Информационный Центр Правительства Москвы
18 апреля 2024, четверг, 22:18
Жизнь в городе

Кошки в космосе и «Летучий Титаник»: Чем сотрудники Музея ДОСААФ удивят москвичей в День авиации?

Кошки в космосе и «Летучий Титаник»: Чем сотрудники Музея ДОСААФ удивят москвичей в День авиации?
фото: ИЦПМ

Вот уже почти сто лет Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ РФ выполняет важную работу – бережет «небесное» наследие России и не позволяет испаряться трепету в умах людей перед подвигами наших космонавтов, пилотов и авиаконструкторов. 22 января все пилоты страны будут отмечать День авиации войск ПВО. В честь этой даты работники Музея пригласили москвичей посмотреть на вещи таинственные и поистине удивляющие. Например, здесь хранятся модель «Летучего Титаника» и портфель Гагарина с личными вещами внутри, которые никому не покажут. Зато здесь много чего расскажут – после интересных историй об авиации гости непременно вдохновятся любовью к высокому пилотажу и далеким звездам.

Фото: ИЦПМ

«До 1987 года коллекция Музея пополнялась, но потом пришли не самые лучшие времена. Возродилась наша деятельность в начале 2000-х годов. Экспонатами представленное здесь даже не назовешь — это артефакты начала авиационно-космической эры России», — подчеркнула начальник ЧУ ЦДАиК ДОСААФ России Юлия Сигорская.

В первом зале Дома представлена история зарождения авиации в России — здесь размещены модели самых первых самолетов начала XX века — «Русского витязя» и «Ильи Муромца».  Все они испытывались на Ходынском поле — первом в Москве аэродроме. Сейчас он застроен, там самый большой в Европе торговый центр и жилой комплекс, пояснила Юлия Александровна.

Первый самолет не умел летать

Первый самолет соорудили американцы братья Райт. Мужчины разгоняли свой аппарат и запускали его с катапульты, заметила заместитель начальника по развитию Галина Фрига.

«В итоге нужного эффекта добиться не удалось — аппарат прыгал на кочках, но так и не взлетел. Позже Игорь Сикорский приобрел бензиновый двигатель и создал огромный самолет — «Русский Витязь». Когда царю доложили, что русский конструктор придумал такую чудо-машину, он был крайне воодушевлен и даже залез на конструкцию по лесенке. Изобретателя наградили за его творение золотыми часами. После этого Сикорского попросили построить более габаритную машину, позволяющую перемещаться между городами. Впоследствии на свет появился «Илья Муромец», который сначала был пассажирским: в салоне установили сидения, у него была большая грузоподъемность. Во время войны оттуда убрали все кресла, и этот самолет стал первым российским бомбардировщиком», — уточнила Галина Леонидовна.

Фото: ИЦПМ

По словам сотрудницы Музея, первые летательные аппараты были оснащены лыжами. Зимой полозья снимали и меняли на колеса.

Откуда взялся белый шарф?

«Раньше пилоты летали в кожаных куртках, шлемах, очках, так как гарь от самолета оказывалась на них. Также на летчике обязательно был белый шарф. Он выполнял отнюдь не эстетическую, а практическую функцию. Поскольку не было достаточной аппаратуры, чтобы во времена Первой мировой вести бой, пилотам приходилось крутиться на 360 градусов, дабы их не сбили. Из-за грубой выделки кожи они в кровь растирали себе шею. Летчики придумали вырезать из запасных парашютов белые полоски, которые накручивали на шею для уменьшения трения. Таким образом, они могли больше сосредоточиться на бое и чувствовать себя более уверенно. Командованию эта идея понравилась, и белые шарфы были введены в форму пилотов, чтобы никто больше не портил парашюты», — рассказала замначальника.

«Летучий Титаник» по имени Максим

АН-20 назвали именем Максима Горького в честь 40-летия русского писателя. Это самый большой самолет в мире в период 30-х годов. Размах его крыльев длиною с футбольное поле — 63 метра. На борту чудо-самолета находились кинозал, бильярд, типография, радиоузел, библиотека, буфет, каюты для отдыха членов экипажа и радиорубка.

Фото: ИЦПМ

«По тем временам это была потрясающая машина! Самолет придуман как альтернатива нынешнему Интернету. Чтобы дальние города, поселения, деревни знали, как развивается молодая Советская Республика, «Горький» должен был прилетать к местным жителям и информировать их – показывать фильмы о развитии СССР либо сбрасывать людям листовки. Когда из самолета в рупор кричали: «Да здравствует 1 мая!», россияне в периметре 50 километров слышали это. К сожалению, аппарат прожил недолго и потерпел крушение», — отметила Галина Фрига.

Русские в Нью-Йорке

Сотрудники Музея обратили внимание на событие, произошедшее в 1929 году. Тогда группа летчиков совершила перелет из Москвы в Нью-Йорк. Дорога заняла два месяца и состояла из 15 этапов:

«Когда летчики приземлились в США, американцы крайне удивились, увидев двухмоторный самолет «Страна советов», ведь за границей считали, что СССР — совершенно глухая и неразвитая страна. Приземлился он на земельном участке какого-то фермера. Владелец земли колышками огородил самолет и выпустил афиши для продажи билетов на показ летательного аппарата. А еще он тихонечко сливал бензин в пузырьки и продавал их в качестве сувениров».

В других залах Музея представлены модели практически всех истребителей-перехватчиков, которые участвовали в воздушных боях, защищая небо Советского Союза с начала Великой Отечественной войны. В зале, посвященном авиации 1941–1945 годов, можно увидеть истребители-перехватчики Як-1, Ла-5, Ла-7, а также высотные и скоростные истребители МиГ-3, сыгравшие важную роль в обороне Москвы и Ленинграда в первые дни войны.

Что записывал в блокнот Гагарин?

Отдельная комната выделена под реконструкцию бытового пространства Юрия Гагарина. Здесь есть и рабочий стол первого человека в космосе, и шкаф с книгами космонавта, и портфель, собранный им перед самой гибелью. Настенные фотографии подтверждают ценность каждой вещи. На одном из снимков Юрий Алексеевич сидит в кресле с деревянными подлокотниками, а вот и то самое кресло — стоит прямо под снимком. Еще здесь хранится календарь, использовавшийся летчиком как блокнот. Вся книжка исчеркана рукой Гагарина — номера, короткие записи и простые рисунки, какие часто появляются на чистом листке во время телефонного разговора.

Фото: ИЦПМ

«На рабочем столе Гагарина всегда стояли портреты мамы и любимого учителя – Сергея Павловича Королёва. Летчик много путешествовал по всему миру и получал большое количество подарков. Здесь несколько из его сувениров – волейбольный мяч, пограничный столбик, ключи от города Каир», - указала на презенты Юлия Сигорская.

Коты в иллюминаторе

В пространстве «Космонавтика» хранятся предметы, когда-то участвовавшие в подготовке будущих героев. Первопроходцами звездного неба стали четвероногие товарищи человека.

«Французы, например, готовили к полету котов. Первым был Феникс. Когда животное поместили в центрифугу, он начал страшно орать, его сильно тошнило. Космическое путешествие так и не свершилось – животное сбежало. Кошка Фелисетт подменила коллегу и совершила полет длительностью около 15 минут», — рассказала историк-архивист Антонина Дементьева.

Недалеко от фотографий кошек-испытателей стоит тренажер, в котором часами закаляли вестибулярный аппарат нашей собаки Лайки перед полетом к звездам:

«Лайка была обречена на верную смерть, так как второй искусственный спутник Земли вернуть на нашу планету не представлялось возможным. Первые часы полета малыш чувствовал себя хорошо, но потом аппарат сошел с орбиты и перегрелся, а собака сгорела».

Атрибуты человека-космонавта тоже «заархивированы» в музее ДОСААФ: модель кабины «Бурана», летные комбинезоны и еда в тюбиках. Еще тут есть модели всем известной ракеты «Союз» и метеорологического спутника «Метеор».

В Музее всегда очень рады новым людям. Посетить его можно в любой день кроме понедельника и вторника — с 10:00 до 18:00. Гостей просят сохранять бдительность и не забывать про медицинские маски и социальную дистанцию.

Последние обновления: