Особняк в стиле модерн на проспекте Мира отреставрируют
Бывший жилой дом XIX–XX веков на проспекте Мира ждет реставрация. Это образец архитектурного стиля модерн. Изначально это был главный двухэтажный усадебный дом с мезонином, принадлежавший надворной советнице Марии Антоновне Раевской.
В 1902 году, когда им владела уже жена московского купца второй гильдии Софья Циммерман, здание было перестроено в монументальный особняк в стиле модерн. В результате реконструкции, которой занимался гражданский инженер и архитектор Александр Гребенщиков, мезонин разобрали. У здания появились ризалиты (выступы), а с северной стороны возвели трехэтажную пристройку с проездной аркой. В таком виде он и сохранился до наших дней. Последним собственником здания был хозяин ткацкой фабрики Сергей Моргунов. В советское время в особняке располагалась больница. Сейчас его занимает музыкальный коллектив «Хор солистов» под руководством Михаила Турецкого.
Что хранит старый особняк
Из-за того, что у разных частей дома разное количество этажей (два-три этажа), его форма асимметрична и нехарактерна для усадебных особняков. Композиционный центр выделен ризалитом — высоким выступом, напоминающим башню. Более низкие выступы, также напоминающие башни, расположены на углах здания с юго-восточной и северо-восточной сторон. Над окном в вензеле помещена монограмма последнего владельца особняка — фабриканта Моргунова. Проходящий над вензелем карниз плавно изогнут. Характерная для европейского модерна лепнина с растительным орнаментом украшает стены в верхней части окон.
Изначально цоколь центрального фасада был облицован камнем, а цоколь дворового и бокового фасадов — черной керамической плиткой «кабанчик», вытянутой, со скошенными краями, а по форме и размеру напоминающей кирпич. В советское время была проведена реконструкция здания. Внутри убрали часть домовых печей и разрушили некоторые перегородки, облицовку фасадов тоже изменили. И каменный цоколь, и плитку «кабанчик» заменили на черную керамическую плитку классической прямоугольной формы.
«Сохранились декоративные украшения в парадных помещениях второго этажа — большом и малом залах, а также лестница со ступенями из искусственного розового мрамора в северной части здания. Так, стены большого зала, выкрашенные в бирюзовый цвет, украшает лепнина — гирлянды из роз, перевитых лентами, а также барельефы с амурами. Уцелели живописные полотна с изображением цветов. Кроме того, в зале сохранились оригинальные деревянные двери и оконные рамы и даже витражное остекление. Стекла окон и дверей расписаны цветочными гирляндами. В малом зале, где, предположительно, принимали гостей хозяева дома, находится камин из натурального и искусственного мрамора. По бокам от камина к стенам примыкают шкафчики, куда ставили мелкую посуду и безделушки», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Как пояснил глава ведомства, в здании периодически проводились локальные ремонтные и восстановительные работы, однако комплексной реставрации не было с момента его постройки. Крыша протекает, из-за чего штукатурный и красочный слои внутри дома частично разрушены, на стенах видны следы протечек, местами появилась плесень. Металлические балки перекрытий покрылись ржавчиной, а в каменной кладке образовались трещины.
- Cезон работы фонтанов завершился в столице
- Более 700 волонтеров помогут в организации чемпионата «Абилимпикс-2024»
- Новые подъемные платформы для маломобильных граждан появятся в подъездах на западе столицы
- Собянин: Завершена проходка соединительной ветки в электродепо «Столбово»
- Собянин: Около 1,7 тыс. столичных дворов благоустроили в этом году