Москва — город молодежи: как город помогает развиваться молодым предпринимателям

Москва — город молодежи. В столице регулярно развиваются все направления для комфортной и продуктивной жизни — от образования и карьеры до досуга и самореализации. По данным Федеральной налоговой службы и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы, более четверти индивидуальных предпринимателей (ИП) в столице — это молодые люди до 35 лет. Среди руководителей компаний их доля составляет около 17%. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы.
Молодежное предпринимательство становится важной частью московской экономики. Представители бизнеса до 35 лет все активнее развивают свое дело, используя для достижения этой цели столичные меры поддержки. Они получают активную помощь города на старте и реальную возможность превратить свое предприятие в успешную компанию.
Одним из самых востребованных инструментов остаются поручительства Московского гарантийного фонда. Они значительно упрощают доступ к необходимому финансированию и позволяют получить его даже без достаточного залога, особенно в таких капиталоемких направлениях, как производство и строительство.
За первые пять месяцев 2025 года для компаний, которыми управляют руководители в возрасте до 35 лет, объем финансирования, привлеченного под поручительство фонда, составил 1,3 миллиарда рублей. Это на 32 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. Тогда сумма достигала 983 миллионов рублей. Данные говорят о росте доверия к инструментам поддержки и активном участии молодых предпринимателей в развитии столичного бизнеса.
Большую часть привлеченных средств направили на развитие производственных проектов — 43% от общего объема. Еще 22% пришлись на сферу торговли, 12% — на строительство, а остальные 23% распределились между компаниями других отраслей.
Антон Иванов, основатель московской компании, выпускающей спортивную одежду под собственным брендом, дважды воспользовался поддержкой Московского гарантийного фонда. Это позволило ему увеличить оборот и расширить производство. За два года выручка компании выросла почти в четыре раза — с 66 до 289 миллионов рублей.
Еще один яркий пример — компания, производящая ореховые пасты и батончики под собственными товарными знаками. Предприниматель Юлиана Николаева с 2022 года регулярно получилает поддержку Московского гарантийного фонда для привлечения необходимого финансирования, что позволило бизнесу вырасти в четыре раза — без отрыва от производства и снижения качества продукции.
Город оказывает молодым предпринимателям не только финансовую, но и нефинансовую помощь. Так, поддержку получила 14-летняя Людмила Сухова — владелица игровой комнаты в одном из столичных торговых центров. Ее интерес к работе с детьми поддержали родители, которые осенью 2024 года помогли ей приобрести бизнес и оформить статус индивидуального предпринимателя. Специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ) проконсультировали Людмилу. Они рассказали о режимах налогообложения, отчетности и существующих мерах поддержки, а также помогли ей получить статус социального предпринимателя. Сейчас игровую комнату каждую неделю стабильно посещают в среднем 25 детей и более.
Андрей Арчаков — 18-летний генеральный директор кинокомпании, сценарист и режиссер. Начав с дубляжа в 11 лет, он уже снял два исторических короткометражных фильма и оформил ИП для работы над полнометражной картиной. Специалисты МБМ помогли ему с регистрацией, документами и выбором режима налогообложения. Сейчас Андрей учится во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А. Герасимова и работает над новым фильмом и проектом по книге Сергея Лукьяненко.
Проект «Сделано в Москве» тоже оказывает бесплатную поддержку молодым бизнесменам. Предприниматели могут участвовать в отраслевых выставках и масштабных проектах города, таких как «Лето в Москве» и «Зима в Москве». А еще — получать информационную поддержку через специальные проекты в средствах массовой информации и социальных сетях. Это позволяет им размещать свои товары на полках арт-павильонов и рассказывать о себе широкой аудитории в СМИ.
Бренд технологичной одежды 20-летнего Андрея Колосова стал одним из примеров успешного развития бизнеса с помощью поддержки проекта «Сделано в Москве». Первую партию футболок бренда Андрей создал на грант в размере 50 тысяч рублей, а затем начал наращивать производственные мощности. Сейчас его продукцию можно приобрести на Болотной площади в павильоне «Зеленый маркет». Предприниматель регулярно участвует в городских мероприятиях и демонстрирует стабильно высокие продажи. Доход компании вырос с 50 тысяч рублей в 2022 году до трех миллионов рублей в 2024-м.
Кроме того, в «Зеленом маркете», а также в арт-павильоне «Автобус красоты» можно найти товары бренда, основатель которого — 25-летняя Дарья Яковлева. Предприниматель создает стильные аксессуары из бархата — косметички, папки для ноутбуков и удобные шоперы. Благодаря проекту «Сделано в Москве» бренд уже вышел на новую аудиторию, повысил узнаваемость и увеличил доход в 1,5 раза.
17-летний бизнесмен Дмитрий Калинин создает уникальные, расписанные вручную футболки. Продукция его бренда отличается эксклюзивным узором на каждом изделии. Летом 2024 года его доходы достигли 200 тысяч рублей, что значительно превысило предыдущий показатель — 60 тысяч рублей. Зимой товары бренда можно было найти в рамках проекта «Зима в Москве» на площадке «Маркет волшебства» на Болотной площади.
Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного центра Правительства Москвы
- Новую серию карт «Тройка» посвятили профессиональному образованию в столице
- Жители 26 старых домов в Пресненском районе получили новые квартиры по программе реновации
- Шесть молодых зайцев-беляков выпустили в «Лосином Острове»
- Сергунина: Фестиваль индийской культуры пройдет в Москве
- Определен подрядчик по строительству домов для программы реновации в трех районах столицы