Информационный Центр Правительства Москвы
19 апреля 2024, пятница, 23:38
Город и мы

Музей-заповедник «Царицыно» открывает выставку «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России»

Музей-заповедник «Царицыно» открывает выставку «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России»

18 апреля в Хлебном доме откроется для публики первая в России выставка, посвященная пейзажному (английскому) стилю в садовом искусстве Европы и России XVIII – первой половины XIX веков

На волне эпохи Просвещения, когда возникла идея возврата человека к естественной природе, у французского регулярного парка с его прямыми линиями и графичностью появился антипод – сад, уподобленный природному ландшафту и сливающийся с ним. Вместо четкой планировки во французском стиле – рукотворная имитация нетронутой природы в стиле английском. Эту смену стилей наглядно показывает цветная гравюра знаменитого английского ландшафтного архитектора Хамфри Рэптона. Благодаря открывающемуся «клапану» изображенный на ней сад представлен в двух вариантах – регулярном и пейзажном.


Пейзажная «революция» XVIII столетия началась в Англии, где были заложены основы и разработаны главные принципы создания ландшафтных садов и парков. На выставке представлены виды самых известных ансамблей Англии – виллы Чизик, где Уильям Кент создал первый пейзажный парк, садов Кью с их экзотическими павильонами, парка Сент-Джеймс и грандиозного Стоу. 

Английские новшества с готовностью восприняли на континенте. Первой стала Франция. Пока знатоки садового искусства обвиняли англичан в заимствовании стиля у китайцев, пейзажный парк появился в Версале. Английская система соединилась с философией возврата к природе, которую исповедовал Жан-Жак Руссо, и в результате родились такие парки как декоративный Трианон, театральный Монсо, философский Эрменонвиль. Великолепные ансамбли появились в Германии, Польше, Австрии – это Вёрлиц, Вильхельмсхойе, Веймар, Лазенки, резиденции Вены. 

С воцарением Екатерины II пейзажный стиль пришел в Россию. В 1772 году императрица писала Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков ...и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направлению, противному ее естественному течению... – одним словом, англомания овладела моею плантоманиею». Об увлечении Екатерины пейзажным садовым стилем говорят сделанная ею рукописная копия трактата Томаса Вейтли и собрание английских гравюр с видами парков. Русским садам и паркам эпохи Просвещения посвящен центральный раздел выставки. 

Как и европейские, российские парки той эпохи были тщательно организованы. Правильно устроенный парк должен был манить посетителя привлекательными видами – «картинами», главными в которых обычно были разнообразные павильоны, мостики, скульптуры; вести от «местоположения» к «местоположению», от «сцены» к «сцене». Смена настроений и впечатлений постепенно складывалась в своего рода спектакль, не лишенный поучительности и требовавший владения языком символов и аллегорий.
В начале XIX века, с наступлением романтической эпохи, искусство создания сада превратилось в культуру формирования больших ландшафтов. Замечательный пример таких ансамблей – обширные парки Петергофа времен Николая I. Среди экспонатов также виды скального парка Монрепо, пейзажи романтических садов Кавказа и Крыма. 

Помимо гравюр на выставке представлены живопись, скульптура (фигура Руссо из Архангельского, мраморные кентавры из Останкина, мопс с Виноградных ворот в Царицыне), фарфор и эмали, монеты и медали, модели павильонов. При помощи средств мультимедиа посетители смогут перенестись в знаменитые парки Европы и России, познакомиться с альбомами садовой графики. Историю выдающихся парков иллюстрируют автографы Екатерины II, Александра I, прусского короля Фридриха Вильгельма IV, английского садовника Уильяма Гульда. Зритель может увидеть работы Жана Фрагонара и Юбера Робера, Андрея Штакеншнейдера и Андрея Воронихина, графические опыты поэтов Саломона Геснера и Василия Жуковского.

Среди уникальных экспонатов – виды парка в Богородицке из альбома Андрея и Павла Болотовых; книга К.К.Л. Хиршфельда «Теория садового искусства» с заметками и рисунками Николая Львова; виды Петергофа, Царского Села и Павловска на тарелках из Бабигонского сервиза; картины Жана Делабарта с пейзажами Царского Села, планы Павловска из императорского альбома; рисунки видов усадьбы Надеждино и их повторения в гравюрах и живописи. 

Двадцать российских музеев, библиотек и архивов, в том числе все музеи-заповедники пригородов Санкт-Петербурга, предоставили для экспозиции более 350 предметов – некоторые из них никогда не демонстрировались широкой публике. 

Специально к выставке подготовлен богато иллюстрированный альбом-каталог. Состоится научно-практическая конференция, посвященная истории пейзажных парков и проблемам их реставрации.

Куратор выставки – Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусства РГГУ.

Выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России»
18 апреля — 16 июля 2017
Музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом: Дольская, 1, м «Царицыно», «Орехово»

Аккредитация и дополнительная информация:
Наталья Аредова +7 (915) 108-30-31, n.aredova@tsaritsyno.net
Елена Гришина +7 (926) 051-73-15, alengris@gmail.com
Последние обновления: