Информационный Центр Правительства Москвы
26 ноября 2024, вторник, 04:52
Новости

Горожанам рассказали о первом беспилотном трамвае России

Горожанам рассказали о первом беспилотном трамвае России
фото: mos.ru

Трамвай модели «Львенок-Москва» пользуется особым уважением среди водителей, которые считают его своим надежным помощником. Этот трамвай не просто средство передвижения, а настоящий помощник, обладающий уникальными характеристиками. Он способен видеть в темноте, различать цвета и оценивать расстояние до объектов, что делает его похожим на льва. Трамвай также может развивать скорость до 60 километров в час и плавно останавливаться при необходимости. Об этом сообщили на официальном сайте мэра Москвы. 

В мае 2024 года беспилотный трамвай впервые покинул Краснопресненское депо, где проходил испытания. Он начал работать на маршруте № 10, который проходит от улицы Кулакова до станции метро «Щукинская». На начальном этапе трамвай сопровождали специалисты, а в качестве пассажиров были выбраны победители конкурса. К концу 2025 года трамвай будет полностью автономным и начнет перевозить всех желающих по улицам Москвы. В салоне или кабине трамвая всегда будет находиться водитель-испытатель или другой сотрудник, который будет следить за движением и выполнять необходимые функции.

История «Львенка» началась в Центре перспективных разработок московского транспорта, расположенном в Кунцеве. Организация открылась в мае 2024 года. Она находится в стеклянном футуристическом доме, дизайн которого отсылает к темам конструирования и машиностроения. Здесь несколько подразделений. Одно из них — Центр исследования и разработки беспилотного транспорта.

«Здесь мы полностью разрабатываем программное обеспечение беспилотного трамвая, тестируем его и совершенствуем. Можно сказать, обучаем "Львенка" ориентироваться на улицах города, программируем его "мозг". Кроме того, проектируем крепления для лидаров, камер и радаров. Трамвай привозят с завода без встроенного искусственного интеллекта и сенсоров, он устроен так же, как любой другой, управляемый водителем. Чтобы превратить его в беспилотный, необходимо оснастить машину специальной техникой, чем мы и занимаемся», — объясняет начальник Центра исследования и разработки беспилотного транспорта Павел Бокша.

В лаборатории осуществляется 3D-печать пластиковых деталей для креплений лидаров. Инженеры центра информируют нас о том, что процесс может занять до 10 часов. В текущем прототипе беспилотного трамвая «Львенок» уже предусмотрены все необходимые устройства, однако это не является единственным возможным вариантом. К 2030 году значительная часть трамвайной сети планируется сделать беспилотной.

Тем временем, сотрудники настраивают интеллектуальное оборудование перед его установкой на трамвай. Они проводят калибровку датчиков с использованием специальных инструментов. Например, для радаров применяются уголковые отражатели — устройства с тремя взаимно перпендикулярными плоскими отражающими поверхностями. На другом стенде осуществляется настройка лидаров и камер на калибровочной доске с фигурами особой формы. Камеры и лидары одновременно направляются на стенд для проверки точности совпадения их систем координат. Это необходимо для обеспечения корректного восприятия пространства и объектов датчиками, чтобы предотвратить возможные отклонения трамвая от маршрута.

«Полноценный запуск беспилотного трамвая на улицах столицы позволит устранить непунктуальность в движении, вызванную человеческим фактором, и сделает поездки пассажиров более комфортными», — говорит Павел Бокша.

Последние обновления: