Информационный Центр Правительства Москвы
11 ноября 2024, понедельник, 17:24
Культура и развлечения

27 апреля в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Сады Серебряного века»

27 апреля в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Сады Серебряного века»
фото: tsaritsyno-museum.ru

Сияющий сад и таинственный парк – любимая тема в культуре Серебряного века. Сад питает воображение и рождает символы, соединяет природные стихии с изысканными формами искусства. Образ сада изменчив: цветок, в котором скрыта Вселенная, оживающий кованый стебель в ограде особняка, библейский Рай и античная священная роща. Александр Блок однажды сказал: «Что нам сажать розы на земле, не лучше ли на небе?». «Небесным садоводством» занимались писатели Чехов и Гаршин, поэты Бальмонт и Анненский, художники Васнецов и Гончарова, архитекторы Шехтель и Квятковский. Интеллектуалы Серебряного века, влюбленные в старинные парки, – Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Алексей Греч, - стали историками и защитниками садового мира уже в ХХ веке.

Выставка, на которой представлено около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. Каждый зал – как глава одной этой большой книги. «Сад символов» представляет загадочные цветы Александра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка. В следующем зале в цвете и рельефах воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года – «Теремок» Головина, который приютил мебель из двух рассадников нового стиля – Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о «каменном саде» в архитектуре русского модерна.

Два больших зала посвящены живописным воплощениям сада. «Сад памяти» показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, малые сокровища пейзажного искусства - пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, удивительная и малоизвестная картина Эльзы Баклунд «Бабушкино платье», любимые парки Александра Бенуа - Петергоф и Версаль. Можно долго рассматривать крошечные гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой, на которых показаны моменты жизни Павловского парка, утро и вечер, солнце и дождь, туман и радуга. Зал «Сад мечты» посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал «сады моей души». Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, созданные по собственным фотографиям, лирические образы художников «Голубой розы», искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.

Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивают всю культуру Серебряного века. В зале под названием «В старой усадьбе» представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих «над просветленною страданьем красотой». Здесь представлена и большая серия художественных фотографий, в которых усадебный парк уже овеян туманом времени. «Сады на сцене» – это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету «Павильон Армиды», где представлены постановки Мариинского и Художественного театров, Частной русской оперы и «Русских балетов».

Жизни в саду, дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в рекламе спектаклей и даже клея «Синдетикон» посвящен зал «Человек в саду». Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском саду «Аквариум», весёлые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева. Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале «От сада к пейзажу» собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой. В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет, и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров «Голубой розы». Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев – статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал – в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик. Великий памятник еще можно спасти, и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.

«Сады Серебряного века» – это уже второй проект куратора Бориса Соколова в Царицыне. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошла выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Тема паркового искусства будет продолжена в конце лета Фестивалем садов и цветов, который, как и прошлогодний Фестиваль исторических садов, пройдет под открытым небом в царицынском парке.

Пресс-служба Музей-заповедник "Царицыно"

Последние обновления: