Информационный Центр Правительства Москвы
24 апреля 2024, среда, 04:56
Пресс-конференции

Пресс-конференция Владимира Жидкина

25 июня состоялась пресс-конференция Владимира Жидкина

Пресс-конференция Владимира Жидкина
Важное:

К 2023 году столичные власти рассчитывают обеспечить объем инвестирования в ТиНАО в размере 2,5 трлн рублей

За 8 лет население ТиНАО столицы выросло в 2,5 раза — до более чем 573 тыс. человек

За период с 2020 по 2022 год в «Новой» Москве планируется удвоить количество новых соцобъектов

Более 160 млрд рублей на данный момент вложено в развитие дорожной сети «Новой» Москвы

Более 100 млрд рублей на текущий момент вложено в развитие метро в ТиНАО столицы

ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию,  руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Жидкина Владимира Федоровича на тему: «8 лет градостроительного развития ТиНАО. Итоги и перспективы»

В.Ф. ЖИДКИН

Добрый день. Всех очень рад видеть. Мы столько уже вместе работаем, освещаем все, что происходит на «Новой»  территории. В 7-летие мы также встречались здесь. Но прошло 8 лет, наш курс так же не поменялся. Мы продолжаем развивать новую территорию, создавать условия для благоприятного инвестиционного климата, чтобы инвесторам было интересно размещать и строить свои объекты, строить жилые объекты, коммерческие объекты различных направлений. Для этого нам нужно создавать и строить инфраструктуру. Это самое главное. Везде, в какую бы страну мы не приезжали, мы везде слышим именно этот подход. Самое главное – это создать инфраструктуру. Именно это мы и продолжаем сегодня делать нашим департаментом, префектурой, благодаря тем решениям, которые принимаются мэром Москвы Сергеем Семеновичем.

Сегодня в «Новую» Москву проинвестирован уже 1 трлн 770 млрд рублей. Это очень высокая цифра. При этом каждый 4-й рубль – это бюджетный, и ¾ -  деньги инвесторов. Общий объем инвестирования в «Новую» Москву – около 7 трлн рублей до 2035 года. Практически уже четвертую часть, даже больше, мы проинвестировали за это время. Далее соотношение бюджетного рубля к инвестиционному будет увеличиваться в сторону инвестиционного финансирования. Самое главное сейчас, на начальном этапе, создать все необходимые условия, чтобы инвесторы не вкладывали больше. Учитывая, что все остальное будет создано на «Новой»  территории.

На следующем слайде мы показываем, сколько рабочих мест на «Новой»  территории. 1 млрд рублей создает 371 новое рабочее место, появляются  745 новых жителей и поступление в бюджет – 120 млн рублей в год. Это значит, что этот миллиард мы окупаем за 7 лет.

Благодаря инвестированию за счет города мы получаем синергетический эффект инвестиций от инвесторов и застройщиков.

Если сегодня доходы в бюджет уже увеличились более чем в 3 раза, то через 3 года они увеличатся более чем в 6 раз. Скорость возврата денег от вложенных в развитие территории средств увеличивается ежегодно. В 2023 году у нас будет шестикратное увеличение поступлений в бюджет относительно даты присоединения «Новой»  территории.

Одно из основных направлений в развитии инфраструктуры – транспортная сеть. Практика показала, что именно транспорт является главным импульсом и мотиватором для застройщиков в ««Новой» » Москве.  Здесь много территорий, до которых раньше нельзя было добраться даже на вездеходе. Сегодня в этих местах появляются новые объекты, жилые и не жилые. Капитализация земельных участков, проектов у инвесторов возрастает. Самое главное, появляется возможность при инвестировании для строительства объектов.

На сегодняшний день в ««Новой» » Москве построено уже 211 км магистральных дорог сегодня в стадии строительства находится 127 км магистральных дорог и мы проектируем параллельно сейчас еще 153 км. Рассчитываем, что к 2024 году более половины тысячи километров новых магистральных дорог появиться на «Новой»  территории.  При этом, я здесь не говорю о капитальном ремонте. Только в этом году планируется отремонтировать 250 объектов дорожного хозяйства  - 700 000 квадратных метров. И мы построили 37 км новых магистральных дорог в «Новой»  Москве. Практически все новые дороги, которые мы строим – это 4-6 или 8 полос.

Следующее направление транспортного развития – это строительство метро. В «Новой»  Москве построено 8 станций. К 2035 году планируется построить еще не менее 25 станций метро и 72 км линий метро. Учитывая высокую протяженность этих линий, необходимо построить дополнительные электродепо. До 2035 года планируется построить 4 электродепо.

На сегодня уже более 100 млрд проинвестировано в строительство метро и активно идет реализация проектов по строительству ветки от пересадочного контура до Коммунарки. Следующий этап – строительство метро до Троицка.

Вот так выглядит новая станция – это «Прокшино». Почти в чистом поле размещена. Здесь есть земельный участок в 135 гектар, принадлежащий компании «101». Ранее они даже близко к нему не подходили, потому что к нему нельзя было подъехать. Сегодня они начали реализовывать проект по созданию мест приложения труда рядом в этой станцией.  Общая площадь этого проекта  почти 700 000 квадратных метров. Соответственно, там может появиться до 20 000 рабочих мест. Вот, что дает новые станции метро в чистом поле.

Это станция «Филатов луг», так же находится на этой ветке. Так она выглядит. Кстати, построена достаточно быстро и дешевле, чем в обычном варианте строится метро.

Следующий, крайне важный вопрос – это создание инженерной инфраструктуры. Сегодня уже построено более 100 км магистральных сетей – это трубы большого диаметра, как водоснабжения, так и газоснабжения. Если брать обычную сеть – 4 км, а там будет более 1000 км. В этом году мы строим одновременно 9 крупных магистральных объектов.  До конца года 2 из них планируем ввести. Самое главное, у нас на всю перспективу развития до 2035 года есть головные источники газа, воды, электричества и канализования. При этом более 95% воды на «Новой»  территории бралось из подземных источников. Вода была не очень высокого качества и Мэром было принято решение построить водоводы из Москвы, чтобы обеспечить всю территорию качественной водой. Сегодня мы эти водоводы строим. То же самое по канализованию. Там масса мелких очистных сооружений, которые влияют на экологию. Мы строим сегодня магистральные сети, насосные станции, очистные сооружения, которые будут обеспечивать централизованную очистку. Архитектура этих объектов тоже заслуживает внимания.

Социальная инфраструктура тоже сегодня остается и будет оставаться для развития «Новой»  Москвы  крайне важным направлением. За 8 лет было построено в 2,3 раза больше детских садов, чем за весь предыдущий период, школ – в 2 раза больше. При этом с 2012 года более 80 объектов. Продолжаем их строить и до 2024 года планируем возвести еще не менее 100 социальных объектов (школы, детские сады и поликлиники). Помимо этого нужно создавать рабочие места и для служащих. В здании префектуры размещается более 10 разичных городских служб, что очень удобно для получателя услуг. Построена одна из самых крупных в Москве школ – на 1775 мест.  Сейчас мы проектируем крупнейшую школу, которая будет построена в Троицке, на 2100 мест. Там все еще есть небольшой дефицит, но учитывая рост населения, будем строить большую школу.

Уже строиться вторая очередь больницы. Кстати, она была под ковидом, и главный врач получил Героя России. Скорость строительства этой больницы просто феноменальна.

Мы продолжаем реализовывать программу «Безопасный город» и строить пожарные депо, здание УВД Москвы. В этом году мы планируем ввести 5 объектов. Но из-за больших размеров территории для сокращения времени подъезда пожарных машин, наша программа включает в себя строительство почти 20 объектов на новой  территории.

Сегодня в «Новой»  Москве есть 7 музеев, 34 библиотеки, 14 крупных детских школ искусств. Сейчас мы строим и проектируем 4 здания культуры на «Новой»  территории там, где они либо небольшие, либо их нет. И, соответственно, проектируется депозитарный центр, о котором мы говорили. В сентябре мы уже планируем пойти в экспертизу и провести аукцион на его строительство до конца года. В  нем 10 000 квадратных метров для проведения выставок. Для 4 музеев федеральных и 17 московских будет построено 70 000 квадратных метров зданий для размещения экспонатов и проведения выставок.

Физическая культура и спорт сегодня широко представлены в «Новой»  Москве. Благодаря этому с 2012 года по 2020 год более чем в 2 раза больше жителей начали заниматься спортом: 36 000 в 2012 году и 155 000 в текущем году. Всего в ТиНАО сегодня функционирует 26 муниципальных учреждений физкультуры и спорта, 782 спортивных объекта и 16 бассейнов. Кстати, все новые детские сады, которые мы сейчас проектируем, проектируются с бассейнами.

Про проект «А 101» «Адреналин-бит» я уже говорил. Там будут представлены, в основном, крупные спортивные направления, в т.ч., горнолыжный комплекс, а также административные и офисные здания.

Кстати, один из возведенных спортивных объектов после присоединения – «Русская теннисная академия». У них были проблемы с газом. Но сейчас и сюда приходит газ. Мы готовим программу газификации всех населенных пунктов, где сегодня газа пока нет.

Сегодня построено объектов рекреации на 121 гектаре. Благоустроено почти 170 гектаров, почти 300 гектаров территории. 19 парков построено, 7 парков сейчас строится. Каждый год мы начинаем строить по несколько новых парков, чтобы полностью обеспечить всю новую территорию для граждан, чтобы они могли проводить там время отдыха и досуга. Парки строятся как городом, так и инвесторами.

Вообще, в «Новой» Москве жить становится все комфортнее. В рамках жилищного строительства сегодня построено 14 млн квадратных метров. Потенциал Генплана – 56 млн квадратных метров. Мы реализовываем проекты различной этажности, как многоэтажное строительство, так и среднеэтажное, малоэтажное, таунхаусы, коттеджи. Поэтому Новая Москва и пользуется таким спросом. Есть широкий диапазон стоимости квадратного метра и большой диапазон по предложениям качества и видов жилья.

Если в 2013 году было всего 18% москвичей, которые покупали квартиры в «Новой»  Москве, то сегодня – 63%. Колоссальный взлет процентной составляющей именно жителей города Москвы. Раньше 45% приобретало жители Московской области, 31% из других регионов. Сейчас всего 10% - другие регионы, 16% - Московская область, 11% - это Новая Москва и 63%- это жители Москвы. Это благодаря качеству жилья, среды. Транспортной доступности, рекреационных объектов, объектов социального назначения, качеству услуг.

За прошедшие 2 года почти в 2 раза увеличился объем продаж жилья на ранней стадии строительства. Всего 1% приобретают жилье, когда дом полностью построен.раньше соотношение было другое. Это произошло благодаря тому, что случайных застройщиков в «Новой»  Москве почти нет. Почти все перешли на эскроу-счета. Большинство застройщиков стали строить жилье и сдавать дома с полной отделкой. Например «Инвесттраст» дома без отделки вообще не строит теперь и не продает. Мы видим, насколько изменилось качество товара и застройки. Другие застройщики постепенно тоже переходят на полную чистовую отделку.

Больше половины жилья – это 2-3-комнатные квартиры. Это значит, что молодые люди покупают жилье, чтобы полностью осесть и жить в «Новой»  Москве. Это не переходное жилье, а жилье для постоянной жизни.

Сегодня  «Новая» Москва занимает 1 место по покупкам из всех районов Москвы. 12% всех ипотечных кредитов приходится на ТиНАО. В 2 раза увеличилось количество лотов с чистовой отделкой, как я уже говорил. Сегодня на рынке продаж представлено более полумиллиона – 527 000 квадратных метров жилья. Спрос есть и предложений достаточно.

На слайде коттеджный поселок «Скандинавия» с небольшим парком. Есть коттеджные поселки эконом-класса. В частности, около Троицка есть деревня Киселевка, где продают жилье со всеми сетями – всего стоит 8 млн. Спектр продуктов на рынке жилищного строительства очень широкий.

Программа реновации у нас активно реализуется. Одновременно идет строительство в Михайлово-Ярцевское,  Шишкин лес, в Новых Ватутинках, куда могут переехать жители 5 поселений, в Мосрентгене. Мы строим жилье и, как мы и говорили, к 2024 году программу реновации в «Новой»  Москве полностью планируем реализовать. Все крупные объекты уже в активной стадии строительства, в т.ч., сам Троицк.

Коммерческая недвижимость для нас - одно из приоритетных направлений, чтобы не было маятниковой миграции жителей, и жители ТиНАО могли жить и работать именно здесь. Сегодня количество мест приложения труда в «Новой»  Москве увеличилось в 3 раза с момента присоединения. Это очень высокий показатель. Каждая отрасль не забыта и в них появляются новые рабочие места. Это и производство, и торговля, и обрабатывающая промышленность и т.д. Мы мотивируем застройщиков создавать рабочие места во всех отраслях. Это позволяет сегодня обеспечить население местами приложения труда, чтобы более 50% жителей не выезжали за пределы ТиНАО на работу.

У нас нет ни одного поселения, где не было бы пропорционального увеличения мест приложения труда.

В «Комсити» в момент присоединения уже построены 10 000 рабочих мест и сейчас начали вторую очередь. Он арендован уже на 100%. Там, где «Адреналин-бит», около станции метро «Прокшино», «А 101» начали строить офисный центр. Видите, какую синергию дает появившаяся станция метро. Есть крупный логистический центр «Внуково-логистик», 350 000 квадратных метров. Это только первая очередь построена. Блоки сдаются там не только под склады, но и под производство. Производство нетканых материалов есть в ТиНАО. Завод в Мосрентгене увеличился почти в 2 раза с момента присоединения. Они создают небольшие блоки внутри крупного корпуса, которые сдают в аренду под производственные площади. Это направление сегодня пользуется большим спросом. «Индиго-парк» - крупных объект, где более 3000 рабочих мест.  «Техноспарк», где будет инновационное производство. Это направление  Чубайса.

В ближайшее время начнут строить завод по производству крупных блоков домостроения. Город выделили собственнику земельный участок под строительство производства бесплатно.

ТПУ «Саларьево» - крупнейший объект, где размещено 6000 мест приложения труда.

Мы создали 14 млн объектов жилья, социальных объектов – 80, коммерческая недвижимость – 4,3 млн, при этом была реконструкция большого количества объектов, которые тоже нужно посчитать  и добавить сюда. Главное, что в 3 раза увеличили рабочие места. 19 парков, 8 станций метро и 211 км дорог. Это основные показатели, которых мы достигли за 8 лет. Готов ответить на ваши вопросы.

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

В качестве первого вопроса было бы логично спросить, как Вы оцениваете влияние карантина на регион в целом, с точки зрения стройки и с точки зрения инвестиций.  Ожидаете ли вы задержки по вводу?

В.Ф. ЖИДКИН

Все, что касается АИПа, то мы практически никаких задержек не ожидаем. Мы стройку останавливали максимум на 3 недели – на месяц. Сегодня все объекты находятся в активной стадии строительства. Везде добавлено дополнительно количество людей, чтобы задачи по вводу объектов в текущем году были полностью реализованы. Что касается девелоперов по жилью, они все по-разному озвучивают свои потери по срокам, но в среднем – 2-3 месяца. Здесь по понятным причинам был спад по объемам продаж. Хотя в марте у них был подъем, когда доллар подорожал. Но потом был спад, учитывая, что все люди дома сидели. Но сроки – 2-3 месяца, не больше. По АИПовским объектам не будет смещения сроков ввода.

О. ГАХОКИДЗЕ – «РИА Новости»

А из анонсированных инвестпроектов никто не передумал?

В.Ф. ЖИДКИН

Нет, никто не передумал. Все проекты остаются, какие-то в заделе, какие-то в проектировании, какие-то в начальной стадии строительства. Единственное, есть смещение по срокам в 2-3 месяца, да и то не везде.

ВЕДУЩИЙ

В прошлом году намечалось сотрудничество с Китаем. Участие инвесторов в связи с этими событиями изменилось?

В.Ф. ЖИДКИН

Китайцы пока работают на метро. У них есть там объем работ по контракту, они строят станцию метро в «Мосрентгене». У них есть еще участки. Что касается инвесторских объектов, они планируют зайти в Коммунарку. По понятным причинам сегодня пока что пауза. Мы завершаем формирование земельных участков, дочерних компаний. Если они появятся, хорошо. Если нет, то и у московских девелоперов очень большой интерес к Коммунарке. Мы же понимаем, неизвестно, что будет осенью, будет ли новая волна. Мы готовы с китайцами общаться, как только они появятся. Но, учитывая формирование инфраструктуры в Коммунарке, на нашем городском участке, проблем с привлечением инвесторов не будет.

Е. РУДНИЦКАЯ – «За Калужской заставой»

Скажите, пожалуйста, на каком этапе развития территорий закладывается создание новых рабочих мест? В каких сферах в ближайшее время планируется создание наибольшего количества рабочих мест? Планируется ли вывод частного сектора из теневой экономики? Имею в виду мелкий ремонт.

В.Ф. ЖИДКИН

Строительство объектов с местами приложения труда планируется и реализовывается на постоянной основе. Мы создавали рабочие места с момента присоединения. Понятно, что там были и переходящие объекты, которые создавались до начала присоединения. Но мы понимали - и это было главной нашей задачей – создание мест приложения труда, чтобы не было маятниковой миграции. Мы не меняем этого курса. Количество рабочих мест создаваемых должно быть больше, чем трудоспособного населения, которое прописывается в «Новой»  Москве. 27 000 было построено за год, а в среднем за год в «Новую» Москву прибывает 43 000 человек. 27 000 – это больше половины, т.е. больше трудоспособного населения, которое  прибыло в «Новую» Москву.

Когда мы рассматриваем любой крупный комплексный проект, мы никогда его не согласуем, если в его составе не появятся объекты с местами приложения труда. Жилой комплекс в чистом виде в «Новой»  Москве не появляется и не должен появляться, чтобы люди могли, во всяком случае, половина из них, работать в шаговой доступности от своего места проживания. Это подход к формированию комплексных проектов.

В 2017 году были утверждены правила землепользования и застройки, в которых было предусмотрено 18 млн квадратных метров жилых объектов и 36 млн квадратных метров нежилых объектов. За 3 года мы почти ни одного объекта по жилью не согласовали. А на 3800 000 квадратных метров согласовали новые проекты по нежилищному строительству. Для нас это сегодня является одним из основных рычагов, чтобы собственники земельных участков создавали места приложения труда.

Мы постоянно в ежедневном режиме мониторим с главами поселений, какие рабочие места появляются, чтобы можно было влиять на создание рабочих мест тех направлений, которые будут отставать в процентном соотношении от других.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Уточняющий вопрос к вашему тезису о том, что проекты без рабочих мест не будут согласовываться. Крупный застройщик «Самолет» анонсировал мега-проект, в котором не хватает этой составляющей. Что с этим происходит?

В.Ф. ЖИДКИН

Крупный застройщик «Самолет» купил земельный участок и анонсировал, что он запланировал там большой объем жилищного строительства. Мы с «Самолетом» за последние 2 месяца встречались 5-7 раз, и мы всегда говорим, что пока они не представят концепцию проекта с рабочими местами, решение не будет принято. Поэтому оно не принято. У них как были первые очереди в двух небольших проектах, так они и остались. Кстати, позиция «Самолета» совпадает с нашей, что они понимают необходимость мест приложения труда в их объектах. Они думают о том, какие направления развивать, что создавать. Для обычного девелопера, который занимался только жильем, очень сложно перейти в застройщика более широкого спектра строительства не только жилья, но и мест приложения труда. Нужен какой-то период времени, чтобы они пересмотрели свое отношение. Так что «Самолет» анонсировал наличие земельного участка и желание построить большой объем жилищного строительства, но пока мы с ними отрабатываем их концепцию с учетом рабочих мест. И пока решение не принято. Дедлайн зависит от них. У нас есть масса пожеланий: рекреация, логистика, производство, технопарки, инновационные проекты. У нас много предложений. Мы примерно знаем, какие отрасли нужно развивать. Вопрос в том, как «Самолет» определиться с этим. Им нужно определиться с менеджментом – нужно найти людей, которые у них будут этим заниматься. Им нужно найти соинвесторов, которые будут реализовывать проекты с рабочими местами. Поэтому мы с ними встречаемся, обсуждаем и ждем от них предложений.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Владимир Федорович, можно вернуться к административно-деловому центру в Коммунарке? Когда будет завершено формирование земельных участков и начнутся торги?

В.Ф. ЖИДКИН

Там не только земельных участков, но и самих компаний. На каждый земельный участок формируется отдельное юридическое лицо. Так просто проще реализовывать. До сентября мы все это решим. До конца года уже возможно «Мосинж» войдет в инвесторские отношения для реализации этих проектов.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Расскажите, когда разрабатывали Генплан и обсуждали транспортную инфраструктуру, была речь про трамваи. Эта идея актуальна еще или нет?

В.Ф. ЖИДКИН

У нас в Генплане и проектах планировок есть трамвайное сообщение. Оно предусмотрено и в Коммунарке. Есть ветка, которая идет от Мамырей до Троицка. Но сейчас пока в этом нет никакой необходимости. Самое главное, когда мы проектировали транспортную схему, нам нужно было сохранить коридоры для строительства этих трамвайных сообщений. Когда мы развивали территорию, готовили Генплан, учитывая пока что низкую плотность застройки, приоритетом с Москомархитектурой и префектурой мы видели формирование коридоров, чтобы потом не сносить. Поэтому трамвай предусмотрен, есть коридоры вдоль основных направлений, магистральных дорог. Но, учитывая, что до Коммунарки и до Троицка сейчас строится метро, есть Калужское шоссе, для чего при таких темпах строительства строить еще и трамвайное сообщение? Это будет чуть позже. То же в Коммунарке – мы сейчас строим 6 дорожных объектов. Пока их достаточно, чтобы создать все необходимые маршруты общественного транспорта. Придет время, появятся и трамваи в «Новой»  Москве.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Здравствуйте. Что планируется построить в Западном административном округе, и в какие сроки?

В.Ф. ЖИДКИН

Планируется, но мы не отвечаем за это. Мы сегодня говорим про «Новую» Москву.

ВЕДУЩИЙ

Наверное, сейчас во всей Западной Европе «Новая» Москва – самый крупный проект.

В.Ф. ЖИДКИН

Да, наверное, если рассматривать его как единый проект, то самый крупный и по территории, и по деньгам. Тем более, объем инвестиций. Убежден, что объем инвестиций в «Большой Париж» в разы меньше, хотя они начали на 10 лет раньше, чем мы. Цифры говорят сами за себя. Сегодня мы можем уверенно говорить, что проект реализовывается очень уверенно и масштабно и во всех направлениях: инфраструктура, дороги, сети, метро, школы, сады, поликлиники, больницы, спорт, парки, культура, рабочие места – мы все создаем.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо, Владимир Федорович. Ждем вас всегда в этом зале.

В.Ф. ЖИДКИН

Спасибо за нашу совместную работу. Будем надеяться, через год мы поделимся такими же активными нашими успехами.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.