Информационный Центр Правительства Москвы
01 мая 2024, среда, 16:32
Пресс-конференции

Пресс-тур по объектам-участникам акции «Дни исторического и культурного наследия Москвы»

Во вторник, 16 апреля 2024 года, в 10:45 состоялся пресс-тур Департамента культурного наследия города Москвы по объектам-участникам акции «Дни исторического и культурного наследия Москвы». В ходе пресс-тура представители СМИ смогли стать первыми посетителями городской усадьбы Четверикова—Малютина—Елагиной, жилого дома Г.А. Палибина, клуба завода «Каучук» на Плющихе и ознакомиться с деталями предстоящих мероприятий.

Пресс-тур по объектам-участникам акции «Дни исторического и культурного наследия Москвы»
фото: ИЦПМ
Важное:

Горожанам расскажут о внутренних убранствах усадьбы Четверикова в рамках акции «Дни исторического и культурного наследия Москвы»

Около 300 объектов войдут в программу Дней культурного наследия

Около 50 мероприятий прошли в культурном центре Сеченовского университета после реставрации здания

Расшитые бисером и жемчугом иконы можно будет увидеть в реконструированном здании дома Палибина

Пресс-тур по объектам-участникам акции «Дни исторического и культурного наследия Москвы»

Вадим Савенок — гид-экскурсовод, член Правления российской Ассоциации гидов и экскурсоводов, автор и ведущий обзорных и тематических экскурсий по Москве и её окрестностям;

Наталья Горковенко  — руководитель художественной мастерской «Прикосновение»;

Ярослав Горковенко — председатель попечительского совета Фонда святого Архангела Михаила;

Ирина Сивцева — главный архитектор проекта реставрации здания клуба завода «Каучук»;

Олеся Касьянова — директор Культурного центра Первого Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова.

Городская усадьба Четверикова—Малютина—Елагиной

В. САВЕНОК

Это царское место, княжеское и великокняжеское. До того, как Москва стала Великим княжеством, здесь князья московские уже свою резиденцию основывали, гостили у первых тысяцких. Это эквивалент руководителя Администрации Президента. Воронцовы-Вельяминовы немного зарвались, были казнены во времена Дмитрия Донского. Земли остались, были реквизированы. Следующий большой этап — это Петровские преобразования, когда Государевы земли Петр выдавал полезным и нужным России людям. И здесь новое поколение купцов основывало то, что нужно и полезно России. Напротив у нас огромная территория купцов Гладильщиковых, парусных производств в России, и здесь у нас среди прочего ковалась мощь Российского флота. Купцы здесь столбят место и, начиная с середины XVIII века, это центр старообрядчества. Здесь у нас очень известные имена: соседи с одной стороны — это Хлудовы, Прохоровы. Напротив — это родовое гнездо Морозовых-Викуловичей. Это одна из локаций исторических в Москве, о которой практически ничего не сохранилось. Документов и литературы почти нет. Что известно? Участок заселяется в конце XVIII века, 1780 году. Границы участка сохранились до сих пор.

Очень символично, что Дни культурного наследия начинаются именно с этой усадьбы. Имена архитекторов не известны, но это интереснейшая история. Здесь мы можем проследить не только историю Московского строительства, но и историю России, начиная с Петровских преобразований. Здесь купеческие традиции, прежде всего, старообрядческие. Мой дом — моя крепость. Всякие новомодные европейские штучки с открытым двором здесь не приживаются. Те, кто входят в первую обойму, вынуждены этому следовать. Здесь — нет. Здесь принцип организации усадьбы еще старомосковский, древнерусский. На красной линии переулка Введенского стоит дом-крепость, два въезда во внутренний двор, который закрыт для окружающих, и службы, которые до сих пор сохранились. Что еще интересно. По тем немногим топографическим сведениям, которые публикуются по этой усадьбе, считается, что дом сразу строился, как двухэтажный с мезонином. С очень высокой степенью вероятности могу утверждать, что это не так. Дом в классическом стиле состоял сначала из трех этажей. Полноценный этаж третий жилой ниже, чем парадный. Кто был владельцем, кто строил в 1780 году? Неизвестно. Может быть, пока. А дальше — купеческая история, очень интересная и неоднозначная. Здесь классическая организация старомосковской усадьбы и дома. Заходили вы с крыльца, которое было парадным, а мы сейчас находимся практически в лестничной башне. Дверь на выход на крыльцо — это дверь входа для прислуги. Эта пристройка к дому возникает позднее в чистом виде, которая связывает между собой все три и даже четыре этажа сейчас. Мы видим стены XVIII века. Частично сохранились остатки распалубки и свода XVIII века. Это самая древняя часть. Также частично еще сохранился подвал.

Дом, как очень часто бывало с 90-х  и в начале 2000-х годов находился в крайне ужасном, аварийном состоянии. С 2017 года сюда въехала Киношкола Федора Бондарчука — это повезло. Это один из лучших примеров реставрации и приспособления к современному использованию старого особняка. Я надеюсь, вы в этом чуть позже убедитесь.

Основная коробка и двор с огромным садом, который за хозяйственными строениями — это 80-е годы XVIII века. В пожар 1812 года выгорает практически все. Потом начинается дележка. В архивах Московской Городской Управы сохранилась экспликация на 1817 год. Здесь участок и дом принадлежит четырем разным купеческим семействам. Шесть владельцев. В 20-е — 30-е годы скупает здесь все и начинает перестраивать в единое целое один из семьи Четвериковых. Очень известный купеческий род. Из Богородского уезда, тканями занимается, на этом зарабатывает. Почти разорился из-за своей честности. Спасли этот род от полного разорения женитьбы двух братьев и то, что они породнились с семейством К. С. Станиславского, Алексеевых. Алексеевы выделяют ссуду и возрождают их дело. Здесь не основное направление рода жило.

В 30-е годы перестраивается и придается ампирный вид. Дальше в 50-е годы покупает купец Малютин этот участок. Малютины — очень большой и разветвленный род. Он решил стать главным, околоточным. По воспоминаниям современников купец Малютин озаботился двумя вещами — организовывал порядок, вызывал полицию. В соседней усадьбе старообрядцы привечали беглых, в том числе. Здесь молельные были скрытые у Рахмановых, у Морозовых.  Жаловался на них, а потом сидел в парадных комнатах с подзорной трубой и смотрел, что делается вокруг, прежде всего, на подворье у Морозовых. Планы перестройки сохранились. Решил превзойти всех. Почти ничего не осталось, кроме облика классического.

Третий этаж XVIII века разбирается. За счет этого парадный этаж увеличивается и классическая для ампирного особняка мансарда появляется. В 80-е годы наследники Малютиных перестраивают все в эклектическом духе. Две трети фасада, которые восстановлены, именно на 80-е годы XIX века. И еще один очень известный род. Один из главных салонов XIX века — салон Елагиной знаменитый, на месте рождения Лермонтова. Елагины покупают этот дом в начале XX века. Интерьеры внутренние, которые чудом сохранились, это начало XX века. Это очень трогательная наивная смесь бахвальства, старообрядческой фронды с религией, и там еще заигрывание с масонством, плюс, эротизм и китч, доведенный до совершенства.

Теперь мы поднимаемся на второй парадный этаж. Лестница парадная, но очень небольшая. Основа лестницы — XIX век. Реставрация 2000-х годов, воссоздание того, что было на рубеже XIX-XX веков. Очень высокие потолки. Любой особняк, который претендует на классичность, на представительность, предполагает, что в парадном этаже вообще никто не живет, только для приемов. Здесь, скорее всего, было сочетание, но претензия на сверхвысокий статус — это высота потолков. За этой стеной — главная парадная анфилада, где принимали. Эта стена временная, ее не было. Здесь была еще череда залов.  Коридора не было изначально. Все комнаты анфиладного типа, по кругу они соединялись между собой. Коридор появился значительно позднее. Если вы выглянете в окошко, вы увидите лестничную башню. И подъем на третий, четвертый и мансардный этаж — только отсюда. Два этажа соединенные — это шесть поворотов лестницы. При этом она достаточно удобная пологая, не винтовая. Это для хозяев и для слуг.

Главная парадная гостиная. Здесь мы видим интересно декорированный портал. Несмотря на высокие потолки, вот эта лепнина и головки — это масштаб, скорее не интерьерный, а экстерьерный. Посиделки с подзорной трубой на эту сторону не зря осуществлялись. Если вы посмотрите в окошко, то увидите атлантов. Задача —  превзойти. У них там снаружи, а у нас внутри будет нечто подобное. Здесь я так понимаю, мирового уровня художников и скульпторов не удалось привлечь, и возникает смешение заказной, достаточно стандартизированной скульптуры, с попыткой это индивидуализировать и придать неповторимость и характерный только для этого места облик. У нас здесь атланты, которые ничего не держат. Очень нестандартное сочетания мужского начала:  мужчины, ангелочки, и царства женщин: букеты цветов и плодов. Атланты — это декаданс, начало XX века. Некоторые растения недвусмысленно намекают на мужское достоинство. Соединение мужского и женского — это главная интрига этого зала. Мы сейчас в главные залы особняка направимся, и там вы сможете не просто побыть зрителями, но и реализовать свои детективные способности.

Столовая, скорее всего. Здесь мы видим большую часть того, что считалось признаком хорошего тона и обязательным для хорошего купеческого дома, в котором принимали гостей. Здесь темные древесные тона, панели. Способ организации пространства — это вольное соединение того, что было доступно хозяевам этого дома. Общий мотив — это прямые цитаты из особняка напротив, только упрощенный вариант. Зато у нас здесь лепнина по падугам, которая продолжает цветочную тему, но в которую входят некоторые неожиданные мотивы. Камин восстановлен. Лепнина воссоздана, но в основе она подлинная. Что здесь интересно: пейзанские темы луговые, сбор урожая. Интересна то ли любовная сцена, то ли сцена отдыха, где на двоих нападает с серпом третий персонаж от своей пары, которая заснула. Это китч, который очень выразителен и не режет глаз. Если вы посмотрите внимательно, то это женский будуар, женская тема. Плафон центральный воссоздан по аналогам, в отличие от четырех изображений, которые по углам этого плафона. Здесь легко читается модная в эпоху модерна китайско-японская тема. Фактически это вариация на тему веера над нами раскрытого.

Женский будуарный стиль здесь сочетается с очень мужскими вещами. Если вы посмотрите на лепнину, то между всеми этими пейзанскими сценами у нас фактически нечто вроде глобуса, на котором главные силы мужских занятий, можно даже сказать масонские символы: угольник и циркуль, например. А дополняется это все женской лирой. Если центральная четырехфигурная композиция из путти довольна идиллична, только намекает на какие-то нехорошие вещи, то путти, которые смотрят на них, фактически в позиции и настроении Зевса-громовержца, который направляет свое оружие на этих нахально развалившихся среди лугов малышей. Четыре розетки с росписью по углам однотипны, и каждая сопровождается латинскими изречениями. Это главная интрига. Здесь с грамматическими ошибками цитаты знаменитые. Первая — рог изобилия. Virtus meas tulpi – сила в моих цветочках, тюльпанах. Намек на то, что изобилие хозяевам этого дома подарили цветы. Это загадка, поскольку неизвестно, чтобы кто-то из здесь живущих торговал цветами. Аллегорическая, скорее, вещь. Далее, посмотрите, здесь прямо масонский знак надо мной и антихристианский, антирелигиозный девиз — Virtus fide veritate est – силу веры дает истина. Вера важна не сама по себе, а только через истину. Среди житейского моря колонна и перекрещенные ключ и шпага — символы, которые связаны с историей масонства. На противоположной стороне корона и еще одно изречение, которое канонически не христианское, поскольку здесь написано: «Согласие дает победу». Однозначно масонские знаки, а масоны не признают ни рода, ни племени, и это надконфессиональное образование, сочетается здесь с трогательным российским патриотизмом, потому что четвертый медальон — это те же цветочки, но уже среди условного пейзажа, конечно, не специфично российского, написано: «Родина — любовь моя». Соединение несоединимого — это обычная вещь для России. Но кто здесь собирался в этой столовой — загадка, покрытая мраком. Здесь была и техническая большая работа проведена. Здесь была система вентиляции очень приличная, система отопления качественная — все приведено в гармонический вид.

А вот последняя из трех комнат парадной анфилады — это самая большая загадка, и вы здесь сами сможете оценить, насколько много еще предстоит выяснить.

Следующая комната небольшая. Боюсь, все вместе мы с вами там не поместимся. Идеальная по форме, куб, квадратная комната. И опять некий диссонанс изобразительный и когнитивный. Очень маленькая комната и огромный портал. Он еще больше, чем в большом зале. Что мы здесь видим. Царство женское здесь однозначно, с одной стороны. Здесь уже не атланты, а кариатиды с весьма своеобразной анатомией женского тела. Эротическая декорация розами характерна для Микеланджело. Анатомировать женщин он не мог, поэтому у него женщины — это мужчины с женскими признаками. Здесь примерно то же самое. Женские тела, фактически лишенные женской груди. По отделке искусственным мрамором, который повторяет отделку натуральным мрамором камина в соседнем зале, в господстве бус, ангелочков и цветочных мотивов — это женский будуар, скорее всего. И женскую воспитательную тему продолжают барельефы в медальонах. Здесь орлица, кормящая орлят. Дважды повторен один и тот же сюжет, по  шаблону сделан. Здесь мы тоже видим влияние европейского барокко, а внутри — это скорее, стилистика восточная — японская и китайская. И опять загадка: женское царство, женский будуар, и центральный медальон архитектурный — совсем не женская профессия. Традиционные для конца XIX века обозначения сферы деятельности хозяев и заказчиков. Мы видим, что сидят двое мужчин: один архитектурный проект сочиняет, а второй вырубает из камней тех самых ангелочков, которые населяют предшествующие залы. Загадка. И опять портал в маленьком будуаре, который ведет фактически никуда. Он переходит в еще более скромную прихожую. Возможно, это для совсем конфиденциальных посиделок женских. Это непонятно. Мы можем с большой долей вероятности утверждать, что большого зала, который обычно следует за порталом такой величины, не было никогда. Мы можем сказать, когда появилось все это изобилие, потому что сохранились документы 1908-1909 годов: прошение потомственной почетной гражданки Елагиной о том, чтобы сначала принять одни чертежи для переустройства интерьеров, потом отозвать, и предоставить новые. Анфилада фактически на этом завершается, и мы сейчас через совсем маленькую комнату попадаем снова в центральную часть. Сделав полный круг по парадной анфиладе, мы можем представить себе непростую судьбу.

Маленькие комнаты — это кабинеты. Мансарда, которая тоже нестандартна, фактически на полтора этажа. Парадная площадка очень небольшая. Над ней в конце XIX века появилась еще одна надстройка из двух или трех комнат, которые сейчас занимают производственные и учебные помещения киношколы. Советую вам обойти усадьбу вокруг, и вы увидите, что фасад — два с половиной этажа, а если мы смотрим со двора, то мы видим, что здесь три полноценных этажа с половиной. А если еще считать подвальный этаж — то четыре этажа.

Подводя итоги, хочу сказать, что уникальность места в том, что структура сохранилась со второй половины XVIII века. Одна из немногих усадеб, которая может похвастаться дворовыми флигелями, которые сначала были каретными сараями, конюшнями и жилыми помещениями в два этажа. Эта надстройка не поздняя, середины XIX века. Редкая вещь для подобных купеческих усадеб. Загадки, которые здесь есть, еще предстоит разгадывать.

Жилой дом Г.А. Палибина

Я. ГОРКОВЕНКО

Основной род деятельности нашего фонда — это проведение выставок по всему миру, и когда мы там застраиваем большие площади, показываем храмовые большие работы с профессиональным светом, то, конечно, восприятие другое. Но здесь камерность этого объекта тоже дает определенную изюминку. Мы сейчас расскажем вам о мастерской, о том, как выполняются эти работы. Вам все расскажет мама — бессменный руководитель и основатель этой чудесной мастерской. Это обои, они были нанесены в год постройки этого дома 206 лет назад. Обоями тогда называлась живопись по холсту. Обои были обнаружены в середине прошлого века, когда была первая реставрация этого чудесного особняка. На этой стене показан фрагмент консервации этого объекта культуры федерального значения. Зондажные окна оставлены для примера, чтобы наше поколение и следующие могли видеть, как более, чем два века назад расписывали стены, и эти росписи стали прародителями тех обоев, которые сейчас есть везде. Наталья Краснославовна, художественный руководитель мастерской, расскажет вам о том, чем мы наполнили данный особняк, и дали ему вторую жизнь.

Н. ГОРКОВЕНКО

Открываем нашу экспозицию образом Святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Нам особенно дорога эта икона тем, что она принимала участие в крестном ходе вокруг Москвы с ларцом с его мощами. Однако, по завершении крестного хода, организаторы этого мероприятия попросили нас сделать чуть меньшую работу, и эта меньшая работа прошла 253 храма, почти 83 города по границам нашей Родины. Для нас это величайшая реликвия. Особенность нашей мастерской в том, что мы вышиваем иконы полностью, включая «личное» - ножки, ручки, лики. Почему решили вышивать так. Потому что древнерусская традиция возникла чуть позже, это была вышивка нитями. А первые вышитые иконы могла привезти сама Святая Равноапостольная Великая княгиня Ольга после своего первого визита в Константинополь. Изучив историю, мы поняли, что древнее, чем нитями вышитые лики, были лики, вышитые бисером. Но бисер имеет округлую форму, и получается небольшое искажение. Я наполовину художник, наполовину технарь. Мы стали думать, как лучше сделать, и родилась идея — мельчайшим стеклярусом, мельчайшими стеклянными трубочками. Размер этих трубочек менее одного миллиметра в длину, 0,3-0,4 миллиметра в толщину. Вышиваем тончайшей иголочкой-волосок двойной ниткой лен с лавсаном, чтобы от температуры и влажности нить могла пружинить, и наши иконы сохранялись как можно дольше. Все работы, которые вы здесь видите, им не более 15 лет. Мастерская существует более 17 лет. Это было необычное событие. Была показана во сне икона. Я взяла благословение и начала сама вышивать. Впоследствии примкнули помощники, сотрудники, соработники. Нас всего семь человек. Проходимости кадровой никакой. Наоборот очень просятся люди прийти к нам поучиться шитью. До этого не было возможности, надеемся, со временем это появится. Ни одна работа не выполняется одним мастером. Минимум три человека, а большие работы делаем все всемером. Каждая девочка выполняет свой участок вышивки, в котором она является супер-мастером, делающим этот участок лучше, чем все присутствующие, и который ей больше всего нравится.

Может, поэтому у нас такой высокий эмоциональный фон этих работ. Очень любим то, чем мы занимаемся, любим показывать эти работы. Слыша удивленные, восторженные, радостные отзывы о этой работе, мы понимаем, что даже если сложные времена, и не всегда все просто, появляются новые силы, и мы продолжаем свою работу. В нашей мастерской сделано более 150 работ. И иконы переданы во многие храмы, монастыри по всей Земле, не только по нашей Родине. Особенная ценность для нас, когда наши иконы находят место в отдаленных храмах, небольших деревеньках. Тогда начинается новая жизнь этого места, людей, которые помогают храму. Нам это очень приятно.

Здесь вы можете видеть и небольшие, и средние, и большие работы, как Иверская икона Пресвятой Богородицы. У нас есть еще направление деятельности — это реставрация старинных киотов.  Приходили к нам огрызки дерева, в мельчайшим напылением золота, закрашенные бронзянкой, и надо было все это реставрировать, отмывать. У нас замечательный реставратор, который душу и жизнь свою на восстановление этой красоты. Работаем уже более 18 лет вместе. Это образ нашей жизни. В соседнем зале вы можете видеть полностью вышитый иконостас. Искусствоведы дали два названия этой технологии вышитых икон: мозаичное шитье и живопись иглой. Это особенность нашей мастерской.

СМИ

А почему все-таки стеклярусом, а не нитями?

Н. ГОРКОВЕНКО

Мы владеем методикой вышивки нитями. У нас есть сотрудники, которые заканчивали Торжокское училище, и потом высшее учебное заведение. Но нам хотелось пойти глубже. Мы вскрыли пласты культуры, которые были еще до нитяной вышивки. Это древневизантийские образцы. Но ни одной копии старинной иконы мы не повторяем. Мы решили пойти своим путем, показать свое видение, как современные женщины видят эти образы, и обладая современными технологиями и материалами, хотим донести до зрителя, что наша православная вера очень современна. В соседнем зале вы увидите образ Спаса нерукотворного, где задача художника была так вышить лик, чтобы кто бы и где бы ни стоял, в разных местах комнаты, лик Господа смотрел на него. Господь всегда с нами. Православная вера всегда с нами. Главная цель нашей мастерской просветительская, художественная. Все работы уникальны, мы не повторяем их. Мы никогда не делаем эскизы. Есть канонический образ, но мы его переосмысливаем по-своему. Даже бывают чудесные случаи. Начинаем вышивать одеяние Богородицы, не идет: иголка ломается, нитки рвутся. Понимаем, что Богородица не хочет быть в одеянии этого цвета. Меняем материал — как по маслу. Если у вас есть ощущение, что лики смотрят на вас, что они живые, значит, мы добились того, к чему стремились. Мы хотим показать, что наша вера живая, современная, она помогает нам, и без нее просто нельзя жить.

СМИ

Вы упомянули, что каждая из ваших мастериц  - мастер в определенной технике. В чем Вы мастер? Что Вы делаете?

Н. ГОРКОВЕНКО

Я очень люблю вышивать одеяния. На Иверской иконе одеяние почти полностью сделано моей рукой. Стефан Пермский. Жировицкая. Архангел Михаил. Большой Спас на волнах — это полностью моя работа. Перламутром сделанная Феодоровская икона. Очень не хочется уходить с работы, и утром смотришь на будильник, когда же можно идти. Это чувство всех наших сотрудников.

СМИ

Может ли обычный человек записаться к Вам на обучение? Как это сделать?

Н. ГОРКОВЕНКО

Да, сейчас уже наверное появится такая возможность. Вроде, целый домик, но здесь всего три небольших зала. И совсем небольшой зал, где мы сидим и работаем. Мы очень хотим передать свое мастерство. Думаю, со временем появится такая возможность.

СМИ

Расскажите, как корона создавалась.

Н. ГОРКОВЕНКО

Корона заказывалась у ювелира. Это православный человек, армянин, Марк Мкртчан. Он делал для нас несколько корон. Недавно закончена корона Феодоровской иконы. Ничего клееного на наших иконах нет. Все, что вы видите, это прошито и пришито. Если вы посмотрите на изнанку, то даже лики там проявляются, потому что разного цвета нити. Каждый цвет стекляруса — это отдельный химический сплав. Чтобы вышить лик нужно более 20 оттенков бежевого, кремового, золотистого, коричневого цвета.

СМИ

Как объект реставрировался, что нового было привнесено?

Я. ГОРКОВЕНКО

Это объект культуры федерального значения. Был передан нашему благотворительному фонду, который я возглавляю, с четким обязательством, что мы его отреставрируем, а он был признан аварийным, за личные средства, не прося у государства денег. С этим обязательством мы справились. В течение пяти лет здесь проводились сначала противоаварийные, а потом реставрационные работы. Компания, которая занималась реставрационными работами, принадлежит мне. Мы довольно давно занимались строительством, но реставрационной деятельности у нас не было. Но, узнав стоимость реставрационных работ, было принято решение получить реставрационную лицензию, нанять штат дипломированных специалистов, и, разработав проект реставрации, приступить к этим работам. Была проведена замена всех инженерных систем. Потом мы приступили к укреплению фасада и фундамента. Изучив стропильную систему, мы сделали укрепление. После этого мы приступили к реставрационным работам. Здесь работали уникальные люди. Вы можете видеть этот паркет. Он не был включен в предмет охраны. У нас была возможность его поменять, но мы пригласили специалистов высокого уровня, и они в течение трех месяцев реставрировали этот паркет, и вы можете увидеть, в каком чудесном состоянии он сегодня. Этот пол не датирован годом постройки дома, он значительно моложе, но все равно он здесь смотрится органично. В рамках реставрационных работ были укреплены все зондажные окна, в которых находятся уникальные обои. Работы по фасаду, который выходит на улицу Бурденко, были достаточно серьезные и сложные. Мы привлекали дополнительные подрядные организации. К сожалению, квалифицированных специалистов по реставрации очень мало, поэтому мы всегда рады, когда видим молодых людей, которые приходят в это непростое дело. Год, когда был передан нам этот особняк, 2017, был «Годом волонтера». И здесь работали волонтеры. Мы у них приняли ту часть работы, которую они могли выполнять, в соответствии с федеральным законом, а это все, кроме реставрационной деятельности. Ребята сделали много. Возглавляет движение волонтеров России наш друг, актер Демидов. Мы тогда познакомились, и сейчас поддерживаем теплые отношения. В таком ключе мы провели эту реставрацию. Было сложно, было дорого, но мы сделали это и получаем регулярно положительные отзывы. Сергей Семенович Собянин поощрил нас, написав в своем личном блоге о том, что завершена работа. Нам было приятно. Т.к. это было не за счет средств бюджета, а за счет личных средств, и средств благотворителей, которые нам помогли, которые знают, каким делом занимается Наталья Краснославовна.

Есть опыт, что сюда доставляются чудотворные образы, на них делается оклад, и они возвращаются к месту своего постоянного пребывания. Через дорогу здесь находится Крестовоздвтиженский храм. Получив этот объект, мы стали прихожанами этого храма. Там находится чудотворный Почаевский образ Божией Матери. Храм попросил нас, и мы украсили образ, инкрустировав в оклад все подаяния, которыми Образ был украшен. Самая амбициозная задача для нас — это передать мастерство следующим поколениям, чтобы люди могли продолжать искусство, которое было исконно русским многие века. Здесь вы видите небольшую часть наших работ. Мы очень рады этому камерному особняку в самом сердце нашей столицы, в районе Хамовников. Здесь такие жители, они не проходят мимо. Тщательно наблюдали за ходом реставрации. Сейчас разрабатывается сайт, где будет электронная площадка, где можно будет записаться на посещение экспозиции. Мы хотим, чтобы люди это видели. Это наша основная задача.

Клуб завода «Каучук» на Плющихе

ВЕДУЩИЙ

Как говорил Ладовский: «Не камень, а пространство делает архитектуру».

В Москве по проекту Константина Степановича выстроено пять клубов. Этот самый долго находящийся в реставрации. Мы особенно счастливы, потому что работы проведены Департаментом культурного наследия города Москвы на высочайшем уровне. Хотя в 1929 года, когда был открыт клуб, прошло не так много времени, но не сохранилось ни чертежей, ни каких-то подробностей. Ирина, архитектор Департамента культурного наследия города Москвы, которая руководила работами, которая зашла на этот объект, когда здесь все было руинировано, скажет несколько слов о той кропотливой, вдумчивой и долгой работе, которая увенчалась таким успехом.

И. СИВЦЕВА

Мы пришли на этот объект, когда он был в плачевном состоянии. Не было ничего из отделки. Были кирпичные стены. Отсутствовали полы. В главном здании были наслоения поздней лепнины советского периода. Висела хрустальная люстра непонятного вида. Все ступени были исколоты, исцарапаны. Центральная лестница, по которой мы поднимались, была облицована современными плитами. Были лепные балясины 2000-х годов. Ничего подлинного здесь практически не было. При раскрытии были обнаружены заложенные подлинные окна и двери. По их рисункам и профилю были воссозданы те окна, которые сейчас здесь находятся. Колористическое решение по оконным рамам и дверям тоже было воссоздано по найденным образцам. Под тремя слоями поздних покрытий нашли дощатый пол. Он представлен сейчас здесь. Это первоначальный замысел, и он здесь воплощен. Все парадные помещения отреставрированы. Все декоративные элементы воссозданы. В данном случае это конструктивные элементы. Вы видите мощные балки, бетонные конструкции лестниц, в зале бетонные балконы интересной формы.

СМИ

Что вызвало больше всего сложностей? Над чем больше всего трудились?

И. СИВЦЕВА

Наверное, сложнее всего было с фасадом. Он отделан декоративной каменной штукатуркой, которая не сохранилась до нашего времени. Но при реставрационных работах мы наши несколько фрагментов этой старой штукатурки. По этим образцам сделали составы в специальной лаборатории, и та штукатурка, которая сейчас на фасаде, полностью повторяет историческую штукатурку. Она двух цветов. Основной — серый, и более контрастный серый цвет идет над окнами второго этажа и по центральной оси всего фасада. Большинство утраченных элементов воссоздавалось по фильмам и снимкам, и по чертежам в том числе. Фонари, например, восстанавливались про фотографиям. Работа длилась почти два года. Открытие было 25 декабря 2023 года.

О. КАСЬЯНОВА

Культурному центру Сеченовского Университета в 2024 году исполняется 14 лет. Так случилось, что у старейшего медицинского ВУЗа России до декабря 2023 года не было своей творческой площадки. В лице этого памятника архитектуры, мы обрели свой творческий дом. Чему очень рады. Мы уже провели около 50 различных мероприятий. Сцена у нас не пустует. И другие залы, и холлы, все полностью занято под репетиционные площадки. В какой-то мере Мельниковская идея, чтобы заполнить пространство творческой деятельностью, реализовывается. Это научно-деловые мероприятия. На днях мы получили согласование ректора Сеченовского Университета на то, что эта площадка будет также называться Театральным  Центром «На Плющихе». Это будет альтернативное название, которое мы будем позиционировать на город. Будем рады увидеть на своей сцене различные театральные коллективы. В студиях центра занимается около 450 человек — это вокал, хореография, оркестр «Пульс», молодежный театр «На Пироговке». В прошлом месяце состоялся наблюдательный совет во главе с Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным. В декабре проходил ученый совет. Мы всем рады. Мы запускаем сайт, и будем рады всех видеть на наших мероприятиях.