Информационный Центр Правительства Москвы
13 октября 2025, понедельник, 22:51
Пресс-конференции

Пресс-показ реставрации усадьбы Останкино

В пятницу, 3 октября 2025 года, в 16:30 состоялся пресс-показ «Завершение реставрации Египетского павильона. Ход работ по реставрации Итальянского павильона усадьбы Останкино». Представители СМИ смогли посетить открывшийся после реставрации Египетский павильон Останкинского дворца, а также Итальянский павильон, в котором продолжается реставрация. Специалисты рассказали о ходе работ и показали, как сохраняют уникальные подлинные архитектурные детали.

Пресс-показ реставрации усадьбы Останкино
фото: ИЦПМ
Важное:

Реставрация Итальянского павильона усадьбы Останкино завершится к декабрю 2026 года

Пресс-показ реставрации усадьбы Останкино

Леонид Кондрашев — первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы — главный археолог города Москвы;

Сергей Авдонин — директор музея-заповедника «Останкино и Кусково»;

Виктор Голуб — главный архитектор и научный руководитель проекта реставрации Останкинского дворца.

Л. КОНДРАШЕВ

В Москве есть несколько объектов, которые, при всей своей несомненной значимости, в то же время представляют огромную реставрационную проблему.

Многие из нас — владельцы дачи под Москвой, которая не отапливается и используется только в теплое время года. Так и здесь Шереметев построил загородный дворец. С самого начала предполагалось, что он будет использоваться только летом.

Это уникальный дворец, который использовался как дворец-театр. И дерево, которое является очень важным материалом с точки зрения акустики, также способствовало проведению здесь разнообразных представлений, концертов и так далее.

Зимой этот дворец пустовал, весной открывались окна, и уже к летним месяцам он проветривался.

В настоящее время, когда здесь расположился музей, и сотрудники музея, и реставраторы, по сути, совершали ежегодный подвиг, потому что зимой надо было сохранить все коллекции, а также думать о сохранности здания. Даже решиться на реставрационные работы было непросто. Тревожно взяться за этот дворец, чтобы не нарушить равновесие, которое существовало в его жизни. Группа наших коллег ездила в Версаль смотреть, как там сохранились уникальные деревянные механизмы, сцены XVIII века, которые есть и здесь. Нужно было понять, как это все работает, чтобы провести реставрацию.

И все же мы приступили к этим работам, и сегодня вы видите завершение первого этапа. Дворец — диковина, необычное здание, которое состоит из главного дворца, который мог трансформироваться в театральный зал, и двух павильонов: Египетского и Итальянского.

Сегодня, по сути, завершена работа по Египетскому павильону. Дворец и Итальянский павильон закрыты специальными шатрами, установить которые тоже было определенной технической проблемой, использовался кран весом в 750 тонн. Реставрация там еще продолжается.

В Египетском павильоне, например, для того, чтобы сохранить оригинальный паркет, приходилось хранить его ровно в той прохладной температуре, в той влажности, которая была, чтобы паркет не повело, не скукожило, и его можно было установить на прежнее место.

Это очень серьезная реставрация, здесь очень много вопросов, которые подкидывают нам уже в ходе самого процесса. Однако мы рассчитываем, что Итальянский павильон будет завершен в декабрю 2026 года, а главный дворец — к декабрю 2027 года.

Напомню, что зимой дворец не работает, он встает в режим хранения. Египетский павильон доработает до 3 ноября и будет закрываться.

Но от морозов бывают и плюсы. Оказалось, что в Итальянском павильоне сохранились оригинальные обои XVIII века, потому что бактерии, которые заводятся в обоях, вымерзали каждой зимой.

Но переход от тепла к холоду, конечно, не мог положительно сказаться на остальных конструкциях. Но в целом состояние было достаточным для реставрации.

230 лет исполняется дворцу, который в 1795 году открылся оперой Потемкина на взятие Измаила. Главную партию исполняла Жемчугова, которая потом стала женой Шереметева. Сейчас в павильоне готовится концерт, и мы очень рады, что традиция музыкальных представлений в Останкино начинает возрождаться.

Главное в Итальянском зале — это сочетание пилястров и зеркал. Материал разнородный и разной степени сохранности, очень трудоемкая и высокопрофессиональная работа. Здесь хватило и конструктивных особенностей: была проверена каждая стропила, балка перекрытия, сочетание деревянных стен и каменного фундамента. Обычно это то, что в деревянных зданиях страдает в первую очередь.

С. АВДОНИН

В процессе реставрации мы нашли записки предыдущих реставраторов, студентов, которые работали на обмерах в 1954 году.  Она есть на выставке в центре реставрации и хранения.

Открылся Египетский павильон, это завершение первого этапа реставрации Останкинского дворца, закрытого для приема посетителей больше 13 лет. Для нас это большое счастье, физический возврат на культурную карту Москвы. Предыдущие 13 лет музей не прекращал свою работу, мы возили очень много выставок в разные музеи Москвы и практически по всей России. И сейчас, когда наши экспонаты начинают возвращаться на свои исторические места, мы готовы презентовать их в родных, подлинно отреставрированных павильонах.

Египетский павильон будет работать до 5 ноября включительно, без выходных.  Во все дни запланированы экскурсии, расписание можно посмотреть на сайте.

Возобновить работу планируем весной, с 1 апреля.

В. ГОЛУБ

Итальянский павильон, пожалуй, самый роскошно оформленный, нарядный из парадных интерьеров театра-дворца. Несмотря на небольшие размеры, архитектор сумел создать здесь впечатление большого, роскошно оформленного зала. Если обратить внимание, на самом деле тут нет каких-то действительно дорогих видов отделки, все это, в общем, имитация. Имитация мрамора, лепнины, живописи. Конечно, это не потому, что у заказчика, Николая Петровича Шереметева, не хватало средств, чтобы использовать настоящие материалы. Просто в конце XVIII века это был очень популярный способ декорирования интерьеров, своего рода обманка: создать средствами живописи впечатление другого материала, изобразить живопись печатными обоями.

Если посмотреть на плафон в целом, то создается впечатление росписи. Обои — это одна из самых уникальных особенностей, присущих Останкинскому дворцу. В России такого больше нет, ни в одном дворце нет такого количества подлинных бумажных обоев конца XVIII века. В мире тоже очень небольшое количество объектов, которые могли бы похвастаться такими обоями.

Эти обои напечатаны во Франции, пожалуй, самой известной фабрикой того времени — Жан-Батиста Ревельона. Они использовались в очень интересной, популярной в конце XVIII века технике, которая называлась «декупаж», когда сами декораторы уже на объекте создавали свою уникальную композицию из разного вида обоев. Закупались обои разного цвета, рисунка, потом вырезались и наклеивались на какие-то фоны. Таким образом, можно сказать, что такой композиции обоев нет нигде в мире вообще. Это самое ценное то, что здесь есть, с точки зрения памятника.

Если посмотреть на колонны, пилястры, это всё тоже имитация камня. Это всё создано художником и, к счастью, сохранилось практически на 100%, именно так, как это было написано в конце XIX века. Вместо резьбы, если присмотреться, можно увидеть папье-маше. Тоже очень популярная в конце XVIII века техника, позволявшая довольно быстро создать из покупных элементов уникальные композиции. Папье-маше — это бумага, которая разными способами склеена или отлита в формы. После своего высыхания она могла идти или на потолок, или под покраску.

Например, фризы, многочисленные листочки на капителях, — папье-маше. Паркеты тоже сохранились с конца XVIII века. И вообще интерьер сохранился так, как он был отделан в 1790 годах. Хотя, занимаясь реставрацией, расчисткой этих элементов, мы постоянно находим, что уже при Николае Петровиче некоторые элементы интерьера менялись, например, под покраску.

Сейчас они позолоченные, под золотом мы видим разные цвета. Под одним цветом мы видим, предположим, разделку дерева. Было, предположим, под розовое дерево, ореховое дерево, мореный дуб. Для реставраторов это очень интересно, потому что мы таким образом, изучая памятник, узнаем историю того, как все это делалось, какими этапами. И для нас возникает вопрос, возникает задача угадать не первоначальный замысел, а тот замысел, который в результате удовлетворил заказчика, Николая Петровича Шереметева.

Это очень интересная творческая работа для наших реставраторов. Мы буквально каждый день занимаемся изучением истории отделки этого интерьера, чтобы вернуть его к тому периоду, когда Николай Петрович наконец остановился в своих творческих поисках, и тот вид, в котором зрители увидели его в 1796 или 1797 году.