Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Профессия: выбор московского школьника»
19 июня 2019, среда, 10:21

Пресс-конференции

28 мартa 2019 Пресс-конференция «Профессия: выбор московского школьника»

28 марта состоялась пресс-конференция «Профессия: выбор московского школьника»

Пресс-конференция  «Профессия: выбор московского школьника»


ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня пресс-конференция посвящена теме: «Профессия: выбор московского школьника».
В пресс-конференции принимают участие директор Городского методического центра Андрей Сергеевич Зинин, методист ГМЦ Наталья Владимировна Гришукова, Афонин Константин Юрьевич, директор колледжа Архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Аверчинкова Ольга Евгеньевна, директор школы № 1357, Власова Анжелика, студентка первого МГМУ им. И.М. Сеченова, выпускница школы № 1357 и Хомякова Анастасия, студентка колледжа Архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, выпускница школы № 1228.

А.С. ЗИНИН

Добрый день. Московские школы добиваются очень высокого уровня качества образования благодаря реализации ряда серьезных акцентов. Во–первых, это формирование навыков и умений для реальной жизни. Ребенок должен не только иметь серьезный предметный багаж, но им уметь его использовать. Во-вторых, это конвергентность, метапредместность образования, т.е. понимание школьником того, что любой предмет, наука, существуют не в изоляции, и что необходимо обладать определенным инструментарием, логическим словарным запасом, который позволяет максимально сближать предметы, образуя единое учебное пространство. Математика как самостоятельная наука, безусловно, существует, но ребенку будет полезно понимать, что она существует не в изоляции, химии и других дисциплин.

Сейчас Москва максимально сориентирована на то, чтобы помочь ребенку работать с оборудованием завтрашнего дня. В рамках этих лабораторных комплексов, которые сейчас выстраиваются в московских школах, простраивать правильные образовательные треки, в рамках которых ребенок может выбрать не только один маршрут, но и создать разные сценарии развития профессиональных событий своей жизни.

Огромное количество проектов связано с работой московских колледжей для московского образования. Есть два очень серьезных проекта – это «Профлайнер» (7-11 классы, организатор Департамент предпринимательства Москвы) и «Билет в будущее» (6-11 классы, организатор – Союз молодых профессионалов, «World Skills»), максимально ориентированные на ранее выявление склонностей ребенка, на его профессиональные интересы. Главную роль в этих проектах играет школа, поскольку именно она интегрирует все ресурсы, необходимые для формирования умений и навыков. Это взаимодействие с предприятиями, использование городской культурной среды (музеи, парки, театры и т.д.), детские технопарки, работа с ВУЗами, научными организациями и т.д. Все это позволяет выстраивать любой возможный профессиональный маршрут для ребенка. 

Среди городских проектов, ориентированных на создание прецедента максимально раннего профессионального определения ребенка самым известным являются детские соревнования «Kid skills», которые строятся по принципу «World Skills», но ориентированы на учащихся 1-4 классов, где дети, работая в группах, решают очень серьезные задачи и получают представление о том, что такое сити-фермерство или прототипирование или аэрокосмическая инженерия. «Юные мастера» и «Уроки технологии» на базе колледжей – тоже очень важный момент. Колледжи выступают такими высокотехнологичными площадками, на которых могут поработать наши школьники. 

«Кружки от чемпионов» - серьезный проект, который позволяет ребятам, показавшим высокий уровень владения компетенциями будущего, прийти к студентам колледжей, к школьникам, и дать им мастер-класс в формате «ноу-хау», рассказав на языке школьников о том, как им удалось добиться такого раннего успеха.

Кружки технической направленности на базе колледжей – все то, что ориентировано на компетенции будущего. Все это не зарождающиеся проекты, а проекты, которые находятся в своем информационном зените.

Главная миссия городских проектов, связанных с предпрофессиональным образованием – максимально сближать ВУЗ, производство и школы, чтобы у каждого ребенка появлялось представление о наполнении профессиональной реализации и его собственной нише в этом. Инженерные, медицинские, академически классы и Курчатовский проект – все они направлены на максимально ранее профессиональное самоопределение ребенка. Ровно так же, как и кадетские классы. Проекты расширяют свой список. Например, в следующем году будет запущен IT-класс, который дополнит перечень этих проектов. 

Еще очень значимые проекты – это «Профессиональная среда», «Профессиональные стажировки» и «Профессиональное обучение без границ». 

«Профессиональные стажировки» - это, в первую очередь, знакомство с передовым производством. Когда ребенок знакомится с работой компании, например, «Сухой» или «РЖД», «МОЭК», он еще и знакомится с тем, как устроена внутри корпоративная культура этих организаций. Этой тоже имеет колоссальное значение, потому что современный работодатель заботиться и об этом, и компании разные. Нужно понимать не только свою профессиональную реализованность в них, но то, как легко ты интегрируешься в систему, которую эти компании предлагают. 

«Профессиональное обучение без границ» - очень большой проект, который позволяет ребенку получить профессию, начиная с 7 класса школы. Это не самые базовые профессии. Например, консультант в области развития цифровой грамотности, оператор наземных средств управление беспилотными летательными аппаратами. Все, что ориентировано на профессиональные вызовы будущего, реализуется в этих проектах. 

Н.В. ГРИШУКОВА

Добрый день. «Урок технологии» может и должен быть первым шагом к определению профиля обучения и будущей профессии. Понимая это, этот проект был запущен в 2016 году на базе московских колледжей. Колледж является высокотехнологичной площадкой, участвует в международном чемпионате «World skills», и им приходиться постоянно обновлять свою базу и повышать уровень профессиональных компетенций своих педагогов, а значит, они могут давать реальные практические навыки школьникам и готовить их к будущему. Сегодня в проекте участвуют более 16000 школьников, а школы стремятся в него попасть, стать сетевым партнером колледжа. 

Привлекая ребят к «Уроку технологии» и применению своих теоретических знаний к определенному профессиональному опыту, мы даем им возможность формировать профессиональную траекторию и не столкнуться в будущем с ситуацией неопределенности. Этот проект может быть первой ступенью к выбору той же самой программы обучения «Профессиональное обучение без границ», т.к. проект стартует с 5 класса. В одном из колледжей Москвы ребята с 1 класса начинают посещать уроки технологии на базе колледжа.

Сейчас мы расширяем не только круг участников проектов, но и направления. Мы предлагаем 20 направлений: 18 отраслевых по профессиям и специальностям, которые реализуют колледжи, и развитие цифровых компетенций и компетенции будущего. 

Сейчас мы живем в век цифровых технологий, когда все должны уметь использовать этот ресурс. В будущем они проникнут глубже в нашу жизнь, заменят многие профессиональные отрасли, многие профессии исчезнут, многие появится. Сегодня мы должны готовить к этому наших школьников. Поскольку колледжи обладают необходимыми ресурсами, «Урок технологии» по этим направлениям очень продуктивен для школьников. Каждый год наш проект становится лучшей версией самого себя, расширяя не только линейку профильных направлений. Мы привлекаем работодателей. Один из заделов на следующий год – это разработка кейсов  от наших работодателей, партнеров колледжей, чтобы урок технологий стал еще более практичным, реалистичным, приближенным к производству. 

ВЕДУЩАЯ

Представленные на слайде цифры в 16 000 школьников и 180 площадок – это цифры только за 2018-2019 гг? Т.е., рост почти в 8,5 раз?

Н.В. ГРИШУКОВА

Это так. 

К.Ю. АФОНИН

Добрый день всем. Мы говорим про то, что все условия выбора профессий для московского школьника доступны и они невозможны без пробы, без анализа своих успехов или неуспехов в том, чтобы стать профессионалом. Для этого у классного руководителя на сегодняшний день есть масса инструментов, о которых я сейчас расскажу подробнее.

На примере нашего колледжа за 2 года существования проекта «Профобучение без границ» контингент школьников практически сравнялся с контингентом колледжей. Только в этом году запущено 15 программ и 2500 школьников обучаются у нас. Все профессии нашего колледжа, и не только нашего, востребованы на рынке. Причем, спрос превышает  предложение. Наиболее популярные профессии среди ребят – это лаборант химанализа и чертежник. Обращаю ваше внимание, что чертежник в информационном моделировании знаний – это future skills, и ребята уже это осваивают. Есть достаточно редкие, но востребованные профессии тоже есть – это реставратор и лаборант-микробиолог. 
Второй инструмент классного руководителя – это «Кружки от чемпионов», когда, фактически, сверстники, успешные на профессиональных конкурсах, рассказывают о профессии и работа ведется в мастерских. Здесь присутствуют две наших студентки, выпускницы, которые работают преподавателями дополнительного образования и ведут мастер-классы и кружки от чемпионов.

Третий, наиболее важный и эффективный инструмент – это проект «Профсреда», предполагающих движение на основе интереса школьника, когда уточняются способности и в дальнейшем ведется ориентация, какие профессии востребованы и почему. Далее, можно выбрать направление и написать заявление в выбранное учебное заведение.

Есть стандартный пакет мероприятий «Профсреды» - это мастер-классы в колледжах, выездные мероприятия. Пару лет назад мы объявляли о стажировках. Ребята-школьники стажируются либо в мастерских колледжей по стандартам «World skills», либо (летом состоялась практика, которая будет увеличена) работа в реальных компаниях в течение лета по профессии. 
На портале «Профсреда» есть интерактивная карта, кроме личного кабинета, где можно записаться и пройти тестирование. Там есть подробная информация. По округам закреплены учреждения допобразования и площадки, на которых происходят все события.

В этом году 200 школьников у нас пройдут демонстрационный экзамен «World Skills», где можно будет сравнить себя с мировым уровнем, с будущими профессионалами по всему миру. 

О.Е. АВЕРЧИНКОВА 

Как и большинство московских школ, школа № 1357 сегодня является интегратором науки и практики, центром развития умений для реальной жизни, осуществления уверенного движения московского школьника в профессиональное будущее. В нашей школе выстроена система непрерывной профориентационной работы, которая охватывает все уровни образования, начиная с дошкольного. Ключевую роль в этой системе играет классный руководитель.

В 2018 году более 1000 наших учащихся, совместно с педагогами, приняли активное участие в городских профориентационных проектах как «Субботы московского школьника», «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Школа новых технологий». Эти мероприятия позволяют нашим учащимся познакомиться с будущими профессиями. Один из приоритетных направлений школьного центра профориентации является выстраивание непрерывной системы профориентационной подготовки. В нашей школе учащиеся активно вовлечены в проект «Профессиональное обучение без границ», начиная с 7 класса. Этот проект позволяет учащимся, параллельно обучаясь в школе, осваивать профессию и получить свидетельство о профессии. Например, в этом учебном году более 300 учащихся нашей школы осваивали ряд профессий, таких как младшая медицинская сестра или брат по уходу за больными, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант-микробиолог. Эти профессии осваивают учащиеся медицинских классов. Учащиеся инженерных классов выбрали на базе колледжей такие профессии как сборщик изделий электронной техники, слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля, электромонтаж пожарной сигнализации. Учащиеся кадетского класса выбрали юридический колледж и осваивают профессию секретаря суда. Для учащихся социально-психологических классов интересным стал педагогический колледж. Они осваивают профессию вожатого. Результаты такого параллельного обучения выражаются в победах наших учеников на региональном этапе «World skills junior» в возрастной группе от 14 до 16 лет. Мы второй год становимся победителями в номинации «Дошкольное образование». В этом году успешно выступили в номинации «Учитель младших классов». Наши ученики становятся призерами и победителями городских конференций «Старт в медицину», «Шаг в будущее», успешно сдают предпрофессиональные экзамены. 

Еще одна возможность, которую предоставляет город учащимся предпрофессиональных классов – это целевое обучение в ВУЗах. 11-классники, успешно прошедшие предпрофессиональный экзамен, получили ходатайство городских поликлиник и больниц, продолжат свое обучение в медицинских ВУЗах и планируют работать в системе здравоохранения Москвы. Такой же принцип реализуется в инженерных и кадетских классах.

А. ВЛАСОВА

Здравствуйте. До 2016 года я училась в  другой школе, в обычном, общеобразовательном классе. Уже тогда я хотела стать доктором. С поступлением в медицинский класс для меня открылись большие возможности для изучения данных предметов, профильных, таких как биология и химия. Кроме обычных уроков, у нас были дополнительные занятия медицинской направленности, как со школьными учителями, так и с преподавателями Первого медицинского. Такие занятия проходили в настоящих химических лабораториях с использованием различных медицинских приборов и тренажеров. На занятиях мы знакомились с рабочими инструментами хирургов, терапевтов, реаниматологов, учились проводить несложные медицинские процедуры. Материал, который давался на занятиях, помог мне ознакомиться с профессией врача и пригодился при поступлении в ВУЗ. За время обучения в медицинском классе я успела поучаствовать в программе «Шаг в медицину» от Сеченовского университета, где, как и другие ученики медицинского класса, получила общие теоретические и практические знания по уходу за больными. Изучение данной программы позволило мне не посещать семинарские занятия, а сразу допуститься к итоговому тестированию. За время обучения я успела поучаствовать во многих семинарах, круглых столах, мастер-классах, встречалась со знаменитыми врачами на конференциях. Под руководством своих преподавателей я сделала проектно-исследовательскую работу, с которой участвовала в научно-исследовательской конференции Московского конкурса проектов, где заняла 2 место в своей дисциплине.
 Медицинский класс многое мне дал. Именно здесь, еще не поступив в ВУЗ, я почувствовала себя настоящим студентом. Здесь обучают профессии врача и готовят к поступлению в ВУЗ.

А. ХОМЯКОВА

Здравствуйте. В начальной школе я уже начала задумываться о будущей профессии. Мне было интересно творчество, но конкретную специальность я еще не могла выбрать. В тот момент я открыла для себя колледж и допобразование. Я поступила двухгодичные курсы, где проходила академический рисунок, материаловедение, рекламные и агитационные работы и многое другое. Это позволило мне понять, чем именно я хочу заниматься. Мы обучались как теоретическим, так и практическим знаниям. По окончанию курсов мы делали дипломную работу, сдавали экзамен. После успешной сдачи экзамена я получила много полезной информации и знаний, которые помогли мне сдать проходные экзамены в колледж. На данный момент я обучаюсь на первом курсе по специальности «Архитектура». Очень рада, что поступила на допобразование, потому что оно очень сильно мне помогло в дальнейшем обучении. 

М. АНТОНОВА – «РИА Новости»

Какой процент учащихся профильных классов поступает в профильные ВУЗы?

А.С. ЗИНИН

Эта информация подробно есть в рассылке. Более 76% выпускников профессиональных классов  поступили в ВУЗы-партнеры за 2018 год. Это и является для нас самым главным показателем эффективности этого проекта. 

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе» 

Известно, что не все предприятия соглашаются на сотрудничество со школами и вообще с детьми. Кто самые основные партнеры у вас?

Н.В. ГРИШУКОВА

В общем-то, все партнеры колледжей активно сотрудничают. Кроме тех, что назвал Андрей Сергеевич - это «РЖД», «МОЭК», «МИГ», «Сухой», Завод Чернышева и другие – их более 500..


А.С. ЗИНИН

Организации и партнеры сами заинтересованы в таком партнерстве, потому что наши школьники – это ресурс для них, это люди, которые потом придут к ним на производства. Поэтому, они могут быть максимально ориентированы на работу с ними, могут сразу же прийти своеобразными амбассадорами для работы в этих компаниях. А могут еще иметь такой период длительного взаимодействия на этапе знакомства только с этой компании. Поэтому, им это в первую очередь интересно, а нам полезно.

К.Ю. АФОНИН

Еще один важный партнер – это «Союз World Skills России.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе» 

Есть ли какие-то запросы от детей на новые профессии? Что хотят дети?

Н.В. ГРИШУКОВА

Наверное, самое популярное – это IT-сектор. Любые профессии, связанные с IT, графическим дизайном, веб-разработкой, робототехникой. Мобильная и промышленная робототехника являются сегодня наиболее популярной и часто выбираемой. Второй серьезный кластер – это кулинарные технологии. 

К.Ю. АФОНИН

Третий кластер – все, что связано с творческими профессиями. Это архитектор, дизайнер – по-прежнему очень модные профессии.  

О.Е. АВЕРЧИНКОВА

У нас в школе есть такой конкурс – «Защита проектных идей», где мы изучаем, что интересно нашим ученикам. Им интересна журналистика, блогосфера, стартапы, открытие собственных производств - кожаной обувной фабрики, кулинарные рестораны, - спектр этой деятельности очень широк.

А.С. ЗИНИН

Сейчас мы наблюдаем интерес ребенка к тому, чтобы границы предметов максимально стирались, и возникало единое образовательное пространство. По сути, те же самые процессы происходят на современном рынке труда. Так, дети, интересующиеся графикой и дети, которые с увлечением рисуют, впоследствии интересуются IT-технологиями, потому что все вместе это вырастает в профессию дизайнера,  который должен уметь создавать 3D-модели и, вместе с тем, прекрасно рисовать. Границы очень условные.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, благодарю всех за участие и проявленное внимание.