Информационный Центр Правительства Москвы
19 апреля 2024, пятница, 20:31
Пресс-конференции

Пресс - конференция Сергея Лёвкина

4 декабря состоялась пресс - конференция Сергея Лёвкна

Пресс - конференция Сергея Лёвкина
Важное:

За 11 месяцев 2019 года в Москве введено порядка 9,8 млн кв. м недвижимости

По программе реновации в столице подобрана 361 «стартовая» площадка для строительства новых домов

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования для целей программы реновации

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича. Тема: «Об итогах работы департамента за 11 месяцев».

Сергей Иванович, спасибо, что приехали. Вам слово.

С.И. ЛЁВКИН

Доброе утро. За последние годы, вы это видите, Москва демонстрирует положительную динамику во многих мировых рейтингах. С учетом проводимого «Урбан-форума» мы вошли в систему рейтингования по разным направлениям жизнедеятельности Москвы, и видим положительную устойчивую динамику вверх, к лучшим показателям. Совсем недавно был опубликован рейтинг Всемирного банка по направлению выдачи разрешений на строительство. Россия за год поднялась на 22 позиции. Это очень хорошая динамика за год. Мы заняли 26-е место из 190 оцениваемых стран. Напомню, что в 2010 году мы находились на 179. Сегодня мы на 26-м месте. По отдельным типам «социалки» - это школы и детские сады, -  мы находимся на позиции гораздо лучше, чем Лондон и Нью-Йорк. Обеспеченность рабочими местами выросла на 28%. Среднее время пути до работы уменьшилось на 3%. Если взять это в абсолютных цифрах, то 3% - существенно для каждого человека. Помноженное на дни в году это составляет целые недели дополнительного свободного времени у москвича.

Исследования другой известной консалтинговой компании «PwC», где сравнивались 12 городов-мегаполисов, включая Москву, а сравнивалась она с Нью-Йорком, Лондоном, Сингапуром, Берлином, Пекином, Гонконгом, Сеулом, Шанхаем, Сан-Паулу, Токио и Мехико – Москва занимает 1-е место по площади озелененных природных и рекреационных объектов на душу населения среди всех названных городов. Объем инвестиций в экономику столицы за последние годы удвоился. За счет этого Москва продолжает развиваться, строиться и благоустраиваться. Драйвером развития столицы является строительная отрасль и все, что с этим связано. Москва в части строительной отрасли обеспечивает ежегодный суммарный вклад в бюджет столицы – более 360 млрд рублей. инфраструктурные вложения из бюджета Москвы плюс вложения инвесторов возвращают в бюджет Москвы 17% всего валового регионального продукта.

Остановлюсь на некоторых приоритетных направлениях работы нашего Департамента за прошедшие 11 месяцев. Ввод объектов капитального строительства, в т.ч., обеспеченность москвичей современным жильем и объектами социальной инфраструктуры: за 11 месяцев введено почти 9,8 млн квадратных метров (за аналогичный период прошлого года было чуть больше 6) и жилья площадью 3 млн (за аналогичный период прошлого года - около 2,5). За 11 месяцев ввод недвижимости составил 115% от годового плана, а по жилью 119%. 

Департамент является ответственным за координацию мероприятий федерального проекта «Жилье и комфортная городская среда» в части жилья. Был разработан в начале реализации этого федерального проекта региональный паспорт, где есть показатели, главным из которых является ввод жилья по годам, начиная с 2019 и заканчивая 2024 годом.  В Москве показатель 2019 года, установленный этим паспортом, на сегодняшний день уже выполнен. 3млн 550 тысяч квадратных метров стоит в плане и, как я сказал, мы уже ввели 4,2 млн квадратных метров. Помимо этого, одновременно с решением задач строительства жилья  и обеспечением москвичей комфортным жильем, мы продолжаем комплексно строить всю необходимую социальную, инженерную, транспортную инфраструктуру для доступности этого жилья. Отрадно, что 90% в этом году строительства обеспечивающей инфраструктуры, прежде всего, социальной (школы, детские сады, поликлиники, объекты малого и большого спорта, культурные объекты, торгово-бытовые) построены за счет внебюджетных источников. в 2010-2011 году этот показатель был чуть больше 60%. С каждым годом он рост. Политика Мэра Москвы, нацеленная на создание комфортных условий для бизнеса, инвестиций, приносит свои результаты. Бюджет не может строит все и вся. Лучшие мировые практики говорят о том, что максимально должны привлекаться внебюджетные источники. 

Мы системно, поступательно работаем над сокращением объектов долгостроя. В этом году, я считаю, у нас тоже не плохой результат – из перечня объектов долгостроя исключено 50 объектов за 11 месяцев. В работе остается 262 объекта. Реально до конца года мы исключим еще 2 объекта. Напомню, что исключаются объекты либо когда получено разрешение на продолжение строительства, либо получение разрешения на ввод, либо, когда не было начато строительство и объект находился в разрешительной стадии, прекращенная организация и на месте него выполнено благоустройство, т.е. площадка приведена в порядок для дальнейшего ее функционирования в другой среде. 

Важное направление нашей работы – координация вопросов,  связанных с реорганизацией производственно-коммунальных территорий. Всего с начала 2011 года на производственно-коммунальных территориях введено более 20 млн 650 тысяч квадратных метров. С начала этого года введено 3 млн 870 тысяч. Динамика положительная, позитивная: начиналась с сотен тысяч метров в 2011 году, а сегодня вместе с застройщиками и инвесторами мы вышли вот на эту цифру. Практически 70% производственно-коммунальных территорий либо реорганизовано, либо в стадии реорганизации, т.е. идет проектирование и строительство конкретных объектов, либо идет разработка градостроительной документации и установление ПЗЗ. Крупными примерами является территория промзоны «ЗИЛ», которая находится в стадии очень активной реализации. Уже введено 19 инвестиционных объектов общей площадью более 700 000 квадратных метров. Там введена самая крупная школа с кванториумом на 2500 мест, построенная за счет бюджета. В результате реорганизации этой промзоны будет построено порядка  6 млн квадратных метров недвижимости в целом и более 3,5 жилья. Важным аспектом реорганизации промзоны является то, что будет создано 65 000 рабочих мест. Напомню, что на заводе «ЗИЛ» работало около 50 000 рабочих. Благодаря реорганизации будет 65 000. Будет построено 25 детских садов на общую посещаемость более 4000 детей и школ общего количества посещений – около 9000 школьников, поликлиник на 1800 посещений в смену. 

Чуть поменьше промзона бывшего завода «Серп и Молот», где введено больше 300 000 квадратных метров жилья, гаражный комплекс. В целом, в перспективе будет построено почти 1,7 млн квадратных метров недвижимости и 1,2 млн жилого назначения, 16 000 рабочих мест, более 1000 мест в детских садах и более 2000 мест в школах, так же детская и взрослая поликлиника на 256 посещений в смену, дом культуры и многофункциональный центр с гостиницей. Это все, что запланировано. Работа движется в тех планах, которые заложены в граддокументации.

Важное направление – программа реновации, координатором которой является Департамент. Сегодня она самая звучная, громкая и обсуждаемая в разных аспектах. Важно, что идет активная фаза публичных слушаний, в связи с чем, об этой программе много публикаций в СМИ, интернете, блогосфере. соцсетях. На сегодняшний день подобрана 360 стартовых площадок общей мощностью более 5 млн квадратных метров, 44 дома стартовых передано под заселение, из которых 13 – с начала этого года. Начато переселение 90 старых домов – это около 17 000 жителей. Из них 25 домов уже переселены – это более 12 000 жителей. 15 домов снесено по технологии «умного сноса». 143 дома находятся в стадии строительства и 65 домов в стадии проектирования. 

С начала программы принято около 90 нормативных актов, регулирующих ту или иную сферу или направление реновации. В основном, они направлены на упорядочение, регламентацию, упрощение, оптимизацию, в т.ч., 19 были приняты с начала этого года. Я рассказал по проектам планировки территорий, которые сегодня Москомархитектурой разработаны – их 89. С учетом вчерашних публичных слушаний слушания прошли по 58 проектам планировки территории. В ближайшее время мы видим, что успеваем по регламенту небольшое количество провести, но часть публичных слушаний перейдет на начало 2020 года. Одновременно с этим мы заложили в закон о статусе столицы, когда формировалось понятие программы реновации на федеральном уровне, новый вид документации. Их столько же, сколько и  ППТ – 89. В разработке находится 65, 13 разработано и согласовано с ресурсоснабжающими организациями. Остальные в разных стадиях и их разработка будет в активной фазе после того, как ППТ пройдут публичные слушания, где появятся замечания. Но главное, что я хочу подчеркнуть, это нам позволит заблаговременно, в горизонте 15 лет программы самой реновации, увидеть, где, откуда  как, к какой сетевой организации мы можем подключиться, с какими издержками и что можно сделать, чтобы заблаговременно начать проектировать и строить магистральные сети или реконструировать станционные сооружения там для обеспечения необходимой мощностью конкретного квартала. 

В Постановлении Правительства о программе реновации написано, что до 31 декабря 2019 года мы должны разработать этапы и сроки реализации программы. Основной для формирования этапов и сроков является проект планировки территории. Он как документ должен первым пройти публичные слушания, после этого вносятся корректировки и он выпускается как документ. На основе документа проекта планировки территории, утвержденном Постановление Правительства Москвы, мы можем сформировать эти этапы. Поэтому, по проектам планировки, которые у нас прошли публичные слушания и будут до конца года выпущены как документ, мы будет отрабатывать этапы и сроки. Ближе к концу декабря это будет понятно, с учетом того, как и где прошли публичные слушания.

Следующий момент связан с технологиями информационного моделирования. Москва стала пилотной зоной внедрения этих технологий. Мы имеем уже первые итоги. Но это только начало большого интересного, но не простого пути на технологию информационного моделирования при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации в будущем построенного объекта. Это даже большая задача, чем само проектирование и планирование. Цель проекта – пройти весь технологический цикл, от проектирования до ввода с эксплуатацией. В течение 7 месяцев мы выбрали объект реновации – Открытое шоссе, вл.30, Восток, район Метрогородок. Ведем этот объект от самого начала и будем вести до самого конца. Сейчас мы прошли проектирование, экспертизу. Первые результаты этого пилота: отработана практика подготовки технологического задания и технических требований к моделям, даже не к объекту. Важно понять, как сформировать модель, на которую потом можно насаживать, как на готовую матрицу, любые объекты, и не важно, жилье, реновация и т.д. Мы ее отработали. Мы подготовили модель в соответствии с требованиями Москомэкспертизы, у которой уже есть возможность принимать объекты на экспертизу в технологии информационного моделирования, а так же отработали классификаторы для информационного моделирования. Сейчас мы выявляем при активном участии Минстроя, где создана специальная рабочая группа по этому направлению, те нюансы технического нормирования, нормативно-правовой базы, которые не позволяют полноценно реализовывать модель информационного моделирования, чтобы совместно с федеральным правительством внести необходимые изменения и продолжить эту работу уже в условиях нормального нормативно-правового регулирования. Дальнейшие задачи нам понятны. Мы должны отработать регламент и взаимодействие, выйти на изменения в нормативно-правовую базу, отработать методики на период проектирования и самого строительства. 

Важным направлением нашей работы в течение последний 3 лет в оптимизации процедур градостроительных, сокращение сроков в их регламентации является взаимодействие с сетевыми компаниями. Почти год застройщики Москвы могут подавать онлайн-заявки по подключению объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. По всем вопросам, которые проводятся разными компаниями, в т.ч., в рамках «Урбан-форума» проводилось исследования ВЦИОМа – застройщики сегодня ключевым моментом, связанным с проблемами называют взаимодействие с сетевыми компаниями. Все остальное более понятно, регламентировано, прозрачно, даже переведено в электронный вид в части услуг государственных организаций и структур. А в этой части год назад мы сделали первый шаг, к которому готовились не просто, полтора года. Сейчас доступ к услугам 6 организаций, таких как «ОЭК», «МОЭСК», «МОЭК», «Водоканал», «Мосгаз» и «Мособлгаз» доступен в электронном виде. Востребованность говорит сама за себя. В начале этого года, с 20 декабря по март, было подано около 2000 заявок, то за прошедшие 11 месяцев таких заявок уже 7000. Произошла революция. Если раньше все заходили с письменной заявкой в каждую структуру, и не было единого документа, регламента, единой причины отказа в приеме заявки, единого срока, по которому эта заявка отрабатывается, то сейчас это все регламентировано. Застройщик понимает, почему отказали, и, в случае необходимости может принять меры воздействия. Он ничего лишнего не собирает, может подавать заявку в электронном виде. Сетевая компания сама подтягивает из системы нужные данные и в регламентный срок оказывает услугу. Их сегодня 3 в части выдачи технических условий. Дальше, заключение договора о технологическом присоединении и, как результат, подключение объекта к тепло или водоснабжению и т.д. Это первый шаг. Мы на этом не останавливаемся. «Мосводосток» пока не в этой системе и в начале следующего года мы хотим закончить эту работу, и он добавиться к тем шести, которые я назвал, с теми же условиями. Мы движемся дальше. Мы видим на градостроительном поле создание единой цифровой площадки взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса. Это другой шаг, другая технология и это отдельная тема. 

Спасибо.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Разъясните, пожалуйста, что будет с остальными промзонами, кроме «ЗИЛа» и «Серпа и Молота»? Что в ближайшее время будет обновляться?

С.И. ЛЁВКИН

Реорганизация промзон начинается с момента, когда появилась градостроительная документация. Это проект планировки территории, ПЗЗ, и когда документация приведена к статусу документа, т.е. выпущен проект-постановление Москвы. Сегодня в такой стадии возможного начала реорганизации находятся «Калошино», «Фили», «Трикотажная», «Гавриково», «Южное Бутово». В «Калошино» предполагается снос старых строений «Метромаша» и строительство современных жилых микрорайонов. Как и по «Зил», как и по «Серп и Молот», обеспечены все их нормативки, социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой. Планируется построить детских садов общей вместимостью на 650 мест и школы на 1000 детишек. Главная магистральная улица района Метрогородок Открытое шоссе будет реконструирована на участке от МЖД до Тагильской улицы. Шоссе расширено до 5 полос, а Тагильскую сделают 4-полосной. Так же, запланирована постройки двух внеуличных пешеходных переходов через Открытое шоссе и Тагильскую улицу, что улучшит как транспорт, так и пешеходную связанность этой территории. 

«Фили» - это Концерн Хруничева. Вы знаете, на слуху создание Национального космического центра с соответствующей инфраструктурой, плюс, строительство обеспечивающей инфраструктуры, в т.ч., планируется строительства жилья по программе реновации на части этой территории. Там же есть образовательный комплекс, будет построен, промышленно-общественная площадь – чуть больше 2 млн, что связано с функционалом. 

Промзона «Гавриково» - помимо жилья, в проекте планировки детский сад на 350, школа на 1000 и  общественная застройка с рабочими местами, с хорошим паркингом.

«Южное Бутово» - жилье, два детских сада общей сложностью на 625 мест, школа на 1400 и детско-взрослая поликлиника на 320 посещений в смену. 

ВЕДУЩИЙ

Я хорошо помню, что когда строили Южное Бутово, а потом Куркино, звучали такие высказывания: «кому вы это строите, там никто жить не будет». Прошло уже более 10 лет. Наверняка звучат такие слова, что хватит в Москве дома строить, не надо перевыполнения плана. Вот, реновацию делаем, и не надо нам больше жителей. Живет здесь 12 млн, а остальные пусть развивают свои регионы. Ваше мнение по поводу такой позиции? 

С.И. ЛЁВКИН

Не сколько строить, а где – это ключевая вещь. Начнем с того, что на сегодняшний день у нас уже имеет выданной градостроительной документации для строительства жилья инвесторам, госзаказчикам на 20 млн квадратных метров жилой площади. Если мы строим 4 млн, то по выданной документации у нас есть возможность, у инвесторов и города, строить жилье еще 5 лет. Но ключевая вещь – где. Наш «Урбанистический форум», где мы смотрим все аспекты развития города, в т.ч., в сравнении с другими городами-мегаполисами, по направлениям, в т.ч., строительства жилья, мы сравниваем с Лондоном, Токио, Шанхай, Нью-Йорк, Пекин, а в Китае населения по сравнению с нами в 10 раз больше, а обеспеченность лучше, чем у нас. У нас обеспеченность в городе – 19,9 квадратных метров жилой площади на одного человека. Если брать московский регион, который отличается от европейского, азиатского, американского опыта обеспеченностью жильем, у нас есть квартира 60 метров в Южном Бутово, а одновременно есть дача в 150 метров где-то. Она либо зарегистрирована, либо нет – это уже вопрос второй. В совокупности у нас может получиться 40. А мировая практика – это от 30 до 40 метров более менее привычная  норма для тех городов, которые я назвал. У нас 19 метров. Причем, Москва даже среди регионов России находится на одном из самых лучших мест по обеспеченности. У нас есть города, где спокойно есть 28 метров, 32. Я говорю о миллионниках. Поэтому, на мой взгляд, жилье строить надо. Оно является инвестиционным драйвером любого города, в т.ч., Москвы. Все города, о которых я говорил, продолжают активную политику строительства жилья и обеспечения своих жителей комфортным доступным жильем. Строить где? В центре – да. На периферии – нет. В срединной части, чтобы маятниковую миграцию, транспортные потоки не создавать. Реально, с кумулятивным эффектом строительная отрасль, в т.ч., жилье – это до 20% возврата бюджетных средств в экономику города, а это серьезные поступления. 

По нашей оценке сегодня покупают до 90% построенного жилья москвичи. Тезис о том, что мы построили и неизвестно кто, понаехал – это не так.  Это наша оценка, которую мы продолжаем выводить на юридический статус с точки зрения данных Росреестра и т.д. Поэтому, мое мнение – надо строить, только в правильные периоды  и в правильных местах.

А. СЕМЕНЕЦ – ИА «Росбалт» 

Сергей Иванович, скажите, пожалуйста, 30% промзон, которые еще не охвачены реорганизацией, они по каким-то причинам вообще не попадут в эту программу или до них пока не добрались? Что это за территории?

С.И. ЛЁВКИН

У нас же нет 5-летнего плана, что мы должны столько-то промзон реорганизовать. Сложность с реорганизацией промзон в том, что там много правообладателей. Это не один собственник или правообладатель, как правило. Хорошо, что появился федеральный закон, который создал юридический механизм для реорганизации промзон, где много собственников. Там, где город видит, что часть территории находится уже в обустроенном пространстве, а эта промзона создает территориальный дисбаланс, город начинает активные действия. Но не возможно весь город сразу взять в реорганизацию. Все равно это процесс поступательный. Пройдет немного времени и эта цифра будет совсем другой. К тому же, инвесторы заинтересованы. Они же не думают только на завтра, на следующий год. У нас инвестиционные циклы – как минимум, 3 года подготовки к началу строительства. Они смотрят на эти территории как будущее потенциальное вложение, начиная с 2022 года. 

Р. ДЗКУЯ  - Портал «Российский строительный комплекс»

Сергей Иванович, нужны ли вообще Москве промзоны? Какова политика в этой сфере? Буду ли они в дальнейшем появляться?

С.И. ЛЁВКИН

Я скажу как градостроитель, потому что это тема другого департамента, другого комплекса. У нас сейчас правильное понятие в обиходе и на слуху – это технопарки. Это не только компьютеры, ИТ-технологии. Это высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью, с высокими доходами, с минимальными технологическими издержками, идеальной экологией, потому что промышленность та и сегодняшняя – это небо и земля, которая создает большое количество рабочих мест и хорошие доходы в бюджет города. Да, нужны, но нового поколения. Особая экономическая зона Зеленоград – ярчайший пример развития территории с точки зрения этих технологий. 

ВЕДУЩИЙ

Мы говорили о сокращении сроков административных процедур – 422 дня. Это революционное событие для строительного комплекса. Вы за 2 года сделали то, что не делалось 20 лет. Но для потребителя важен срок, когда дом стоит, но людей не заселяют. Начинают рождаться слухи: недоделки, построили и т.д. А на самом деле это процедура передачи. Здесь есть еще какой-то ресурс, чтобы этот срок подсократить?

С.И. ЛЁВКИН

Те дни, которые вы назвали - было 927, а сейчас 422, - это от начала проектирования объекта до ввода в эксплуатацию, т.е. получения разрешения на ввод. Здесь есть еще потенциал для оптимизации, и мы над этим активно работаем. Здесь для нас хорошим подспорьем явились госсоветы, которые прошли, в т.ч., и по национальному проекту «Жилье и комфортная городская среда», где Президентом были приняты важные решения, которые позволят нам еще подсократиться. Понятно, что сейчас на федеральном уровне после поручений Президента идет внесение изменений в федеральное законодательство, на основе которого мы для прямого действия сразу получим результат, а где требуется принять нормативные акты Москвы, соответственно, выпустим свои нормативные документы. Мы в этой части работаем и видим, что еще нужно сделать. Но вы сказали о важной детали процесса, что человеку не интересно, как и сколько строится. Ему интересно, почему после разрешения на ввод ничего не происходит. Да, после разрешения на ввод есть процедуры, которые необходимо пройти: поставить на кадастровый учет, получить регистрацию собственности этого объекта, выбрать управляющую компанию (пока собственников нет, и они не создали собственную ТСЖ). Если говорить про бюджет, она выбирается через конкурс. Появилось РВ, регистрация, тогда префектура как уполномоченная, начинает проводить конкурс. Конкурс – это месяц, 10 дней, заключают договор – оп-па, 2 месяца. Как только мы предложили до ввода объекта, за месяц проводить этот конкурс, к нам пришел ФАС и сказал, что не положено по закону. Потому что нет предмета как объекта, по которому выбирают управляющую компанию. Пока не получилось, а так бы можно было сократить на 2 месяца. Второй момент: заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на постоянное тепло-, электро-, водо- и газоснабжение. Та же картинка. Пока нет объекта, предмета, нельзя заключит договор. А с кем? С управляющей компанией, которая должна появиться. Вот это все по кругу. Поэтому человек не понимает, почему 3 месяца жилой дом стоит. 

Если говорить о реновации, то на сегодняшний день мы подошли к такому сроку, что в течение чуть больше 2 месяцев мы начинаем заселять дом. Потому что мы стараемся в преддверии получения разрешения на ввод максимально все этапы пройти, чтобы после РВ двинуться вперед более активно.

Н. СИДОРОВ – «Взгляд из окна»

Сергей Иванович, Вы назвали цифры, в частности, по реновации. Например, 361 стартовая площадка, 44 дома. Это большие цифры, которые для жителей дома тоже выглядят внушительно. Но мало кто представляет себе одним взглядом всю большую программу реновации. Могли бы вы не в цифрах, а по своим ощущениям сказать, на каком этапе мы сейчас находимся в реализации программы? Половина, например?

С.И. ЛЁВКИН

На сегодняшний день принципиально одобрено включение еще дополнительных стартовых площадок почти на 2 млн к 5 млн квадратных метров, которые уже есть. Это площадки, где строят инвесторы и нам будут передавать квартиры по стандартам реновации – еще почти 1 млн, т.е. уже 6 млн. И еще порядка 2 млн, что в ближайшее время войдет в Постановление №708 по стартовым площадкам. Это т.н. «вторая волна». В совокупности то, что я назвал – это 25% всей программы уже заложено в старт, чтобы начать проектировать, строить и переселять жителей. Это четвертая часть. Мы с вами находимся, если считать 2017 год, нормативно образуемый, как программа, когда кроме бумаг ничего не могло быть сделано. У нас прошло 2018 и 2019 год из 15 лет. Это 5% или 6% от общей программы. А уже мы набрали стартовых площадок на 25% с возможностью переселения. Безусловно, впереди большой, тяжелый путь. Но самое главное, что мы обеспечены хорошим заделом по стартам. Без этого задела по стартам можно было бы много чего говорить, теоретизировать, но о свете в конце туннеля с учетом этого начала можно было бы не говорить. Сейчас мы можем сказать, что программа находится в начальной стадии реализации. Количество жителей – 12 000, которые переселены – это очень мало. Но задел хороший. Я считаю, что в 2021 году мы устойчиво выйдет на большой объем ввода жилья по реновации.

Порядок цифр – порядка 2 млн и более только по реновации. Это в 2021 году, только по реновации. Сейчас такая потенциальная возможность есть, и Фонд очень активно в этой части работает. Безусловно, важный момент в реализации программы, в сроках, темпах, которые я сейчас  сказал в 2021 году, является плотное взаимодействие с людьми, которые живут на этих территориях, как попавших в программу, так и соседей, рядом с которыми находятся площадки старта. От этого очень много зависит. Это одна из ключевых задач – вместе с вами, в том числе, доводить до жителей положительные моменты с точки зрения реновации кварталов в целом и той территории, где люди живут.

ВЕДУЩИЙ

Новые дома по реновации, там есть определенный уровень, чтобы там были удобные широкие пандусы и другие удобства людей с ограниченными возможностями?

С.И. ЛЁВКИН

Ключевое решение мы приняли в той части, о которой вы говорите – это то, что у нас теперь вход с уровня тротуара. Раньше была отмостка, энное количество ступеней, потом входная дверь в подъезд, потом некая площадка с пандусом, подъемником для инвалидов, который как механизм не всегда работает, а дальше 5-6 ступеней до лифтового холла. Сейчас ты заходишь в первую дверь и попадаешь прямо на уровень второго холла. 
 
ВЕДУЩИЙ

Это только дома по реновации или все дома теперь так будут строить?

С.И. ЛЁВКИН

Мы стараемся сейчас стандарт всех домов подтягивать по стандарт «Комфорт+». Это, в т.ч., реновация. 

А. СЕМЕНЕЦ –  ИА «Росбалт»

В релизах в список стартовых площадок включают адреса, на которых уже снесены дома. Стартовые, которые находились не на месте снесенных домов, а на территориях, на которых для начала нужно переселение, таких площадок нужно больше? Или вы нашли уже все, а дальше будете строить на месте снесенных?

С.И. ЛЁВКИН

И да, и нет. Мы продолжаем искать. Это же не просто нарисовать что-то на листке бумаге. Это конкретная жилая территория с инженерными сетями, с ограничениями санитарно-защитных зон, подземных коммуникаций, линий Метрополитена. У каждого своя защитная зона или граница, в которых нельзя строить. Это растительность, детские площадки, спортивные площадки, гаражи и другие обременения, а самое главное – люди. Мы приходим, а нам говорят: все хорошо, но мы не хотим. А на карте никаких ограничений нет. Ну, гараж снесем и компенсацию дадим. Детскую площадку перенесем  на 100 до строительства. Мы продолжаем искать старты, согласовывать с жителями. Есть недовольства, протесты работы префектур и управы. Получим согласие – включим, не получим – значит, ее не будет. Конечно, сейчас главным ресурсом являются площадки второй волны, на месте сноса.

С. ВОЛКОВА – «Комсомольская правда»

Вы сказали, что 15 домов по технологии «умного сноса» сноса уже снесено по реновации. А Вы могли бы какие-то конкретные примеры привести, куда девается то, что распределяется – бетон, стекло при сборе дома. Куда это все делось?

С.И. ЛЁВКИН

На площадки переработки. Таких предприятий достаточно в московском регионе. На территорию их переработки попадают все отходы, связанные с разборкой жилого здания. Там идет комплексная переработка – арматура в одну сторону, бетон с щебнем – в другую, стекло – в третью, дерево – в четвертую. Таких предприятий, я могу ошибиться, но мы этот анализ проводили и проводили с ними встречу, - при начале реализации программы реновации объем переработки гораздо больше у них в потенциале, в мощностях, чем у нас будет ежегодно, даже в на пике максимума. Они сейчас тесно работают с Фондом, с КП «УГС», с Департаментом строительства в плане этой переработки. Это вторичный эффект от программы. Реально достаточное количество металла уходит в переработку, переплавку и т.д. Что связано с отходами от панелей, перекрытий стен и т.д., сейчас ликвидация свалок в Подмосковье, т.н. рекультивация, требует, в т.ч.. накрытия старых свалок специальными… Это, в т.ч., используется для этого. Поэтому, это второй вторичный эффект программы, кумулятивный.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пресс-конференция завершена. 

С.И. ЛЁВКИН

Спасибо всем большое.