На ВДНХ рассказали интересные факты об исторических панно павильона №1
После масштабной реставрации павильон № 1 «Центральный» на ВДНХ, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, стал современным выставочным пространством. 21 ноября в нем открылась экспозиция Третьяковской галереи. Помимо выставки #ТретьяковкаНаВДНХ, посетители могут увидеть там крупногабаритные панно, которые были созданы специально для «Центрального» в 1954 году. Во время реставрационных работ главного павильона ВДНХ они находились в фондах Третьяковской галереи, где также прошли сложную реставрацию. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы.
В 2022-м четыре живописных полотна вернулись на свои исторические места в ниши стен павильона № 1. В их числе — «Штурм Зимнего дворца» и «В.И. Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов», автором которых стал советский художник и автор панорам и диорам Павел Соколов-Скаля, полотно «Советский народ имеет право на образование (Студенты у нового здания МГУ)», созданное бригадой художников под руководством советского живописца Александра Герасимова, и работа «Советский народ имеет право на отдых (В доме отдыха на черноморском побережье)» живописца и монументалиста Сергея Отрощенко. Размеры живописных полотен составляют от 4,5 до 7,5 метра. Их точное расположение удалось установить на основании архивных фотографий и документов.
Из-за длительного хранения на основе всех работ образовались складки и замятости, углы вытянулись и деформировались. На двух большемерных полотнах Павла Соколова-Скали были видны следы предыдущих реставраций. Авторский колорит живописи на всех панно скрывал плотный слой загрязнений. Реставраторы укрепили их основу, стабилизировали все швы, продублировали кромки гигантских холстов, а также усилили участки живописи, очистив ее от загрязнений.
Переезда в павильон № 1 «Центральный» отреставрированные произведения ждали целый год в фонде отдела живописи ХХ века Третьяковской галереи. Для временного хранения двух полуовальных панно был использован исторический вал от картины Александра Иванова «Явление Христа народу».
В вестибюле павильона № 1 «Центральный» представлены два больших панно. Полотно «Штурм Зимнего дворца» было написано в 1954 году для интерьера главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (сейчас — ВДНХ). Темой произведения стал основной эпизод событий Октябрьской революции 1917 года.
Впервые героическая сцена взятия Зимнего дворца появилась в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», снятом в 1927 году. Кинокартина стала завершающей частью трилогии, в которую также входят фильмы «Стачка» и «Броненосец “Потемкин”». Со временем кадры художественного фильма стали восприниматься как фрагменты документальной хроники.
Павел Соколов-Скаля, мастер исторической и батальной живописи, обращался к теме взятия Зимнего дворца неоднократно с 1930-х до 1950-х годов, последовательно увеличивая произведения в размерах. Масштабное панно, выполненное в 1954-м для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, стало впечатляющим завершением этой многолетней серии.
Здесь же можно увидеть еще одно монументальное панно этого художника «В.И. Ленин провозглашает советскую власть на 2-м съезде Советов». Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов стал вторым по важности событием Октябрьской революции после вооруженного восстания и взятия Зимнего дворца. На съезде, проходившем в Петрограде в помещениях Смольного института благородных девиц, был законодательно закреплен переход власти к большевикам. Как и сцена штурма Зимнего дворца, момент провозглашения Владимиром Лениным советской власти стал одним из главных эпизодов фильма «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. Эти события стали финалом кинокартины, которая первоначально имела другое название — «Десять дней, которые потрясли мир».
Павел Соколов-Скаля во многом реконструирует соответствующую сцену из фильма, но существенно меняет структуру композиции. В центр панно художник поместил фигуру Ленина на фоне красных знамен. Группа рабочих и солдат образует своеобразный пьедестал, над которым возвышается вождь.
В купольном зале Конституции СССР павильона № 1 «Центральный» можно увидеть два монументальных панно, написанных специально для него и возвращенных на свои исторические места. В арке (слева напротив входа в зал) расположена картина «Советский народ имеет право на образование (Студенты у нового здания МГУ)».
Группа радостных студентов изображена на фоне высотного здания Московского государственного университета, южный фасад которого ярко освещен утренним солнцем. Выбор этой темы для оформления зала неслучаен. В 1953 году было завершено строительство нового здания университета, а идея общего доступного образования соответствовала назначению зала.
Справа (напротив входа в купольный зал) в арке располагается живописное панно «Советский народ имеет право на отдых (В доме отдыха на черноморском побережье)». На картине представлена характерная группа идеальных советских трудящихся разных профессий и возрастов. «Вот убеленный сединой ученый, рядом с ним рабочий, колхозница, артистка. Бодрые, жизнерадостные, одухотворенные лица людей, их улыбки говорят о радости свободной и счастливой жизни», — так описывалось это панно в путеводителе по павильону № 1 «Центральный» 1954-го.
В начале 1960-х годов стилистика оформления этого павильона полностью обновилась, вместо живописного панно в арке была размещена фотовитрина на тему международной борьбы за мир. В этот период, несмотря на изменение тематики стендов, на стенах купольного зала сохранялись рельефные надписи о правах советских людей на отдых и образование.
- Фестиваль искусств и творчества «Культура Победы» пройдет в Музее Победы
- Количество погибших в ДТП в городе сократилось с 1999 года в 5,5 раза
- Четвертый сезон Московской студенческой киберспортивной лиги завершился в городе
- ЦБ РФ выпустил в обращение монету «Год семьи»
- Свыше 740 км контактного провода обработали от наледи на МЦК и линиях МЦД