Пресс-тур на ВДНХ, посвященный реставрации павильона №67 «Советская печать»
В среду, 30 октября 2024 года, в 10:00 состоялся пресс-тур на ВДНХ, посвященный реставрации деревянных скульптур и барельефов павильона №67 «Советская печать» («Карелия»). Журналистам рассказали об особенностях материала, из которого изготовлены скульптуры. Также представители СМИ одними из первых смогли узнать о ходе реставрационных работ, основных удачах и сложностях, с которыми столкнулись реставраторы.
Горожанам рассказали об особенностях реставрации деревянных скульптур в павильоне «Карелия» на ВДНХ
Пресс-тур на ВДНХ, посвященный реставрации павильона №67 «Советская печать» («Карелия»)
Александр Тарасов — заместитель генерального директора, директор департамента капитального ремонта и строительства АО «ВДНХ»;
Елена Максимова — главный архитектор-реставратор ВДНХ.
А. ТАРАСОВ
Добрый день. Сегодня мы с Вами находимся на территории Выставки достижений народного хозяйства. Программа восстановления ВДНХ, которой уже 10 лет, планово подходит к своему завершению. За нашей спиной находится павильон № 67 «Карелия», на котором походят к своему завершению ремонтно-реставрационные работы. Работы на данном павильоне начались чуть более года назад. Основную ценность данный павильон для нас представляет своим резным декором архитектурного убранства, резным фронтоном. Буквально на этой неделе на свои исторические места были возвращены деревянные резные скульптуры, которые отсюда были перевезены в центр для ремонтно-реставрационных работ. Скульптуры были максимально отреставрированы и сохранены в своем историческом подлинном варианте. Объем декомпановок был минимальный. Все работы завершены, и мы уверены, что фигуры прослужат на данном павильоне еще 20-30 лет до очередного периода ремонтно-реставрационных работ.
Кроме того, в ближайшее время планируется завершить работы на павильоне №8 «Юные натуралисты». Там работы уже завершены, идет процесс пуско-наладочный инженерных систем. В ближайшее время павильон откроет свои двери для посетителей.
Также работы завершаются на павильоне № 6 «Абхазия». Планируем до конца года завершить основной объем работ, а в следующем году он распахнет двери для посетителей. В высокой степени готовности у нас находятся работы на 518 павильоне, кафе «Лето». Этот павильон, один из немногих, имеет элементы резного декора на фронтонах. Всего три павильона на территории ВДНХ в убранстве фасадов имеют элементы резного декора — это павильон №67 «Карелия», павильон №518 кафе «Лето» и павильон №30 «Биотехнологии». Но данный павильон уникален тем, что это именно резные скульптурные композиции. Основная сложность работ по резному декору — это то, что испытывает сейчас отрасль, дефицит кадров. Мы сталкиваемся с этим на любых этапах ремонтно-реставрационных работ: будь то полы террацо, либо брекчия, будь то терразитовый фасад, штукатурка, оселковый мрамор, который используется в убранстве. Достаточно большую сложность представляют работы по витражному остеклению. К сожалению, количество специалистов и профессионалов в реставрационной отрасли уменьшается. Это одна из сложностей, которые испытывал подрядчик при проведении данных работ. Скульптуры при реставрации были максимально сохранены в том объеме материала, который был при открытии павильона 70 лет назад. Минимальный объем декомпановок был, протезирования. На 90% это исторический материал. Это ценность той работы, которая была проведена реставраторами. На данном павильоне в среднем работали 100-130 человек, чтобы обеспечить необходимый темп работы. Плюс определенное количество специалистов работали в реставрационных мастерских — это те, кто занимались скульптурой, отдельными элементами декора — это и гипсовые элементы, и элементы из латуни и меди. Это делалось в цехах.
Ремонтно-реставрационные работы в активной фазе проводятся сейчас в семи павильонах. На части павильонов работы уже завершены, идет оформление документов. Десятилетний период реставрационных работ и воссоздания павильонов подходит к концу. Есть павильоны, по которым не так давно принято решение по финансированию. Сейчас ведутся проектные работы на павильоне №64, там завершается разработка научно-проектной документации, и на павильоне № 62«Балет», где тоже завершается разработка проектной документации, по реставрации фасадов и кровли. По данным объектам документация находится в экспертизе, практически уже согласована техническая часть. После согласования и прохождения экспертизы, получения положительного заключения будут проведены конкурсные процедуры на выбор подрядных организаций. С учетом объема работ, реставрация в среднем занимает полтора года по каждому объекту.
В этом павильоне лиственница использовалась.
Е. МАКСИМОВА
Реставрационные работы на объекте культурного наследия были начаты несколько лет назад. На данном этапе проведены демонтажные работы поздних элементов диссонирующих, которые были введены в 1970-е годы, 1990-е годы, и приступили к реставрационным работам. На данном этапе реставрационные работы по фасадам находятся на стадии завершения. По деревянным деталям фронтона завершается комплекс реставрационных работ. Он велся практически в течение целого года. Это сложные работы. Часть деталей реставрировалась по месту, например, сам фронтон реставрировался с лесов. Деревянные скульптуры: мужчина, женщина, сосенки и птички были демонтированы и вывезены в специальные реставрационные мастерские, чтобы с соблюдением температурно-влажностного режима проводить работы с особой тщательностью и внимательностью. Сам фронтон демонтажу не подлежал. В процессе работ были проведены дополнительные исследования дерева, его состояния. Было проведено несколько научно-методических советов, на которых были приняты решения и уточнения по методике работ, по материалам, которые применялись для восстановления целостности деталей из древесины. Было принято решение, что никакими мастиками и декомпановками на двухкомпонентных клеях мы не будем пользоваться, потому что это только повредит древесине. Будут образованы волосяные трещины, которые в дереве будут задерживать дополнительно влагу, что в конце концов приведет к утрате предмета охраны. Дерево — живой материал. Было принято решение, что большие трещины мы оставляем для того, чтобы была возможность температурно-влажностного расширения материала, проветривания и высыхания, что будет плодотворно сказываться на состоянии. Часть трещин была зареена, проклеена специальными клеями, которые сертифицированы для реставрационных работ по дереву.
Скульптура деревянная уникальна. Специалисты, которые могли бы принять участие в методических советах и выдать нам грамотные советы по производству реставрационных работ, практически отсутствуют. Есть специалисты, которые в Карелии и на Соловках занимаются деревянной архитектурой, но там такой круглой скульптуры нет. Мы брали методики, которые относятся к большим деревянным элементам декора из Карелии, наличников. Смотрели, как там себя показывали те или иные реставрационные материалы.
Внутри тоже только реставрация и приспособление к современному использованию. Глобальные работы — это по наружным инженерным сетям. В интерьерах у нас частично деструктированная штукатурка была демонтирована, но максимум возможного было сохранено. Были демонтированы поздние перегородки. Возведены легкие достаточно стены не на всю высоту, чтобы выставочные залы не затеснять. Все павильоны ВДНХ были построены по принципу, что есть выставочное пространство, а административного или санузлов и технических помещений, которые сейчас требуются, нет. Был встроен ряд технических помещений и санузлы, но общее восприятие помещений у нас осталось. Это не капитальные перегородки из кирпича. Никакой реконструкции там не было, и подвалы мы не выкапывали. Часть инженерного оборудования разместили на чердаке.
На фронтоне павильона вся деревянная скульптура, весь декор сохранился в хорошем состоянии. То, что вы сейчас видите, это все подлинное. Декомпанованы только небольшие фрагменты. Для возможности сохранения древесины в дальнейшем после демонтажа всех лакокрасочных покрытий позднего периода, которые давали нам бордово-черный оттенок, потому что материал потемнел от ультрафиолета и от воздействия окружающей среды, дерево обрабатывают специальными маслами. Приходится делать лессировку, чтобы скрыть красно-коричневый темный оттенок. Покрытие маслами защитит древесину от воздействия окружающей среды. Это покрытие необходимо будет возобновлять каждые три-пять лет.
Скульптуры были склеены из вертикального бруса. Швы, трещины между брусьями мы полностью не закрывали. Это, может быть, эстетически не очень красиво, но это дает возможность брусу, дереву дышать и двигаться, набирать влагу, отдавать влагу.
Когда было снято позднее лакокрасочное покрытие, стало понятно, что оно глубоко проникло в дерево, и было принято решение, чтобы не нарушить авторскую пластику, не зачищать до белого цвета. Нам необходимо было сохранить пластику рук, лица, складки на одежде, а при зачистке это все сильно пострадало бы. Ультрафиолет также сильно повредил выступающие детали. В этом была сложность: с одной стороны убрать лакокрасочные покрытия, а с другой — не повредить древесину, которая на солнце потеряла свою прочность. Если посмотреть близко, то большая выветренность у поверхностей присутствует. Мы это все сохранили, законсервировали, обработали специальными составами, которые не дают древесине дальше разрушаться. Скульптуры простояли у нас с 1954 года и простоят еще долго, но требуется регулярная пропитка, обслуживание. Раз в три-пять лет надо будет пропитку маслами возобновлять.
Все стены уже оштукатурены и подготовлены под покраску. Очень большой объем работ остался по инженерным сетям что внутри, что снаружи. До нового года мы его, конечно, открыть не успеем, а в начале следующего года, думаю, откроем. На данный момент он планируется как универсальное выставочное пространство. Расположение у павильона хорошее для небольших интересных, ярких выставок.
Вся работа по реставрации только ручная. Подход индивидуальный, бережный. Двухкомпонентные клеи были исключены. Были выполнены вставки из тонких фрагментов древесины, которые индивидуально подбирались под каждый участок. Были выбраны и удалены сильно деформированные участки, которые невозможно было сохранить. Особенно сильно пострадали ноги у скульптуры, потому что они на пьедестале стоят, и там меньшее проветривание было. Если дерево не проветривается, оно начинает гнить. Либо дерево должно полностью в воде стоять, как сваи в Венеции, либо оно должно дышать. Сейчас эта проблема решена, все деструктивные элементы заменены, аналогичным материалом запротезированы, закреплены на нагели и специальные клеи, которые допустимы к применению на таких предметах охраны.