Информационный Центр Правительства Москвы
16 ноября 2025, воскресенье, 10:03
Жизнь в городе

Виктория Логвинова

Виктория Логвинова

В познании нового – смысл человеческой жизни. Одновременно – это и логическое средство ее продолжительности. Непрерывная мотивация пожилых людей в процессе обучения позволяет им увидеть новые грани для самореализации, обеспечивает адаптацию в современном мире, предотвращая «социальное исключение».

Решение задач социализации и адаптации пожилых людей Департамент социальной защиты населения города Москвы видит через реализацию просветительского проекта для пожилых граждан столицы «Университеты третьего возраста». О том, что «третий возраст» - отнюдь не брак, а новый виток саморазвития души и тела, Информационному центру Правительства Москвы рассказала начальник управления социальной защиты населения СЗАО города Москвы Виктория Викторовна Логвинова.


Информационный центр Правительства Москвы: Прежде всего хотелось бы узнать, что собой представляет и как функционирует просветительская программа «Университеты третьего возраста»?

В.Л.: Просветительская программа «Университеты третьего возраста» существует уже более пяти лет. Инициатором разработки была Людмила Ивановна Швецова, которая совершенно точно отметила, что долголетие должно быть активным. Поэтому большое значение для людей старшего поколения имеет возможность, выйдя на пенсию, сохранить свой социальный статус и найти себе интересное занятие. Хорошо быть бабушкой, дедушкой, помогать внукам, но жить для себя также стоить продолжать. Почему раньше было так востребовано рукоделие? Потому что это очень хорошо отражается на нашем светлом уме, а также разрабатывает мелкую моторику. Долголетие должно быть действительно правильным.

Информационный центр Правительства Москвы: То есть данный проект – это хороший механизм адаптации к новым социальным условиям жизни человека?

В.Л.: Да, совершенно верно. Это реальный механизм социальной адаптации методами арт-терапии. Мы развиваем мелкую моторику рук – много рисуем, делаем различные композиции из бисера, вышиваем, складываем оригами. В любом случае эта терапия дает нам возможность быть в твердой памяти и светлом разуме. Время выхода на пенсию – это большое жизненное плато, когда наступает пора уделить внимание всем своим забытым интересам, хобби, которые люди не до конца развили в зрелой жизни. Мы много работали, занимались  детьми, но при этом любили петь, рисовать, у кого-то был заложен стихотворный талант.

Программа «Университеты третьего возраста» дает возможность людям пенсионного возраста развивать свои способности. Они, как студенты, открывают для себя новую пору своей жизни – начинают чему-то заново учиться, восстанавливать знания, которые у них были в юные и зрелые годы.

Информационный центр Правительства Москвы: Выходит, это также хороший механизм самореализации. А какова система работы с пожилыми людьми, ведь занятия проходят очно. Как же быть с инвалидами, лежачими больными, которые желают, но физически не могут активно развиваться?

В.Л.: Да, занятия проходят очно. Но мы также следим за современными технологиями и используем такое устройство, как скайп, проводим видео-мастер-классы. Программа также подходит для инвалидов. Можно научить человека рисовать по скайпу, можно изучать данным способом язык - это также практикуется. 
Кстати, в центре \"Северное Тушино\" у нас работает группа, которая занимается иностранными языками. Однако практика занятий предусматривает как индивидуальную, так и совместную деятельность (коллективные работы, хоровое пение, участие в спектаклях). Темп и форма проведения занятий ориентируют студентов быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие продолжается по 30 минут и без перерыва переходит в следующий урок, причем физические виды деятельности сменяются интеллектуальными. 
Почему я всегда обращаю внимание на то, что нужно постоянно развивать память стихами? Потому что, выйдя на пенсию, человек немного зажимается, у него меняется социальный статус. Наша основная задача – раскрепостить его, дать ему понять, что он достойный гражданин.  Лингвисты, которые работают у нас, помогают пенсионерам правильно контактировать, излагать мысли, даже обучают их ораторскому искусству.

Информационный центр Правительства Москвы: Виктория Викторовна, вот Вы заговорили о преподавательском составе в «Университетах третьего возраста». Хотелось бы поподробнее узнать, каков он у вас, какие именно специалисты работают с пенсионерами?

В.Л.: Очень важно иметь психологический запас и запас знаний, когда общаешься с пожилыми людьми. Поэтому у нас в каждом центре социального обслуживания в штате обязательно есть психолог и не один. Например, есть психолог в детском отделении и есть свой психолог, который работает со старшим поколением. Так как это разные пласты работы психолога, подходы и метолики абсолютно разные.Психологи в наших «университетах» проводят сеансы терапии, игр, которые помогают пожилому человеку решить свои проблемы в семье, так как зачастую у старшего поколения свой режим жизни и столкновения происходят, как правило, на кухне. Психологи учат пенсионеров уходить от конфликта, примерять на себя роли другого, изучать ситуацию изнутри. Данные тренинги очень важны, это тоже одно из направлений наших «университетов». Уметь быть психологически подготовленными к новому этапу своей жизни – это очень важная задача. Важно понять для себя самого, что ты пенсионер. Поэтому «Школа психологической помощи», которая работает на базе «Университета третьего возраста», в этом вопросе главный помощник. Также у нас много учителей, которые занимаются искусствоведением.

Информационный центр Правительства Москвы: А как давно вступил в силу данный проект и насколько рассчитана программа?

В.Л.: Программа работает уже около 9 лет, разрабатывалась Академией наук педагогического образования. В октябре 2010 года на базе выставочного зала «Ходынка» и на основе договора между Управлением СЗАО и Управлением социальной защиты населения СЗАО города Москвы начал свою работу «Университет искусств третьего возраста». Программа обучения рассчитана на два года и предусматривает ознакомление студентов, чей возраст варьируется от 55 до 85 лет, с практикой каждого изучаемого в университете вида искусств.

«Университеты третьего возраста» помогают людям быть современными. В обязательную программу обучения входят курсы компьютерной грамотности. Недавно у нас проходил окружной конкурс по этой дисциплине и первое место заняла женщина, которой почти 67 лет! Компьютерная грамотность на современном этапе - это тоже неотъемлемая часть обучающего процесса «Университетов третьего возраста».

Информационный центр Правительства Москвы: Хотелось бы услышать, какова социальная реакция уже вовлеченного в проект пожилого населения, ведь пенсионеры зачастую весьма консервативны. Да и вообще, каков социально-демографический портрет студента «Университета третьего возраста»?

В.Л.: А вот кто такие сегодняшние пенсионеры? Давайте задумаемся, что это за поколение, которому сейчас по  60-70 лет и так далее? Ведь, если мы посмотрим на дату рождения, то поймем, что их молодость попала на самые активные годы развития нашей страны – на конец 50-х - 60-х годов. Это же поколение тех 60-десятников, о которых очень много было снято фильмов и написано книг! Это люди, рожденные в эпоху свободы и получившие свое воспитание в эту эпоху, - это всесторонне развитые личности. Достаточно посмотреть на то, по каким направлениям развиваются наши «университеты» - от искусства до хорошо развитой спортивной составляющей. Я только что приехала со встречи с пенсионерами, так там одна женщина задала вопрос: «А почему только 2 раза можно ходить в спортивный зал? Мы бы хотели почаще, каждый день». Конечно, больше женщины идут на контакт, они более смелые и готовые к изменениям в своей жизни. Однако есть и мужчины, очень активные, творческие. Мы стараемся привлекать мужчин всевозможными соревнованиями, мероприятиями, шахматными турнирами. У нас есть и бильярд, и дартс, который очень популярен в последнее время. В связи с расширением наших помещений мы будем увеличивать количество спортивно-тренажерных залов, чтобы привлекать к участию мужчин. Ведь хочется людям заниматься на хороших тренажерах, которые стоят у нас в центрах. Существует также очень интересное направление спортивных кружков и клубов – это инновация для России, но на Западе очень популярный вид спорта – скандинавская ходьба. Центр \"Северное Тушино\" активно внедряет эту программу. Существует также и общепринятый комплекс занятий – это ЛФК, в некоторых центрах – занятия хореографией, которые на сегодняшний день пользуются популярностью у женщин. У нас хорошие комнаты релаксации, психологической разгрузки.

Информационный центр Правительства Москвы: Наверное, один из самых важных вопросов интервью. А по каким каналам пожилое население может получать информацию о функционировании такого проекта, как «Университеты третьего возраста»?

В. Л.: Прежде всего и чаще всего, информация поступает к ним через те отделения социального обслуживания, которые работают у нас в каждом районе округа. То есть через 8 центров. 
В прошлом году начал работу большой центр в нашем самом молодом районе Куркино на 1000 с лишним квадратных метров, в котором открылась замечательная соляная пещера. Это «ноу-хау», оно помогает всем жителям, во-первых, поднять иммунитет, а во-вторых, просто расслабиться и отдохнуть.  В дальнейше мы планируем установить подобные «гала-камеры» во всех центрах. 
Возвращаясь к каналам поступления информации. У нас существует тесная связь со СМИ: это районные газеты, кабельное телевидение, информационный раздаточный материал, который находится в наших учреждениях. Также мы работаем с общественным организациями, они приходят к нам на круглые столы, на встречи. Мы используем все возможные каналы передачи информации. В том числе в последнее время многие начальники окружных управлений выступают на радиостанции «Говорит Москва», как называют ее пенсионеры – «на первой кнопке». К тому же мы отвечаем на звонки и на вопросы наших слушателей. Это тоже является источником информации, который мы используем.

Информационный центр Правительства Москвы: Каковы основные перспективы развития данного проекта?

В.Л.: Вы знаете, перспектив очень много. Интересный пласт развития – это гуманитарные дисциплины. Нам как «Университету искусств», интересно направление искусствоведение, также юридические классы. Все это мы хотим развивать и внедрять. Я считаю, что «Юридические школы» в проекции на будущее будут иметь большую популярность.

Также интересным направлением, как мне кажется, может стать москвоведение.

Информационный центр Правительства Москвы: И заключительный, но, тем не менее, важный вопрос. Каков бюджет проекта «Университеты третьего возраста»? Его место в программе «Социальная поддержка жителей Москвы»?

В.Л.: Все, что делается в «Университетах третьего возраста» финансируется на уровне Правительства Москвы и проходит как основная деятельность учреждения. Если мы захотим подсчитать, какие дополнительные средства сюда вкладываются, то это невозможно будет сделать, потому что все делается в рамках той организации, которая ведет эту работу. Никаких дополнительных средств ни с пенсионеров, ни с преподавателей никто не берет. Даже наоборот, существует большое количество  волонтеров, которые сами приходят и преподают какой-либо урок или ведут факультет. Самая главная задача «университетов» – это быть современными, быть активными, понимать, что сейчас происходит в жизни.

И  начинать надо уже сейчас,  задолго до приближения пенсионного возраста.

Последние обновления: