Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Взаимообучение городов России»
23 ноября 2019, суббота, 02:15

Пресс-конференции

15 августа 2019 Пресс-конференция «Взаимообучение городов России»

15 августа состоялась пресс-конференция «Взаимообучение городов России»

Пресс-конференция «Взаимообучение городов России»


ВЕДУЩАЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Взаимообучение городов России».

Спикерами сегодняшней пресс-конференции являются Рытов Алексей Иванович, директор Московского центра развития кадрового потенциала образования, Вахнеева Анна Алексеевна, директор школы № 1517 города Москвы, Петрова Светлана Геннадьевна, начальник Управления образования Администрации города Ижевска и Бесшапошникова Любовь Васильевна, председатель Комитета образования администрации.

А.И. РЫТОВ

Добрый день, коллеги. тема действительно уже знакомая, но не традиционная. Я сразу вспомнил то, что мы смогли увидеть у других городов. Потому что проект – это не то, что Москва организовала и мы дальше на этом остановимся. Это будет влияние городов. И Москва подсмотрела у других городов много методик, много технологий.

Вспоминаю, когда Светлана Геннадьевна заявила, по-моему, даже чуть ли не в открытом эфире, как на одном из открытых селекторов Департамента мы говорили о трудностях обучения слепых детей вместе со зрячими в одном классе, и Светлана Геннадьевна сказала: у нас это есть. Московские поехали, подсмотрели все методики, технологии.

За этот учебный год 92 города России поддержали эту идею взаимообучения. Проект, как я уже сказал, родился по инициативе городов. Светлана Геннадьевна с коллегой были в прошлом году на «Городе образования», проекте 47 начальников отделов образования, и они вышли с инициативой по поводу проекта, о котором они знают уже у себя в городах  - «Взаимообучение московских школ».  Он у нас идет достаточно успешной уже два года, когда школа школу к себе приглашает. Светлана Геннадьевна от имени начальника управления городов обратилась к нашему министру, руководителю Департамента, с просьбой быть модератором этого проекта. И проект, собственно, пошел. Общим решением – Москва стала модератором. Работают в проекте по-разному, как очно, когда делегации из городов приезжают в один город, так и дистанционно. 12 000 человек из 92 городов только за этот учебный год приняли участие в мероприятиях. Это стажировки, семинары, конференции. В качестве примера приведу Москву: представители 65 городов России стажировались в рамках этого проекта на базе школ нашего города.

География проекта очень обширна: от Калининграда до Владивостока, от Архангельска до Сочи. Такой формат позволяет представить опыт достаточно большому количеству городов, фактически, всей стране. Все эти города одновременно узнают о тематике взаимообучения, которую объявляет тот или иной город России в части образования.

Мы все из разных городов, но задачи перед нами и перед «образованцами» стоят общие. Участники проекта сами решают, у кого и чему они хотят учиться. Например, перед коллегами из Якутска стоит задача создания крупных образовательных комплексов. Они тоже пошли по этому пути. Проект по взаимообучению в формате выездной практики позволил коллегам из Якутии увидеть, как решена эта задача в Выборге, Белгороде и в Москве.

Сотрудничество городов строится с учетом индивидуальных запросов. Тематика очень обширная. Например, к нам, в Москву поступили следующие запросы: финансирование школ, аттестация, «Субботы московского школьника», «МЭШ», инженерные, медицинские, кадетские классы. Опыт Москвы учителям и директорам школ из городов России по этим направлениям уже представили 82 школы Москвы. Очные мероприятия были организованы Белгородом, Выборгом, Екатеринбургом, Иваново, Красноярском, Нижневартовском, Миассом, Пензой, Сочи, Челябинском. Очередная встреча участников проекта по взаимообучению состоится на «Городе образования» -  самой масштабной единой обучающей площадке, которая она стала для городов Российской Федерации в плане образования. В рамках взаимообучения там  будут организованы проектные сессии и сессия с руководителем Департамента образования и науки Москвы И.И. Калиной. Спасибо.

А.А. ВАХНЕЕВА

Добрый день, коллеги. Мы – одна из школ Москвы. Это школа, которая прошла регистрацию на портале дополнительного профессионального образования, указав те сильные свои стороны, результаты и практики, которые она может предъявить коллегам и может ими поделиться. Ориентируясь уже на эту информацию, указанную в онлайне (информация размещена в открытом доступе), наши коллеги могут выбрать образовательную организацию, которую хотят посетить, принимая информацию о нас. таким образом, школу №1517 в этом учебном году выбрали представители 29 городов России. Коллеги, из 29 российских городов, в числе которых Краснодар, Казань, Тольятти, Владивосток, Салават, Чебоксары, -  я назвала далеко не все, -  побывали у нас, познакомились с механизмами реализации таких проектов как «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «Эффективная начальная школа» и другие. Одним из значимых для нас результатов сотрудничества по итогам презентации проектов столичной системы образования становится дальнейшее сотрудничество и применение городами, побывавшими у нас, практик. В ходе их реализации, конечно, нужная наша поддержка, консультация. Поэтому, мы с удовольствием это делаем и продолжаем общаться.

Мы получаем конкретные тематические запросы наших коллег. Наше профессиональное общение с коллегами из Чебоксар и Выборга помогает реализовать им у себя проекты предпрофессионального образования.

ВЕДУЩАЯ

Здесь школы Москвы не выступают просто в роли консультантов и экспертов. Есть много чего, что мы также можем почерпнуть из других городов.

А.А. ВАХНЕЕВА

Да, конечно. У нас есть образцы нашего сотрудничества. Мы работаем с Брянском. У нас есть проекты по Великой Отечественной войне. Мы понимаем, что это регион – кладезь образовательной информации для наших учеников. И наша аудитория – это, в данном случае, городские школы, педагоги и ученики городских школ.

А.И. РЫТОВ

Анна Алексеевна, она имеет в виду, что они в Брянск ездили изначально. Подчеркивает, что не только к нам ездили.

А.А. ВАХНЕЕВА

Да-да, мы тоже ездили.

Л.В. БЕСШАПОШНИКОВА

Добрый день. Проект взаимообучения  городов, он получился. Достигнута его цель. Мы действительно начали друг у друга учиться. Это новый формат сотрудничества городов России. Участие в этом проекте позволяет нам знакомиться с эффективными практиками, наработками каждого города. Особенно ценно, что применяя к своим условиям, своего города, муниципалитета, ты можешь посоветоваться, проконсультироваться, получить поддержку на любом этапе внедрения данного проекта в своем городе. Это особенно ценно. Идея проекта изначально заключалась в том, чтобы эффективные практики, которые, наверное, есть абсолютно в каждом городе в той или иной степени, какие-то интересные находки образовательные. Но Москва выполнила великую задачу – она действительно смогла создать условия для взаимодействия городов не на бумаге, не для галочки, а то, что можно потрогать, пощупать и ощутить на себе.

Мы участвовали, участвуем и будем обязательно участвовать во многих мероприятиях, которые здесь проводятся. Это и конференции, семинары, площадки московских школ, где мы проходим стажировки. Ценность такого участия в том, что ты понимаешь, что не нужно изобретать колесо. Уже все изобретено, уже достигнуты определенные результаты. Тебе это показывают, делятся, как это сделать. То есть, тебе дают инструмент, которым ты можем воспользоваться на своей территории. Это очень важно. В этом смысле мы очень благодарны, что такой проект появился. Мы уже ощутили определенную результативность. Конечно, мы дружим не только с Москвой, московскими школами, хотя уже у нас произошел большой обмен и управленческими командами, и к нам приезжали дети из московских школ №1231, и учителя. У нас очень тесное взаимодействие. Но очень важно, что мы наладили и горизонтальные связи. Очень много взяли из образовательной системы Выборга, Ижевска. Мы тесно работает с Пензенской областью, с Красноярским краем. У нас уже есть совместные проекты. Есть определенные квотные классы, которые есть и на тех территориях, и такие совместные проекты очень объединяют, дают нам возможность участвовать в олимпиадах, конференциях, которые проводят наши коллеги. Поэтому, используя открытость московской системы образования, стажируясь на площадках московских школ, мы тоже реализуем проекты, которые интересны и которые уже дали результат. Не буду перечислять их все. Но сейчас очень активно внедряем «Московскую электронную школу», чтобы она заработала в полном объеме, чтобы это дало результат, на который мы рассчитываем. Образовательные центры, эффективное использование кадрового потенциала города. Мы работаем сейчас над созданием центров и консультативных пунктов, которые подсмотрели в Выборге, например. На сегодняшний момент, хотя мы затеяли эту работу буквально полгода назад, мы уже в итоговой аттестации нынешнего года увидели результат. Это действительно работает.

Конечно, такое взаимодействие приводит к положительным изменениям в нашей системе образования конкретно нашего города. Мы очень надеемся, что достижения более высоких результатов, как кривая, которая пошла вверх в Москве, достаточно быстро ожидает и нас. Спасибо, Алексей Иванович. Будем надеяться, что такая работа будет продолжаться.

С.Г. ПЕТРОВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Каждый учебный год муниципальной системы образования эффективен, прежде всего, благодаря такому  совместному проекту «Взаимообучение городов». Потому что мы благодаря такому проекту ставим новые стратегические задачи и для нас, для муниципалитета, такой проект является рестартом, т.е. перезагрузкой на каждый учебный год. Действительно, Москва стала для нас центром сетевого сообщества всех управленческих команд. Только Москва смогла создать все необходимые условия для реализации и развития такого широкомасштабного проекта, которые охватывает свыше 90 городов. За 2 года участия в этом проекте система образования города Ижевска стала очень открытой для обновления и общения.

Условия, созданные Москвой, позволили каждому городу включаться в обсуждение интересующих вопросов, ускорили процесс обмена информации. Комфортные психологические условия позволили каждому участнику сетевого сообщества ощутить себя не учеником, а со-творцом, создателем и соратником. Нам, прежде всего, я думаю, что и Москве, удалось реализовать принцип «равный равному». Мы задавали вопросы, участвовали в дискуссиях, обсуждениях и становились участниками многих проектов. Информационно-технологические условия нам позволили перейти на новый уровень общения, на цифровой, современный метод обучения. Мы повысили свои компетенции и это стало для нас таким новым средством общения. Рассматривая методические условия мы можем говорить о том, что обучаясь в рамках этого проекта каждая управленческая команда получила новые технологии, техники и способы организации методической и образовательно-управленческой практики, нашла партнеров, которые участвуют во многих совместных проектах среди городов.

За последние 2 года мы познакомились с успешными практиками 15 городов. Особенно интересными для нашего города были практики по инклюзивному образованию и, конечно же,  по профессиональному самообразованию. Ижевск не только учился. Но и к нам, как сказал Алексей Иванович, уже приезжали коллеги и мы тоже делились опытом успешной практики по инклюзивному образованию слабовидящих и слепых детей.

Принимая эффективность и результативность системы образования других городов, мы у себя реализуем такие практики как подготовка и аттестация управленческих кадров. Мы ознакомились со столичным рейтингом вклада школ в качественное образование московских школьников и применили опыт в оценке своих учреждений.

Представленный опыт Москвы по созданию информационно-образовательной среды натолкнул нас на новый, инновационный путь развития. Мы в центре №1560 увидели замечательную образовательную среду и сейчас мы в таком же направлении двигаемся, создаем новые такие же библиотечные центры и работаем над новой, современной образовательной средой. Так же, опираясь на опыт Москвы, мы реализуем свой собственный проект – интеграция образовательных возможностей ради достижения каких-то определенных результатов. Это, конечно же, медицинские классы, кадетские, инженерные классы. В этом году мы открываем инженерно-биологические классы, инженерные и технологические классы и IT в образовании. Сегодня мы можем говорить уже о положительных результатах. Мы провели огромную работу в рамках взаимообучения городов, и изучили опыт эффективной начальной школы. В этом году с начала учебного года всеми школами Ижевска мы запускаем данный проект. Буквально недавно у нас стартовал проект «Кружок от чемпиона», который тоже сейчас имеет масштабное распространение. Это очень здорово. Ну, им «Московская электронная школа» доступная всем школам Ижевска. Сейчас мы разработали дорожную карту и с 1 сентября мы уже начинаем реализовывать «МЭШ» в школах Ижевска. Все педагоги и все наши дети уже практически начали апробацию. В мае этого года две наших делегации обучили: 80 учителей Ижевска. Они сейчас стали тьюторами. Согласно дорожной карте к началу нового учебного года начнется реализация этого проекта школами города.

Ижевск готов и к другим формам сотрудничества. Буквально завтра наши молодые педагоги принимают активное участие в Августовском педагогическом совете. Конечно же, не осталось без внимания со стороны нашего города участие в форуме «Город образования. Это здорово.

Таким образом, проект «Взаимообучение городов» приводит к созданию модели открытого образования. Россия расширяет географию проекта и увеличивает число его участников.

Мне бы хотелось сказать огромное спасибо Департаменту образования и науки и Московскому центру развития кадрового потенциала за инновации, за поддержку и за сотрудничество всем участникам проекта «Взаимообучение городов». Спасибо.

А.И. РЫТОВ

Любовь Васильевна сказала про то, что ценность проекта не в том, что мы видим, а в том, что мы друг другу открываем технологии.

С педагогическим образованием, наверное, достаточно сидит коллег, которые в СМИ работают. Да или нет? Почему я вспомнил педагогическое образование? Когда мы учимся в институте, нам рассказывают, как работать с детьми, как проводить урок… Но там не учат, как это делать, не ставят руки. Я хотел подчеркнуть, что проект именно этим ценен, что мы друг  к другу едем не посмотреть, как там хорошо и рассказать своему начальнику, а он скажет: «а давайте у нас тоже сделаем». Мы едем смотреть как это делается. Нам там руки ставят, мы им здесь руки ставим, фигурально выражаясь. Потому что они приезжают не посмотреть, а научиться и, научившись, осознать, применимо ли это у себя в городе.

А. СОРОКИН -  «Образование в комплексе»

Хотел бы задать вопрос коллегам из регионов. Могли бы вы на каких-то цифрах показать, как было и как стало после того как вы начали принимать участие в этом проекте?

С.Г. ПЕТРОВА

Мы уже говорили о конкретных положительных результатах. Например, после введения инженерных классов в этом году у нас даже количество 100-балльников увеличилось. По математике у нас было три 100-балльника по математике по г. Ижевску. У нас таких результатов никогда не было. И, конечно же, победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады стало намного больше в этом году, чем прежде. И по качеству и успешности работы нашей команды заключительного этапа. Так же по медицинским классам.  Мы это впервые запустили. Очень подробно изучили здесь опыт системы столичного образования. И в этом году мы на втором месте после Москвы по количеству призеров  и победителей по  экологии в олимпиаде, и, так же, по количеству 100-балльников по химии.

 Для нас любой проект направлен, прежде всего, на новый качественный результат. В этом году мы уже можем об этом говорить. Ну и, конечно же, кадетские классы. В этом году у нас в 20 школах, больше, чем в прошлом году, мы открыли кадетские классы. Здорово, что мы являемся активными участниками парада кадетского движения «Не прервется связь поколений». Ижевск тоже принимает в этом участие.

Л.В. БЕСШАПОШНИКОВА

В принципе, у нас показатель один и тот же. Соглашусь со Светланой Геннадьевной. У нас в городе 24 школы и они не такие большие. У нас только две школы где более 1000 -1500 детей. Остальные гораздо меньше. Тем не менее, если в прошлом году мы говорили о том, что у нас четыре 100-балльника были, и, в основном, это гуманитарные предметы. То сейчас, когда то, о чем говорила Светлана Геннадьевна, в этом году у нас 7 100-баллников. Это уже показатель. И, конечно, это наш критерий победителей в олимпиаде. Это очень для нас важно. На протяжение определенного количества лет у нас никак не получалось, чтобы у нас были по точным наукам. В этом году у нас тоже такие победители есть. Поэтому, это очень показательно.

Ценность в чем? Да,  у нас были созданы традиционные профильные классы. У нас были и медицинский класс, и инженерный класс был создан, пользуясь тем, что у нас в городе есть филиал МИФИ, и мы использовали потенциал. Но применительно к тому, о чем мы сейчас говорим – «Взаимообучение городов», - посмотрев, как это работает в московских школах, мы на традиционных профильных своих классах применили те технологии, которые применяются сейчас здесь. И, кончено, это сразу выстрелило и дало определенные результаты.

А.И. РЫТОВ

К началу Вашего вопроса. Как я услышал Любовь Васильевну, у них были созданы эти классы. Для отчета там все было нормально. А они посмотрели, как технология работает в Москве, у других.  И они эту технологию начали применять у себя. Вот это мы ценим.

Е. ШУВАЕВ - ИА «Москва»

Планируется ли какое-то расширение списка городов, которые участвуют в этом проекте?

Как этот проект будет представлен на «Городе образования»?

А.И. РЫТОВ

По первому вопросу я бы ответил так. Планировать расширения было бы достаточно опрометчиво. Об этом проекте знает достаточное количество городов. На нашем сайте Московского центра развития кадрового потенциала есть такая штучка «депозитарий» называется. Вот там есть информация о том, где были наши делегации. Об этом мы постоянно пишем новости в городах, которые партнеры, у которых есть соглашение с Департаментом образования. Они подписывали соглашения с руководителем Департамента как руководителем Городского отдела образования. Исаак Иосифович в данном случае как руководитель Городского отдела образования. Вот таких договоров у нас 92.

Я полагаю, что проект сам по себе будет расти, т.к. проявляется интерес о стороны других регионов. Мы просто этому не препятствуем. А зазывать, что давайте приходите к нам… Зачем это надо? Если людям интересно. Вот, о чем я говорю? Она же все равно, будучи в другом городе, где-то обязательно расскажет про то, что у нас был этот профильный класс и медицинский класс. Подсмотрели там у Москвы – у них там несколько другие технологии. Естественно, реакция чиновников того города – «наверное, надо и нам посмотреть». Согласитесь, что это ровно  так будет выглядеть. Поэтому, планировать мы не будем, но проект точно будет расти. Интерес к нему высок. Скорее всего, он будет расширяться не только за счет крупных городов, к которым мы относим города с населением более 100 000, а города в 50 000-  70 000 населения. Они рядом с ними находятся и тоже интерес проявляют. Они сами по себе, без соглашения с Департаментом образования о взаимодействии просто в этот проект будут включаться однозначно, приезжать на практики. Другое дело, что мы-то себе отдаем отчет, коллеги, что далеко не все  практики, эффективные в таком городе, Москва может для себя подсмотреть. А вот те города у нас могут подсмотреть много чего для себя. Поэтому, там скорее будет больше интерес малых городов к крупным городам, не только к Москве. А мы будем продолжать поездки в крупные города, и они планируются.

По второму вопросу, есть уже программа определенная. Я бы попросил включиться Алексея Владимировича, моего заместителя в Московском центре развития кадрового потенциала. У него программа где-то прямо под руками была по форуму «Город образования».

А.В. КАРПУХИН

Добрый день, уважаемые коллеги. Я представитель городских систем образования на «Город образования». Предусмотрена та же самая программа, что и для всех посетителей форума. Деловая программа вскоре будет опубликована на сайте. Отличие лишь в том, что мы сориентируем наших гостей на ключевые мероприятия, которые у них являются наиболее востребованными, поскольку мы постоянно общаемся и знаем, что в большей степени интересует города. Запланирована встреча, профессиональное общение с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента. В качестве анонса можно обозначить «Управленческую пятницу», где мы поделимся опытом того, чему научились и чему научили, и несколько дискуссионных площадок со спикерами как из Москвы, так и со спикерами-посетителями «Города».

ВЕДУЩАЯ

Все эти мероприятия являются полностью открытыми. На них нужно только зарегистрироваться и так же прийти.

А.В. КАРПУХИН

Да, все верно. Они войдут в программу и будут доступны для регистрации.

Л. ЗУЕВА - «Учительская газета»

Алексей Иванович, было упомянуто о дистанционном решении в рамках проекта. Можно рассказать об это поподробнее? А можно так же заострить внимание на очном обучении? Это стажировки?

А.И. РЫТОВ

Как мы уже сказали, Москва взяла на себя функции модератора. Естественно, и техническое сопровождение мы тоже берем на себя в этом плане. Мы собираемся в обыкновенной комнате Московского центра развития кадрового потенциала и выносим вопрос, который на предыдущем дистанционном совещании коллеги из городов решили, что нужно обсудить. Например, тема сегодняшней конференции – военно-патриотическое воспитание. На эту тему выступают в дистанционном режиме представители Балакова – они про свой опыт рассказывают. Вся страна видит, все участвуют, вопросы задают. Ижевск вопросы задает, Москва на эту же тему тоже. Это выглядит как план проведения конференции. В конце конференции, когда все выступили, задали вопросы, в конце конференции предлагаются из предложенных заранее – какую тему вы бы хотели обсудить на следующей конференции? – городам рассылается. Из этих тем предлагаются для голосования городов – какая тема следующей конференции будет. Идет онлайн-голосование. Мы это все видим. Все участники принимают участие, у кого есть доступ. Выявляется сразу тема. Здесь и сейчас быстро опросили. Все! Затем я или Алексей Владимирович объявляем тему следующей конференции. Это последняя пятница месяца, 10 часов. Так проходит наше дистанционное взаимообучение.

Очное – они присылают, даже школа может прислать города Ижевска, что она готова провести обучение очное по такой-то теме. Единственное условие, когда мы допускаем на портал заявку этой школы, когда заявку этой школы подтвердил начальник  Управления, что этот опыт реальный и начальник Управления это согласует. Тогда мы как модераторы рассылаем всем городам, которые участвуют в проекте, информационное письмо, что тогда-то город Ижевск проводит  такое-то, школа такая-то, тема такая-то, заявки направлять уже в Ижевск. Вот наша роль в очном обучении.

Е. ШУВАЕВ - ИА «Москва»

Есть ли города, которые сами изъявили желание, может быть, даже подписать соглашение с Москвой, о котором Вы говорили, чтобы присоединиться к проекту?

А.И. РЫТОВ

Проект взаимообучения – это органическое продолжение проекта  «Школы городов России- партнеры Москвы». Мы выезжали в эти 92 города. Изначально делегации наших директоров ехали с намерением подсмотреть эффективные практики, какие есть у того города. Если город интересовали какие-то наши практики – пожалуйста, 2 директора, 5-8 учителей,  - они их спросят, они там расскажут. Во время этих поездок и рождались эти обсуждения на предмет хотят ли они заключить соглашения. Вот эти 92 города соглашения заключили сами и, прежде чем мы куда-то поехали, эти города изъявили желания заключить соглашения с Департаментом образования о взаимодействии. Дополнительно к этим есть, по-моему, 8 городов. Алексей Владимирович планирует выезды туда. Это помимо тех 92 двух. Они сами написали, изъявили желание. Но соглашение  должно быть официально заключено и какие-то официальные делегации должны быть. И мы планируем поездку туда. Мы подбираем школы с тематикой, интересной городу. Школы туда едут и там, от имени Департамента образования, это соглашение подписывают.

ВЕДУЩАЯ

Алексей Иванович, если позволите, смысл в том, что механика проекта предполагает, что именно город изъявляет желание в нем поучаствовать. И, помимо 92 городов, с которыми уже официально зафиксированы отношения сотрудничества, еще с 8 городами такое заключение соглашений предстоит в ближайшее время.

Благодарю всех за участие.