Информационный Центр Правительства Москвы
07 декабря 2025, воскресенье, 11:02
Жизнь в городе

Усадьбы Москвы: музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас»

Усадьбы Москвы: музей-заповедник «Остафьево» — «Русский Парнас»
фото: mos.ru/dkn

Усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» — отечественный памятник культуры XVIII—XX века, история которого связана с жизнью русских князей Вяземских и графов Шереметевых. В прошлом усадьба считалась литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры «Золотого века» русской культуры: Николай Карамзин, Александр Пушкин, Василий Жуковский, Константин Батюшков, Николай Гоголь и другие. Сейчас же усадьба вместе с принадлежащим ей архитектурно-парковым ансамблем признана государственным музеем-заповедником. Об истории усадьбы, ее нынешнем состоянии и планах развития — в материале Информационного Центра Правительства Москвы.

«Остафьево»

Территория «Остафьево» известна еще по документам начала XVII века. В то время она называлась «Климово, Нечаево тож». Позже, в 1674 году, здесь появляется «полуголова Московских стрельцов Родион Григорьев сын Остафьев». Скорее всего, своим названием эта земля обязана именно ему. При этом усадьба стала упоминаться как «Остафьево» только со второй половины XVIII века — после своего слияния с деревней Остафьево.

Вместе с тем существует и другая версия происхождения названия усадьбы. Она связана с приездом в «Остафьево» русского поэта Александра Пушкина, близко дружившего с владельцем усадьбы — поэтом и литературным критиком князем Петром Вяземским. Согласно преданию, князь Вяземский долго не мог решить, как назвать свою усадьбу. Но однажды, когда имение собирался навестить Пушкин, Вяземский заявил, что назовет его первым словом, которое произнесет Пушкин в усадьбе.

Пушкин, доехав до имения Вяземского, вышел из своей дорожной коляски, и в этот момент слуга поэта уточнил у него, как следует поступить с багажом.

«Оставь его, братец», — ответил Пушкин.

Из этого сочетания слов «Оставь его» якобы и произошло известное сегодня название усадьбы — «Остафьево».

«Русский Парнас»

Полное название музея-заповедника — «Остафьево» — «Русский Парнас». Вторая его часть — «Русский Парнас» — также связана с именем Пушкина. Поэт любил гулять по липовой аллее, которая проходит от дверей овального зала дома вглубь парка. По преданию, прогуливаясь по этой аллее, поэт дал ей название «Русский Парнас», которое затем распространилось и на всю усадьбу.

«Парнасом» называется гора в Греции, которая, согласно древнегреческой мифологии, была местом обитания бога Аполлона и муз — покровительниц искусств. В переносном смысле «парнас» используется в качестве символа поэтического искусства.

В эпоху Пушкина «Остафьево» посещали многие известные личности, повлиявшие на отечественную культуру. Этот факт сделал усадьбу настоящим центром искусства и просвещения Российской империи, закрепив за ней данное Пушкиным название.

История «Остафьево»

До второй половины XVIII века хозяевами «Остафьево» были различные дворянские семьи — Ляпуновы, Львовы, Бартеневы, Голицыны, Апраксины и другие. После она перешла во владение талантливого купца и предпринимателя Кузьмы Матвеева, основавшего в Москве и других российских городах суконные, красочные и сургучные производства.

Матвеев в 1750—1760-х годах начинает капитальное строительство усадьбы. В планах также было возведение на ее территории новой церкви, однако реализовать их у Матвеева не получилось. В итоге после смерти купца идею воплотила в жизнь его супруга Анисья Матвеева. Так в «Остафьеве» появилась церковь Святой Троицы, которая действует и сегодня.

В 1772 году «Остафьево» покупает литератор и государственный деятель Екатерининской эпохи князь Андрей Вяземский. Под его руководством там был создан дворцово-парковый ансамбль, сохранившийся до наших дней.

С 1804 по 1816 годы в усадьбе работает родственник Вяземского — известный русский писатель и историограф Николай Карамзин. В «Остафьеве» он напишет восемь томов «Истории государства Российского».

Далее усадьба переходит во владение сына Андрея Вяземского — поэта Петра Вяземского. Именно при нем усадьба превратилась в тот самый культурный центр, который активно посещали поэты, писатели, путешественники и другие известные личности той эпохи.

Дом духовный, «История государства Российского» и взгляд директора «Остафьево» — «Русский Парнас»

Директор музея-заповедника Андрей Лоскутов, говоря об исторической значимости усадьбы «Остафьево», подчеркнул, что она неразрывно связана с «Золотым веком» русской культуры.

«Из всех подмосковных усадеб есть три самых крутых — "Горки-Ленинские", "Архангельское" и, наконец, "Остафьево" — "Русский Парнас". Все усадьбы очень разные. "Горки-Ленинские", наши соседи, — это политика, это дом политический. <…> "Архангельское", принадлежащее самой богатой дворянской семье России, Юсуповым, — это дом финансовый. А у нас какой дом из этой "великой тройки"? У нас дом духовный. Потому что вы назовите любого, абсолютно любого человека из "Золотого века", того века, который создал нашу культуру, наш язык, какие-то вещи, которыми мы сегодня продолжаем жить <…>, все эти замечательные люди были здесь. И не раз, и не два. Вот это и есть наш главный капитал, то, что отличает нас от всего остального, что вокруг Москвы находится», — поделился Андрей Лоскутов.

Среди гостей усадьбы «Остафьево», помимо Пушкина и Карамзина, в том числе были поэты Евгений Баратынский, Денис Давыдов, Василий Жуковский, Константин Батюшков, писатель Николай Гоголь, польский поэт Адам Мицкевич, историк Михаил Погодин и другие.

«Были здесь практически все. Но приоритет у нас среди всех перечисленных людей <…> это, конечно, Карамзин. Потому что, представляете, то, чем Россия реально гордится до сих пор, а в то время это была просто своего рода культурная революция, — это 12 томов "Истории государства Российского"», — отметил директор музея-заповедника.

«История государства Российского» — многотомное сочинение Николая Карамзина, посвященное отечественной истории с древнейших времен и до царствования Ивана Грозного и Смутного времени. Работу над этим произведением поддержал император Александр I, который указом от 31 октября 1803 года даровал писателю звание российского историографа. С 1804 по 1816 годы Карамзин трудится над «Историей государства Российского» в «Остафьеве». Там им будут написаны первые восемь томов масштабного произведения. С 1821 по 1824 годы будут опубликованы еще три тома, а в 1829 году, уже после смерти Карамзина, будет издан последний том.

«Представьте, сегодня вы бы хотели написать, например, историю усадьбы "Остафьево". Что бы вы сделали? Конечно, пошли бы туда, где она уже описана, чтобы ее прочесть и переосмыслить, то есть пошли бы в библиотеку. Карамзин уезжает сюда, тогда это было 30 верст от Москвы, и здесь пишет 8 из 12 томов "Истории государства Российского". Здесь, в "Остафьеве". А почему здесь? Потому что у Вяземских была огромная библиотека на многих языках. <…> Пять тысяч книг было в этой библиотеке. Это, правда, много. Пять тысяч книг того времени, это раза в три больше, чем наших современных. Потому что это были фолианты», — объяснил Андрей Лоскутов.

Труд Карамзина, оказавшись первым обобщающим произведением по истории России, оказал сильное влияние на образованную часть российского общества и способствовал становлению русского национального самосознания. Писатель и философ Александр Герцен высоко оценил «Историю государства Российского», назвав его «великим творением Карамзина, памятником, воздвигнутым им для потомства». Он отмечал, что произведение Карамзина «весьма содействовало обращению умов к изучению Отечества».

«То, что написал Карамзин, было великолепным и с точки зрения мысли, и с точки зрения оформления этой мысли красивым, настоящим литературным языком. Вы почитайте, то, как писал Карамзин, — это песня. А писал он здесь, в абсолютно аскетичном кабинете, который находится в "Остафьеве"», — добавил директор усадьбы.

Вместе с тем он также отметил значимость в российской истории фигуры Петра Вяземского.

«Вяземский, как только начинается Отечественная война 1812 года, просит взять его добровольцем в армию. Он сражается на поле, под ним убивают одну лошадь, ранят вторую. То есть он скачет в первых рядах. Это Рюрикович, знающий 20 языков, это критик, это тайный советник. И этот человек садится на коня и идет в атаку. Вот такие люди были у нас, и мы хотим, чтобы если не память, то хотя бы этот дух, дух победы, дух верности Родине, приходившие в нашу усадьбу понимали и уносили с собой», — подчеркнул директор «Остафьево».

«Остафьево» при князе Павле Вяземском и графе Сергее Шереметеве

В 1865 году усадьба «Остафьево» перешла во владение сына Петра Вяземского — Павла Вяземского. Новый владелец усадьбы также занимался литературой и историей. Помимо этого, он был коллекционером и основателем Общества любителей древней письменности. Именно при нем усадьба начала превращаться в музей с богатой коллекцией книг, картин и других предметов искусства, а также с отдельными мемориальными комнатами Николая Карамзина, Александра Пушкина и Петра Вяземского.

В 1888 году после смерти Павла Вяземского усадьбу унаследовал его сын Петр, занимавший должность генерал-майора Гренадерского лейб-гвардии полка. В то время он проживал в Петербурге и довольно редко посещал усадьбу, из-за чего в 1898 году принял решение продать ее супругу своей сестры Екатерины — историку, государственному деятелю, меценату графу Сергею Шереметеву. При нем в «Остафьеве» был открыт общедоступный мемориальный музей.

«Остафьево» в годы СССР

В 1917 году «Остафьево» национализировали, однако музей в нем сохранили. Через год усадьба получила охранную грамоту и была названа в документах «Музеем быта первой половины XIX века». Заведующим и хранителем музея тогда стал сын Сергея Шереметева — Павел Шереметев.

Позже музей все-таки закрыли. В главном усадебном доме сначала разместили пионерский лагерь, а после — Дом отдыха Совета министров СССР. Во время Великой Отечественной войны на территории усадьбы работали Остафьевский аэродром и эвакуационный госпиталь.

В 1988 году усадьба «Остафьево» была снова признана музеем, но в качестве филиала Государственного музея А.С. Пушкина.

«Остафьево» сейчас

В 1994 году Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» стал самостоятельным музеем федерального значения. А с 2023 года «Остафьево» преобразовали в музей-заповедник.

Директор музея-заповедника, говоря о сегодняшних приоритетах музея, подчеркнул важность работы с детьми и молодежью.

«Важнее всего для нас — подрастающее поколение, возможность как-то заполучить их внимание. И вот тут возникает небольшая дилемма. С одной стороны, наше научное сообщество, мои заместители по науке подчеркивают, что кабинет Карамзина — это наше все. И это, правда, наше все. Но если мы возьмем школьников и детей помладше, они не очень захотят сразу пойти в кабинет Карамзина. Этот аскетизм, в котором описывалась великая история, им сейчас непонятен. Они к этому придут потом, но не сейчас. Поэтому мы решили открыть у нас выставку клоунов. Это то, что привлечет девчонок и мальчишек. Сначала они спустятся вниз, где находится выставка "Две тысячи клоунов", а потом уже поднимутся в кабинет Карамзина», — заметил Андрей Лоскутов.

На выставке «Две тысячи клоунов» представлена частная коллекция артиста цирка, Заслуженного артиста РФ Василия Конопляника. Экспозиция открылась в музее 14 сентября. Она состоит из обширной коллекции фигурок клоунов — «больших и маленьких, бодрствующих и спящих, веселых и грустных, летающих и поющих».

В дальнейшем Конопляник планирует добавить в коллекцию выставки различный цирковой реквизит, с помощью которого посетители музея-усадьбы смогут заглянуть в закулисный мир цирковой жизни.

Также сейчас в музее открыта выставка «Спасая жизнь», посвященная работе Остафьевского аэродрома и 2942-го эвакуационного госпиталя Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в годы Великой Отечественной войны.

Фото: mos.ru/dkn


Растерянное и приобретенное

Усадьба в прошлом обладала богатой разноплановой коллекцией предметов живописи и декоративно-прикладного искусства. 

«Коллекция живописи, коллекция осветительных приборов, коллекция мебели, коллекция деревянной пластики и так далее. Дом был роскошен. Пресса писала в начале XX века, что коллекции Остафьевского дома завидовал бы любой национальный музей», — рассказала начальник экскурсионного отдела музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас» Юлия Ковалева.

Однако после того, как в 1930 году музей в «Остафьеве» был закрыт, многие предметы из богатой коллекции усадьбы были утрачены, а какие-то и вовсе безвозвратно потеряны.

«Мы растеряли многое из того, что было здесь, а раньше здесь на стенах пустого места не было. Все растеряно. Однако сейчас мы стараемся все восстановить. За этот год мы получили возможности и за государственные средства, и за частные, и на безвозмездной основе пополнить свою коллекцию. Нам удалось заполучить 363 артефакта. Мы и дальше будем над этим работать», — подчеркнул Андрей Лоскутов.

Планы «Остафьево»

«Мы хотим в следующем году впервые в истории провести Карамзинский форум. В рамках форума собрать исследователей и историков и вместе с ними подумать над тем, куда идет наша историческая наука», — поделился директор музея.

Помимо этого, планируется запустить проект «Классная история».

«В следующем году будет 260 лет со дня рождения Николая Карамзина, 210 лет со дня выхода первого тома его "Истории государства Российского" и 200 лет со дня его смерти. Мы предложили, чтобы дети в школах писали сочинения об "Истории государства Российского". Но только школьники из маленьких городов России, чтобы над сочинением работали всем классом. А тот класс, который напишет лучшее сочинение, приедет к нам в "Остафьево"», — поделился директор музея-заповедника.

Кроме того, по его словам, в музее планируется также открыть собственный детский центр.

Автор: Лейла Мирина

Следите за важными новостями в Телеграм-канале Информационного Центра Правительства Москвы

Последние обновления: