НИУ ВШЭ: Аварийность на дорогах можно сократить с помощью уменьшения нештрафуемого порога превышения скорости

Эксперты факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ утверждают, что сократить аварийность на дорогах возможно при помощи уменьшения нештрафуемого порога превышения скорости, который сейчас составляет 20 км/ч.
«Оплата за наиболее частые правонарушения — превышение скорости от 20 до 40 километров в час — вошла в повседневную привычку, воспринимаясь водителями как плата за быструю езду. Это особенно острая проблема для улиц и дорог, на которых установлены скоростные режимы в 40 километров в час или ниже», — сообщил декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
По результатам исследования ЦОДД Москвы от февраля 2022 года, в России порядка 89% всех выписанных автомобилистам штрафов приходилось на превышение скорости. При том что существует нештрафуемый порог, который не предусматривает наказания.
«Из исследований, посвященных зависимости между скоростью автомобиля и вероятностью выживания пешехода при столкновении, мы знакомы с известной логистической кривой, наглядно демонстрирующей стремительное падение выживаемости пешехода с ростом скорости — особенно в интервале от 40 до 60 километров в час, а подобное мы регулярно наблюдаем на улицах с ограничением скорости в 40 километров в час, где существующий нештрафуемый порог полностью нивелирует факт установленного скоростного режима как меры по снижению транспортного риска», — объясняет ведущий эксперт факультета городского и регионального развития Андрей Борисов.
Определение нештрафуемого порога как фиксированного значения в километрах в час приводит к значительному разбросу скоростей движения при низких скоростных режимах. Например, ограничения в 40 километров в час и ниже, как правило, устанавливаются вблизи школ, детских садов, поликлиник, а также жилых зонах и в местах, нагруженных пешеходным трафиком.
«С этого года за нарушение скорости придется платить больше. Согласно новой редакции части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, штраф за превышение скорости от 20 до 40 километров в час от разрешенной теперь составляет 750 рублей. Однако масштаб допустимого превышения скорости остался неизменным На мой взгляд, в целях повышения безопасности, особенно в населенных пунктах, нештрафуемый порог должен быть сокращен», — заявил Евгений Михайленко.
В совокупности с принятыми поправками в КоАП РФ, пересмотр величины нештрафуемого порога (либо изменение подхода к его расчету) в сторону уменьшения, позволит снизить уровень аварийности в городах России — считают эксперты факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ.
«Сейчас нештрафуемый порог превышения скорости составляет 20 километров в час. Это достаточно высокий — и, главное, ригидный — показатель, который не имеет обоснований. Если, как пример, поменять превышение до 20 километров в час на 20%, то для магистральных дорог практически не изменится статус кво, но для улиц со скоростным режимом в 30-40 километров в час, где транспортные потоки часто пересекаются с пешеходными, вблизи социальных объектов, сокращение разброса максимальной скорости — объективно необходимая мера по повышению безопасности движения» — подчеркнул Андрей Борисов.
Напомним, что с января 2025 года штрафы за нарушения ПДД серьезно возросли, а скидка, которая полагалась при своевременной оплате штрафа сократилась в два раза. Изменения коснулись в том числе и размеров взыскания за нарушение скоростного режима.
- Горожанам рассказали, как в столичных парках будут отмечать Масленицу
- Число пользователей приложения «Парковки России» достигло 2,2 млн
- Фестиваль «Московская Масленица» стартовал в столице
- Более 500 школьников вступили в «Юнармию» в Музее Победы
- ЦППК впервые запустила проект стажировки для преподавателей