Главная  /   Жизнь в городе  /   Город и мы  /   Алексей Емельянов: Интерес к культурному наследию Москвы растет, а значит - мы работаем не зря
21 октября 2021, четверг, 20:28

Город и мы

16 сентября 2021 Алексей Емельянов: Интерес к культурному наследию Москвы растет, а значит - мы работаем не зря

Алексей Емельянов: Интерес к культурному наследию Москвы растет, а значит - мы работаем не зря

Каждый шаг, сделанный по столичным тротуарам, открывает обзор на то или иное место с исторической маркировкой: Москва – обитель живописных усадеб, старинных фабрик, величественных монументов. Многие десятилетия эти объекты продолжают радовать взор горожан и туристов благодаря работе реставраторов и Департамента культурного наследия столицы. При взгляде на безупречно восстановленные памятники у москвичей возникает ряд вопросов. Как проходило обновление дома Орлова-Денисова и кинотеатра «Художественный»? Почему здание концерна «Бабаевский» перекрасили в оливковый цвет? Что реставрируют прямо сейчас? Об этом в интервью корреспонденту Информационного центра Правительства Москвы рассказал глава ведомства Алексей Емельянов.

Работа в пандемию: «Реставрация - почти как работа сапера»

ИЦ: Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, как осуществлялась работа на объектах культурного наследия в пик пандемии?

А.Е.: 2020 год был непростым для всех нас. Реставрационный сезон начался позже в связи с пандемией. Но нашей отрасли удалось приспособиться к новым реалиям. Реставраторы не снижали темпа, во время ограничений сделали акцент на проектирование (и прочие работы, которые можно сделать дистанционно), и, как только позволила эпидемиологическая ситуация, вернулись к активным работам на объектах. Как итог – более 100 объектов отреставрировано в прошлом году, и на более чем 100 объектах уже завершены работы в этом году.

Хочу отметить, что сохранение культурного наследия – одно из ключевых направлений деятельности Правительства Москвы. Благодаря политике мэра в столице развернута масштабная программа реставрации, на которую выделяется большой бюджет. Согласно последнему международному исследованию, которое было презентовано два месяца назад, Москва — лидер по объему государственных ассигнований на сохранение культурного наследия: с 2015 по 2019 год из бюджета было выделено свыше 100 миллионов рублей. Это в 2,5 раза больше, чем у занявшего второе место Парижа, и в 6,5 раза больше, чем у Рима, который расположился на третьей строчке. В результате в Москве наблюдается существенный рост количества и качества реализуемых проектов реставрации объектов культурного наследия, так за последние 10 лет отреставрировано более 1600 памятников.

Но все эти цифры они же просто цифры. Мне вот нравится представлять, что если бы мы с вами решили посмотреть отреставрированные за этот период объекты, то (только чтобы посмотреть) потратили бы пару-тройку месяцев. И за это время еще добавилось бы нам с вами работы – реставраторы не стоят на месте. И это при том, что реставрационные работы, почти как работа сапера, спешки не терпят от слова «совсем».

ИЦ: Какие обновленные объекты стали самыми знаковыми, масштабными?

А.Е.: Из объектов, завершенных в прошлом году, наверное, в первую очередь обращу ваше внимание на так называемую усадьбу Орлова-Денисова (интересный памятник) на Большой Лубянке, 14. Это здание ценно не только своей архитектурой, но и богатой историей. Хоть в названии Орлов и Денисов, здание видело и князя Пожарского, и Николая Карамзина и генерал-губернатора Москвы в 1812 году. Очень сложный, многострадальный объект. Около 20 лет усадьба находилась практически в руинах и была на грани уничтожения. Сегодня – все иначе. И это – победа.

Нельзя не упомянуть и Северный речной вокзал – одну из визитных карточек нашего города. Хочется особенно отметить, какая колоссальная работа была проделана нашими реставраторами - более 500 подлинных осветительных элементов, в том числе большая люстра весом более 50 килограммов, 24 уникальных панно, украшающих фасад, 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом, знаменитая звезда, венчающая шпиль и украшенная уральскими самоцветами. Так же важен комплексный подход к территории – долгое время этот объект был интересен разве что транспортникам-речникам в дни начала и завершения навигации, да отдельно взятым неугомонным краеведам. А сегодня – парк речного вокзала, набережная Химкинского водохранилища и променад, парк Дружба, построенный в 1956-1957 году – вновь не отчужденная от города территория, а притягательный досуг, новая повестка.

Несомненно, долгожданными событиями прошлого года стали завершение работ по Дому Наркомфина – жемчужине конструктивизма и открытие после реставрации кинотеатра «Художественный». Но об этом уже много говорилось. Впрочем, оба эти здания заслуживают непротокольного разговора и возвращения к обсуждению их притягательности. Первое – тончайшая научная реставрация на объекте мирового значения, второе – работа над подлинным первым электротеатром – тем немногим, что осталось от первоначального облика площади Арбатских ворот.

Еще один дом с непростой судьбой, который московские реставраторы вернули городу, – Доходный дом Быкова, построенный знаменитым мастером модерна Львом Кекушевым (2-я Брестская ул., д.19/18, стр.1). С 1990-х годов здание пустовало и не эксплуатировалось из-за аварийного состояния, а в сентябре 2009 года в нем случился сильный пожар: выгорела часть четвертого этажа, дом полностью лишился крыши. Часть межэтажных перекрытий обрушилась во всю высоту здания. Одна из парадных лестниц оказалась полностью в руинах. Конструкции здания пришли в аварийное состояние, чреватое новыми обрушениями. И в таком состоянии он попал в руки реставраторов в 2013 году. Выполнен колоссальный объем работ как по фасадам, так и в интерьерах. Дому возвращена жилая функция, теперь здесь располагаются апартаменты. К тому же, представьте себе, что это самый центр, модерн, а стоял около 30 лет в руинах. Ну как такое можно было допускать?! Но справились, преодолели.

Вот еще летом по городской программе «1 рубль за квадратный метр» завершилась реставрация Жилого дома Наумовых-Волконских на Пречистенке (ул. Пречистенка, д. 36, стр. 2). С 1926 года здесь размещалась детская библиотека. До начала комплексной реставрации в 2018 году здание находилось в неудовлетворительном состоянии. Инженеры и микологи зафиксировали биопоражения деревянных стен. В ходе возрождения памятника проведены работы по сохранению и реставрации кирпичного объема здания, усилению его конструкций, устройству лестницы. В подвале раскрыты заложенные исторические оконные проемы и приямки, отремонтированы своды «Монье». Восстановлен фасад с лепным декором.

От ГЭС-2 до библиотеки. Про новые проекты и недавние победы

ИЦ: Какие наиболее свежие работы Вы могли бы отметить?

А.Е.: Один из последних отреставрированных объектов – здание 9-й классической гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых в Староконюшенном переулке, где сейчас располагается школа № 1529 имени А.С. Грибоедова. Архитектура и техническое наполнение гимназии на момент закладки (1901 год) были передовыми. С этого момента прошло больше века. Здесь также был проведен масштабный комплекс реставрационных работ – воссозданы красивейший паркет, росписи, лепнина, а также цветовые решения основных помещений гимназии, отреставрированы окна и двери.

Особое внимание уделили деталям: к примеру, здесь сохранились большое зеркало на резной подставке и украшенный резным декором сейф, которые были отреставрированы. В кабинете физики отреставрировали старинные шкафы, актовый зал вновь освещают исторические люстры, а в приемной директора такую люстру воссоздали по архивным материалам. Но самое сложное было приспособить здание начала ХХ века под современные требования по безопасности, по вентиляции, по кондиционированию. Но все удалось реализовать, и вот уже дети начали занятия в отреставрированном здании.

Ну и буквально на днях, к Дню города завершились работы на Центральной электрической станции городского трамвая – ГЭС-2, уникальном образце промышленной архитектуры. В отреставрированном здании, фасад которого выходит на Болотную набережную, теперь создано новое городское пространство для развития современной культуры.

Все эти примеры – это лишь малая часть той работы, которую проделали реставраторы.

ИЦ: Действительно, результаты внушительные. А над чем трудятся реставраторы сейчас?

А.Е.: Ежегодно в работе у реставраторов порядка 500 памятников. Масштабные реставрационные работы недавно начались в Колпачном переулке. В порядок приводят дома и постройки двух исторических усадеб. В начале прошлого века они принадлежали семье знаменитых московских промышленников по фамилии Кноп. Была такая поговорка – «Что ни церковь, то поп, что ни фабрика – то Кноп». Это потому, что Кноп поставлял оборудование для ткацких фабрик. Был какое-то время своего рода монополистом в этом вопросе. Городская усадьба Андрея Львовича Кнопа располагается по адресу: Колпачный переулок, дом 5, строения 1–4, 6. Это главный дом и пристройки, выполненные в стиле неоготика с элементами поздней английской готики.

Другой объект, в котором пройдут реставрационные работы, находится рядом, по адресу: Колпачный переулок, дом 7, строение 2. Этот особняк усадьбы Четверикова-Кнопа, сохранившийся до наших дней, построен в стиле эклектика. Подготовка к реставрации этих объектов длилась около двух лет. Специалисты отреставрируют парадные залы, жилые комнаты, приведут в порядок окна, двери, лестницы, кровли, укрепят и защитят от влаги фундаменты зданий, отремонтируют перекрытия и обновят инженерные коммуникации. Вернут фасадам и исторической ограде прежний, исторический облик. Планируется, что все работы могут быть завершены в 2024 году. А после окончания реставрации в городской усадьбе Андрея Львовича Кнопа может быть открыт фамильный музей династии промышленников. Такой проект рассматривается сейчас в Мосгорнаследии. Представители семьи Кноп в России и Германии продолжают собирать памятные вещи и фотографии, которые помогут реставраторам и создателям музея.

Начались работы в Российской государственной библиотеке. С 2019 по 2020 годы проводилось обследование библиотеки (в несколько этапов), которое показало, что состояние конструктива здания, его инженерных систем не соответствуют современным нормам эксплуатации, а убранство интерьеров требует проведения научной реставрации. Начиная с 1953 года в здании была проведена лишь одна масштабная научная реставрация (2012–2018 годы), которая затронула, увы, только главный читальный зал. Состояние остальных помещений поддерживалось проведением локальных ремонтов.

И вот специалистам предстоит отреставрировать главный вход в библиотеку и знаменитую мраморную лестницу согласно первоначальному замыслу и чертежам архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. В ходе работ реставраторы также расчистят лепной декор стен и потолки от поздних наслоений штукатурок и загрязнений, отреставрируют подлинные двери, воссоздадут металлическую фурнитуру по сохранившимся образцам, восстановят ручки, петли, современные панели отделки стен будут демонтированы, историческая отделка стен, колонн и потолков деревянными панелями будет отреставрирована. Мастера изготовят и установят столярные заполнения оконных проемов, отреставрируют отделку колонн искусственным мрамором, металлические детали колонн и торшеров, мраморные и паркетные полы. Особое внимание будет уделено скульптурам «Социалистический труд и знания», украшающим фасад. Они установлены в 30-х годах и находятся в аварийном состоянии. В ближайшее время по ним начнутся противоаварийные работы.

Завершаются работы в небольшом городском доме архитектора Дуванова (с интереснейшими деревянными интерьерами) на Земляном Валу, продолжаются масштабные работы по комплексу зданий Воспитательного дома, восстанавливается некогда заброшенная деревянная усадьба «Измалково» в Новой Москве, ведутся работы по аптеке Феррейна на Никольской и по Дому Абрикосовых на Малой Красносельской. И это только малая доля того, над чем сейчас трудятся специалисты.

Реставрация дома Абрикосовых: оливковый или красный?

ИЦ: Хотелось бы уделить особое внимание дому конфетной династии Абрикосовых. В процессе реставрации его фасад приобрел свой «родной» оливковый цвет. Некоторые москвичи заявили, что красное здание нравилось им больше. Объясните, почему так важно максимально приближать исторические объекты к их исконному облику?

А.Е.: Сохранение исторического облика – работа реставратора. На реставраторах лежит большая ответственность: восстанавливать нашу историю, не добавляя ничего от себя, не искажая, но и не игнорируя исторические факты. Поэтому прежде чем составить проект реставрации, изучается множество архивных данных. Часто жители не помнят, как выглядел объект в первоначальном виде, каким его задумывал автор, и начинают обвинять специалистов, что они исказили облик, добавили несуществующие детали. Но это не так – на объектах культурного наследия работают только аттестованные специалисты.

Если говорить об особняке Абрикосовых, еще раз хочу отметить, что (мы теперь это доподлинно знаем) изначально фасад знакомого всем с детства по шоколадным конфетам здания был оливковым, а не красно-коричневым, каким мы привыкли его видеть. В прошлом году реставраторы полностью вернули зданию оригинальный цвет, чем сильно удивили всех горожан. Но на самом деле, это историческая правда.

Несколько лет назад была похожая история – мы реставрировали особняк Ольги Петровны Коробковой на Пятницкой улице. Все привыкли к голубым фасадам дома и проект реставрации был согласован в этой цветовой гамме. Но специалисты, приступив к работе, раскрыли откос бокового окна и обнаружили, что голубой цвет – не подлинный. Реставраторы сняли 10 слоев краски, прежде чем добрались до истинного цвета особняка – нежно-фиолетового.

ИЦ: Как мы знаем, в доме концерна «Бабаевский» обнаружили витражный плафон, росписи которого были закрашены. Какие еще интересные находки в других объектах попались реставраторам в этом году?

А.Е.: Когда проводятся работы по созданию проекта реставрации, исследователи находят множество интересных и важных деталей. То обнаружат заложенные двери, то совершенно случайно откроют неожиданный изначальный цвет памятника (так получилось как раз с домом Абрикосовых), то найдут еще какие-то интересные факты и подробности, которые могут повлиять на будущий проект. Какие-то находки происходят в процессе работ, когда проект уже создан, одобрен и реализуется. Мы регулярно рассказываем о таких находках: это могут быть росписи под слоем штукатурки, забытый всеми горельеф, намотанное на трубу живописное полотно, фигурная плитка под листами фанеры. Такие находки обязательно учитываются, корректируется проект будущих работ. Зачастую один крошечный фрагмент, например, обоев, может полностью поменять наше представление о том, каким будет огромный зал.

И вот уже упомянутый нами Дом Абрикосовых подарил не одну такую находку. Из недавнего – это уникальный витражный плафон, который был закрашен в советское время. Когда реставраторам удалось расчистить его до последнего слоя и обнаружить там изящные узоры, было принято решение бережно демонтировать всю конструкцию и уже в мастерских довести до совершенства. Это была очень кропотливая работа. Не менее важной находкой стала роспись под плафоном, которая также была скрыта за слоем краски. Сейчас ее расчищают, чтобы также полностью восстановить.

Или, например, в павильоне № 2 «Народное образование» на ВДНХ под слоем штукатурки обнаружили три декоративные надписи, посвященные развитию сельского хозяйства. Они украшали стены павильона с момента его постройки в 1954 году до 1959 года. Долгое время надписи считались утраченными, обнаружить их удалось при реставрационных работах.

В процессе проведения исследований палат дьяка Украинцева было сделано несколько открытий, которые будут учтены при разработке реставрационного проекта. Эксперты обнаружили декор полуколонн, фрагменты венчающего карниза, чугунные порталы каминов и изразцовую печь, целиком сохранившуюся часть оконного проема, которая дает представление об исторической структуре дома и об архитектуре XVII века. В ходе исследований был раскрыт первоначальный портал, который когда-то соединял палату с парадными сенями второго этажа. Сохранившийся практически в идеальном состоянии он после завершения научной реставрации станет украшением палат Украинцева.

Культурный или нет? О выявлении исторических памятников столицы

ИЦ: По каким критериям оценивается здание/памятник, прежде чем ему присуждается такой статус?

А.Е.: Хочу начать с того, что в Москве существует отлаженный порядок выявления объектов культурного наследия, благодаря которому удается сохранить объективность при постановке объекта под охрану. Есть определенные критерии, позволяющие понять, достоин ли дом стать памятником архитектуры. И кстати, наличие таких критериев и балльной системы отличает российскую столицу от крупных европейских столиц. Главные критерии – это уникальность и подлинность, кроме того, учитывается датировка, мемориальная ценность, авторство, градостроительное значение, архитектурно-художественная ценность фасадов и интерьеров и другие.

Возможность подать заявку на признание того или иного дома памятником есть у любого жителя. Горожане активно пользуются этой опцией, людям в столице по-настоящему небезразлично историческое наследие.

ИЦ: Какие старинные постройки недавно были признаны объектами культурного наследия?

А.Е.: Пример памятника, которому недавно был присужден охранный статус: Деревянный дом Страховых в Сокольниках, расположенный по адресу: улица Гастелло, дом 5, его еще называют «дом с солярным декором» или «дом велосипедного мастера». Это редкий образец деревянного зодчества начала ХХ века, сохранивший свои первоначальные архитектурные особенности. Снаружи здание украшено изящным резным декором, а внутри находится историческая лестница, белые изразцовые печи 1903 года и печной прибор, а также уникальная лепнина. Теперь исторический облик здания охраняется государством. Любые работы здесь будут проходить под нашим контролем.

Буквально на днях охранный статус получили два здания XIX века. Их признали выявленными объектами культурного наследия. Одно из них — каменное четырехэтажное здание с подвалом, возведенное на Трубной улице по заказу владельца – губернского секретаря Барса. Его фасады оформлены в так называемом кирпичном стиле. Этот дом был построен в 1891 году, его фасад был неотъемлемой частью облика Трубной улицы на протяжении 130 лет. Историки предполагают, что архитектором был сын владельца Петр Барс. Второй дом появился в Старомонетном переулке по заказу домовладельца Николая Дружинина в 1887 году, проект разработал известный архитектор Николай Васильев. Здание является образцом городского особняка с функцией доходного дома. Его фасады оформлены в стиле эклектика. Среди украшений и оригинальных архитектурных деталей на фасаде можно отметить подоконные фартуки и оконные проемы в виде ниш, филенки, арочные перемычки, лепные картуши с монограммами. Все это сохранилось.

ИЦ: В августе в Москве работала выставка археологических находок «Москва сквозь века». Какие экспонаты были наиболее ценными/«возрастными»?

А.Е.: Сразу хочу подчеркнуть, что каждая находка уникальна той информацией, которую нам дает. Самое главное получить новые сведения или подтвердить уже имеющиеся о местности, об истории освоения территории, о быте наших предков.

На выставке была представлена часть одного из крупнейших собраний отреставрированных археологических предметов XII–XVIII столетий, обнаруженных на территории Китай-города на улице Ильинка. К самым ранним экспонатам можно отнести женские украшения XII–XIII веков – височные кольца вятичей, женские обереги-лунницы, пластинчатые и решетчатые перстни и стеклянные браслеты, шиферные пряслица, используемые в ткачестве, для веретен, кроме того, могли заменять монеты. Получается, что в XII веке, когда по нашим данным Москва только-только была основана, московские красавицы уже щеголяли в дорогих нарядах.

По мнению столичных археологов, такие находки свидетельствуют о том, что еще до возникновения города Москвы поселение, окруженное крепостной стеной, было экономически и социально развитым.

Мероприятия, экскурсии, новости: информация для москвичей

ИЦ: Как жители могут узнать о результатах таких колоссальных работ, об исторических памятниках и о новых находках?

Ну, во-первых, из новостей. Мы с удовольствием освещаем и ход работ на различных объектах, и делаем репортажи из мастерских, и конечно рассказываем и показываем итоги. Кроме того, наш департамент активно представляет свой контент на различных онлайн-площадках. В частности, на нашем YouTube-канале, а также в других социальных сетях ведомства, постоянно появляются новые видеоэкскурсии по Москве и по отреставрированным объектам. Три года назад у ведомства появился талисман – «Лев-Хранитель». Это маленькая скульптурная фигурка львенка. От его имени в соцсетях Мосгорнаследия публикуются самые интересные рассказы об объектах культурного наследия Москвы. Также у Льва-Хранителя есть собственный чат-бот в Telegram (@levhranitel_bot<https://t.me/levhranitel_bot>) с эксклюзивными онлайн-экскурсиями. Совсем недавно интернет-проект «Прогулки со Львом-хранителем» пополнился двумя новыми виртуальными экскурсиями, подготовленными в честь Дня города. Теперь в проекте доступно 9 маршрутов.

Активно развивается проект «Узнай Москву» - интерактивный городской гид, который содержит фотографии и описания более двух тысяч исторических зданий, 670 памятников, 336 музеев, 21 виртуальный тур и 85 квестов. Для тех, кто привык к традиционному чтению – мы выпускаем журнал «Московское наследие», в котором рассказываем об актуальных реставрационных проектах, кропотливой работе мастеров-реставраторов, а также о важных археологических работах и находках. Например, на страницах последнего выпуска журнала читатели найдут статьи о том, чем славились в Москве сокольнические чайницы-самоварщицы, как искали витражи для реставрации павильона № 6 на ВДНХ и где в первопрестольной производили фабричные иконы на жести, а также познакомятся с рисунками победителей конкурса детского рисунка «Наследие моего района».

Главное, вот уже 21-й год подряд мы проводим Дни наследия, которые длятся больше месяца: стартуют 18 апреля и заканчиваются в конце мая. Традиционно мы предлагаем множество тематических мероприятий для всех категорий и возрастов: посещение закрытых особняков, экскурсии по городу, квесты, мастер-классы, беседы с реставраторами, онлайн-марафоны и краеведческие диктанты. Только в этом году было проведено 264 экскурсии на 108 объектах, а также различные онлайн мероприятия, всего же в Днях наследия 2021 приняли участие 137 тысяч жителей.

И, знаете, что меня во всем этом особенно радует? Москвичи всегда хотят еще больше мероприятий: сколько бы мы не предложили экскурсий, места на них занимают буквально за несколько минут. Это значит, что мы не зря работаем: интерес к культурному наследию нашего города постоянно растет.