Информационный Центр Правительства Москвы
22 февраля 2024, четверг, 17:25
Жизнь в городе

Робототехника, ИТ и беспилотники. Как и где столичным школьникам обучаться профессиям будущего

Робототехника, ИТ и беспилотники. Как и где столичным школьникам обучаться профессиям будущего
фото: mos.ru

Одна из важнейших задач современного образования — не просто дать знания подрастающему поколению, но и объединить их умения и таланты с возможностью получить перспективную профессию. Сегодня столичные учебные учреждения предлагают множество программ для детей и подростков, поэтому каждый может попробовать свои силы в медицине, IT, робототехнике и других специальностях. Директор Колледжа автоматизации и информационных технологий №20 Дмитрий Ковалёв и исполняющий обязанности директора Института развития профильного обучения МГПУ Михаил Силантьев рассказали Информационному Центру Правительства Москвы, какие образовательные направления становятся наиболее востребованными у молодежи и как школы и колледжи помогают юным горожанам в получении актуальной профессии.

ИЦ: Дмитрий Сергеевич, каким современным профессиям в области высоких технологий дети могут обучаться в столичных колледжах? Какие направления стали наиболее востребованными в 2023 году?

Д.К.: В системе социального комплекса столицы 53 колледжа, которые предлагают самые широкие возможности для получения более 170 перспективных специальностей и профессий, в том числе в сфере высоких технологий. Каждый абитуриент может выбрать профессию, соответствующую его запросам и интересам.

В нашем Колледже автоматизации и информационных технологий № 20 это такие направления, как «Мехатроника и мобильная робототехника», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Информационные системы и программирование», «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Сетевое и системное администрирование», «Графический дизайнер» и «Разработка электронных устройств и систем».  Все эти специальности и профессии востребованы у работодателей города и ребят, который поступают к нам в колледж.  

В последние годы среди абитуриентов растет спрос на специальность «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». В 2023 году вырос спрос на «Автоматизацию производства». Это специальность в области высоких технологий, которая объединят в себе мехатронику, мобильную робототехнику и разработку электронных устройств и систем. На старте такие специалисты смогут зарабатывать от 50-65 тысяч рублей, а уже через пять лет их заработная плата может достигать 120-170 тысяч. Срок обучения на этой специальности составляет три года и десять месяцев на базе девятого класса.

ИЦ: Москва активно развивает производство и использование БПЛА и робототехники. Где в столице открывают новые полигоны для работы с беспилотниками и роботами? Студенты каких учреждений занимаются там?

Д.К.: Наш колледж, как и другие колледжи Москвы, подведомственные социальному блоку столицы, активно обновляет и модернизирует свою материально-техническую базу. Например, в 2023 году открылись новые мастерские и дополнительные учебные пространства для студентов, обучающихся по программам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Одним из таких пространств стал соревновательный полигон «Геоскан Арена», где студенты могут выполнять различные задания по видеосъемке, мониторингу и обследованию объектов. Лаборатории колледжа теперь оборудованы диспетчерскими тренажерами «Мастер-Т», что позволяет студентам обучаться планированию полетов.

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович


Для обучения студентов также приобрели современные 50 беспилотников вертолетного типа, макеты беспилотных воздушных судов (БВС) самолетного и мультироторного типов. А также стенды для испытания важных компонентов БВС — винтомоторной группы и аккумуляторов. Таким образом, студенты имеют возможность изучать функциональность, техобслуживание и ремонт беспилотных воздушных судов на практике.

Кроме того, в колледже появились современные средства радиоэлектронной борьбы для изучения методов защиты и безопасности в области БПЛА. Все это позволяет студентам осваивать самые передовые технологии в мире беспилотной авиации, что делает обучение еще более интересным и продуктивным.

ИЦ: Расскажите, пожалуйста, о новейшем оборудовании, которое недавно начали применять при обучении студентов в колледжах.

Д.К.: В 2023 году в нашем колледже был обновлен компьютерный парк, в 24 лабораториях появилась новая техника. Также была обновлена сетевая инфраструктура колледжа, закуплено и введено в эксплуатацию серверное и коммутационное оборудование. В 51 лаборатории появились новые интерактивные панели.

Ожидается, что в нынешнем году будут заключены контракты на поставку оборудования для промышленного обучения. В списке оборудования — мехатронные станции, роботы, стенды по промышленной автоматике, радиоизмерительные устройства и электромобили. Такое оснащение позволит максимально приблизить подготовку студентов к современным требованиям автоматизированного производства. С использованием мехатронных станций студенты смогут на новом качественном уровне освоить практические навыки сборки механической и электрической частей систем производственной автоматизации, программирование, монтаж роботов и прочие навыки, которые очень востребованы у работодателей города.

ИЦ: Также многие молодые люди интересуются ИТ-специальностями. Какие колледжи готовы обучать студентов в этой области и какие есть направления?

Д.К.: В КАИТ № 20 мы обучаем студентов по самым актуальным специальностям в ИТ-сфере: «Информационные системы и программирование», «Сетевое и системное администрирование», «Компьютерные системы и комплексы», «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Оператор информационных систем и ресурсов (для лиц с инвалидностью и ОВЗ)».

Например, «Информационные системы и программирование» охватывает достаточно широкий спектр сфер профессиональной деятельности, что позволяет получить знания о безопасности информационных систем, техническом обслуживании и ремонте компьютеров, администрировании сетей и так далее. Студенты осваивают навыки разработки и интеграции модулей программного обеспечения, администрирования баз данных, сопровождения программного обеспечения. Практику студенты проходят на предприятиях Госкорпорации «Роскосмос» и у других работодателей-партнеров. По окончании колледжа выпускники трудоустраиваются на должности программистов. На старте трудовой деятельности их заработная плата может составлять порядка 80 тысяч рублей.

В рамках направления «сетевое и системное администрирование» готовят профессионалов в сфере выполнения работ по проектированию сетевой инфраструктуры. Выпускники умеют инсталлировать, тестировать, испытывать и использовать программные средства, настраивать конкретные конфигурации операционных систем, разрабатывать схемы баз данных и многое другое. Студенты проходят практику на базе компаний и предприятий ПАО «Ростелеком», Госкорпорации «Роскосмос» и других работодателей. По окончании колледжа трудоустраиваются на должности системных администраторов или их помощников. На старте зарплата составляет порядка 60 тысяч рублей.

Фото: mos.ru


Всего в системе социального комплекса столицы работают 35 колледжей, которые готовят востребованных профессионалов для ИТ-отрасли города по девяти направлениям обучения, включая «Информационные системы и программирование», «Компьютерные системы и комплексы», «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и другие.

ИЦ: Как образовательные учреждения сотрудничают с действующими компаниями?

Д.К.: В Москве идет масштабная трансформация системы профессиональной подготовки кадров. Один из основных элементов изменений — постоянная сонастройка с работодателями города. Совместно с партнерами обновляются образовательные программы, разрабатываются стандарты оснащения мастерских.

Например, преподаватели нашего колледжа регулярно стажируются на предприятиях города. Совсем недавно ряд педагогов прошли дополнительную подготовку на предприятиях ГК «Роскосмос» по направлению «Сетевое и системное администрирование».

Партнеры приходят на наши внутренние и внешние мероприятия. Ни один наш день открытых дверей, не проходит без лекций и мастер-классов от работодателей по разным направлениям.

И, конечно, самое главное — это практика и трудоустройство наших студентов и выпускников. Среди работодателей-партнеров, с которыми мы тесно сотрудничаем в этом направлении — государственная корпорация «Роскосмос», АО «Российские космические системы», ПАО «МТС», АО «НПО "Орион"», АО «МЭЛ», ПАО «Газпром-автоматизация», АО «НПП "Геофизика-Космос"», АО «ГринАтом», ООО «Куалком», ООО «НПК "ИНКОТЕКС"», ООО «Громвижн», ООО «КодБезопасности» и  многие другие.

ИЦ: Михаил Николаевич, помимо колледжей, школьники могут выбрать предпрофессиональные классы, чтобы сделать первые шаги в сторону будущей карьеры. Какие направления предлагают тем, кто хочет получить профессию будущего? Чем программы в школах отличаются от программ в колледжах?

М.С.: Предпрофессиональное образование в школах — это осознанный выбор будущей карьеры еще до выпускного. Благодаря новому стандарту, утвержденному в этом учебном году, оно позволяет школьникам глубоко погрузиться в будущую профессию.

Предпрофессиональные классы открыты по следующим направлениям: медицинское, инженерное, предпринимательское, психолого-педагогическое, медиа и ИТ. Метапредметный подход учебной программы позволяет ученикам не только получить углубленные знания по профильным предметам и базовые навыки будущей профессии, но и погрузиться в исследовательскую деятельность: создавать проекты, участвовать в конференциях и делать первые шаги в науку.

Фото: mos.ru


Среднее профессиональное и предпрофессиональное образование — два разных образовательных трека, которые открываются перед школьником после девятого класса. Подросток, который поступает в колледж, ориентирован на получение конкретной рабочей специальности, востребованной в той или иной отрасли, и гарантированный быстрый карьерный старт. В предпрофессиональные 10-11 классы идут дети, которые в дальнейшем рассчитывают на получение высшего образования в выбранном направлении, но при этом хотят еще в школе получить максимальный объем фундаментальных знаний, которые пригодятся в вузе, и совершить осознанный профессиональный выбор.

ИЦ: Как образовательные учреждения сотрудничают с действующими компаниями и вузами? Каким образом школьники и студенты колледжей могут применить свои знания на практике или приобрести дополнительные навыки в профильных учреждениях?

М.С.: Предпрофессиональные классы открыты в 70% московских школ. В число партнеров предпрофессионального образования входят более 50 вузов и научных организаций столицы, свыше 40 колледжей и более 200 предприятий и учреждений разных отраслей.

Важно отметить, что в соответствии с новым стандартом предпрофессионального образования в учебных планах детей нет дублирующих тем: в школах, колледжах и вузах они изучают разные аспекты выбранных профессий. Программы органично дополняют друг друга, и нагрузка школьника остается сбалансированной.

В школе ученики предпрофессиональных классов углубленно изучают профильные предметы и проходят спецкурсы для получения первых практических навыков.

Обучение в колледжах помогает будущим профессионалам увидеть все уровни выбранной сферы: рабочие процессы, задачи и потребности всех их участников. Более того, по окончании обучения в колледже ученик получает свидетельство о профессии, которое может помочь при трудоустройстве.

На площадках отраслевых партнеров школьники могут увидеть изнутри, как устроена работа в отрасли, и завести первые полезные знакомства. А свои исследования ребята могут представить на научно-практических конференциях. Статус победителя или призера этих позволит получить дополнительные баллы к результатам единого государственного экзамена при поступлении в вуз.

Автор: Юлия Захарова

Последние обновления: