Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Сергея Лёвкина
13 декабря 2018, четверг, 04:54

Пресс-конференции

14 ноября 2018 Пресс-конференция Сергея Лёвкина

14 ноября состоялась пресс-конференция руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича на тему: «Об итогах работы Департамента градостроительной политики за 10 месяцев 2018 года»

Пресс-конференция Сергея Лёвкина


ВЕДУЩИЙ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Лёвкина Сергея Ивановича на тему: «Об итогах работы Департамента градостроительной политики за 10 месяцев 2018 года».

С.И. ЛЁВКИН

Добрый день. Самое главное, что происходит сегодня в городе с точки зрения нового – это реновация жилищного фонда. За 10 месяцев активно началось переселение. Это главный итог этих 10 месяцев. Сегодня в 16 стартовых домов, построенных по стандартам реновации, переселяются жители 21 дома.  До конца года в наших планах передать 32-34 дома, куда смогут переезжать по первой волне жители 40 домов – это около 10 000 жителей. Сегодня переселение ведется в 5 административных округах: восток, запад, северо-восток, юго-запад, юг, и в 8 районах. Информация есть на всех наших сайтах.

На сегодняшний день Постановлением Правительства утверждено 282 стартовых площадки. С начала формирования, когда их было 236 в августе 2017 года, мы дополнили еще 46 площадок. 24 октября было принято Постановление, где было добавлено 12 стартовых площадок, 6 из которых были спланированы на месте домов, подготовленных к переселение, т.е на месте сносимых домов, из которых люди переселяются, мы уже планируем следующие старты и следующую волну. В начала ноября было добавлено еще 14 стартовых площадок, среди которых стартовые площадки в районах Отрадное и Новогиреево, где до этого они отсутствовали – мы наши их вместе с префектурами, Москомархитектурой, - и, проработав возможное строительство там, включили их в данное Постановление.

На сегодняшний день площадки подобраны в 88 районах Москвы с потенциалом 4,3 млн квадратных метров.

Помимо стартовых площадок как факта наличия земельного участка, где можно строить, на сегодняшний день в активной стадии ведется строительство 51 жилого дома, из которых Фонд ведет 17 домов. Фонд уже начал строить объекты, а не только проектировать и формировать свою программу. 37 жилых домов введены. Идет подготовка их к началу заселения до конца года, но часть перейдет к заселению в первый квартал 2019 года.

Мы продолжаем работу по поиску стартовых площадок. Проблема не в том, что мы не видим, где можно размещать новые дома, а в том, чтобы качественно отработать все факторы: близость к соседним домам, наличие или отсутствие обременений, связанных с сетями. Есть площадки, на которых проходит 5 коллекторов диаметром от 5 до 6 метров. Это абсурд – выносить их некуда, а приходит человек и говорит: «смотрите, здесь же гектар земли свободной, что же вы ничего не делаете». Или охранные зоны линий метрополитена или других зон с особыми условиями и режимами, такими как санитарно-защитная зона. Она на поверхности не видна. Ее видно только на карте и на данных, утвержденных Роспотребнадзором.

До конца года мы планируем увеличить потенциал стартовых площадок до 4,5 млн квадратных метров.

Очень важной задачей, которую поставил С.С. Собянин с начала реализации программы, является максимальное упрощение администрирования процедур для Программы. Федеральный закон о статусе столицы, где были даны нам особые полномочия в определенных сферах, позволял нам двигаться в исключительном плане для реновации  своим путем. Если на начало реализации программы мы фиксировали 85 процедур и 927 дней – 2,5 года, - то на сегодня процедур 54 – это 1,6 года. До конца года у нас подготовлены документы, чтобы сократить еще на 5 процедур, а количество дней – 378 или 1,2 года.

Всегда было проблемой начало проектирования инженерных сетей, коммуникаций, которые в любом строительстве на сегодняшний день являются серьезным элементом при администрировании сложностей, потому что, как правило, сетевые компании – частные или с минимальным государственным участием. Они придерживаются корпоративных правил, близких к государственным услугам, как то конкурсы, основанные на ФЗ №44. Заходя в проекты на полгода позже застройщика, всегда становятся камнем преткновения своевременный ввод, получение необходимых справок и документов в папке сдачи. Учитывая специфику закона, мы нашли возможность упростить в этой части предоставление земельных участков для размещения линейных объектов. Срок получения такого решения – 10 дней. Раньше эта услуга вообще никак не была регламентирована. Это дало нам возможность сократить все, что связано со строительством линейных объектов, от 1,5 до 2 месяцев. Второй очень важный момент, который мы закладывали при формировании программы и подготовки законопроекта о статусе столицы – опять же, это связано с инженерными сетями, - но недостаточность разработки на момент разработки проектов планировки территорий как граддокументации, не позволяла нам и сетевым компаниям качественно составлять договор на технологическое присоединение. Сегодня принят новый для города документ – Комплексная схема инженерного обеспечения. Одновременно с проектом планировки территории разрабатывается глубокий, детальный, в другом масштабе, документ, который позволяет понять, где нужно разместить сети, как оптимизировать их диаметры, длины, чтобы уменьшить как затраты, так и сроки реализации конкретных проектов.

Второй момент, на котором я хотел остановиться – это ввод недвижимости в Москве за 10 месяцев. На сегодня за 10 месяцев введено 5,1 млн квадратных метров недвижимости – на 19% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В т.ч., жилья 2,1 квадратных метров – на 23,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Планы у нас установлены двумя государственными программами – «Градполитика» и «Жилище». До конца года мы планируем ввести 8,5 млн квадратных метров, в т.ч. 3,1 млн квадратных метров жилой недвижимости. Есть уверенность, что данные планы будут выполнены. Уверен, что мы этого добьемся.

У нас на конец года будет большой объем, относительно всего года и предыдущих годов, объектов социальной инфраструктуры. Всего будет 33 объекта введено, из них 26 за счет горбюджета, и 7 за счет внебюджетных источников.

Департамент продолжает заниматься как мониторингом, так и решением вопросов, связанных с реорганизацией промзон. За 10 месяцев этого года введено 1,7 млн квадратных метров недвижимости в промышленных и промышленно-производственно-коммунальных зонах с их комплексной реорганизацией. Это больше, чем в  прошлом году. Это составляет больше 30% от общего объема ввода по городу.

Имея графики и видя готовность объектов, мы видим, что до конца года эта цифра увеличится до 4 млн. Вы знаете и понимаете, что идет активная реорганизация промзон, причем, часть этих зон, и в большом объеме, сохраняется – появляются технопарки, технополисы, идет развитие из инфраструктуры с точки зрения промышленности нового поколения, производства нового поколения. Те производственные зоны, которые утратили свой статус и производственную необходимость, как ЗИЛ, идут через комплексное преобразование и реорганизацию. Всего с 2011 года по производственно-коммунальным территориям утверждено 77 проектов планировки. Они либо уже реорганизуются, либо готовятся к реорганизации.

Еще один момент – это сокращение административных процедур и перевод госуслуг в электронный вид. На сегодняшний день в электронном виде представляется 18 госуслуг, из которых 16 исключительно в электронном виде. До конца года мы планируем перевод в электронный вид еще одной госуслуги, которая называется «Предоставление информации из сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в г. Москве». Сейчас Правительством Москвы создан замкнутый контур административных процедур, обеспечивающих строительный процесс от начала до его завершения. Это очень важный момент. Достигнутый в Москве уровень цифровизации процедур позволяет перейти к следующему этапу – оптимизации услуг, т.н. комплексному предоставлению услуг. Для этого мы сегодня работаем над созданием концепции «Единая цифровая платформа в градостроительной сфере» - это возможность по одной заявке подавать несколько процедур, от 5 до 18. Нас в этой части поддерживают на федеральном уровне. Различные нацпроекты, которые сегодня готовятся на федеральном уровне учитывают, в т.ч., активное развитие цифровизации в России. Мы постараемся в этой части выступить инициаторами.

С. НАМ – «Объединенная редакция ЮО»

Сергей Иванович, когда будет применен «смарт-стандарт» в домах, строящихся по программе реновации? Как в этом стандарте будет отражена энергоэффективность?

С.И. ЛЁВКИН

В течение конца прошлого года и в первой половине этого года мы активно работали с Департаментом информационных технологий, с другими комплексами, включая ЖКХ, на предмет логичного и максимально возможного на первой стадии внедрения т.н. «смарт-дом», «смарт-квартал». На сегодняшний день мы назвали смарт-стандарт «1.0», потому что у него будет развитие – «2.0», «3.0», - по мере готовности, в т.ч., городских инфраструктур, для внедрения этих новых видов стандарта. В сегодняшнем стандарте заложена централизованная система передачи показателей приборов учета. Не надо будет снимать показания, записывать и передавать. Прибор сам передаст показания счетчика в соответствующую службу, которая сформирует счет и вернет его вам на электронную почту. Второе – это внутридомовая и придомовая система видеонаблюдения, включая контроль за организацией парковочного пространства, незанятие мест инвалидов, соответствующая удаленная передача данных о каких-то нарушениях или нюансах. Инфраструктура связи другого поколения и система доступа к городским сервисам. Если кто-то был на Урбанистическом форуме, мы представили с Департаментом информационных технологий некий элемент части квартиры, части подъезда, входной группы. Идея в том, чтобы установить в каждом подъезде на нижних этажах монитор – touch-панель, которая будет позволять запрашивать, узнавать, не заходя в интернет, а получать ответы, связанные с жизнедеятельностью своей квартиры, подъезда, дома и двора. Этот ресурс бесконечно можно присоединять любые дополнительные серверы и т.д., чтобы получать то, что я говорю во 2 и 3 смарт-стандарте. У нас будет учет электроэнергии, воды, канализования, тепла. Понимая свои затраты, человек будет их регулировать с точки зрения потребления. Это будет эффект энергоэффективности через понимание человека, как он тратит свой бюджет. Это очень сильный инструмент. Как только в Москве начали появляться счетчики тепловые, водомеры на холодной/горячей воде, двухтарифный учет, день/ночь, где разница в тарифе существенная, каждый может сказать о том, что он подумал, так ли он расходует свои ресурсы, или нужно подумать и стиральную машинку включить ночью, когда она будет дешевле стоить. Индивидуальный тепловой пункт сегодня применяется, просто там будет дополнительная система удаленного учета тепловых ресурсов на горячую воду и теплоснабжение. Это тоже даст существенную экономию. В каждой квартире на каждом радиаторе, конвекторе, будет стоять терморегулирующий клапан, который позволяет настроить индивидуально температуру на кухне, в комнате, в спальне, в разных режимах дня и ночи, влиять на показания счетчиков, которые снимают свои показания.

На переходном периоде мы попытались применять элементы смарт-стандарта в минимальном количества – в 1-2 домах. Дома, которые сейчас Фонд строит с нуля, и казенные предприятия, в них смарт-стандарт заложен в техническое задание, в проектирование. Первый дом мы увидим с вами с конца 2020 года и покажем, как это работает по факту, а не в теории.

А. МАСТРЕНКОВ – «Stroi.mos.ru»

Недавно были объявлены итоги международного рейтинга. Москва в этом году сделала рывок. За счет чего такой рывок?

Что в будущем еще будет сделано в сфере административных процедур в будущем?

С.И. ЛЁВКИН

Действительно, в этом году результаты более впечатляющие за 4-5 лет. Не буду раскрывать все, что с этим связано. Потому что у нас будет в следующий вторник большая пресс-конференция с коллегами из Всемирного банка. Там есть, о чем рассказать. Приглашаем вас.

Некий прорыв в месте, которое сейчас занимает РФ, оценивается по процедурам, которые проходят в Москве и Санкт-Петербурге – это результат работы последних 4-5 лет. Мы верили, что все делаем правильно, просто нас не успевали оценить. Наконец-то нас услышали, увидели и подтвердили, что все это действительно так.

Что касается Технологической цифровой платформы, мы только в начале пути. Мы об этом задумались, увидев, что ресурс администрирования в обычном режиме госуслуги в электронном виде исчерпал себя с точки зрения быстроты, простоты взаимодействия, участников взаимодействия. У нас родилась мысль о том, что надо найти электронный инструмент, смарт-инструмент, который позволит зайти в одно место, спросить обо всем и получить всю информацию, не затрачивая на это никаких дополнительных усилий. Это не просто, но двигаться надо, и мы будем двигаться в этом направлении. Ближайшими шагами, помимо этой Цифровой технологической платформы, мы видим доведение до логического конца эксперимента, который мы проводим – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, - по инициативе Сергея Семеновича о переводе услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид. Раньше это было «кто в лес, кто по дрова»: по воде свои «правила жизни», по теплу – свои, по электроэнергии – свои. И когда появлялся новый застройщик на рынке, да и просто люди меняются, он приходил, и не понимал, что было вчера, что будет завтра и как будет послезавтра, создавая, тем самым, коррупционную составляющую. Потому что, когда не прозрачно, тогда и игра идет такая. В этом году, до конца года, мы переводим 3 услуги всех сетевых компаний в электронный вид. Мы их оптимизировали, типизировали – мы к этому готовились 2 года. Это получение технических условий, заключение договора на техприсоединение, справка о выполнении технических условий. Это очень серьезный, практически революционный прорыв в этой части. Надо сказать спасибо всем в Правительстве Москвы - не простой это процесс, - и поддержке на федеральном уровне. Если бы не Министерство строительства, то мы вряд ли смогли бы убедить коллег из других министерств (энергетики и т.д.), что это важно. Сегодня мы движемся к завершению первой части этого процесса.

А. МАСТРЕНКОВ – «Stroi.mos.ru»

Но все-таки по Цифровой платформе коридор в 5-10 лет?

С.И. ЛЁВКИН

Думаю, с 3 до 5 лет минимум. Сегодня разница в законодательстве, нормативной базе, в подходах такая сложная. Это же надо всех собрать, усадить за стол и каждый день убеждать и рассказывать им о важности этого. Не все готовы к этому. Потом, технологии у каждого свои. Если мы хотим сделать цифровую большую платформу, здесь должны подключиться федеральные ресурсы, начиная от Росреестра, заканчивая другими какими-то ресурсами.

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

Сейчас 16 домов заселяется. Вы сказали, что в конце года будет 32-34. Это в дополнение к этим 16?

С.И. ЛЁВКИН

Нет, всего.

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

Вы сказали, что 37 домов ввели и готовят к заселению. А почему 34 до конца года, а 3 в следующем году?

С.И. ЛЁВКИН

Потому что мы не успеваем. Нужно их подготовить: выбрать эксплуатирующую организацию на конкурсе в префектуре, передать эксплуатирующей организации по справкам квартиры, заключить договора на тепло, воду, канализацию. Поэтому, часть из них уходит немножко вперед.

Вся информация открыта и есть на сайте.

Р. КИРЬЯНОВ – ИА «Москва»

Вы сказали 282 площадки и 4,3 млн квадратных метров. До конца года вы планируете увеличить градостроительный потенциал до 4,5 млн. Сколько это будет площадок?

С.И. ЛЁВКИН

Я не могу сейчас сказать. Даже мы видим площадки, с ними сейчас работаем. Например, это гектар земли. Что можно на нем разместить? По нормативу – это 25 000 квадратных метров, т.е. 25 на гектар. Но когда мы видим подземную карту, мы понимаем, что надо сдвинуть дом в эту или другую сторону, и у нас 25 000 превращается в 22000 или в 21 000. Поэтому, по количеству метров в общем можем сказать, а конкретно будет видно по результатам проработки.

Р. КИРЬЯНОВ – ИА «Москва»

Говорили, что в настоящее время одобрено 800 схем волнового переселения. Не могли бы Вы по подробнее рассказать, что это означает?

С.И. ЛЁВКИН

Выбрана стартовая площадка. Там можно разместить жилой дом площадью 25 000. Но нам же нужно построить не просто дом, а такой, в который переедут конкретные дома, которые находятся рядом. И мы в эти 25 000 формируем набор квартир. Предположим, рядом находятся 4 дома, подлежащих сносу. В них 256 однокомнатных, 100 двухкомнатных, 100 трехкомнатных. Нам нужно в этом новом доме в задании на проектирование сформировать квартирографию и площади квартир так, чтобы она была не меньше по жилой, как в законе, а фактически больше по общей площади. Мы это все разбираем и формируем волны. То количество, о котором Вы слышали – это имеется в виду, сколько мы проработали на сегодняшний день.

Р. КИРЬЯНОВ – ИА «Москва»

Какие цифровые технологии будут применяться в рамках строительства по реновации?

С.И. ЛЁВКИН

Я много говорил об этом. Реновация с точки зрения строительства, как такового, не исключение. Просто мы стараемся максимально быстро на домах реновации применять эти технологии.

А. СЕМЕНЕЦ – «Росбалт»

Все застройщики в Москве сдают дома с социальной инфраструктурой. В результате реновации высотность домов в районах вырастет и жителей станет больше. Как меняется социальная инфраструктура?

С.И. ЛЁВКИН

Без проектов планировки территорий невозможно оценить весь потенциал, всю инфраструктуру, включая социальную. Поэтому, сейчас в активной базе Москомархитектура с рабочей группой, которую возглавляет М.Ш. Хуснуллин, ведет подготовку этой граддокументации. Сергей Семенович лично смотрит эти проекты.

Большого количества увеличения жителей в кварталах реновации не будет. Практически все, что я говорил еще до начала программы, оно близко к тому, что сегодня происходит. И по поводу покупок квартир – там 10%. Сейчас резкой необходимости по первым домам, которые начали переселение и заселение, увеличения инфраструктуры социальной нет.

Когда мы смотрим проекты планировки, мы учитываем наличие в этом квартале или в территории, на которой разрабатывается проект планировки, всю социальную инфраструктуру. В одних учреждениях есть дефицит на сегодняшний день, а в других – профицит. Мы с Департаментом образования, с Департаментом здравоохранения очень внимательно все это прорабатываем. Не просто смотрим на норму обеспечения на одного жителя, но и дефицит/профицит существующий. Надо понимать и пытаться прогнозировать демографию. Построить сегодня школы по норме на количество в проекте планировки – через какое-то время они будут не востребованы, потому что потенциальные дети перерастут школьный период и будут двигаться дальше. Но вопрос на очень серьезном контроле.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

По первому дому, в который уже произошло переселение, на 5-й Парковой улице, там уже есть какая-то конкретика? Сколько из переселенцев докупили площадь? Сколько это примерно стоило?

С.И. ЛЁВКИН

Я сейчас не готов сказать по цифрам. Если мне не изменяет память, больше 16 договоров было заключено 2 месяца назад. Там даже были внесены задатки, как это положено, на докупку.

По поводу цены, с учетом района приходит оценщик с соответствующей лицензией и дает официальное заключение о стоимости этой квартиры. Какая рыночная цена получилась, за такую Фонд выставляет на сайте и предлагает к покупке.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

Физически это как произошло? Они сначала получили ту квартиру, которую им положено?..

С.И. ЛЁВКИН

На сайтах Департамента и Фонда есть все тонкости, связанные с докупкой жилой площади, увеличением – хочешь докупить с однокомнатной до двухкомнатной. Там все формулы прописаны. Было по-разному. Кто-то докупал трехкомнатную квартиру, имея двухкомнатную, кто-то однокомнатную и двухкомнатную, если была семейная необходимость разъехаться. Но есть еще один момент. Если человек получил равнозначную квартиру - имел однокомнатную и получил однокомнатную, - у него есть право в течение двух лет приобрести квартиру в любом доме по программе реновации (в любом районе) на таких же условиях: рыночная стоимость и т.д, за минусом 10%.

Е. СЕМЕНОВА – «Аргументы и факты»

То есть, не сдавая ту, первую очередь?

С.И. ЛЁВКИН

Да.

Е. КАЛИНИН – «Московская перспектива»

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о целевой модели получения разрешения на строительство.

С.И. ЛЁВКИН

Это федеральный проект, который касается не только Москвы, но и всех субъектов РФ. Цель этого проекта была - сокращение административных процедур, необходимых для получения разрешения на строительство и сроков, этапов и т.д. Первой целью было то, что во всех субъектах будут введены генеральные планы правил землепользования и застройки как базовые градостроительные документы. Москва это имеет – и Генплан утвержденный, и ПЗЗ. Есть показатель достижения целевой модели. На сегодняшний день за 10 месяцев мы вышли на уровень 80% от обще поставленных задач. Там, в т.ч., связано с сокращением сроков прохождения процедур, начиная от ДПЗО, заканчивая разрешением на строительство и разрешением на ввод. Мы создали, и это серьезный плюс в части информационной открытости, со всеми участниками градостроительного процесса (застройщики, жители, власть) Единый контактный центр стройкомплекса. Это большая серьезная работа, где есть 3 уровня работы операторов контактного центра, создана уникальная база знаний, где любой желающий может на свои вопросы получить юридически выверенный, нормативно подтверждённый ответ. Кроме того, Москва создала калькулятор процедур в сфере строительства, которым только за последнее время воспользовались более 10500 раз. Т.е. люди заходили и хотели понять: я хочу построить индивидуальный жилой дом там-то, с такими-то условиями обременения, сколько это мне будет стоить с точки зрения процедур и за какое время эти процедуры пройду. Это высоко оценено на уровне Правительства, Министерства строительства. Думаю, этот сервис будет пользоваться популярностью не только в Москве, но и в субъектах РФ.

ВЕДУЩИЙ

Коллеги, пресс-конференция завершена. Спасибо.