Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Владимира Жидкина
06 мая 2021, четверг, 02:57

Пресс-конференции

14 апреля 2021 Пресс-конференция Владимира Жидкина

14 апреля состоялась пресс-конференция Владимира Жидкина

Пресс-конференция Владимира Жидкина


ВЕДУЩИЙ

Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Жидкина Владимира Федоровича на тему: «Комплексная реализация инфраструктурных проектов как основной тренд развития новых территорий Москвы».

В. ЖИДКИН

Добрый день всем. Есть нам, о чем поговорить сегодня. Я не стал менять структуру презентации, хотя больше буду останавливаться на конкретных объектах. Но при этом хотел бы сохранить структуру с тем, чтобы вы видели историю развития проекта и помнили основные параметры, принципы подходов к развитию «Новой» Москвы. При этом хочу еще раз напомнить, мы как его планировали, так и развиваем по основным принципам: создание комфортной среды, полицентрическая модель, организация мест приложения труда как главный импульс к развитию, жилые комплексы, инфраструктура транспортная и инженерная, сохранение экологического каркаса. Эти принципы остаются. Мы ими руководствуемся при формировании любого проекта - жилого комплекса, крупного кластера.

Международный конкурс, который был, мы его оставили за основу. На слайде показана полицентрическая модель, 12 точек роста. Так мы и развиваем «Новую» Москву. Единственное, что я бы добавил сегодня, основные точки роста, которые развиваются активно сейчас. Их 5 – Коммунарка, Румянцево, где «Комсити» находится, Внуково, территория Саларьево и Прокшино, где сегодня есть метро и активно строится жилье и административные комплексы. Все другие точки развиваются, но эти 5 самые активные сегодня. Можно добавить еще Рязановское поселение, где «Самолет» реализовывает основные проекты.

По поводу Генплана и ПЗЗ хочу напомнить, что у нас все эти документы были приняты. Самое важное на данном этапе – принятие решений по созданию мест приложения труда, и крайне редко мы добавляем сегодня в ПЗЗ объекты жилого назначения. Сегодня у нас раскрыто 20 млн квадратных метров жилья на новой территории в ПЗЗ и, соответственно, 35 млн квадратных метров нежилой недвижимости. Это все находится уже в принятых документах. Остается только получать разрешение на строительство и создавать новый объект.

По поводу инвестиционного процесса, который сегодня идет в «Новой» Москве, мы уже перевалили за 2 трлн рублей инвестиций в строительную отрасль и строительное направление. При этом за первый квартал текущего года проинвестировано 120 млрд рублей. Если сравнивать объемы инвестиций городом и внебюджетными источниками, то 530 млрд рублей - это деньги города с момента присоединения, а в общем 2 трлн 100 млн. Понятно, что инвестиционная составляющая и дает такой рост, на что мы и рассчитывали. Первоначально у нас был рубль к четырем, а сегодня мы постепенно начинаем двигаться к соотношению 1 городской рубль к 5 внебюджетным.

По транспорту. Сегодня проинвестировано в дороги 200 млрд рублей городом. Часть ЦКАДа уже открыли – 10 км. В 2021 году мы планируем построить более 30 км дорог, кроме ЦКАДа, еще и ЦКАД тоже. Основные показатели к 2035 году: 2100 км дорог (в начале их было всего 600 км), и плотность будет 3,8 на квадратный километр. Это очень высокий показатель на такой разреженной территории, где будет проживать всего 1,5 млн человек.

Сегодня в стройке находится 104 км дорог и проектируется 113 км. В этом году будут введены: Внуковское шоссе, которое соединяется между собой Переделкино; станция на МЦД «Мичуринская», которая будет открыта в ближайшее время. Также готовятся к открытию  станция  «Внуковская» и дорога Середнево-Марьино-Десна. Это очередная хорда, которая соединяет между собой Киевское и Калужское шоссе. Очень важная дорога – Воскресенская – Каракашево-Щербинка. Это перемычка между Щербинкой и Бутово. Такой дороги сегодня нет. Люди пытаются прорваться по грунтовым каким-то участкам. Многие жители Бутово и Щербинки просили эту дорогу. Мэр решение принял, и мы ее открываем в этом году. И, соответственно, тоже очень важный участок дороги – это Московский и станция метро «Филатов луг». Можно будет добираться к станции метро, не выезжая на Киевское шоссе. Это главная проблема сегодня для Московского: там всегда пробки при выезде.

Сегодня проинвестировано в метро более 120 млрд рублей. Основные станции, которые мы планируем открыть в 2023 году, - это «Славянский мир», « Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка», «Новомосковская», «Пыхтино», «Внуково». Получается, что 7 новых станций откроется в ближайшие 2 года.  

Уже 8 станций открыто, вы об этом знаете. Поэтому, несмотря на пандемию, проблемы, которые были с финансированием сегодня, метро очень активно строится, и 2 ветки, о которых мы говорим, продляться. Одна до аэропорта, другая до «Коммунарки» через «Славянский мир».

МЦД - тоже очень важный проект: на четвертом диаметре открыто уже  3 станции. Это «Крекшино», «Санино», «Мечуринец». «Внуковская». Будет открыта в ближайшее время и станция «Астафьево», которая также сегодня работает, и к ней мы проводим дорогу из Троицка. Это важный поперечный транспортный участок, на который из центра «Новой» Москвы можно будет выезжать в «Астафьево» на МЦД.

Если говорить про четвертый диаметр, то в 2022 году появятся новые пути: от МКАДа до Апрелевки. По сути, мы пройдем через всю «Новую» Москву новыми путями.

По инженерным объектам. Мы сегодня не стали показывать вам отдельно каждую схему. Общая инженерная схема, по ней во всех направлениях идет работа. Строятся газовые сети основные, опорные. «Мосгаз» это все делает.  Строятся питающие центры электрические. Мы строим водопроводные сети. Основные объекты – это водовод от Троицка до Щербинки, очень важный участок, который закольцовывает систему водоснабжения. Соответственно, до Троицка сегодня строится коллектор, и запланированная схема будет реализована в ближайшие 2 года. Основная опорная - водоводная.

В этом году мы введем Южнобутовские очистные сооружения, которые сейчас строим, и вся эта локация будет обеспечена водоотведением. Мы строим крупные канализационные насосные станции, которые также позволят нам сбрасывать в централизованные очистные сооружения все стоки. Поэтому данное направление очень активно сегодня реализовывается. Работы ведутся по всем энергосистемам, энергоресурсам.

Социальные объекты. Этот год будет знаковым для нас, потому что к 1 сентября мы планируем ввести 22 объекта – это только школы и сады. Как правило, мы открывали и вводили около 10 объектов, а в этом году – 22. Это связано с тем, что в некоторых локациях есть напряжение по социалке. Мэр задачу такую поставил, и я лично 2 раза в неделю провожу штабы, чтобы обеспечить ввод. Хотя в начале года мы уже ввели 2 объекта – будет 24 всего в этом году. Важная и нужная для «Новой» Москвы сейчас задача. В ближайшие 3 года мы планируем ввести 100  социальных объектов. Это школы, детские сады и поликлиники. 2021-2023 год  – 100 объектов.

Программу «Безопасный город» мы тоже не забываем. Одно пожарное депо уже ввели в текущем году. 4 пожарных депо планируем ввести до конца текущего года.

Не забываем и не снижаем темпы по программе градостроительной политики, строим объекты электроснабжения, подъездные дороги к СНТ на территории Московской области, где проживают жители Москвы, газовые сети в «Новой» Москве, заборные узлы, плотины.  В частности, новая плотина будет построена в «Новой» Москве. Не снижаются ни темпы, ни динамика строительства, ни объемы финансирования – порядка 800-900 млн рублей в год мы направляем на эти цели.

В целом, по строительству недвижимости на сегодняшний день уже построен 21,1 млн квадратных метров. Это жилье и нежилье. Темпы в динамике растут, как мы и планировали. В текущем году мы тоже ожидаем увеличение объемов. Если в прошлом году мы ввели 2,3 квадратных метров, то в этом году будет не меньше, чем 2,6 млн, а может и больше. Главное, что динамика роста по жилью у нас есть. Жителям проекты нравятся. «Новая» Москва пользуется интересом у всех, кто ищет себе жилье. Цена, к сожалению, растет, но не просто так. Во-первых, качество жилья с каждым годом улучшается, во-вторых, улучшается инфраструктура. Сегодня мы можем доехать до Коммунарки за полчаса на метро. Поэтому цена квадратного метра немного выросла.

По реновации напоминаю, что у нас 500 000 квадратных метров жилья, которое реновируется. В этом году мы почти половину этих квадратных метров должны ввести. Основные, крупные проекты – это Ватутинки и Мосрентген. И туда, и туда переезжают жители нескольких административных районов. Они закрывают не только эти населенные пункты, но и еще 7 других районов, куда переезжают жители из реновированного жилья.

Уже построено 2 дома в «Шишкином лесу». Поэтому мы постепенно эту программу достаточно активно реализовываем.

Мы проводили опрос жителей, и 70% из них считают, что жизнь в «Новой» Москве за последние 2 года качественно улучшилась. 80% отметили значительно развитие улично-дорожной сети. 72% признают основным преимуществом создание в «Новой» Москве метрополитена. 52% считают, что жизнь в городе стала безопаснее. Думаю, что цифры очень хорошие. Хороший показатель, комментирующий отношение жителей к развитию новой территории.

Основные вопросы сегодня на повестке – обеспокоенность темпами строительства социальной инфраструктуры, чем мы и занимаемся. Как я говорил, за 3 года мы планируем построить 100 объектов. Это позволит нам выйти в абсолютный ноль по дефициту, а может быть, даже в небольшой плюс. Поэтому сегодня наши основные силы направлены на строительство социальных объектов.

Хочу напомнить, что у нас почти 50% - молодые семьи, 26-35 лет.

Тренд не меняется, я об этом тоже говорил, в 2013 году 18% жителей Москвы покупали квартиры в «Новой» Москве. Сегодня уже 63%. Это означает, что не только жители других регионов покупают здесь жилье, но и, самое главное, москвичи.

По рабочим местам у нас активно строятся объекты. Сегодня почти 5 млн квадратных метров введено, 267 000 рабочих мест мы сегодня имеем в «Новой» Москве.

Сейчас реализовывается новая очередь «Комсити», где будет 6000 рабочих мест создано. Дальше. Бизнес-центр «Прокшино», тоже инвестиционный объект. Его создает компания «А 101», 3000 рабочих мест будет там. Сейчас активно строится завод модульного домостроения компании «Монарх», 2500 рабочих мест. Объект активно строится, и нас очень радует, как радует и новых москвичей.

По-прежнему город сегодня под производство выделяет земельные участки бесплатно – там копейки какие-то они оплачивают. Но в основном, это все через МаИП. Уже 5 участков выделено: в Щаповском, Вороновском, Краснопахорском, Марушкинском, Марушкинском поселении. Всего 37 гектар. Объем инвестиций в эти объекты планируется 18 млрд рублей. Поиск земельных участков продолжается, как и поиск инвесторов, которые готовы создавать производственные объекты.

Введена новая норма, о которой мы пока не говорили. Это строительство мест приложения труда компенсируется затратами на смену ВРИ. Застройщик, когда строит жилье, должен оплатить за смену видом разрешенного использования. Например, земля была сельхозкой, а он хочет там построить жилье. За смену ВРИ он платит деньги. Это закон города Москвы. Но если этот же инвестор построил рабочие места, то средства, оплаченные им, компенсируются на затраты, понесенные на строительство мест приложения труда. Это новая норма, и по ней уже начинают работать, в т.ч. «А 101». Сейчас рассматривается крупный проект, который будет идти в компенсацию им за смену ВРИ. Другие застройщики тоже начинают изучать данное предложение города. Уверен, что они будут этой льготой пользоваться.

В завершение о красивом, о парках. Парки мы продолжаем строить. На сегодня строится 7 парков одновременно. Это направление будет продолжаться, тем более, что у «Новой» Москвы есть для этого ресурс. Есть, где строить парки, есть, что благоустраивать. Сегодня и ДКР, и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, и префектура этим активно занимаются. Вот, собственно, почти обо всем я вам рассказал, что делается в «Новой» Москве. Готов ответить на ваши вопросы.

«Комсомольская правда»

Здравствуйте, Владимир Федорович. Вот по нежилью. В перспективе может быть  построено в «Новой» Москве 35 млн квадратных метров нежилья, да? И могли бы Вы нам рассказать, какой нежилой недвижки сейчас строиться больше всего, почему, и сохранится ли нынешняя картина этого строительства на перспективу? Спасибо.

В. ЖИДКИН

Строится и производство, и логистика, и торговля, и административные здания. «Комсити» строится. Это офисные здания. Хотя про офисы слышали многие и говорят, что сегодня это не так актуально. Но при этом иностранные компании строят одновременно почти 150 000 квадратных метров, 6000 рабочих мест. То же самое «А 101» с бизнес-центром «Прокшино», с 3000 рабочих мест, активно строится бизнес-центр. Строятся по мере необходимости для «Новой» Москвы объекты всех направлений: производство, логистика, офисные центры, различное мелкое производства, малые предприятия, как, например, «Индиго-парк», где 50 резидентов. Они чего только не производят: и медицинское оборудование, и мебель, и окна, и алюминиевые, пластиковые, крышки, банка. Там навалом различного производства, направлений. Дальше. Завод «Мосрентген» модернизируется, строится. Тот же лифтовый завод в Щербинке модернизируется. Про торговлю я говорил. Развивается очень много общественных пространств. Когда создается крупный комплекс, там же не только торговля, но и предприятия, которые предоставляют услуги населению. Строятся спортивные объекты. В ближайшее время мы хотим открыть ледовый дворец, который построил инвестор. Много социалки. Это же тоже рабочие места: и образование, и здравоохранение, и медицина. Поэтому сегодня охвачены все сектора экономики, в которых создаются рабочие места в «Новой» Москве. На перспективу, я также прогнозирую, будут развиваться все направления, учитывая, что ни в одном из них пока нет полной обеспеченности - ни в торговле, ни в логистике. Поэтому нам нужно развивать все направления. Можно три главных назвать: логистика, производство, пищевая перерабатывающая промышленность  и офисные объекты. Социальных объектов планируется очень много создать. Я вам говорил про 100 объектов – это только детские сады, школы и поликлиники. Кроме этого спорт, культура, отдых.

«Аргументы и факты»

Владимир Федорович, когда начинался проект, он вызвал опасение, что бурное развитие «Новой» Москвы лишит старую Москву «зеленых легких». Что с экологией? Сохраняются ли природные территории?

В. ЖИДКИН

Природные территории сохраняются. Тем более, что природных территорий половина в «Новой» Москве. При строительстве любого объекта создаются новые ливневые очистные сооружения. Если взять «Новую» Москву, это же Московская область, там ливневки почти нет, очистных сооружений, и вся дождевая вода с крыш, с территорий крупных объектов сливается в реки. А мы каждый год десятки очистных сооружений делаем. Например, мы строим дорогу, она проходит по полю. Эта дорога обеспечивается новыми очистными сооружениями. Но все, что есть рядом, мы начинаем собирать в эту ливневую систему. Это же тоже экология. Плюс префектура активно занимается очисткой леса, санработы проводит. Раньше этому мало внимания уделялось. Я не вижу никаких решений и фактов, которые бы нарушали сегодня экологическую ситуацию в Москве. Наоборот, только улучшают ее. То же самое я говорил вам про систему водоотведения. В момент присоединения там были сотни фекальных очистных сооружений. Но вы же понимаете, что половина из них могут работать некачественно, а мы сегодня строим коллекторы, которые все это будут собирать, направлять на крупные очистные сооружения. Поэтому, какое направление не бери, везде есть только плюсы в улучшении экологии на новой территории.

ВЕДУЩИЙ

Насколько я понимаю, на сегодняшний день это самый крупный проект, которые реализуется на территории Европы?

В. ЖИДКИН

Думаю, да. Если говорить про объем инвестиций, масштаб, охват, территорию, которая одновременно развивается. Самое главное, что это единый комплексный проект, в котором увязаны все инфраструктурные объекты. Могут быть в каких-то крупных городах Европы проекты, но они носят локальный характер. А мы создаем город, где развивается абсолютно все: дороги, метро, МЦД, сети, социалка, жилье, рабочие места. Это связанный, крупный проект.

ВЕДУЩИЙ

2020 год потрепал много нервов. Вы всегда шли с опережением с момента развития территорий. Сильно вас назад откинуло? Или набранные темпы позволили вам спокойно пережить и дальше набирать оборот?

В. ЖИДКИН

Что касается темпов, у нас снижения нет ни в одном из направлений, везде только рост. Но одна из главных проблем, которые нам принес ковид, – нехватка рабочей силы. Потому что это вахтовики, которые приезжали из Белоруссии, стран СНГ. Сейчас проблемы с границами, с приездом их сюда, и мы над ней всем строительным комплексом работаем, и федеральная власть, в т.ч. М. Ш. Хуснуллин много внимания этому уделяет. Это одна из самых основных проблем - нехватка рабочей силы. И зарплата сейчас растет, и все больше россиян начинают приходить на стройку. А в остальном, к счастью, у нас нет причин беспокоиться. По всем направлениям стройка идет динамично и с опережающими темпами.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

Владимир Федорович, правильно ли я понимаю, что около 30 км дорог будет в этом году сдано? Это то, что финансирует ваш департамент и еще ДС 19 км. Т.е. суммарно получается чуть ли не 50 км.

В. ЖИДКИН

Да, так и есть, 50 км.

М. РЕЧКОВ – «РИА Новости»

Владимир Федорович, доброе утро. Скажите, пожалуйста, в конце января говорили, что власти Москвы обсуждают подготовку заявки на «Экспо 2030». Подали вы заявку или составили уже? Как там все это будет финансироваться?

В. ЖИДКИН

До заявки еще очень далеко. Вы имеете в виду заявку на участие новой территории? Заявка формируется сейчас. Создана рабочая группа, в которую мы входим. Ведем не мы ее. Заявка формируется. Земельные участки примерно определены около Внуково, там территория приличная, чтобы разместить любого уровня комплекс для проведения «Экспо 2030». Заявка формируется. Там есть определенная процедура. Это не совсем наш вопрос. Наше направление – градостроительство, граддокументация. Мы видим, где эта территория. Знаем, как обеспечить ее дорогами, сетями. Плюс там рядом аэропорт. Место просто идеально для создания такого центра, когда есть и МЦД, и аэропорт, дороги, сети. Все для этого есть. Надеюсь, что наличие инфраструктуры позволит нам победить и этот проект реализовать.

А. ЧЕРНЫШЕВА – ИА «Москва»

Расскажите, пожалуйста, как идут работы по фондохранилищу?

В. ЖИДКИН

Проект сегодня разрабатывается. До конца года планируем спроектировать. Проект очень непростой, потому что там планируется разместить 20 музеев. Из них 16 – московских и 4 федеральных. Когда объект строится для 20 различных резидентов в одном здании, это всегда очень сложно. Там большое пересечение интересов. Надо создавать общественные пространства для проведения выставок и другие общественные помещения, которыми будут пользоваться все резиденты этого комплекса. Тем не менее, мы все это утрясли, отработали, согласовали, и до конца текущего года должны выйти из экспертизы. Соответственно, в будущем году можем уже начать строительство.

А. ЧЕРНЫШЕВА – ИА «Москва»

Как вы оцениваете динамику сделок и продажи жилья в «Новой» Москве? Потому что некоторые эксперты предполагали, что динамика снизилась.

В. ЖИДКИН

Не знаю, о какой динамике они говорят. Мы в первом квартале ввели почти 900 000 квадратных метров жилья – почти полугодовая программа. 850 000 квадратных метров уже введено. Вот вам динамика. Вы же понимаете, если нет финансирования, динамики по приобретению, на что инвестор будет строить эти жилые объекты? «Новая» Москва по-прежнему интересна всем, кто ищет жилье. Самое главное, что инфраструктура развивается. Цена растет. Цена не может расти, когда нет спроса. Такого не бывает нигде и ни в чем.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

Сегодня уже стартовали проекты по строительству, в т.ч., логистических центров в зоне притяжения ЦКАДа? Какой там общий потенциал, объем?

В. ЖИДКИН

Потенциал в районе ЦКАДа около 2,5 млн квадратных метров нежилой недвижимости. Это большой объем для данной территории. Это же не рядом с МКАДом. Надо, чтобы еще кто-то работал на этих объектах, а плотность там пока не высокая по жилью и проживанию. Но сейчас активно ведется работа с собственниками земельных участков по выбору резидентов, кто у них будет приобретать или размещаться на этих крупных площадках. Один из крупных – это «Шишкин лес». Там около 500 000 квадратных метров. Второй – это «Абсолют», у них примерно такая же площадь. Почти миллион. Ну и все остальное по мелочи. Думаю, что активность будет очень быстро возрастать по мере завершения работы и ввода в эксплуатацию этого участка ЦКАД.

А. МАСТРЕНКОВ – «Интерфакс»

Но это промка или какие-то склады? Что это в основном?

В. ЖИДКИН

Знаете, никогда не разместишь в одной локации что-то одно: либо промку, либо логистику, либо офисные здания и малые предприятия. Это будет просто неинтересно резидентам. Поэтому там будут развиваться все направления: и промка, и переработка, и склады, и малые предприятия, и торговля - крупные объекты по услугам населению. Все направления, кроме металлургии и нефте- и газодобычи. А все остальное, мы предполагаем, там будет размещаться. В частности, около ЦКАДа есть предприятие, мы там были с Сергеем Семеновичем, открывали новую линию. Там изготавливают двери, которые идут в десятки стран мира. Можете себе представить? «Новая» Москва, рядом с ЦКАДом предприятие, где изготавливают двери, которые покупают немцы, французы, в Бразилию, даже в Америку эти двери плывут на кораблях. Это производится сегодня на территории «Новой» Москвы.

М. РЕЧКОВ – «РИА Новости»

Владимир Федорович, что сейчас с проектом платной дороги?

В. ЖИДКИН

Платной в «Новой» Москве нет. В «Новой» Москве есть коридор для дублера Калужского шоссе, но мы его точно в ближайшее время строить не планируем, потому что пока это направление обеспечено транспортными магистралями. Но, может быть, в будущем, когда-то этот коридор может оказаться участком платной дороги. Но об этом сегодня очень рано говорить. Тем более, что сейчас проектируется метро до Троицка. И при наличии Калужского шоссе, участка дороги, который мы сейчас строим от Адмирала Корнилова почти до Троицка (это получается дублер Калужского шоссе). Еще один дублер Киевского шоссе мы строим и часть уже открыли – это рядом с Киевским шоссе. Поэтому у нас только 4 дороги идут от МКАДа в сторону Троицка. Сейчас там создавать платный участок рано – он просто никому не будет интересен.

В 2019 году мы говорили, что когда-нибудь в этом коридоре может появиться инвестор по платной дороге. Но это вопрос точно не ближайшей перспективы, не ближайших 3-4 лет, учитывая, что данное направление сегодня обеспечивается дорогами, которые мы строим за счет АИП.

ВЕДУЩИЙ

Владимир Федорович, как за эти годы поменялся инвестор, который к вам пришел?

В. ЖИДКИН

Процесс взаимодействия с инвесторами очень сложный. Там есть десяток составляющих, которые формируют процесс взаимодействия и развития города силами и города, и застройщика. Это и инженерные сети, и социальные объекты, и качество жилья. Но, вы знаете, в каждой этой составляющей есть свои механизмы и способы взаимодействия, влияния. Они есть популярные и не очень. Точно скажу, что без регулярного взаимодействия, без проведения штабов не получается. Система, регулярность. Я каждую неделю провожу штаб со всеми инвесторами по социальным объектам. Только отпускаешь их на 1-2 месяца, они тут же начинают перетекать на другие объекты, территории.

ВЕДУЩИЙ

Т.е. ручное управление?

В. ЖИДКИН

Вы знаете, его можно назвать ручным, но штабы – это тоже система. Просто в какой-то отрасли штабы не нужны, а в строительной отрасли без штабов никогда ничего строиться не будет. Это нормально, системно. Некоторые его называют ручным управлением, но я считаю, что это и есть система, что мы должны обязательно всегда проводить штабы по всем направлениям. Это и есть работа органа власти и службы заказчиков. Но система и взаимодействие, и контакт общения. Потому что как только отпускаешь инвесторов, перестаешь с ними взаимодействовать, у них появляются какие-то странные идеи, не совсем качественные проекты. Поэтому здесь такой формат постоянного взаимодействия просто необходим. Самое главное - поиск общими усилиями и органов власти, и инвестиционного всего процесс, он дает результат. Например, взять «Комсити». Он же 3 года не строился. Они остановились, первую очередь сдали и на этом все встало. При этом построено 200 000 квадратных метров. Несколько раз мы общались с застройщиком и решили разместить вместе с ними там небольшой жилой комплекс. Для всех хорошо: для комплекса удобно, люди там могут купить квартиры и тут же работать, и для них удобно, потому что экономика стала лучше. Вот таким образом находятся решения, которые позволяют дальше двигать инвестиционный климат в «Новой» Москве. Взять тот же завод модульного домостроения. Он вначале хотел этот участок купить на рынке, искал полтора года и не мог ничего приличного найти. Обратился к нам, мы подключились, совместно нашли земельный участок городской, предоставили ему. Пожалуйста, 15 млрд, строится новый комплекс. Ну да, город не продал участок за 1,5 млрд кому-то другому. Но при этом объем инвестиций и налогов, которые будут собираться потом с этого объекта, с лихвой окупит затраты, которые мы понесли на предоставление участка этому застройщику. Поэтому механизмов много, они все разные. Но самое главное – системное взаимодействие с инвесторами. Оно дает такой результат.

ВЕДУЩИЙ

Механизмы-то во всей стране одни и те же, а результат у всех разный.

В. ЖИДКИН

Правильно. Креативный подход, поиски решений, изучение международного опыта. Мы же тоже на месте не сидим, летаем в Европу, Сингапур, Гонконг. Мы же от них тоже приобретаем, они с нами делятся опытом, и многое мы применяем для этого. Как говорили классики: роль личности в истории никто никогда не отменял. Я говорю про всю нашу команду, но, самое главное, про команду мэра. Потому что сам мэр, его заместители и правительство – вы же сами видите, каких результатов Москва добивается во всех направлениях. Я считаю, что люди – это все. Команда – это все. Поэтому команда мэра, команда наша в «Новой» Москве, она дает все результаты.

На этой оптимистичной ноте спасибо всем, до новых встреч.