные результаты дают основание полагать, что именно сюжетно-ролевые игры обеспечивают качественный сдвиг в психическом развитии детей. Полученные данные являются эмпирическим подтверждением тезиса выдающегося профессора Московского университета Л.С. Выготского о системном строении высших психических функций и ключевой роли игры для детского развития.

Последние обновления: