Информационный Центр Правительства Москвы
19 октября 2024, суббота, 07:38
Новости

Ученые МГУ исследовали флаттер лопасти воздушного винта для самолета «Байкал»

Ученые МГУ исследовали флаттер лопасти воздушного винта для самолета «Байкал»
фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Ученые НИИ механики МГУ по договору с АО «Уральский завод гражданской авиации» выполнили составную часть ОКР в рамках исследованию флаттера лопасти воздушного винта, которым будет оснащен легкий многоцелевой самолет «Байкал». Об этом сообщили в пресс-службе вуза. 

В самолете могут находиться до девяти пассажиров или до двух тонн груза. Он рассчитан на расстояния до трех тысяч километров и предназначен для использования на местных воздушных линиях и для других авиационных работ. Исследования проводятся в рамках импортозамещения, а также модернизации и развития авиационной техники. Сейчас для определения границ флаттера винта отсутствует промышленное программное обеспечение, общепринятое в конструкторских бюро авиастроительной отрасли, в связи с чем расчет флаттера представляет собой нетривиальную задачу. 

Часто расчет флаттера проводится на основе упрощенных методов, которые не обладают достаточной точностью для описания современных композитных лопастей сложной формы и не соответствуют современному уровню развития вычислительной техники. Этим обуславливается необходимость разработки математических моделей и программного обеспечения, позволяющего прогнозировать области устойчивости лопастей с учетом нескольких форм собственных колебаний. 

«Проведенная работа позволит спроектировать воздушный винт, аналогичный по внешним обводам импортному, но имеющий оптимальные массовые и жесткостные характеристики и обладающий устойчивостью к флаттеру. Разработка современных методов расчета флаттера чрезвычайно важна для развития российской гражданской авиации», — прокомментировал руководитель работы со стороны НИИ механики МГУ Василий Веденеев.

Сотрудники института разработали математическая модель и ее программную реализацию для расчета флаттера в трехмерной постановке, учитывающую произвольное число форм колебаний и предполагающую использование квазистационарной или же нестационарной аэродинамической теории. Проведено исследование устойчивости на нескольких полетных режимах и даны рекомендации, которые позволят избежать возникновения флаттера на других полетных режимах.   

Последние обновления: