Информационный Центр Правительства Москвы
18 апреля 2024, четверг, 07:22
Жизнь в городе

«Это впечатления, шоу, полусон»: Сергей Кузнецов рассказал, как создавал картины для выставки в Третьяковке

«Это впечатления, шоу, полусон»: Сергей Кузнецов рассказал, как создавал картины для выставки в Третьяковке
фото: ИЦПМ

В Новой Третьяковке уже более двух месяцев идет выставка главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Архитектура мира». Там представлено более 20 картин на картоне размером три на два метра, написанных углем по картону. Корреспондент Информационного Центра Правительства Москвы посетила мероприятие и узнала, как художник и архитектор создавал свои работы и каким смысловым посылом их объединил.

«Театр архитектуры»


Попадая на выставку, погружаешься в полутьму величественного зала. Свет падает только на картины, немного освещены стены. Встречает гостей угольное изображение Собора Василия Блаженного. Еще из столичных сооружений гости могут увидеть на крупноформатном картоне арку у входа в Парк Горького и павильон «Мясная промышленность» на ВДНХ, есть на выставке и изображения санкт-петербургских достопримечательностей: Исаакиевского собора, дома компании «Зингер». Остальные картины посвящены архитектурным сооружениям Венеции, Рима, Стамбула и других зарубежных городов.

Фото: ИЦПМ

Как рассказал Сергей Кузнецов, его действительно вдохновляют исторические здания, но это не значит, что современную архитектуру он не хочет изображать в своем творчестве.

«Современную архитектуру я создаю. И много рисую ее, когда занимаюсь различными проектами. Проектирование – это одна сфера деятельности, а творчество, которым я занимаюсь, графика – это другое. Да и концепция именно этой выставки другая: здесь представлены впечатления, которые собраны мной почти за всю жизнь. Впечатления из путешествий по миру, из моих наблюдений. Я для себя сформулировал это как некий культурный код, который состоит из вот этих объектов, которые вы видите. Этот проект был про впечатления, такой театр архитектуры, шоу, полусон», – объяснил художник.

При этом он допустил, что в будущем может появиться и другая его авторская выставка, которая будет посвящена современным архитектурным объектам.

Создание выставки

По словам Сергея Кузнецова, он давно мечтал представить свои работы именно в Третьяковской галерее. Когда он узнал, что такая возможность существует, он начал согласовывать концепцию и готовить экспонаты специально для пространства Новой Третьяковки.

«Я схватился за этот шанс. Когда мы договорились, работы ни одной еще не было. Все 24 листа (на самом деле было и больше) были созданы уже после принятия этого решения. На самом деле весь проект — это экспозиция: картины, свет, звук. Такой объем графики родился, когда мы с Третьяковкой придумывали, что стоит выставить. Я решил, что для больших залов музея подойдет большой формат. Но выполнить подобные работы акварелью и карандашом сложно. А вот углем можно попробовать, к тому же есть большой масштаб картона», — сказал главный архитектор столицы.

Фото: ИЦПМ

Он добавил, что стремился произвести впечатление на зрителя не только своими работами и не только архитектурой, но и музыкой и атмосферой выставки. Кстати, звуковое сопровождение специально для проекта создал композитор и электронный музыкант Андрей Антонец. Они дополняют пространство и создают атмосферу присутствия благодаря различным звуковым переливам: от мелодий, похожих на колокольный звон, до легкого звучания фортепиано.

Смысловая концепция

Выставка Сергея Кузнецова призывает гостей через созерцание архитектурных образов задуматься о вечных ценностях и вспомнить о том, что настоящее и будущее существуют благодаря достижениям прошлого.

«Мои впечатления, отраженные на картинах, оказались связаны с историей. Но это не просто история, ведь само название экспозиции «Архитектура мира» подобрано неслучайно. Вот мы стоим у картины с аркой Септимия Севера — это античность, которая лежит в основе архитектуры Ренессанса, а она, в свою очередь, — в основе архитектуры колониальной архитектуры Южной Америки, архитектуры Европы и России – это все один культурный код. Так что мои размышления в том числе про истоки настоящего», — подчеркнул художник.

Фото: ИЦПМ

Масштаб наряду с легкостью, экспрессия, красота истории — все это можно прочувствовать, стоя рядом с полотнами, зазывающими на улицы Стамбула, Рима или Москвы, призывающими заглянуть в самые потаенные углы монументальных строений, которые будут восхищать потомков еще не одно столетие. А приглушенный свет и профессионально подобранный звук позволят не только погрузиться в атмосферу творчества, но и напомнить себе о связи эпох и вечности искусства в любой форме.

Автор: Юлия Захарова

Последние обновления: