Информационный Центр Правительства Москвы
20 апреля 2024, суббота, 13:43
Архив

85 лет Московскому метрополитену

85 лет Московскому метрополитену
фото: muzeypobedy. ru

Московскому метро 15 мая исполняется 85 лет. Его строительство и проектирование пытались начать ещё в царской России, однако Первая мировая война, политический и социально-экономические кризисы Гражданской войны не позволили приступить к его созданию раньше. 

Предвоенное время

В самом начале работы метро пассажиры пользовались единственной «Сокольнической» веткой с 13 станциями - от «Сокольники» до «Парка культуры». У ветки также имелось небольшое ответвление до станции «Смоленская», чуть позже она войдёт в состав «Филёвской» ветки. 

Военная пора

На момент начала войны метрополитен имел 21 станцию, три линии метрополитена и два депо. С 22 июня метрополитен стал работать с 7 часов утра до 18 часов вечера. С началом войны почти 30% сотрудников московского метрополитена добровольцами ушли на фронт. "Метро активно использовали как бомбоубежище во время немецких авиационных налётов, которые начались через месяц после начала боевых действий. Когда объявлялась воздушная тревога, а это случалось обычно ближе к вечеру, в метро спускалось около полумиллиона жителей города", - рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов. 

После начала бомбардировок прекращалось курсирование поездов, на платформах станций и в вагонах размещались жители - как правило, это были женщины с детьми и пожилые люди. На станциях организовывались ночлежки и детские сады («Маяковская»), библиотеки («Курская»). Во время бомбёжек в годы войны в метро родились 217 детей. Кроме того, в подземке под важными правительственными и военными учреждениями организовывались запасные командные пункты,  узлы связи с фронтом и госучреждениями (например, на станции «Красные ворота» размещались военные учреждения, проводилось планирование военных операций). 

На станциях метро также проходили важные правительственные заседания. Так, на станции «Маяковская» 7 ноября 1941 года состоялось празднование XXIV годовщины Октябрьской революции.

Новые станции во время войны

Несмотря на все трудности военного времени, московский метрополитен продолжал, насколько это было возможно, строить новые станции подземки. В начале 1943 года были открыты для движения три станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Автозаводская» (тогда — «Завод имени Сталина»). Почти через год, 18 января 1944, ввели в эксплуатацию ещё четыре станции: «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Семёновскую» (тогда — «Сталинская») и «Партизанская» (до 1947 года — «Парк культуры имени Сталина», а после - до 1963 года «Измайловская»). Также проектировалось строительство кольцевой линии метро, первые станции которой открылись в 1950 году.

«Всё для фронта, всё для победы!»

"В годы войны помимо ремонта подвижного состава в цехах "Депо «Сокол»" производили мины для 50-мм и 82-мм миномётов, гранаты РГД-33 и Ф-1, ремонтировались лёгкие и средние танки", - рассказал сотрудник Музея Победы. Ежемесячно работники метрополитена сдавали денежные средства в Фонд обороны. На собранные от этих средств деньги на Оренбургском Чкаловском паровозоремонтном заводе был построен бронепоезд типа БП-43 под номером № 746 и получил название «Московский метрополитен». Бронепоезд был принят на вооружение и передан в войска в марте 1943 года в состав 60-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Метрополитен в XXI веке

Сегодня московский метрополитен, даже в нынешнее непростое время, ежедневно перевозит жителей Москвы и ближайшего Подмосковья между 233 действующими станциями по 14 линиям.

В оформлении одной из станций дизайнеры решили использовать фрагменты одного из самых интересных экспонатов Музея Победы, находящегося буквально в двух шагах от новой станции, – советскую сверхтяжелую железнодорожную артиллерийской установку ТМ-3-12. Этот экспонат с легендарной судьбой не зря величают «сухопутным линкором», «чудо-пушкой», «Царь-пушкой № 2». Размеры артустановки впечатляют любого посетителя музея. Ее общая длина составляет 40 метров, калибр орудия – 305 мм, длина ствола – 15 метров, масса в боевом положении – 340 тонн. 

Последние обновления: