Информационный Центр Правительства Москвы
17 ноября 2025, понедельник, 22:00
Жизнь в городе

Клуб директоров школ обсудил перспективы развития пространств для детей с ОВЗ

Клуб директоров школ обсудил перспективы развития пространств для детей с ОВЗ
В столице прошел Клуб директоров школ по теме создания в образовательном комплексе пространств для детей с ОВЗ

Гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова - один из образовательных комплексов Москвы, реализующий адаптированную образовательную программу. Гимназия № 1529 объединила в своем составе 5 образовательных учреждений района Хамовники Центрального административного округа Москвы, что позволило разным детям получить возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов в рамках одного учреждения. Об этом 3 декабря сообщила директор гимназии Марина Соловьева в ходе выступления на заседании Клуба директоров школ по теме создания в образовательном комплексе пространств для детей с ОВЗ.

По ее словам, в состав гимназии № 1529 входят два коррекционных подразделения. В их числе подразделение III-IV вида и подразделение I-II вида, а также дошкольное подразделение, и два структурных подразделения, реализующих общеобразовательные программы.

"За год существования комплекса мы создали единую социально-психологическую службу, которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение каждого ученика. Также мы создали объединенный профсоюзный комитет и объединенный Управляющий совет. Безусловно, мы уделяем особое внимание особенным детям.

В подразделениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, реализуется стандартная программа обучения, а также индивидуальные курсы, что позволяет создать индивидуальный маршрут обучения для каждого ребенка. Помимо этого, мы активно развиваем интеграционные программы: дети-инвалиды и дети с ОВЗ задействованы в различных мероприятиях с обычными ребятами" - рассказала Марина Соловьева.

Руководитель структурного подразделения для глухих и слабослышащих детей, Анна Федянина рассказала, о том, что сейчас у них обучается 75 детей, при этом 28 из них находятся на круглосуточном пребывании, занятия проводит 21 педагог. Все ребята, по ее словам, находятся в равных условиях и комфортной образовательной среде. Обучение ведется по адаптированной программе в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Создана уникальнаяречевая среда, где с помощью специальных средств обучения педагоги проводят индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия. Анна Федянина также отметила значимую роль вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивную жизнь.

 Руководитель структурного подразделения для слепых и слабовидящих детей Наталия Белякова рассказала, что в учреждении успешно реализуются дополнительные программы художественно-эстетического профиля. По словам Наталии Беляковой, в ее подразделении, где обучается 91 ребенок, создана гибкая форма обучения и воспитания детей. 

Член Управляющего совета гимназии № 1529 Елена Углецова отметила хорошее оснащение гимназии. По ее словам, в учреждениях для детей с особыми возможностями здоровья присутствует все необходимое оборудование.

«Даже на перемене ребенок развивается, потому что нет времени, когда ребенок предоставлен сам себе. Совместные праздники и мероприятия показали, что наши дети не стесняются общаться со сверстниками. Мы точно знаем, что совместными усилиями родителей, учителей, Департамента образования, мы сможем помочь нашим детям стать полноправными членами нашего общества», - подчеркнул член Управляющего совета гимназии № 1529 Петр Цурин.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина обратился к участникам заседания Клуба директоров с заключительным словом: «К сожалению, иногда непрофессиональные разговоры об инклюзивном образовании рождают образ, что, якобы, в один класс на один урок посадили детей с совершенно разными возможностями и пытаются зачем-то назвать это «инклюзивным образованием». Коллеги, я хочу напомнить, что образование - это гораздо более широкое понятие, чем учебный процесс и урок».

«Учебные возможности разные у всех детей. И наша попытка построить учебный процесс без учета разных возможностей всех детей - всегда будет плохой попыткой. В большой школе есть уникальнейшая возможность при правильной организации учебного процесса строить уроки с учетом особых возможностей всех детей, и не только возможностей здоровья, а просто учебных возможностей», -  подчеркнул Исаак Калина. 

По его словам, сам урок должен учитывать возможности детей, а вот вся школьная жизнь, что, собственно, и есть образование, может объединять абсолютно разных детей с разными учебными возможностями. 

«Теперь в наших общеобразовательных школах появился уникальный педагогический опыт людей, которые умеют учитывать особые учебные возможности детей. Я думаю, что то, что сегодня в больших учительских коллективах соединились такие учителя, - это самое замечательное, что у нас есть. Тем учителям, у которых нет такого опыта, нужно учиться строить учебный процесс, а завучам и директорам - организовывать его с максимально возможным учетом разных учебных возможностей разных детей», - отметил Исаак Калина. 

Далее руководители структурных подразделений № 2 и 3 Анна Федянина и Наталия Белякова, а также педагоги провели для гостей экскурсии и показали открытые уроки, индивидуальные и групповые занятия для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей, а также ребят со сложной структурой дефекта.

Гостям показали открытое занятие по проекту три «Д» - «Дарим Детям Дружбу», где учащихся второго класса, детей со сложной структурой дефекта, учат общаться друг с другом. Такие социализирующие занятие проводятся 1-2 раза в месяц, чтобы дети с разными особенностями развития могли работать в одной команде. Кроме того, участникам экскурсии было продемонстрировано индивидуальное занятие дефектолога по математике с ребенком со сложной структурой дефекта с использованием специальной печатной машинки по системе Брайля .

Электронные увеличительные приборы для слабовидящих детей, которые продемонстрировали гостям, установлены в каждом классе структурного подразделения № 2. Именно они помогают ребятам, имеющим проблемы со зрением, без труда читать и выполнять как устные, так и письменные задания в классе. С помощью таких приборов ученики могут не только увеличивать образ, но и подобрать подходящую цветовую гамму восприятия материала. Также имеются индивидуальные электронные лупы, которые настраиваются индивидуально под каждого ребенка.

В кабинете физики с помощью интерактивной доски можно нарисовать картинку, а затем напечатать ее на принтере.Ребятам раздают распечатанные материалы, который они вклеивают в тетради, так как не все могут самостоятельно нарисовать какое-либо изображение в тетради. Здесь же установлены и специальные электронные приборы с камерой, увеличивающей изображение до 16 раз. С ее помощью ученик может увидеть то, что написано на доске или прочитать материал в учебнике.
Последние обновления: