Пресс-показ в преддверии открытия выставки «Архитектура и мода. В потоке времени» на ВДНХ
В пятницу, 1 ноября 2024 года, в 15:00 состоялся пресс-показ в преддверии открытия выставки «Архитектура и мода. В потоке времени» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Выставка организована Департаментом культурного наследия города Москвы. Журналисты приняли участие в эксклюзивном пресс-проходе по экспозиции выставки и экскурсии. Посетить выставку «Архитектура и мода. В потоке времени» можно будет со 2 по 21 ноября включительно.
Пресс-показ в преддверии открытия выставки «Архитектура и мода. В потоке времени» на ВДНХ
Светлана Талалаева — начальник управления популяризации объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы;
Елена Жук — заместитель генерального директора «ВДНХ»;
Дарья Мартынова — преподаватель Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова;
Алексей Зинчук — заместитель заведующего кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры;
Анна Медлева — архитектор дизайнер, члена Союза Архитекторов Москвы, член Союза Дизайнеров РФ;
Петр Баранов — эксперт, искусствовед.
ВЕДУЩИЙ
Добро пожаловать на открытие выставки «Архитектура и мода в потоке времени». Сегодня мы с вами поговорим о том, как две самые известные сферы искусства переплетаются, влияют друг на друга и создают неповторимый облик. Узнаем о моде прошлого, а также прогуляемся по Москве прошлых лет. Здесь, на выставке, восемь разделов экспозиции посвящены различным архитектурным стилям и их отражению в моде. Вы увидите старинные особняки, здания театров и, конечно, невероятно красочные сложносочиненные платья и костюмы. В самом начале мероприятия я приглашаю к микрофону Светлану Талалаеву — начальника управления популяризации объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы.
С. ТАЛАЛАЕВА
Добрый день, дорогие друзья. Рада вас всех здесь видеть на открытии выставки «Архитектура и мода в потоке времени». Идея этой выставки рождалась у нас долго и мучительно. От идеи до реализации прошло целых три года. Первую выставку мы провели в прошлом году. Получили множество положительных откликов как от жителей, так и от экспертного сообщества. Выставка стала культурным событием года, чему мы очень рады и гордимся этим. Было решено продолжать этот замечательный выставочный проект. Идея этой выставки понятна. Все мы понимаем, что архитектура, объекты культурного наследия всегда вдохновляли и влияли на разные сферы культуры и искусства. Сама связка архитектуры и моды, возможно, для кого-то была не очевидной. Кто-то просто не обращал на это внимание. После выставки мы получали такие отзывы, к нам подходили экскурсоводы и говорили: «Мы сейчас водим экскурсии, и на каждое здание мы уже смотрим по-другому, представляем, какой костюм мог бы подойти под это здание». Одной из основных задач этой выставки было, чтобы люди по-новому взглянули на объекты архитектуры, как-то их переосмыслили, вдохновились на новое творчество.
В этом году мы выставку расширили. Если в прошлом году временной период выставки был от начала XIX века до 30-х годов, то в этом году временной период уже с конца XVIII века до конца 30-х годов. Здесь представлены 24 экспоната. Концепция остается неизменной: объекты культурного наследия соотносятся с костюмом, который соответствует той или иной эпохе. Для создания выставки мы привлекали экспертов, кураторов по направлениям истории архитектуры, истории моды. Сейчас вы можете оценить результаты, что у нас получилось. На самом деле, тут совершенно разные архитектурные стили представлены. Если мы посмотрим на дом-музей Тургенева и костюм, который представлен, то, наверное, мы можем представить, что героини произведений великого писателя ходили именно в таких костюмах.
Департамент культурного наследия всегда очень много работает с молодежью. К этому проекту мы привлекли студентов, потому что студенты — это наше будущее, это свежий, креативный взгляд. На выставке представлены работы студентов из Московского государственного института культуры, которые создавали свои работы, вдохновляясь объектами культурного наследия нашего замечательного города, и работы студентов РАНХиГС, которые в своих работах использовали новые технологии и применяли искусственный интеллект. Думаю, вы тоже с этим ознакомитесь.
Выставка будет работать до 21 ноября. Пожалуйста, приходите сами, приводите своих коллег, друзей, родственников. Выставка бесплатная. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Мы всех вас ждем. Еще очень рекомендую посетить экскурсии, которые будут проводиться по выставке. Вы узнаете больше про сами экспонаты. Желаю вам вдохновляться архитектурой. Это цель нашей выставки. Вдохновляйтесь и творите. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
Мы с вами находимся на территории крупнейшего экспозиционного музейного и рекреационного комплекса в мире. Это ВДНХ. Приглашаю выступить с приветственным словом первого заместителя генерального директора казенного предприятия города Москвы «Выставка достижений народного хозяйства» Елену Ивановну Жук.
Е. ЖУК
Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие гости. Мы очень рады принимать сегодня выставку Департамента культурного наследия, уважаемых коллег, которые все эти годы возрождения Выставки достижений народного хозяйства самым чутким образом помогают в возрождении ВДНХ как достопримечательного места, как территории, которая сама по себе является памятником истории и культуры. Достаточно сказать, что из 49 объектов культурного наследия 38 уже отреставрированы. Все это благодаря работе с Департаментом культурного наследия города Москвы. За это еще раз благодарность коллегам.
Выставка об архитектуре и моде совершенно не случайно проходит в стенах павильона «Рабочий и колхозница». Как мы знаем, автор скульптурной части павильона Вера Мухина была близкой подругой известного советского художника моды Надежды Ламановой. Эти связки дополнительный смысл месту проведения выставки придают. В этом году ВДНХ исполнилось 85 лет. Я рада, что этот проект проходит вместе с большим юбилейным выставочным проектом, который тоже проходит здесь в павильоне и тоже работает бесплатно, чтобы как можно более широкому кругу рассказать об истории выставки. Мы всех приглашаем в павильон.
ВЕДУЩИЙ
Архитектурные элементы всегда находили отражение в моде. Они проявлялись в силуэтах и деталях одежды, формируя стили целых эпох. Экспонаты нашей выставки очень хорошо это иллюстрируют. Передаю слово куратору выставки, художнику по костюмам, участнику огромного количества российских кинопоказов, преподавателю академии Никиты Михалкова, Дарье Мартыновой.
Д. МАРТЫНОВА
Добрый день. Мы делаем эту выставку второй раз. В этот раз у нас она намного больше по объему. Выставка выросла. Очень большой отрезок по времени идет. Можно проследить, как сильно меняются мода и архитектура, но можно отследить, как через столетие они снова делают круг и возвращаются к классике. Это очень интересно. Мы за этим наблюдали. Когда отбирали костюмы, старались делать это ярко, интересно, максимально не похоже. Мы сами получали удовольствие от этого. Надеюсь, наши зрители тоже получат удовольствие. Спасибо.
ВЕДУЩИЙ
8 отделов выставки включают предметы разных эпох от зрелого классицизма до ар-деко. Вы увидите Усадьбу Остафьево, дом Хлудова-Пантелеева на Земляном валу, особняк Лопатиной на Большой Никитской, здание Киевского вокзала, Хлебозавод им. Зотова на Ходынской улице и другие объекты культурного наследия XVIII-XX веков, а также костюмы соответствующих эпох. Например, музей-усадьба Тургенева на Остоженке и наряды, которые могли бы носить героини произведений великого писателя; шедевры конструктивизма — Дом Наркомфина на Новинском бульваре в сочетании с геометрией платья и костюма нового человека 20-х годов; здание Российской Государственной Библиотеки на улице Воздвиженке и силуэты ар-деко. Сегодня уже говорили наши уважаемые гости, организаторы, о том, что большой вклад в эту выставку внесли студенты. Сегодня у нас присутствуют представители двух ведущих ВУЗов: Московского государственного института культуры, факультет медиакоммуникаций и визуальных искусств, и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, факультет дизайна и медиакоммуникаций. Передаю слово Алексею Зинчуку, заместителю заведующего кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Московского государственного института культуры, члену Союза художников и Союза архитекторов России.
А. ЗИНЧУК
Я здесь по случаю участия в выставке наших студентов. Прекрасные девчонки, которые очень быстро среагировали на предложение кураторов выставки поучаствовать и попробовать отразить архитектуру в своих костюмах. Все получилось и, благодаря этому, мы сегодня здесь. Я хотел бы сказать слова благодарности Департаменту культурного наследия города Москвы, ВДНХ, тем людям, которые эту выставку собирали, придумывали, работали, не покладая рук. Получилось очень интересное событие, которое находится на стыке различных стихий. Когда они взаимодействуют, получаются какие-то некие новые сущности, которые будоражат наше воображение и двигают дизайн и искусство вперед. Спасибо всем, кто пришел, всем, кто участвовал в выставке, кто ее создавал. Я надеюсь, что мы еще встретимся по таким же радостным поводам. Желаю вам всем удовольствия от ознакомления с этой выставкой.
ВЕДУЩИЙ
Если вы обратили внимание, на выставке представлены необычные работы, созданные руками студентов Школы дизайна Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Приглашаю их куратора — архитектора, дизайнера, члена Союза архитекторов Москвы, члена Союза дизайнеров России, Анну Медлеву.
А. МЕДЛЕВА
Здравствуйте. Очень приятно видеть такое большое количество гостей. Невероятно приятно видеть результат работы студентов Президентской академии. Академия поменяла свое название. Мы теперь не РАНХиГС, а Президентская академия. Я счастлива представлять в этом пространстве наш дружный коллектив педагогический. Это одна из сущностей действующего архитектора и дизайнера — передавать свой опыт необходимо, потому что иначе ты когда-то вскипишь и разорвешься. Я хочу сказать, что это упражнение, которое представлено на наших стендах, действительно было вызовом для студентов, потому что делалось в кратчайшие сроки. Буквально, это результат за одно занятие. Я считаю, что здесь надо аплодировать студентам, потому что они не побоялись, они этот вызов приняли, и, на мой взгляд, очень достойно с этим справились. Школа дизайна — это школа синергетического объединения всех ведущих искусств. Дизайнеры среды и графики работают в контексте и архитектуры, и дизайна, и живописи, и театра. Я предлагаю сейчас поаплодировать студентам. Спасибо большое.
ВЕДУЩИЙ
Мне всегда приятно, когда что-то идет не совсем по сценарию. Потому что если кто-то изъявляет желание выступить, а это не запланировано, значит, у человека есть такой порыв, желание, рвение. Приглашаю к микрофону Петра Баранова, эксперта, искусствоведа.
П. БАРАНОВ
Дорогие друзья, очень здорово, что второй раз эта выставка проходит в расширенном составе. Город расцветает, увеличивается с точки зрения культурных объектов. И это что-то невероятное. Много новых объектов стали объектами культурного наследия. Недалеко отсюда Музей декоративно-прикладного искусства, где идет выставка «Русский стиль», на которую архитекторам, дизайнерам, всем, кто с этим связан, стоит сходить. Сочетание, как мода и архитектура могут жить вместе, очень интересно. По мне это то, о чем говорил Глазунов в своих работах. Он пишет красавиц в кокошниках и вставляет их в резные рамы. И много таких решений, которые придумывают каждый из дизайнеров, архитекторов, художников. Эта тема бесконечна, и на век всех ваших студентов хватит. Я поздравляю с открытием.
Мухина, помимо того, что она была архитектором, была еще и дизайнером. Потому что, например, граненый стакан придумала именно Мухина. Много разных рисунков костюмов осталось от нее. Спасибо всем, кто участвовал, Департаменту культурного наследия спасибо за то, что развивает нас и просвещает.
ВЕДУЩИЙ
Всем спикерам и гостям спасибо большое. Сейчас на вопросы СМИ ответят наши гости, эксперты, представители Департамента, а после я еще обязательно скажу об экскурсии, которая пройдет здесь сегодня.
СМИ
Несколько слов об идее этой выставки. Почему вы решили сопоставить архитектуру и моду? Почему период до начала XX века?
Д. МАРТЫНОВА
Идея возникла у Департамента. Мне эта идея очень нравится. Начиная с пещеры и шкуры, колонны и греческой тоги, архитектура и мода были связаны.
СМИ
Вы не думали как-то углубить тему?
Д. МАРТЫНОВА
Это довольно сложно. Мы делаем выставку второй год. Количество объектов возросло в два раза.
СМИ
Архитектура — это то, что нас окружает, стоит, пока до нее не добрались строители. Как быть с модой? Костюмы же должны где-то храниться. Костюмы, которые здесь представлены, это реконструкция?
Д. МАРТЫНОВА
В основном, конечно, это реконструкция. Исторические платья хранятся немного в другом формате. Но это хорошая, грамотная реконструкция, с правильным кроем, правильными тканями. Есть какие-то исторические детали: шляпки, ткани, но в целом, это, конечно, реконструкция.
СМИ
Как можно будет объяснить параллель между архитектурой и модой людям, которые придут на выставку? Может, не все ее сразу поймут? Кто-то будет объяснять? Как это будет происходить?
Д. МАРТЫНОВА
Здесь будут проходить интересные экскурсии, но мне кажется, что каждый человек, который придет, получит удовольствие и вдохновение. Каждый увидит свое. Деталей, элементов, за которые может зацепиться глаз, очень много. Все любят красивые здания, красивые одежды. Это всегда вдохновляет сделать что-то для себя и сделать красиво вокруг.
С. ТАЛАЛАЕВА
Как я говорила, Департамент культурного наследия по многим проектам работает со студентами. У нас есть конкурсы и ряд других мероприятий. Мы студентов привлекаем повсюду. Например, у нас есть проект, специальный выпуск журнала, который издается исключительно силами студентов. Мы выбираем команду на конкурсной основе. Студенты под руководством кураторов издательства готовят номер. Верстальщики, копирайтеры, дизайнеры. Здесь мы тоже привлекали студентов творческих профессий. Это не в рамках обучения, а мы приглашаем их поучаствовать в конкурсе. Им и для портфолио неплохо поучаствовать в такой выставке. Главная наша задача по привлечению студентов — знакомить их с нашим культурным наследием. Когда они работали с объектами, они их изучили, изучили архитектурные стили, и в дальнейшем они будут понимать их ценность и бережно относиться.
СМИ
Здесь представлены только женские костюмы, а планируется ли в следующем году выставлять мужские костюмы?
С. ТАЛАЛАЕВА
Вы подали хорошую идею. Мы почему-то над этим не задумывались. Возможно, мужской костюм более консервативный, строгий, а женский костюм больше демонстрирует детали. Но мы над этим подумаем.