Леонид Митяев
Детский дом № 19 «Центр патронатного воспитания» был открыт на основании приказа Департамента образования города Москвы от 18.07.94 № 292. Его учредителем является Департамент семейной и молодежной политики столицы. Одним из новых направлений деятельности детского дома стал проект «Принимающая патронатная семья», который реализует технологию патронатного воспитания в соответствии с новым законодательством.
Главная идея проекта – это устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей в семью патронатного воспитателя, минуя, интернатные учреждения, то есть по принципу «из семьи в семью».
О данной идее и активной работе по сохранению и усовершенствованию подразделений детского дома № 19 Информационный центр Правительства Москвы побеседовал с Леонидом Львовичем Митяевым, руководителем ГОУ Детский дом №19 «Центр патронатного воспитания».
Информационный центр Правительства Москвы: Леонид Львович, скажите пожалуйста, какова общая ситуация с работой Детского дома № 19 как социального учреждения?
Л. М.: Во-первых, следует сразу отметить, что наш Детский дом – это необычное социальное учреждение. В нем нет детей. Смысл нашей работы заключается в том, чтобы все дети, которые к нам поступали, ушли на семейные формы устройства, поэтому мы и называемся Центром патронатного воспитания.
В Москве 14 апреля 2010 года принят Закон № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», в котором говорится о приоритете семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над другими формами устройства и регулируются общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Москве.
Новым законом патронатное воспитание принято как «форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок». Важным моментом в законе является предоставление обязательного сопровождения как ребенку, переданному на патронатное воспитание в семью, так и самому патронатному воспитателю, которое позволит оказывать комплексную (социальную, психологическую, педагогическую и юридическую) помощь и поддержку патронатным семьям. Эта форма устройства детей в семьи предусматривает материальную поддержку со стороны государства.
Исходя из положений Закона № 12, можно говорить о патронатном воспитании, как о перспективной форме семейного устройства. Патронатное воспитание представляет собой систему социально-педагогической деятельности и взаимодействия междисциплинарных групп специалистов (социальных педагогов, психологов, врачей, юристов и др.) и патронатной семьи, не исключает наличие кровных родственников ребенка. Специалисты обеспечивают успешную адаптацию и защиту прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, при его помещении в патронатную семью.
Информационный центр Правительства Москвы: Сколько детей из Вашего Центра уже находится на попечении патронатных семей? Какое количество ребят ожидают своих родителей на данный момент?
Л. М.: На сегодняшний день у нас таких детей - 84, которые живут в 66 семьях во всех районах Москвы и даже Московской области. С введением федерального закона и в силу действия московского Закона № 12 было установлено, что патронатное воспитание будет устроено таким образом, что сам патронатный родитель и будет являться официальным представителем ребенка, защищать его права и интересы. Также было издано 433 постановление, которое регулирует механизмы действия закона. Это дает возможность принимать гражданам детей в приемные и патронатные семьи.
Роль нашего учреждения заключается в том, чтобы сопровождать семью и, безусловно, ребенка, который в ней проживает. На сегодняшний день у нас на сопровождении находится 12 семей, в них проживает 17 детей. В Центре также существует отделение, которое готовит детей к переходу в семью. Сейчас таких детей 8 человек и в ближайшее время мы подберем им семью, они окажутся на различных семейных формах устройства – либо на усыновлении, либо в приемной семье, либо на патронатной форме устройства.
Информационный центр Правительства Москвы: Давайте подробнее поговорим о феномене замещающей семьи. Что собой представляет данный вид социальной опеки и как он функционирует? Основные направления работы «Центра патронатного воспитания»?
Л. М.: Под термином замещающая семья мы понимаем те социальные условия (семью), в которых воспитывается не биологический ребенок. Это может быть усыновление, опека, патронатная и приемная семья. Ее феномен заключается в соединении детского сиротства и желания взрослых оказать помощь и проявить свою любовь. Принципиальная позиция нашего патронатного Центра заключается в том, что мы, прежде всего, блюдем интересы каждого отдельного ребенка. Поэтому подбираем семью для ребенка, а не наоборот. Главная идея нашего детского дома - изучив потребности ребенка, подобрать ему ту семью, которая бы отвечала этим потребностям.
В «Центре патронатного воспитания» создана служба по подготовке и сопровождению патронатных родителей, так называемая «Школа подготовки замещающих семей». Опытные специалисты проводят тренинговые занятия с кандидатами в замещающие семьи, чтобы помочь им разобраться в собственных чувствах, подготовить их к принятию правильного решения. Большое значение имеет система дальнейшего сопровождения семьи, когда за каждым ребенком закрепляется социальный работник, педагог-психолог, дефектолог, врач, что позволяет отслеживать этапы развития личности, находить пути скорейшей реабилитации, своевременно предупреждать патронатных родителей о возможных проблемах, подсказывать пути их преодоления.
Информационный центр Правительства Москвы: Логическим продолжением беседы является следующий вопрос – какова система подготовки кандидатов в приемные родители? Какие конкретные методики подготовки и профессиональные тренинги используются в Центре?
Л.М.: У нас в Центре работают очень высококвалифицированные специалисты, как психологи, так и социальные работники, юристы, профессионалы различного профиля. Главное их преимущество, что они наряду с теоретическим опытом имеют и многолетний практический стаж работы в социальных учреждениях, а также, многие из них являются замещающими родителями.
Подготовка семьи проходит в три этапа и включает в себя тренинг, состоящий из 10-12 занятий, обследование семьи, собеседования с психологом.
Основным является тренинг, который состоит из 52 часов, проходящий в интерактивных формах. Как правило, мы проводим 6-7 таких тренингов для родителей за год. Однако, само обучение не покрывается только программой тренинга, так как в него входит еще и изучение ситуации семьи: почему она решила взять ребенка, какова внутренняя психологическая обстановка, каково отношение родственников к данному шагу кандидатов на «пост» замещающих родителей. Все нацелено на то, чтобы изучить ресурсы семьи, понять, насколько она готова выполнить патронатную или «усыновительную» функцию.
Если подробнее говорить о программе, то следует особенно отметить, что мы уверены, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Поэтому в Центре патронатного воспитания уже более 16 лет работает «Школа подготовки замещающих семей». За эти годы участие в тренингах приняло более 900 человек. Принимая участие в тренинге, отвечая на вопросы, рассказывая о своей семье, кандидаты, может быть, впервые задумываются о том, что обычно находится вне осознания: о распределении семейных ролей, о ситуациях, повторяющихся в их семье из поколения в поколение, о семейных традициях и легендах. Это позволяет им разобраться в мотивах своего решения, понять свои ресурсы и ограничения, предвидеть будущие сложности.
Программа предназначена для обучения взрослых, у которых, как правило, мало времени и нет желания пассивно усваивать большой объем сведений. Поэтому занятия проходят в форме тренинга, в ходе которого и пользуются активные методы обучения, такие, как психодрама, мозговой штурм, визуализация, система разнообразных упражнений, работа в малых и больших группах, дискуссии, рассказы ведущих, анализ трудных ситуаций. Это позволяет всем участникам выразить себя в «своем» виде работы и усвоить информацию «своим» способом, ведь каждый участник тренинга имеет право на индивидуальный стиль обучения.
Группа участников тренинга неоднородна по социальному статусу, образованию, подготовленности. Но все они — взрослые люди со своими ценностями, со своим жизненным опытом. Поэтому выбрана групповая модель работы, позволяющая участникам обмениваться мнениями и опытом, обсуждать проблемы, делиться своими чувствами.
Информационный центр Правительства Москвы: Каким образом происходит сопровождение замещающей семьи патронатным Центром? В каких случаях оно необходимо?
Л. М.: Необходимость сопровождения семьи на сегодняшний момент все более ясно осознается и самими семьями, воспитывающими приемных детей. В договоре между патронатными воспитателями и уполномоченными организациями органов опеки и попечительства определяются права и обязанности сторон. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. Патронатным родителям предоставляется профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная, правовая помощь.
Сопровождение не должно подменяться контролем за выполнением родительских функций. Кроме того, оно осуществляется только по желанию патронатных родителей. Пока ребенок живет в семье, специалисты могут заниматься сбором и оформлением необходимых документов, представлять интересы ребенка в различных государственных учреждениях и организациях взаимодействовать с образовательными и медицинскими учреждениями, помогать в решении жилищных вопросов (например, в получении ребенком жилья по достижении им 18 лет), освобождая родителей от этих хлопот.
Информационный центр Правительства Москвы: В чем заключаются особенности сопровождения именно патронатной семьи?
Л. М.: Особенности сопровождения заключаются в том, что при его организации используется системный принцип, согласно которому семья рассматривается как некая социальная система, находящаяся в постоянной динамике.
Особое внимание в Центре уделяется сопровождению патронатных семей. У каждой патронатной семьи есть свой курирующий сотрудник. Для семей проводятся регулярные консультации специалистов отдела; семья участвует в консультационных циклах специалистов отдела. Оказывается помощь в решение любых вопросов, связанных с приемом ребенка в семью; организовываются консультации специалистов по проблемам внутрисемейных отношений; проводятся медико-психолого-педагогические консилиумы.
Для каждой семьи составляется индивидуальный План сопровождения, где обозначается срок и объем оказания услуг. Для организации неформального общения патронатных родителей и специалистов по семейному устройству детей, проведения культурно-массовых мероприятий в Отделе функционирует Клуб Патронатных Семей.
Трудности в семье могут возникнуть на любом этапе вне зависимости от того, какая форма семейного устройства (патронат, опека (попечительство) или усыновление) выбрана.
Специалисты Отдела по сопровождению замещающих семей «Центра патронатного воспитания» ДД № 19, всегда готовы придти на помощь любой семье. Будет это разовая консультация или долгое и тесное сотрудничество зависит от ситуации и желания замещающих родителей. Весь наш опыт и знания направлены на то, чтобы ребенок обрел дом и семью, ощутил любовь и заботу близких.