Информационный Центр Правительства Москвы
03 мая 2024, пятница, 03:41
Пресс-конференции

Пресс-тур «Подготовка спасателей на воде к обеспечению безопасности на водоемах города Москвы в зимний период»

Во вторник, 21 ноября 2023 года, прошла пресс-конференция Департамента ГОЧСиПБ города Москвы на тему: «Подготовка спасателей на воде к обеспечению безопасности на водоемах города Москвы в зимний период». Во время конференции работники Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах расскажут о комплексной системе обеспечения безопасности на водных объектах города и ее развитии

Пресс-тур «Подготовка спасателей на воде к обеспечению безопасности на водоемах города Москвы в зимний период»
фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Важное:

Москвичам назвали толщину льда на водоеме, которая безопасна для рыбалки и отдыха

Беспилотники и аэроботы. Специалисты МГПСС рассказали о работе на зимних водоемах

Более 1,2 тыс. знаков безопасности установили возле столичных водоемов

Московский спасатель объяснил порядок действий при падении под лед зимой

Пресс-тур «Подготовка спасателей на воде к обеспечению безопасности на водоемах города Москвы в зимний период»

СПИКЕРЫ:

Волков Владимир Александрович – начальник Государственного Казенного Учреждения города Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах»;

Черногоров Ярослав Александрович – руководитель расчета авиационных беспилотных систем МГПСС;

Свиридов Дмитрий Александрович – начальник поисково-спасательной станции «Карамышево»;

Воробьев Павел Валерьевич – начальник отдела организации поисково-спасательных и водолазных работ.

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ:

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашей встречи – это подготовка спасательных служб города Москвы к обеспечению безопасности отдыхающих на зимних водоемах. В городе Москве более 1200 водных объектов, которые активно используются как жителями, так и гостями столицы для активного отдыха. Поэтому одна из основных задач московских спасателей – это обеспечение безопасности отдыха наших граждан на водоемах. Правительством Москвы организовано 120 мест отдыха в городе Москве с разными рекреационными возможностями: 14 мест зимней рыбалки, 17 мест купаний зимних, так называемые «моржатники», катание на санках, на лыжах, и другие виды отдыха. Безопасным льдом для одиночного человека является лед толщиной не менее семи сантиметров, для одиночного катания на коньках – не менее 12 сантиметров. Для массового выхода людей на лед, для проведения мероприятий – лед не менее 25 сантиметров. Особенности работы спасательных служб в зимний период имеются. И программа подготовки спасателей тоже имеет свои особенности. К особенностям спасения в зимний период является то, что спасти человека зимой из полыньи гораздо сложнее, чем летом. Чтобы спасти из полыньи – недостаточно просто умения плавать. Первый фактор – это намокшая зимняя одежда, достаточно тяжелая, она тянет ко дну. Второй фактор – быстро наступает переохлаждение организма. Через 15-20 минут может наступить переохлаждение, которое может повлечь смерть человека, поэтому спасение в зимний период имеет ограничение по времени. Третий фактор – даже физически здоровому, хорошо подготовленному человеку достаточно сложно самостоятельно выбраться из полыньи: лед крошится, ломается, и человек постоянно находится в воде, а время идет. Четвертое – люди, которые пытаются оказать помощь попавшему под лед, сами подвергают свою жизнь опасности, так как они тоже могут провалиться под лед. С учетом всех этих факторов организована подготовка московских спасателей к обеспечению безопасности в зимний период. Кто обеспечивает безопасность на зимних водоемах города Москвы? Первая и основная – это «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах», на одной из станций которой мы сейчас с вами находимся – станции Строгино. В составе службы  365 человек, из них 400 – спасатели, из них 360 – водолазы. На оснащении находится 360 плавсредств, около 30 плавсредств, которые способны перемещаться по льду, по снегу, по воде, – это суда «на воздушных подушках» и аэроботы – новый тип транспортного средства, который у нас используется с прошлого года. Аэроботы вы сегодня видите – это «Север-650» и аэробот легкого типа «Торнадо». В составе 26 поисково-спасательных станций. Также организовано пять подвижных спасательных постов, на базе различных автомобилей. Один из них вы видите. Автомобиль типа « IVECO», который позволяет обеспечить подвижную поисково-спасательную станцию в тех местах, где это необходимо. Мы можем развернуть поисково-спасательную станцию практически в любой точке, где требуется. Для подготовки спасателей к зимнему периоду проводится длительная подготовка. Она проводится в течение 1,5 месяцев, и включает в себя совершенствование теоретической подготовки спасателей, так и совершенствование практических навыков. До 25 ноября, согласно распоряжению правительства Москвы, все органы исполнительной власти, в том числе и спасательная служба готова эффективно исполнять свои функциональные обязанности.

Уровень безопасности на водоемах в городе Москве один из самых высоких в РФ. А такой коэффициент, который используется МЧС, коэфициент тяжелых происшествий на 100 тысяч человек В Москве составляет 0,39, в среднем по РФ – 1,8. То есть водоемы города Москвы в 4,6 раза на сегодняшний день, в результате всех подготовительных, профилактических мероприятий и работы спасателей безопаснее, чем в среднем по России. Мы ежегодно совершенствуем методы нашей работы, поступает новая техника, используем новое снаряжение, и совершенствуем навыки, чтобы безопасность наших водоемов была безусловно обеспечена. Из практики прошлых лет. Основной причиной происшествий именно на зимних водоемах, является несанкционированный выход на лед в тех местах, где выход запрещен. В качестве информации на водоемах уже установлено более 1200 знаков безопасности, которые информируют отдыхающих о том, разрешен или запрещен выход на лед. В настоящее время ледообразование в городе Москве только началось и выход на лед пока запрещен. С субботы мы отмечаем интенсивное  ледообразование. На сегодняшний день на 17 водоемах города имеется лед, толщиной от двух до шести сантиметров, поэтому сейчас наиболее опасный период нашей работы, когда наша задача – предупредить и не допустить выхода людей на лед, который только формируется. Ледообразование вызывает интерес, прежде всего, у детей, поэтому прежде всего – это профилактика с детьми. Такую профилактику мы проводим в школе, за нами закреплено более 330 московских учебных заведений, где наши специалисты проводят занятия с детьми по тематике безопасного  поведения на зимних водоемах. Кроме того, активно используются экраны системы Оксион, где транслируются три ролика в час о безопасном поведении на водоемах в зимний период. Кроме того, Правительством Москвы организованы 19 зон, которые покрыты системой wi-fi – информирования. То есть человек, включая свой гаджет, сразу получает информацию о том, где он находится и основные меры безопасности поведения на зимнем водоеме. Все это позволяет доводить информацию, касающуюся безопасного отдыха до всех отдыхающих. Сегодня в семи наших точках мы дадим вам возможность познакомиться как с оснащением наших спасателей, так и с работой подвижных спасательных постов, также с постом управления беспилотных авиационных систем. Такие системы тоже активно используются в нашей службе. С помощью беспилотных систем в ходе воздушного патрулирования мы выявляем опасности или происшествия, которые могут произойти с людьми. При необходимости, видя большое скопление людей, мы туда направляем наше подразделение либо на плавсредствах, либо – по берегу для профилактической работы, А также используем беспилотные средства для доставки средств спасания. Сбрасываем самонадувающиеся спасательные жилеты, либо стационарные спасательные круги и спасательные жилеты людям, которые попали в водоем.

ЯРОСЛАВ ЧЕРНОГОРОВ:

У нас в службе для операционного управления авиационными беспилотными системами  на дежурство поставлен автомобиль – передвижной пункт управления. Стоит отметить, что применение беспилотных аппаратов в службе спасения на водных объектах началось в 2018 году. В последние пару лет наблюдается взрывной рост беспилотных технологий. Все, что вы видите здесь на экспозиции, применяется нами порядка четырех лет. Здесь небольшая часть БПЛА, всего из в службе 10. Беспилотная техника укомплектована различной полезной нагрузкой: тепловизоры, громкоговорители, устройства доставки и сброса полезной нагрузки. При необходимости пострадавшему может быть доставлен спасательный жилет, аптечка, вода. Один из видов полезной нагрузки – сброс самосрабатывающих огнетушителей. Автомобиль полностью укомплектован всем необходимым для работы с БПЛА в отрыве от основного подразделения. К месту ЧС подъехал автомобиль, развернулись, установили связь с нашим оперативным дежурным и обеспечиваем мониторинг. При необходимости идет доставка полезной нагрузки и снятие показаний, которые нужны в месте ЧС. Данные БПЛА используются у нас на постоянной основе. Основное применение – это мониторинг водных объектов, в том числе в ночное время суток, с использованием тепловизионной камеры, и поиск людей на акватории и в лесопарковых зонах.

СМИ:

Скажите, пожалуйста, этот квадрокоптер может поднять какое-нибудь спасательное средство на воду?

ЯРОСЛАВ ЧЕРНОГОРОВ:

У него официальная грузоподъемность 2,7 килограма. Он поднимает спасательные жилеты в количестве до четырех единиц.

СМИ:

Как это все происходит?

ЯРОСЛАВ ЧЕРНОГОРОВ:

Вы сегодня увидите этот эпизод, как доставляются и сбрасываются спасательные жилеты. К беспилотнику крепится самосрабатывающий спасательный жилет. При попадании в воду он раскрывается сам, постарадавшему остается только взять его в руки и держаться за него. Для целей мониторинга и профилактической работы может быть укомплектован громкоговорителем. К отдыхающим оператор БПЛА может обратиться сам, либо включить какой-то записанный аудио-файл. Комплекс управления укомплектован комплексом Пакс для оперативной передачи фото и видео информации в ЦУПСС. У нас нет проблем передать любую картинку с водоема нашему оперативному дежурному, для принятия дальнейшего решения.

ДМИТРИЙ СВИРИДОВ:

Перед вами передвижной спасательный пост, сделанный на базе автомобиля IVECO. Назначение этого автомобиля – это спасение людей на водоемах, как в летний, так и в зимний период, организация и обеспечение безопасности при проведении различных массовых мероприятий, и оказание первой помощи людям на воде. А также проведение аварийно-спасательных работ различного характера. Для этого машина оснащена всем необходимым оборудованием – первичные средства спасения, костюм спасательный, жилет спасательный, средства спасения из ледяной полыньи, водолазное оборудование, водолазная станция быстрого развертывания, различные гидрокомбинезоны водолазные, которые предназначены для разных видов работ, как в летний, так и в зимний период. Различного рода инженерное оборудование: бензопилы, бензорезы, компрессоры, световые башни. Также в состав машины входит мобильная надувная лодка, которая оснащена комплектом № 1 для спасения людей на водоемах в летний период.

ПАВЕЛ ВОРОБЬЕВ:

На данной точке представлены спасательные средства, средства оказания первой помощи, водолазное снаряжение и снаряжение для поиска водных объектов различного назначения. Спасательные средства: спасательный круг, жилет. Водолазная техника применяется, если наши усилия по спасению человека с поверхности воды не привели к положительному результату, тогда наши спасатели надевают гидросняряжение (гидрокостюмы мокрого типа или сухого типа, дыхательный воздушный аппарат). Обязательно наши водолазы работают со средствами подводной связи – водолазные телефонные станции. В экипировку каждого спасателя обязательно входит глубокомер, компас, нож, фонарь. И дыхательный аппарат водолаз надевает, извлекает пострадавшего на поверхность и оказываем первую помощь при помощи таких средств, как мешок амбу, маска для осуществления сердечно-легочной реанимации, аптечка, зимой – покрывало. Если водолазы по какой-то причине не могут отработать под водой, например, большая скорость течения, или большая площадь поиска, ограничение по температуре – тогда у нас есть современные средства поиска и обследования: локатор бокового обзора, лучевой локатор, и управляемый глубоководный аппарат РБ-300, который оснащен двумя камерами – фронтальной и боковой, и гидролокатором бокового обзора. Мы можем в полынью опустить этот аппарат, и с помощью локатора кругового обзора, обследовать прилегающую площадь  в радиусе 35 метров все, что находится на грунте. Если мы обнаружили пострадавшего, мы можем зафиксироваться при помощи манипулятора, и извлечь пострадавшего.

СМИ:

В нашей учебной точке мы учимся поднимать пострадавшего с грунта. Водолаз должен правильно поднять пострадавшего. Пострадавший может лежать в двух вариантах на грунте: на спине, либо – на животе. По правилам, водолаз должен таким образом подойти, чтобы он оказался за спиной пострадавшего. Когда водолаз будет передавать на катер пострадавшего, мы, соответственно, за кратчайшее время сможем поднять пострадавшего на катер. Для того, чтобы утяжелить это мероприятие, мы еще добавили элементы аварийного водолаза. Будем отрабатывать еще аварийную ситуацию – попадание воды в подмасочное пространство. Сейчас водолаз подойдет к оборудованию с атмосферой, на задержке дыхания погрузится на грунт, включится в аппарат, отдышится. Аппарат останется на месте, водолаз подойдет к пострадавшему. Пострадавший лежит вверх животом. Спасатель должен подойти с головы, взять его сзади, зафиксировать. Потом он его кладет животом вниз, идет ко второму аппарату, включается в аппарат, и опять идет к пострадавшему, который лежит животом вниз, со стороны ног. Второй водолаз исполняет роль страхующего.