Информационный Центр Правительства Москвы
28 апреля 2024, воскресенье, 01:27
Пресс-конференции

Пресс-тур в Усыпальницу семейства Кноп на Введенском кладбище

В пятницу, 22 декабря, прошел пресс-тур на объект культурного наследия — в Усыпальницу семейства Кноп на Введенском кладбище с участием представителей Департамента культурного наследия города Москвы. Усыпальница семейства Кноп на Введенском кладбище является объектом-лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация». Специалисты укрепили конструкции памятника, отреставрировали фасады и интерьеры, включая лестницу, ведущую в подземную часть склепа захоронения, а также восстановили утраченные архитектурные элементы, окна и двери, стеклоблоки Фальконье и призмы «Люксфер»

Пресс-тур в Усыпальницу семейства Кноп на Введенском кладбище
фото: РИА Новости/Владимир Песня
Важное:

Реставрация усыпальницы семейства Кноп в Москве заняла три года

Пресс-тур по объектам-лауреатам конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» Усыпальница семейства Кноп на Введенском кладбище

Стадник Илья Витальевич — руководитель проекта реставрационной мастерской «Наследие»

ИЛЬЯ СТАДНИК

Одним из таких людей является Иоанн Людвиг Кноп. Родоначальник одной из самых успешных династий XIX века. Он приехал в Россию в 1839 году в возрасте 18 лет сотрудником английской торговой компании. В России занимался сперва реализацией английских ткацких станков, а затем стал создавать мануфактуры «под ключ». Первым его заказчиком был Савва Морозов. В 1847 году он построил ему Никольскую мануфактуру, полностью укомплектованную не только зарубежными станками, но и специалистами. После этого к Кнопу выстроилась очередь из российских промышленников, которым он также выстраивал мануфактуры. В  1852 году Кноп получает российское подданство со всем своими шестью детьми. В этом же году он учреждает компанию, которая является крупнейшим импортером в Россию хлопка из США, Египта и Индии. В 1857 году он строит под Нарвой Кренгольмскую мануфактуру. Это была, по меньшей мере, самая крупная мануфактура во всей Европе. Спустя десятилетия в России появилось около 200 высокоавтоматизированных мануфактур, которые построил Людвиг Кноп. Когда он получил российское подданство, то на русский манер его стали звать Лев Герасимович. Его вклад в российскую промышленность не остался незамеченным, и в 1877 году, в год 25-летия учреждения им своей компании, Александр II даровал ему титул барона. Умер Людвиг Кноп в 1894 году, и его дело продолжили два его сына Андреас Кноп и Теодор Кноп, на русский манер — Андрей Львович и Федор Львович Кноп.

Историко-архивные исследования не позволяют выяснить точную дату строительства этого склепа. Однако, из личного архива семьи, который был любезно предоставлен представителем семьи Кнопов в России — Андреа фон Кноп, мы узнаем, что в 1891 году Андреас Кноп купил на территории Введенского кладбища 14 квадратных саженей земли, около 77 квадратных метров. В 1893 году здесь была похоронена Матильда Кноп. Степень ее родства выяснить не удалось, но это одно из надгробий, которое находится в подземной части склепа. Второе надгробие, которое находится под нами, принадлежит, предположительно, младенцу Теодору Кнопу, внуку Людвига Кнопа. Покупку участка, наверное, можно назвать началом устроительства этого объекта. Предположение такое, что сперва выстроили подземную часть — под нами. В процессе реставрационных работ нами были обнаружены люки, через которые предполагалось опускать гробы, внутрь склепа. Это наводит на мысль, что сначала был проект подземного склепа, а потом — надземного. Скульптура Иисуса Христа работы известного итальянского мастера Рафаэлло Романелли была выполнена в 1898 году. Судьба ее попадания в Россию тоже очень интересна. В ходе исследования была совершена поездка во Флоренцию, там действует мастерская Романелли, там его праправнук сейчас. Скульптор работал по заказам со всего мира, выполнял заказы аристократических и императорских родов. Два раза приезжал в Россию. Вероятнее всего, в один из таких приездов, в 1891 году, у него была приобретена скульптура Иисуса, которая в дальнейшем была установлена на стилобате в портике склепа.

Склеп семейства Кноп представляет собой подземное сооружение, надземное и примыкает ограждение, которое замыкает собой террасу. Проектом реставрации предполагалось вернуть объекту его исторический и художественный облик. Была утрачена скульптура Христа вместо со стилобатом. Скульптура долгое время находилась в Музее Архитектуры на территории Донского монастыря. В 1976 году она была перемещена в Троице-Сергиеву Лавру, в Московскую Православную Духовную Академию и сейчас экспонируется там. Самым простым способом воссоздания скульптуры является ее прямое копирование, но оригинальная скульптура является иконой,  и нам пришлось использовать метод непрямого копирования, методом лепки из мягкого материала с натуры. Проектом реставрации предполагалась реставрация кирпичной кладки стен, выполненных из красного кирпича на сложном известковом растворе, заделка трещин, инъектирование трещин, вычинка кирпичной кладки и докомпановка методом прямого наращивания. До реставрации состояние склепа представляло собой унылое зрелище. Отсутствовал стилобат в портике, отсутствовала фигура Христа, отсутствовали фрагменты колонн. Общее состояние фасада было плачевным. Утрачены также дверные и оконные заполнения, зенитный фонарь в своде склепа был засыпан землей, стекла потеряли свою функциональность. Было утрачено оконное заполнение с южной стороны фасада, а также, со стороны главного фасада, дверное заполнение тоже было утрачено. Кровля пришла в негодность. Декоративные элементы фасада, вылитые отдельно из бетона (капители, базы колонн, сами колонны, пилястры, карнизы, фронтон), расслоились и отошли от кирпичного основания. Нам пришлось перебирать полностью все декоративные элементы фасада. Была устроена новая конструкция крыши с металлической кровлей.

Со стороны южного фасада оконное заполнение было восполнено кирпичными блоками Фальконье. Зенитный фонарь был укомплектован сферами Люксфер, которые преломляют и усиливают солнечный свет. Реставрацией предполагалось восстановление утраченных элементов надгробий таких, как урны, огни и стилобат со ступенями. В подземной части склепа предполагалась работы по расчистке лестницы чугунной двухмаршевой, которая ведет внутрь склепа. Сам склеп был засыпан полностью землей. В ходе работ произведена выемка около 50 кубических метров грунта. В ходе этих работ были обнаружены оригинальные детали чугунной лестницы: балясины и перила. Они были расчищены, с них сняли мерки. Их состояние не позволяло установить их обратно. Было принято решение о том, чтобы воссоздать эти детали, и сейчас они установлены, новодел. Проектом реставрации предполагалось также воссоздание утраченных элементов ограждения таких как, урны, факелы и огни факелов. Был выбран метод изготовления модели, с приемкой ее авторским надзором, непосредственно на объекте. Также авторский надзор принимал решение о составе и цвете раствора, из которого они будут отлиты. Работа заняла около шести лет. Работа была проведена очень большая и сложная. Проект реставрации предполагал сохранение поздних надгробий на территории террасы. Здесь их 12. Для того, чтобы провести работы в полном объеме, необходимо было получить разрешение каждого родственника, каждого ответственного за захоронение, на это ушло более двух лет. Это был самый сложный этап, но без него мы не могли бы выполнить работы в полном объеме. В ходе реставрационных работ по террасе был срезан грунт, временно демонтированы надгробия, эксгумированы урны. После этого мы расчистили свод склепа, усилили его устройством новой железобетонной плиты, которая разгрузила оригинальный склеп. Склеп выполнен по технологии склепа Монье по железным балкам. Реставрации подверглось и ограждение. Практически все элементы были в расслоенном состоянии. Вы можете видеть места докомпановок, места заделок всех этих трещин. Воссоздана часть урн, а также все огни. Отреставрирован зенитный фонарь, устранена трещина методом электросварки, рама расчищена, докомпанована стеклянными сферами Люксфер. Реставрация началась зимой 2020 года и продолжалась до лета 2023 года.