Информационный Центр Правительства Москвы
22 апреля 2024, понедельник, 08:56
Жизнь в городе

От увеличения урожая до спасения людей: В Москве проходит выставка гражданских беспилотников

От увеличения урожая до спасения людей: В Москве проходит выставка гражданских беспилотников
фото: ИЦПМ

В центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ проводится выставка «Аэронет 2035», посвященная новейшим разработкам в области беспилотных авиационных систем. Корреспондент Информационного Центра Правительства Москвы ознакомилась с экспонатами и выяснила, как они используются в различных сферах.

Беспилотники в хозяйстве

При входе посетителям представлен стенд с историей развития беспилотных летательных аппаратов. На первом этапе контроль и управление осуществляется экипажем на борту. На втором за это начинает отвечать внешний диспетчер, на третьем контроль становится внешним. На четвертом этапе управление техникой ведется без участия человека: все решения принимаются искусственным интеллектом. 

Фото: ИЦПМ


Сегодня гражданские беспилотники применяются в таких сферах, как, например, лесное и сельское хозяйство (благодаря им стоимость мониторинга угодий снижается в 1,5-2 раза по сравнению с использованием вертолетного обследования), а урожайность повышается на 3-10%.  

Одним из таких экспонатов стало беспилотное воздушное средство Агроскаут — аппарат для оценки состояния сельскохозяйственных угодий — от Московского авиационного института.

«При помощи камер разного спектра Агроскаут позволит зафиксировать состояние полей, наложить картинку, которую увидит, на реальную, благодаря чему можно заметить, например, пораженные зоны на поле, требующие проверки или применения дополнительных средств: удобрений, фитогормонов и так далее», — отметили представители выставки.

Фото: ИЦПМ


Причем сами операции также могут выполняться с применением беспилотной техники. Так, комплекс Agrimax.Aero доставит средства к нужному участку поля, не повредив растения, и сэкономит как воду, так и химию.

Спасение людей, доставка грузов и предотвращение ЧС

Некоторые из БПЛА имеют самолетный тип, некоторые — вертолетный, часть из них гибридная. Но часто преимуществом обладают вторые: им не требуется большое пространство для взлета, и они могут использоваться даже в сложных географических условиях.

«Их особенность в том, что нет привязки ко взлетно-посадочной полосе. Достаточно площадки три на три метра, чтобы оторваться от земли. Такие аппараты используются в нефтегазовом секторе, могут помочь в выявлении чрезвычайных ситуаций, а также в кадастре и сельскохозяйственной сфере. В аппарате установлены тепловизионные камеры, видеокамеры высокого разрешения, газоанализаторы, есть возможность доставки грузов. Например, можно проводить визуальный мониторинг, сбрасывать необходимые вещи (телефон, аптечку, спасательный круг)», — говорят участники «Аэронета». 

Фото: ИЦПМ


Спектр применения беспилотников крайне широк: благодаря новейшим технологиям они способны обнаруживать повреждения в конструкциях труб, если речь идет о нефтяной и газовой отраслях, своевременно выявлять пожары и в режиме реального времени направлять данные спасателям для оперативной ликвидации огня, помогать в поиске потерявшихся людей и передавать им средства связи, лекарства и провизию, пока они ожидают помощи. 

Множество задач БПЛА могут выполнить и в транспортной отрасли: контроль потоков транспортных средств, перевозка грузов, включая почтовые отправления, и выполнение иных транспортных операций. Разработки экономят не только время, но и средства компаний.

Перспективы использования беспилотников в военном деле 

Несмотря на то, что все образцы, представленные на «Аэронете», ориентированы на выполнение гражданских задач, часть из них потенциально могли бы применяться в условиях военных действий. Например, по мнению некоторых представителей выставки, беспилотники, оборудованные мощными камерами и обладающие определенной грузоподъемностью, могли бы проводить тактико-оперативный мониторинг и доставлять грузы — все зависит от фантазии пользователя.

Фото: ИЦПМ


У экспоната «Лунь-20», ориентированного на широкий спектр полезных нагрузок, даже есть аналог для проведения разведывательных операций — «Орлан-10».

«Теоретически из готового гражданского беспилотника можно сделать военный. Но стоит учесть, что ряд образцов здесь выполняет задачи в ограниченном пространстве, их конструкция сделана специально под это, то есть подобраны определенные камеры, которые будут повреждены, если беспилотник начнет летать по сложной местности. Если же нужно, допустим, минометные снаряды возить, следует скорректировать "начинку" аппарата», — подчеркнули представители «Аэронета».

В целом многие экспонаты, представленные на выставке, не имеют единственно доступного «предназначения». Но специалисты убеждены: создать изделие, которое будет подходить и под гражданские задачи, и под военные, и выполнять их с одинаковым успехом, вряд ли получится. 

@ООО"НИИСС"/ Юлия Захарова

Последние обновления: