Информационный Центр Правительства Москвы
27 апреля 2024, суббота, 04:24
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Осуществление государственного пожарного надзора в современных условиях».

30 июля состоялась пресс-конференция «Осуществление государственного пожарного надзора в современных условиях»

Пресс-конференция «Осуществление государственного пожарного надзора в современных условиях».

ВЕДУЩАЯ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию заместителя начальника Главного управления, начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве Комарова Максима Валерьевича на тему: «Осуществление государственного пожарного надзора в современных условиях».

М. КОМАРОВ

Уважаемые коллеги, друзья, спасибо, что откликнулись на нашу пресс-конференцию. Посвящена она будет одному из наших основных видов надзора – государственному пожарному надзору в современных условиях, который так же очень активно реформируется параллельно со всеми другими контрольно-надзорными органами. Буквально недавно, 18 июля, государственному пожарному надзору в РФ исполнилось 94 года. Поэтому актуально вам рассказать, как он реализуется в наше время, в современных условиях. Сегодня мы к вам по-боевому, с ночного пожара - подтверждая еще раз актуальность, необходимость нашей службы и нашей совместной с вами работы.

С 1 июля 2021 года вся контрольно-надзорная деятельность в стране претерпела очень серьезные изменения, можно сказать полное реформирование. Вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности, о государственном надзоре, муниципальном контроле в РФ № 248 ФЗ от 31 июля 2020 года. Он стал ключевым для всех контрольно-надзорных органов в части осуществления дальнейшей надзорной всей работы. Что касается МЧС РФ, государственного пожарного надзора, отмечу, что мы, наверное, не именно с этого шага и периода корректируем и совершенствуем свою надзорную деятельность. Мы это пытались и пытаемся делать гораздо раньше – фактически с 2014 года мы ведем эту деятельность. Некоторые аспекты, которые вновь введены данным ФЗ, мы уже пилотно практиковали с 2018 года.  Поэтому для нас  этот закон явился одним из последовательных шагов к дальнейшему совершенствованию и развитию государственного пожарного надзора.

Из основного, кардинального, можно выделить сам принцип в вновь введенном законодательстве. Хотел бы отметить, что мы вместе, и органы власти, и бизнес, пришли к единому пониманию, что мы не совсем уходим от сплошных проверок контрольно-надзорной деятельности, а мы контрольно-надзорную деятельность упорядочиваем в той части, что осуществление надзора становится более разумным, выражаясь терминологией бизнеса, и более сопоставимым с теми издержками и рисками, за оценкой которых он наблюдает и надзирает.  

Во-первых, в сфере этого закона у нас появились абсолютно новые положения, в т.ч., в федеральном государственном пожарном надзоре, который теперь полностью соответствует требованиям, которые декларирует новый ФЗ. Далее, законом-спутником ФЗ №170 так же внесены изменения в наше федеральное законодательство пожарной безопасности. Мы привели все в соответствие с законом о контрольно-надзорной деятельности. Из основного, появилось понятие контрольно-надзорного мероприятия. Если раньше фактически весь наш надзор заключался в выездной проверке и на протяжении 20 дней каждый объект надзора этой проверке подвергался, то теперь существуют иные виды контрольно-надзорных мероприятий, которые мы также своим положением закрепили и будем активно в дальнейшем использовать в нашей деятельности.  Это такие виды как инспекционный визит, выборочный контроль, рейдовый осмотр. Здесь в целом срок проведения любого контрольно-надзорного мероприятия не может теперь превышать 10 рабочих дней. Иные виды, которые я перечислил, проводятся в течение 1 рабочего дня. Вот такое бремя дл предпринимательского, в первую очередь, сообщества было снято в части длительности проведения контрольно-надзорных мероприятий. Далее, во-первых, закон продолжил развитие и наше ведомство и ГУ МЧС по г. Москве тоже свою деятельность сейчас ассоциируем как современный надзорный орган в части именно акцента на предупреждение, максимальное проведение профилактических мероприятий, дабы упредить возникновение нарушений требований пожарной безопасности. Сейчас, в рамках нового ФЗ у нас появилось для этого еще больше возможностей. Остались профилактические виды как информирование, обзор в целом, практики надзорной, которую мы доводим раз в полугодие для всех субъектов надзора. Это естественно вынесение предостережения вместо штрафных санкций, которые имеют место быть. Но самое основное, что хочется выделить – впервые на законодательном уровне мы получили профилактическое выездное мероприятие, которое мы имеем право проводить на объектах надзора без контрольно-надзорных полномочий. Это профилактический визит. Мало того, он достаточно регламентирован и носит не какой-то там желаемый характер, а в определенных случаях носит обязательный характер. Данный профилактический визит мы будем проводить на объектах чрезвычайно высокой, высокой и значительной категории риска в обязательном порядке не менее 1 раза в год. Сразу здесь сделаю уточнение, что профилактический визит проводится по нашей инициативе, по нашему уведомлению, но с согласия контролируемого объекта. Если собственник не пожелает проведения профилактического визита надзорного органа, он не состоится. Думаю, каждый был бы рад лишней помощи, особенно в сфере осуществления безопасности людей и мы надеемся, что здесь мы соответствующий отклик от контролируемых субъектов получим. Профилактический визит будет проводиться в виде профилактической беседы. Где-то с желания собственника и контролируемого лица – с профилактического обследования, в рамках которого собственнику в части профилактики будут доводиться обязательные требования, которые должны выполняться на его объекте, все критерии, по которым он может относиться к той или иной категории риска и в целом, обозначаться его ответственность за те или иные виды нарушений, которые у него могут быть. Эти проверки не будут заканчиваться никакими штрафными санкциями, ни каким-то принятием мер, выдачи предписаний и т.д., как это было и остается закономерностью для контрольно-надзорных мероприятий. А именно этот вид профилактического выездного мероприятия будет заканчиваться выдачей рекомендаций. К такому новшеству, которое сейчас узаконивается в рамках федерального закона, мы наконец-то пришли и как надзорный орган этому рады, что может работать на обратной связи с собственниками и в чем-то им содействовать. Кроме этого, данный профилактический визит будет организовываться в течение года на объектах, которые вновь введены в эксплуатацию и начали эксплуатироваться, дабы оказать помощь собственникам и эксплуатирующим лицам. Сразу в обозначении всего комплекса противопожарных мер, который должен соблюдаться на его объекте, который он эксплуатирует. Соответственно, так же мы берем во внимание всю обязательную и находящуюся на особом контроле нашу группу объектов – объекты с массовым пребыванием, круглосуточным пребыванием. Это и в области социальной сферы, образования, здравоохранения и т.д. Все эти так же мы постараемся охватывать профилактическими визитами не менее 1 раза в год.

Категорирование – здесь мы сделали очередной очень серьезный шаг в совершенствовании этой деятельности. Если вы помните, мы были пилотным ведомством, которое рискориентированную модель осуществления надзора вводило в действие самостоятельно. Как раз мы это и делали с 2018, но начали активно в 2019-2020 гг. Но ранее все объекты делились по категориям, по отраслевому признаку, по классу функциональной пожарной опасности. Т.е. берется группа объектов и она однозначно уже принадлежала к определенной категории риска. Да, были условия, по которым объект мог снизить или, наоборот, повышалась его категория риска. В принципе, на этом весь процесс заканчивался, находился в таких жестких рамках. Сейчас мы перешли к расчетной рискориентированной модели. Вся она закреплена и утверждена постановлением Правительства №290, которым утверждается Положение о государственном пожарном надзоре. Она рассчитывается из расчета всех негативных последствий, которые могут быть для объектов той или иной группы, но имеет индивидуализацию по каждому объекту защиты. Т.е. определенные индикаторы риска, которые по каждому объекту учитываются, просчитываются, включаются в общую модель расчета. Мы получаем не какие-то группы, не отраслевые объекты, а у нас в целом каждый объект защиты, находящийся на территории г. Москвы с этого года имеет индивидуальную группу риска. Это можно ощутить очень значительно, например, 2 примера приведу. Берем общеобразовательные учреждения, те же школы. Раньше они относились к определенной высокой категории риска и без разницы, то ли это 3-этажная школа, то целый комплекс, который сейчас строят в Москве, о ли небольшая 2-этажная школ. Все они имели одну категорию риска. Сейчас, исходя из этого, категории будут разниться. Яркий пример – это торговые центры. Которые раньше мы выделяли в определенную категорию повышенного риска. Сейчас тоже все это будет зависеть от объема, площадей, количества людей и остальных критериев, которые тот или иной ТЦ имеет. Исходя из этого, какие-то  ТЦ будут относиться у нас к чрезвычайно высокой, высокой категориям риска. Например, в обязательном порядке те, где 5 000 человек одновременное пребывание и более. А какие-то будут уходить в умеренную категорию риска. Что это за собой несет для каждого собственника или эксплуатанта того или иного объекта защиты? Это несет периодичность проведения в отношении его объектов проверок государственного пожарного надзора. Чрезвычайно высокая категория риска у нас будет проверяться и уже проверяется 1 раз в год. Высокая -  1 раз в 2 года. Умеренный риск – проверки будут осуществляться 1 раз в 6 лет. Для собственника это существенное различие – подвергаться проверкам постоянно, либо 1 раз в 6 лет. Исходя из этого мы постарались такие индикаторы риска учесть, сопоставить, исходя из 10-летних опытов работы и анализа последствий, частоты возникновения пожаров на том или ином виде объектов, и сформировать рискориентированную модель. Это наверное самое существенное изменение, что мы вынесли и получили после проведения реформы контрольно-надзорной деятельности.

Как и все контрольно-надзорные органы, мы переходим и стараемся это сделать даже оперативнее поставленных сроков (до 2023 года) к полной автоматизации осуществления контрольно-надзорной деятельности. В идеале мы видим, чтобы мы пришли к «личному кабинету каждого» контролируемого лица, как в любой системе госуслуг, чтобы он мог зайти в свой «личный кабинет» и видеть по себе всю историю, в т.ч., планируемую историю по линии государственного пожарного надзора и иных надзоров МЧС России по своим объектам.  Сейчас на данном этапе в рамках введенного и вступившего в силу ФЗ все проверки планируются и организуются в электронном виде. Введены и закреплены на законодательном уровне единый реестр контрольно-надзорных мероприятий, который полностью и досконально контролируется органами прокуратуры. Практически все виды внеплановых проверок у нас тоже идут через согласование с органами прокуратуры и только через этот реестр. Весь инспекторский состав на данный момент у нас обеспечен электронными подписями. Все это делается именно в таком режиме. Результат – это то, что каждое проверочное мероприятие может быть проведено, если оно учтено и внесено в этот единый реестр и проведение и результаты всех контрольно-надзорных мероприятий будут открыты, в общем доступе в рамках данного реестра. Вы по своим сведениям своему объекту, ИНН, названию и т.д. можете легко в этот реестр войти и получить всю информацию. Даже если к вам пришел инспектор, вы можете это перепроверить. Есть ли ваше мероприятие и решение на его проведение в этом реестре, законно ли его проведение и т.д. Все это можно сделать с любого смартфона в онлайн-режиме. Дополнительно к данному реестру появляется реестр обязательных требований. Работа над ним активно ведется и будет завершена на следующий год. Каждый вид надзора, в т.ч. государственный пожарный надзор, в этот реестр войдет и в нем будут отображаться все обязательные требования пожарной безопасности, которые должны соблюдаться тем или иным объектом контроля, надзора. Введен с 1 июля постановлением Правительства обязательный досудебный порядок обжалования. Раньше он носил форму возможного, это было право – можете так, а можете сразу в суд, или иным путем обжаловать то или иное решение органа надзора, в т.ч. федерального государственного пожарного надзора. Сейчас это формат обязательный. После проведения какого-либо контрольно-надзорного мероприятия, в т.ч., в области пожарной безопасности, контролируемое лицо сначала обязано обратиться к вышестоящему должностному лицу данного органа, который проводил проверку в отношении его объекта защиты и только потом уже в судебные и т.д. Либо изначально к тому должностному лицу, которое проводило проверки, а далее по вертикале. Теперь это имеет вид автоматизированный. Любой из вас через портал госуслуг это досудебное обжалование может провести и подать жалобу в онлайн-формате, что позволяет соблюдать установленные сроки обжалования после проведения проверок. Они достаточно небольшие – в течение 15 рабочих дней. Т.е. тоже все это упрощено и позволяет справедливее и объективнее подойти к тому или иному проверочному мероприятию, в т.ч., со стороны руководство контрольно-надзорных органов на уровне субъектов или страны в целом. Все будут в онлайн-доступе для проведения этой работы. Мало того, именно эта информационная площадка, на базе которой строится все досудебное обжалование, она будет, кроме органов прокуратуры, досконально контролироваться Министерством экономического развития и анализироваться соответствующие периоды времени, как отрабатываются досудебные жалобы, по каким вопросам они идут и т.д., чтобы дальше принимать решения вплоть до внесения изменений в нормативные документы тех или иных надзорных органов, в т.ч. ГПН, если они вызывают противоречие при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Это из основных ключевых аспектов, которые внесены.

В продолжение рискориентированной модели у нас прорывным моментом мы внесли, чтобы каждый понимал свои возможности, что в его руках та категория риска, к которой будут относить его объект и вообще всю сферу ответственности, и что можно сделать для улучшения противопожарного состояния своего объекта, чтобы он сместился в иную категорию риска, мы ввели принцип добросовестности. В положении даже появились такие критерии как индекс добросовестности контролируемого субъекта. Перечень их в постановлении приведен. Исполняя эти критерии, собственник или владелец того или иного объекта защиты может понимать улучшения своего уровня пожарной безопасности объекта защиты и делать все шаги, чтобы обеспечение безопасности людей обеспечивать и себя от лишнего вмешательства и бремени осуществления контрольно-надзорной деятельности. Потому что его категория риска будет постоянно снижаться с учетом  выполнения этих моментов и может уйти в низкую категорию. Низкая категория объекта, низкая категория риска у нас не проверяется вообще, не планируется вообще к проверкам.

МЧС России разработан онлайн-калькулятор расчета категорий риска. Не надо ни инспекторскому составу, ни собственникам, владельцам, распоряженцам объектов защиты проводить сложные  математические расчеты. Ему достаточно забить те показатели, которые необходимы для расчета категории риска в рамках этого онлайн-калькулятора и перепроверить и себя в частности, и деятельность контрольно-надзорного органа в части того .правильно ли его объект отнесен к той или иной категории риска благодаря элементарным действиям через онлайн-калькулятор, который предоставить результат в течение нескольких минут. Если все сведения по вашему объекту у вас есть, вы можете сами этот расчет провести и получить категорию риска, которую вы имеете по линии осуществления государственного пожарного надзора.

Что касается остального нашего участия а этот период во всех реформе контрольно-надзорной деятельности, то мы принимали самое активное участие в регуляторной гильотине. По всем основным нормативным документам требований пожарной безопасности были внесены изменения, которые касались глубокого анализа всех имеющихся требований, их необходимости в современных условиях и они были актуализированы под современные условия жизнедеятельности в целом и развития нашей строительной отрасли. Есть и новшества, есть и послабления, но на уровне того, что объекты у нас появляются и масштабной, и массовой, многофункциональной, в  первую очередь, мы внесли и более жесткие требования по тем или иным моментам. Основное, что нам хотелось изменить, и эти изменения пока что в стадии принятие – это у нас основной закон, технический регламент о требованиях пожарной безопасности. В нем, что для каждого будет важным, мы хотим расширить перечень условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. У нас уже есть альтернативные условия. Кроме выполнения всех требований в буквальном смысле, которые изложены у нас в нормативных документах, у нас есть второе условие – это выполнение в обязательном порядке требований технического регламента и расчет риска. Если расчет риска у вас будет соответствовать показателю, который определен в техническом регламенте, то и в целом объект надзора у вас будем принимать, что он соответствует условиям требований пожарной безопасности. А сейчас мы хотим эти условия расширить где-то до 6 позиций, внести туда уже применяемые в практике, можем их назвать документами, как стандарты организаций, как специальные технические условия, которые на объекты разрабатываются, объект по ним эксплуатируется. Мы хотим полностью их узаконить, чтобы их выполнение на законодательном уровне так же применялось как соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Заканчивая основное введение по изменениям, мы наряду с этим не уйдем от в целом профилактической деятельности, которую органы ГПН осуществляет в рамках предупреждения пожаров и гибели людей, в первую очередь в жилом фонде. Делаем это со всеми субъектами профилактики, которые в этой деятельности задействованы. В первую очередь, это Правительство г. Москвы, которое очень активно участвует в организации профилактики и ее осуществлении на всех уровнях и структурных подразделениях органов исполнительной власти города. Соответственно, будем совершенствоваться в этом и сами, поддерживая такую идеологию, что сейчас в современных условиях каждый человек в основных местах его пребывания  тоже мог касаться и получать какие-то знания о мерах пожарной безопасности, в первую очередь. Выходите вы из дома, можете увидеть это в подъезде, лифте. Двигайтесь дальше, можете увидеть на наших экранах, которые распространены по всему городу, в т.ч., рекламы. Едете вы в метро, это уже нами реализовано совместно с нашим Метрополитеном и Департаментом транспорта. Там у нас идут ролики об основных мерах пожарной безопасности. Это сама профилактическая работа непосредственно в местах проживания социальной категории риска: одиноко престарелых, инвалидов, просто многодетных семей и т.д. Весь этот комплекс профилактических мер совместно с органами власти мы тоже будем продолжать, не смотря на изменения в целом, в контрольно-надзорной деятельности. Из основного вступительного все. Надеюсь, будут какие-то вопросы.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Скажите, пожалуйста, где планируется разместить онлайн-калькулятор и «личный кабинет»?

М. КОМАРОВ

Он уже размещен с начала этого года на сайте МЧС России. «Личный кабинет» будет через портал «Госуслуг».

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Вопрос по поводу штрафов: они не менялись?

М. КОМАРОВ

Размер штрафных санкций не изменился. За период, когда осуществлялась реформа контрольно-надзорной деятельности, у нас параллельно были внесены изменения лишь возвращения полномочий по административной приостановке деятельности. У нас изменились санкции нашей основной статьи о нарушениях требований пожарной безопасности в КоАП №20.4. Там появилась статья №20.1. При повторном правонарушении в части нарушений требований пожарной безопасности, когда они не были исполнены, после того как предлагались к исполнению, на объектах чрезвычайно высокой, высокой и значительной категории рисков, если нарушения касаются содержания, исправности источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, содержания в исправности наличия всех систем автоматической противопожарной защиты, все, что касается эвакуации – в этом случае мы имеем право на составление протокола и направления его в суд непосредственно для рассмотрения вопроса об административном приостановлении деятельности объекта. Такая же санкция у нас дополнена в статье №6.1. Это статья о том, что в случае возникновения пожара, который повлек тяжкие последствия здоровью, это для юридических лиц, или смерть человека. Тоже мы имеем право, кроме процессов по уголовной ответственности, при выявлении, если этому способствовали нарушения требований пожарной безопасности, также применить, направить материалы в суд на административное приостановление деятельности в отношении объекта защиты.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Можно ли дать какой-то совет москвичам, где они могут найти актуальную и достоверную информацию по поводу автономных домовых пожарных извещателей, например, для своей квартиры?

М. КОМАРОВ

Изменения внесены в свод правил и будут касаться больше объектов нового строительства в обязательном порядке. Но я советую всем об этом вопросе просто задуматься, особенно тех жильцов, которые проживают в домах не повышенной этажности. В первую очередь, 9-этажки. Они, кстати, у нас являются одним из основных объектов пожаров в жилом фонде, если брать статистику по жилому фонду. О дополнительном обеспечении современных средств. Как вы отметили, автономные пожарные извещатели. Ну, во-первых, у нас очень много информации на наших сайтах, как ГУ МЧС, так и министерского и других территориальных органов. Мы периодически и призываем, чтобы квартиры, которые не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в рамках системы всего дома, то соответственно, или люди, проживающие на даче или в частных жилых домах, конечно, эти датчики использовать, автономные приобретать. Они не дорогостоящие. Средняя цена среднестатистическая одного датчика – от 300 до 400 рублей. В целом, основные места, для 3-комнатной квартиры, достаточно даже 3, в каждой комнате. Особенно, если мы берем кухню, зоны риска возникновения пожаров. Соответственно, не представляет ни для кого серьезного финансового обременения. Установить вы их можете сами. Они не требуют проведения электропроводки. Они автономные. Просто накручиваются, проще, чем любой светильник или плафон. Соответственно, способствуют обнаружению задымления, когда вы находитесь в состоянии сна, либо просто. Каждый в жизни сталкивался, что может на плите что-то поставить. Сейчас, конечно, много автоматических функций, которые это отключат. Тем не менее,  что-то оставить, после работы уставшим прийти, включить телевизор и уснуть. Это все может способствовать возгоранию, его развитию и т.д. А здесь, благодаря этому, при незначительном задымлении очень проникновенный вы услышите звук данного автономного извещатели и он, безусловно, вас разбудит. И иные средства у нас есть. Так же внутренние. Во-первых, средства защиты органов дыхания. Они разных форматов и видов представлены. Мы сейчас стараемся в каждом подъезде многоквартирного жилого дома, вы можете всю информацию получить, о трех основных средства и средствах первичного тушения. Это, конечно же, сами огнетушители. И еще у нас идет автономный домовой пожарный кран. Тоже элементарен в оборудовании, но эффективен при возгорании в квартире или доме.

А. ОБЪЕДКОВ – «Вечерняя Москва»

В каком случае и за какие нарушения возможно наказание в виде административного правонарушения организации, приостановления деятельности?

М. КОМАРОВ

Отвечая а предыдущий вопрос это уже довел. Акцентирую это еще раз: в случаях повторного нарушения требований пожарной безопасности. Т.е. когда они уже предлагались, но остаются невыполненными и только в отношении повышенных категорий риска – это чрезвычайно высокий, высокий и на объектах повышенных категорий риска, и значительный риск. И соответственно, нарушений, касаемых всех путей и всех требований к эвакуационным выходам, автоматической системе противопожарной защиты, наружному, внутреннему противопожарному состоянию, электрооборудованию и т.д. Ко всем основным таким нарушениям, которые могут повлиять непосредственно на жизнь и здоровье людей.

Э. ЯКУПОВА – «Звездный бульвар»

Объекты с низким пожарным риском, что это за объекты? Будет ли их противопожарное состояние оцениваться хоть как-то? Я так понимаю, проверяться они не будут вообще?

М. КОМАРОВ

Да, категория низкого риска. Они не то, что совсем недоступны к проведению проверок. Они не будут планироваться, как все остальные категории риска. Т.е. они не имеют периодичности и в плановом порядке нами планироваться и проверяться не будут. Но они так же могут проверяться внепланово, например, в случае поступления заявления, обращения со стороны граждан, органов власти. Даже нам позволяет законодательство, если мы увидим какой-то репортаж ваш в СМИ и в рамках этого увидим явное наличие нарушений требований пожарной безопасности, инициировать проведение внепланового контрольно-надзорного мероприятия в их отношении. В этом ключе они затрагиваться будут. Либо, возможно, они будут попадать под поручение прокуратуры, поручение президента, что так же будет являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Во всем остальном они отданы, так как имеют низкую тяжесть по всем расчета последствий и самой частоты возникновения, на откуп самим собственникам. Рассчитываем на принцип добросовестности, который я вам озвучил. Эти объекты – это весь частный жилой фонд, например, все небольшие супермаркеты, парикмахерские, какие-то павильоны. Может быть даже серьезный объект. Но если он выполняет все и снимает все индексы риска благодаря выполнению установленных критериев, в т.ч. может так же уйти у нас в категорию низкого риска.

Л. ИСАКОВА – «ИД-41»

Получается, что руководитель предприятия может самостоятельно определить категорию риска объекта, не обращаясь к вашей службе, инспекторам, передавать какие-то данные, и тем самым даже снижая эту категорию?

М. КОМАРОВ

Совершенно верно. У нас даже предоставлению собственнику, либо распоряженцу объекта защиты, к какой категории риска он относится или ее снижение, подтверждение, у нас это выведено в сферу госуслуги. У нас есть административный регламент на этот счет. Он не потерял своего действия после контрольно-надзорной реформы. Мы все упростили до онлайн-калькулятора. Т.е. заходите и через онлайн-калькулятор определяете свою категорию риска, поднимаете наше постановление Правительства, видите все критерии снижения категории риска, т.н. критерии добросовестности, смотрите, что может быть уже из этого реализовано на вашем объекте или может реализоваться и никаких трудностей для вас это не составляет. Соответственно, пожалуйста, до периода планирования (он начинается у нас в августе и заканчивается фактически…), да и вообще в любой период вы можете подать в наш адрес соответствующее заявление, и эти категории риска будут снижены при нашей проверке достоверности сведений, конечно.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Можно уточнить по поводу проверок? Вы сказали, что репортаж является достаточным основанием, если вы видите нарушение. А пост в соцсетях или районных пабликах является таким достаточным основанием для проверки?

М. КОМАРОВ

Это очень интересный вопрос. Фактически в законе звучит информация из СМИ. Можем ли мы отнести паблик в соцсети к информации СМИ? Давайте попробуем создать такой практический прецедент. Если мы где-то это выявим, попробуем инициировать внеплановое мероприятие по контролю. Но, хотя в этом ключе есть загвоздка, что мы должны понимать заявителя, что это не будет анонимное должностное лицо. Прежде, чем мы это будет принимать как заявление, обращение о нарушения требований пожарной безопасности, об угрозе причинения вреда жизни и охраняемым законом ценностям, соответственно, мы обязаны в рамках закона провести оценку достоверности, куда входить и идентификация обращаемого лица, т.е. не было ли это просто фейком.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Т.е. вы не обязаны ждать, пока автор напишет не в паблик, а именно вам, а можете сами ему написать в том же «Фейсбуке» и спросить?

М. КОМАРОВ

В принципе, да.

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

Учитывая, что в городе долгое время стояла жаркая погода и в августе тоже прогнозируется очередная волна жары, усилен ли как-то контроль за лесами, лесопарками  в городе? Какие нарушения там обычно фиксируют сейчас?

М. КОМАРОВ

Безусловно, этому вопросу мы уделяем особое внимание. На основании прогнозов мы всю деятельность планируем заблаговременно. Она ведется со всеми участвующими в этом структурами исполнительной власти, Правительства Москвы, в частности, с Департаментом ГО ЧС и ПБ. Все, без исключения, лесопарковые зоны и вообще территория г. Москвы у нас находится под постоянным мониторингом и контролем. Контроль осуществляется в самых разных форматах, начиная, естественно, от пеших маршрутов нашими совместными межведомственными группами, они у нас организованы в каждой управе и префектуре. Особо внимание и усиление здесь идет на территории ТиНАО. Там особая группировка сил привлечена, в т.ч., с учетом добровольцев и общественников, мы тоже активно привлекаем к этой работе. Осуществляется мониторинг беспилотными летательными аппаратами, имеющимися у нас и у соответствующих структурных подразделений Правительства Москвы, авиапатрулирование, видеомониторинг. Т.е. все возможные ресурсы и средства мы для этого используем и при выявлении нарушений… Но этот год был в этом ключе для нас успешным и подтвердил всю правильность и необходимость осуществления этой работы значительно заблаговременно – мы начали ее в феврале. По сути, мы уже пришли к тому, что самым пиковым месяцем был апрель, либо начало мая, где нарушения серьезные по содержанию территории, захламлению территории и лесопарковых зон мы выявляли. То далее, в т.ч., благодаря активной агитационной работе по тем же местам специализированным для проведения пикников и использованию всех средств приготовления пищи на огне фактически, сейчас мы приходим к абсолютно единичным случаям. Из недели в неделю, последние 2 недели мы вообще таких фактов не выявляем, хотя мониторинг постоянный и у нас инспекторский состав переведен на усиленный режим работы. Мы понимаем прекрасно, что основной досуг, отдых населения осуществляется в выходные дни в этих местах. Кстати, на особом контроле здесь находятся еще и все водные объекты, т.е. места массового пребывания у воды, непосредственные места купания, пляжи. Там еще дополнительно осуществляем мониторинг, спасение, предупреждение непосредственно с воды, благодаря всем нашим службам.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Максим Валерьевич, такое большое количество профилактических мероприятий проводится. Как-то отслеживается уровень осознанности москвичей? Пожары все равно случаются. Уровень осознанности москвичей меняется благодаря профилактическим мероприятиям? Растет или остается на этом уровне? Как-то это отслеживается?

М. КОМАРОВ

Ну, сами вы понимаете, что сплошной анализ этого вести очень сложно, с учетом даже того, что и население у нас меняется, и люди меняются. Но мы уверены, что эта деятельность такие плоды приносит. Констатировать мы это можем даже, например, на самих основных показателях этой деятельности. Мы можем констатировать, что если брать десятилетний период, за этот десятилетний период в Москве наблюдается устойчивая динамика к снижению количества и пожаров, и гибели на них людей. Это говорит о том, что комплекс профилактических мер, которые мы реализуем совместно с органами власти и Правительством Москвы в частности, он свои результаты приносит и дает.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Вопросов я не вижу. Максим Валерьевич, есть ли у вас что-либо еще в завершение сказать?

М. КОМАРОВ

Я только хочу поблагодарить, призвать и попросить вас о максимальном, так же, освещении наших вопросов. В первую очередь, в части профилактической тематики. Пользуясь случаем, правильная тема была поднята по еще остающейся напряженной обстановке, связанной с устойчивой жаркой погодой, хочу призвать всех наших москвичей к соблюдению хотя бы элементарных мер безопасности, пожарной безопасности в этой связи и недопущения серьезных случаев возникновения пожаров, ЧС с серьезными последствиями. Берегите себя и своих близких. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Коллеги, пресс-конференция завершена.

ВЕДУЩАЯ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию заместителя начальника Главного управления, начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве Комарова Максима Валерьевича на тему: «Осуществление государственного пожарного надзора в современных условиях».

М. КОМАРОВ

Уважаемые коллеги, друзья, спасибо, что откликнулись на нашу пресс-конференцию. Посвящена она будет одному из наших основных видов надзора – государственному пожарному надзору в современных условиях, который так же очень активно реформируется параллельно со всеми другими контрольно-надзорными органами. Буквально недавно, 18 июля, государственному пожарному надзору в РФ исполнилось 94 года. Поэтому актуально вам рассказать, как он реализуется в наше время, в современных условиях. Сегодня мы к вам по-боевому, с ночного пожара - подтверждая еще раз актуальность, необходимость нашей службы и нашей совместной с вами работы.

С 1 июля 2021 года вся контрольно-надзорная деятельность в стране претерпела очень серьезные изменения, можно сказать полное реформирование. Вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности, о государственном надзоре, муниципальном контроле в РФ № 248 ФЗ от 31 июля 2020 года. Он стал ключевым для всех контрольно-надзорных органов в части осуществления дальнейшей надзорной всей работы. Что касается МЧС РФ, государственного пожарного надзора, отмечу, что мы, наверное, не именно с этого шага и периода корректируем и совершенствуем свою надзорную деятельность. Мы это пытались и пытаемся делать гораздо раньше – фактически с 2014 года мы ведем эту деятельность. Некоторые аспекты, которые вновь введены данным ФЗ, мы уже пилотно практиковали с 2018 года.  Поэтому для нас  этот закон явился одним из последовательных шагов к дальнейшему совершенствованию и развитию государственного пожарного надзора.

Из основного, кардинального, можно выделить сам принцип в вновь введенном законодательстве. Хотел бы отметить, что мы вместе, и органы власти, и бизнес, пришли к единому пониманию, что мы не совсем уходим от сплошных проверок контрольно-надзорной деятельности, а мы контрольно-надзорную деятельность упорядочиваем в той части, что осуществление надзора становится более разумным, выражаясь терминологией бизнеса, и более сопоставимым с теми издержками и рисками, за оценкой которых он наблюдает и надзирает.  

Во-первых, в сфере этого закона у нас появились абсолютно новые положения, в т.ч., в федеральном государственном пожарном надзоре, который теперь полностью соответствует требованиям, которые декларирует новый ФЗ. Далее, законом-спутником ФЗ №170 так же внесены изменения в наше федеральное законодательство пожарной безопасности. Мы привели все в соответствие с законом о контрольно-надзорной деятельности. Из основного, появилось понятие контрольно-надзорного мероприятия. Если раньше фактически весь наш надзор заключался в выездной проверке и на протяжении 20 дней каждый объект надзора этой проверке подвергался, то теперь существуют иные виды контрольно-надзорных мероприятий, которые мы также своим положением закрепили и будем активно в дальнейшем использовать в нашей деятельности.  Это такие виды как инспекционный визит, выборочный контроль, рейдовый осмотр. Здесь в целом срок проведения любого контрольно-надзорного мероприятия не может теперь превышать 10 рабочих дней. Иные виды, которые я перечислил, проводятся в течение 1 рабочего дня. Вот такое бремя дл предпринимательского, в первую очередь, сообщества было снято в части длительности проведения контрольно-надзорных мероприятий. Далее, во-первых, закон продолжил развитие и наше ведомство и ГУ МЧС по г. Москве тоже свою деятельность сейчас ассоциируем как современный надзорный орган в части именно акцента на предупреждение, максимальное проведение профилактических мероприятий, дабы упредить возникновение нарушений требований пожарной безопасности. Сейчас, в рамках нового ФЗ у нас появилось для этого еще больше возможностей. Остались профилактические виды как информирование, обзор в целом, практики надзорной, которую мы доводим раз в полугодие для всех субъектов надзора. Это естественно вынесение предостережения вместо штрафных санкций, которые имеют место быть. Но самое основное, что хочется выделить – впервые на законодательном уровне мы получили профилактическое выездное мероприятие, которое мы имеем право проводить на объектах надзора без контрольно-надзорных полномочий. Это профилактический визит. Мало того, он достаточно регламентирован и носит не какой-то там желаемый характер, а в определенных случаях носит обязательный характер. Данный профилактический визит мы будем проводить на объектах чрезвычайно высокой, высокой и значительной категории риска в обязательном порядке не менее 1 раза в год. Сразу здесь сделаю уточнение, что профилактический визит проводится по нашей инициативе, по нашему уведомлению, но с согласия контролируемого объекта. Если собственник не пожелает проведения профилактического визита надзорного органа, он не состоится. Думаю, каждый был бы рад лишней помощи, особенно в сфере осуществления безопасности людей и мы надеемся, что здесь мы соответствующий отклик от контролируемых субъектов получим. Профилактический визит будет проводиться в виде профилактической беседы. Где-то с желания собственника и контролируемого лица – с профилактического обследования, в рамках которого собственнику в части профилактики будут доводиться обязательные требования, которые должны выполняться на его объекте, все критерии, по которым он может относиться к той или иной категории риска и в целом, обозначаться его ответственность за те или иные виды нарушений, которые у него могут быть. Эти проверки не будут заканчиваться никакими штрафными санкциями, ни каким-то принятием мер, выдачи предписаний и т.д., как это было и остается закономерностью для контрольно-надзорных мероприятий. А именно этот вид профилактического выездного мероприятия будет заканчиваться выдачей рекомендаций. К такому новшеству, которое сейчас узаконивается в рамках федерального закона, мы наконец-то пришли и как надзорный орган этому рады, что может работать на обратной связи с собственниками и в чем-то им содействовать. Кроме этого, данный профилактический визит будет организовываться в течение года на объектах, которые вновь введены в эксплуатацию и начали эксплуатироваться, дабы оказать помощь собственникам и эксплуатирующим лицам. Сразу в обозначении всего комплекса противопожарных мер, который должен соблюдаться на его объекте, который он эксплуатирует. Соответственно, так же мы берем во внимание всю обязательную и находящуюся на особом контроле нашу группу объектов – объекты с массовым пребыванием, круглосуточным пребыванием. Это и в области социальной сферы, образования, здравоохранения и т.д. Все эти так же мы постараемся охватывать профилактическими визитами не менее 1 раза в год.

Категорирование – здесь мы сделали очередной очень серьезный шаг в совершенствовании этой деятельности. Если вы помните, мы были пилотным ведомством, которое рискориентированную модель осуществления надзора вводило в действие самостоятельно. Как раз мы это и делали с 2018, но начали активно в 2019-2020 гг. Но ранее все объекты делились по категориям, по отраслевому признаку, по классу функциональной пожарной опасности. Т.е. берется группа объектов и она однозначно уже принадлежала к определенной категории риска. Да, были условия, по которым объект мог снизить или, наоборот, повышалась его категория риска. В принципе, на этом весь процесс заканчивался, находился в таких жестких рамках. Сейчас мы перешли к расчетной рискориентированной модели. Вся она закреплена и утверждена постановлением Правительства №290, которым утверждается Положение о государственном пожарном надзоре. Она рассчитывается из расчета всех негативных последствий, которые могут быть для объектов той или иной группы, но имеет индивидуализацию по каждому объекту защиты. Т.е. определенные индикаторы риска, которые по каждому объекту учитываются, просчитываются, включаются в общую модель расчета. Мы получаем не какие-то группы, не отраслевые объекты, а у нас в целом каждый объект защиты, находящийся на территории г. Москвы с этого года имеет индивидуальную группу риска. Это можно ощутить очень значительно, например, 2 примера приведу. Берем общеобразовательные учреждения, те же школы. Раньше они относились к определенной высокой категории риска и без разницы, то ли это 3-этажная школа, то целый комплекс, который сейчас строят в Москве, о ли небольшая 2-этажная школ. Все они имели одну категорию риска. Сейчас, исходя из этого, категории будут разниться. Яркий пример – это торговые центры. Которые раньше мы выделяли в определенную категорию повышенного риска. Сейчас тоже все это будет зависеть от объема, площадей, количества людей и остальных критериев, которые тот или иной ТЦ имеет. Исходя из этого, какие-то  ТЦ будут относиться у нас к чрезвычайно высокой, высокой категориям риска. Например, в обязательном порядке те, где 5 000 человек одновременное пребывание и более. А какие-то будут уходить в умеренную категорию риска. Что это за собой несет для каждого собственника или эксплуатанта того или иного объекта защиты? Это несет периодичность проведения в отношении его объектов проверок государственного пожарного надзора. Чрезвычайно высокая категория риска у нас будет проверяться и уже проверяется 1 раз в год. Высокая -  1 раз в 2 года. Умеренный риск – проверки будут осуществляться 1 раз в 6 лет. Для собственника это существенное различие – подвергаться проверкам постоянно, либо 1 раз в 6 лет. Исходя из этого мы постарались такие индикаторы риска учесть, сопоставить, исходя из 10-летних опытов работы и анализа последствий, частоты возникновения пожаров на том или ином виде объектов, и сформировать рискориентированную модель. Это наверное самое существенное изменение, что мы вынесли и получили после проведения реформы контрольно-надзорной деятельности.

Как и все контрольно-надзорные органы, мы переходим и стараемся это сделать даже оперативнее поставленных сроков (до 2023 года) к полной автоматизации осуществления контрольно-надзорной деятельности. В идеале мы видим, чтобы мы пришли к «личному кабинету каждого» контролируемого лица, как в любой системе госуслуг, чтобы он мог зайти в свой «личный кабинет» и видеть по себе всю историю, в т.ч., планируемую историю по линии государственного пожарного надзора и иных надзоров МЧС России по своим объектам.  Сейчас на данном этапе в рамках введенного и вступившего в силу ФЗ все проверки планируются и организуются в электронном виде. Введены и закреплены на законодательном уровне единый реестр контрольно-надзорных мероприятий, который полностью и досконально контролируется органами прокуратуры. Практически все виды внеплановых проверок у нас тоже идут через согласование с органами прокуратуры и только через этот реестр. Весь инспекторский состав на данный момент у нас обеспечен электронными подписями. Все это делается именно в таком режиме. Результат – это то, что каждое проверочное мероприятие может быть проведено, если оно учтено и внесено в этот единый реестр и проведение и результаты всех контрольно-надзорных мероприятий будут открыты, в общем доступе в рамках данного реестра. Вы по своим сведениям своему объекту, ИНН, названию и т.д. можете легко в этот реестр войти и получить всю информацию. Даже если к вам пришел инспектор, вы можете это перепроверить. Есть ли ваше мероприятие и решение на его проведение в этом реестре, законно ли его проведение и т.д. Все это можно сделать с любого смартфона в онлайн-режиме. Дополнительно к данному реестру появляется реестр обязательных требований. Работа над ним активно ведется и будет завершена на следующий год. Каждый вид надзора, в т.ч. государственный пожарный надзор, в этот реестр войдет и в нем будут отображаться все обязательные требования пожарной безопасности, которые должны соблюдаться тем или иным объектом контроля, надзора. Введен с 1 июля постановлением Правительства обязательный досудебный порядок обжалования. Раньше он носил форму возможного, это было право – можете так, а можете сразу в суд, или иным путем обжаловать то или иное решение органа надзора, в т.ч. федерального государственного пожарного надзора. Сейчас это формат обязательный. После проведения какого-либо контрольно-надзорного мероприятия, в т.ч., в области пожарной безопасности, контролируемое лицо сначала обязано обратиться к вышестоящему должностному лицу данного органа, который проводил проверку в отношении его объекта защиты и только потом уже в судебные и т.д. Либо изначально к тому должностному лицу, которое проводило проверки, а далее по вертикале. Теперь это имеет вид автоматизированный. Любой из вас через портал госуслуг это досудебное обжалование может провести и подать жалобу в онлайн-формате, что позволяет соблюдать установленные сроки обжалования после проведения проверок. Они достаточно небольшие – в течение 15 рабочих дней. Т.е. тоже все это упрощено и позволяет справедливее и объективнее подойти к тому или иному проверочному мероприятию, в т.ч., со стороны руководство контрольно-надзорных органов на уровне субъектов или страны в целом. Все будут в онлайн-доступе для проведения этой работы. Мало того, именно эта информационная площадка, на базе которой строится все досудебное обжалование, она будет, кроме органов прокуратуры, досконально контролироваться Министерством экономического развития и анализироваться соответствующие периоды времени, как отрабатываются досудебные жалобы, по каким вопросам они идут и т.д., чтобы дальше принимать решения вплоть до внесения изменений в нормативные документы тех или иных надзорных органов, в т.ч. ГПН, если они вызывают противоречие при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Это из основных ключевых аспектов, которые внесены.

В продолжение рискориентированной модели у нас прорывным моментом мы внесли, чтобы каждый понимал свои возможности, что в его руках та категория риска, к которой будут относить его объект и вообще всю сферу ответственности, и что можно сделать для улучшения противопожарного состояния своего объекта, чтобы он сместился в иную категорию риска, мы ввели принцип добросовестности. В положении даже появились такие критерии как индекс добросовестности контролируемого субъекта. Перечень их в постановлении приведен. Исполняя эти критерии, собственник или владелец того или иного объекта защиты может понимать улучшения своего уровня пожарной безопасности объекта защиты и делать все шаги, чтобы обеспечение безопасности людей обеспечивать и себя от лишнего вмешательства и бремени осуществления контрольно-надзорной деятельности. Потому что его категория риска будет постоянно снижаться с учетом  выполнения этих моментов и может уйти в низкую категорию. Низкая категория объекта, низкая категория риска у нас не проверяется вообще, не планируется вообще к проверкам.

МЧС России разработан онлайн-калькулятор расчета категорий риска. Не надо ни инспекторскому составу, ни собственникам, владельцам, распоряженцам объектов защиты проводить сложные  математические расчеты. Ему достаточно забить те показатели, которые необходимы для расчета категории риска в рамках этого онлайн-калькулятора и перепроверить и себя в частности, и деятельность контрольно-надзорного органа в части того .правильно ли его объект отнесен к той или иной категории риска благодаря элементарным действиям через онлайн-калькулятор, который предоставить результат в течение нескольких минут. Если все сведения по вашему объекту у вас есть, вы можете сами этот расчет провести и получить категорию риска, которую вы имеете по линии осуществления государственного пожарного надзора.

Что касается остального нашего участия а этот период во всех реформе контрольно-надзорной деятельности, то мы принимали самое активное участие в регуляторной гильотине. По всем основным нормативным документам требований пожарной безопасности были внесены изменения, которые касались глубокого анализа всех имеющихся требований, их необходимости в современных условиях и они были актуализированы под современные условия жизнедеятельности в целом и развития нашей строительной отрасли. Есть и новшества, есть и послабления, но на уровне того, что объекты у нас появляются и масштабной, и массовой, многофункциональной, в  первую очередь, мы внесли и более жесткие требования по тем или иным моментам. Основное, что нам хотелось изменить, и эти изменения пока что в стадии принятие – это у нас основной закон, технический регламент о требованиях пожарной безопасности. В нем, что для каждого будет важным, мы хотим расширить перечень условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. У нас уже есть альтернативные условия. Кроме выполнения всех требований в буквальном смысле, которые изложены у нас в нормативных документах, у нас есть второе условие – это выполнение в обязательном порядке требований технического регламента и расчет риска. Если расчет риска у вас будет соответствовать показателю, который определен в техническом регламенте, то и в целом объект надзора у вас будем принимать, что он соответствует условиям требований пожарной безопасности. А сейчас мы хотим эти условия расширить где-то до 6 позиций, внести туда уже применяемые в практике, можем их назвать документами, как стандарты организаций, как специальные технические условия, которые на объекты разрабатываются, объект по ним эксплуатируется. Мы хотим полностью их узаконить, чтобы их выполнение на законодательном уровне так же применялось как соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Заканчивая основное введение по изменениям, мы наряду с этим не уйдем от в целом профилактической деятельности, которую органы ГПН осуществляет в рамках предупреждения пожаров и гибели людей, в первую очередь в жилом фонде. Делаем это со всеми субъектами профилактики, которые в этой деятельности задействованы. В первую очередь, это Правительство г. Москвы, которое очень активно участвует в организации профилактики и ее осуществлении на всех уровнях и структурных подразделениях органов исполнительной власти города. Соответственно, будем совершенствоваться в этом и сами, поддерживая такую идеологию, что сейчас в современных условиях каждый человек в основных местах его пребывания  тоже мог касаться и получать какие-то знания о мерах пожарной безопасности, в первую очередь. Выходите вы из дома, можете увидеть это в подъезде, лифте. Двигайтесь дальше, можете увидеть на наших экранах, которые распространены по всему городу, в т.ч., рекламы. Едете вы в метро, это уже нами реализовано совместно с нашим Метрополитеном и Департаментом транспорта. Там у нас идут ролики об основных мерах пожарной безопасности. Это сама профилактическая работа непосредственно в местах проживания социальной категории риска: одиноко престарелых, инвалидов, просто многодетных семей и т.д. Весь этот комплекс профилактических мер совместно с органами власти мы тоже будем продолжать, не смотря на изменения в целом, в контрольно-надзорной деятельности. Из основного вступительного все. Надеюсь, будут какие-то вопросы.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Скажите, пожалуйста, где планируется разместить онлайн-калькулятор и «личный кабинет»?

М. КОМАРОВ

Он уже размещен с начала этого года на сайте МЧС России. «Личный кабинет» будет через портал «Госуслуг».

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Вопрос по поводу штрафов: они не менялись?

М. КОМАРОВ

Размер штрафных санкций не изменился. За период, когда осуществлялась реформа контрольно-надзорной деятельности, у нас параллельно были внесены изменения лишь возвращения полномочий по административной приостановке деятельности. У нас изменились санкции нашей основной статьи о нарушениях требований пожарной безопасности в КоАП №20.4. Там появилась статья №20.1. При повторном правонарушении в части нарушений требований пожарной безопасности, когда они не были исполнены, после того как предлагались к исполнению, на объектах чрезвычайно высокой, высокой и значительной категории рисков, если нарушения касаются содержания, исправности источников наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения, содержания в исправности наличия всех систем автоматической противопожарной защиты, все, что касается эвакуации – в этом случае мы имеем право на составление протокола и направления его в суд непосредственно для рассмотрения вопроса об административном приостановлении деятельности объекта. Такая же санкция у нас дополнена в статье №6.1. Это статья о том, что в случае возникновения пожара, который повлек тяжкие последствия здоровью, это для юридических лиц, или смерть человека. Тоже мы имеем право, кроме процессов по уголовной ответственности, при выявлении, если этому способствовали нарушения требований пожарной безопасности, также применить, направить материалы в суд на административное приостановление деятельности в отношении объекта защиты.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Можно ли дать какой-то совет москвичам, где они могут найти актуальную и достоверную информацию по поводу автономных домовых пожарных извещателей, например, для своей квартиры?

М. КОМАРОВ

Изменения внесены в свод правил и будут касаться больше объектов нового строительства в обязательном порядке. Но я советую всем об этом вопросе просто задуматься, особенно тех жильцов, которые проживают в домах не повышенной этажности. В первую очередь, 9-этажки. Они, кстати, у нас являются одним из основных объектов пожаров в жилом фонде, если брать статистику по жилому фонду. О дополнительном обеспечении современных средств. Как вы отметили, автономные пожарные извещатели. Ну, во-первых, у нас очень много информации на наших сайтах, как ГУ МЧС, так и министерского и других территориальных органов. Мы периодически и призываем, чтобы квартиры, которые не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в рамках системы всего дома, то соответственно, или люди, проживающие на даче или в частных жилых домах, конечно, эти датчики использовать, автономные приобретать. Они не дорогостоящие. Средняя цена среднестатистическая одного датчика – от 300 до 400 рублей. В целом, основные места, для 3-комнатной квартиры, достаточно даже 3, в каждой комнате. Особенно, если мы берем кухню, зоны риска возникновения пожаров. Соответственно, не представляет ни для кого серьезного финансового обременения. Установить вы их можете сами. Они не требуют проведения электропроводки. Они автономные. Просто накручиваются, проще, чем любой светильник или плафон. Соответственно, способствуют обнаружению задымления, когда вы находитесь в состоянии сна, либо просто. Каждый в жизни сталкивался, что может на плите что-то поставить. Сейчас, конечно, много автоматических функций, которые это отключат. Тем не менее,  что-то оставить, после работы уставшим прийти, включить телевизор и уснуть. Это все может способствовать возгоранию, его развитию и т.д. А здесь, благодаря этому, при незначительном задымлении очень проникновенный вы услышите звук данного автономного извещатели и он, безусловно, вас разбудит. И иные средства у нас есть. Так же внутренние. Во-первых, средства защиты органов дыхания. Они разных форматов и видов представлены. Мы сейчас стараемся в каждом подъезде многоквартирного жилого дома, вы можете всю информацию получить, о трех основных средства и средствах первичного тушения. Это, конечно же, сами огнетушители. И еще у нас идет автономный домовой пожарный кран. Тоже элементарен в оборудовании, но эффективен при возгорании в квартире или доме.

А. ОБЪЕДКОВ – «Вечерняя Москва»

В каком случае и за какие нарушения возможно наказание в виде административного правонарушения организации, приостановления деятельности?

М. КОМАРОВ

Отвечая а предыдущий вопрос это уже довел. Акцентирую это еще раз: в случаях повторного нарушения требований пожарной безопасности. Т.е. когда они уже предлагались, но остаются невыполненными и только в отношении повышенных категорий риска – это чрезвычайно высокий, высокий и на объектах повышенных категорий риска, и значительный риск. И соответственно, нарушений, касаемых всех путей и всех требований к эвакуационным выходам, автоматической системе противопожарной защиты, наружному, внутреннему противопожарному состоянию, электрооборудованию и т.д. Ко всем основным таким нарушениям, которые могут повлиять непосредственно на жизнь и здоровье людей.

Э. ЯКУПОВА – «Звездный бульвар»

Объекты с низким пожарным риском, что это за объекты? Будет ли их противопожарное состояние оцениваться хоть как-то? Я так понимаю, проверяться они не будут вообще?

М. КОМАРОВ

Да, категория низкого риска. Они не то, что совсем недоступны к проведению проверок. Они не будут планироваться, как все остальные категории риска. Т.е. они не имеют периодичности и в плановом порядке нами планироваться и проверяться не будут. Но они так же могут проверяться внепланово, например, в случае поступления заявления, обращения со стороны граждан, органов власти. Даже нам позволяет законодательство, если мы увидим какой-то репортаж ваш в СМИ и в рамках этого увидим явное наличие нарушений требований пожарной безопасности, инициировать проведение внепланового контрольно-надзорного мероприятия в их отношении. В этом ключе они затрагиваться будут. Либо, возможно, они будут попадать под поручение прокуратуры, поручение президента, что так же будет являться основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий. Во всем остальном они отданы, так как имеют низкую тяжесть по всем расчета последствий и самой частоты возникновения, на откуп самим собственникам. Рассчитываем на принцип добросовестности, который я вам озвучил. Эти объекты – это весь частный жилой фонд, например, все небольшие супермаркеты, парикмахерские, какие-то павильоны. Может быть даже серьезный объект. Но если он выполняет все и снимает все индексы риска благодаря выполнению установленных критериев, в т.ч. может так же уйти у нас в категорию низкого риска.

Л. ИСАКОВА – «ИД-41»

Получается, что руководитель предприятия может самостоятельно определить категорию риска объекта, не обращаясь к вашей службе, инспекторам, передавать какие-то данные, и тем самым даже снижая эту категорию?

М. КОМАРОВ

Совершенно верно. У нас даже предоставлению собственнику, либо распоряженцу объекта защиты, к какой категории риска он относится или ее снижение, подтверждение, у нас это выведено в сферу госуслуги. У нас есть административный регламент на этот счет. Он не потерял своего действия после контрольно-надзорной реформы. Мы все упростили до онлайн-калькулятора. Т.е. заходите и через онлайн-калькулятор определяете свою категорию риска, поднимаете наше постановление Правительства, видите все критерии снижения категории риска, т.н. критерии добросовестности, смотрите, что может быть уже из этого реализовано на вашем объекте или может реализоваться и никаких трудностей для вас это не составляет. Соответственно, пожалуйста, до периода планирования (он начинается у нас в августе и заканчивается фактически…), да и вообще в любой период вы можете подать в наш адрес соответствующее заявление, и эти категории риска будут снижены при нашей проверке достоверности сведений, конечно.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Можно уточнить по поводу проверок? Вы сказали, что репортаж является достаточным основанием, если вы видите нарушение. А пост в соцсетях или районных пабликах является таким достаточным основанием для проверки?

М. КОМАРОВ

Это очень интересный вопрос. Фактически в законе звучит информация из СМИ. Можем ли мы отнести паблик в соцсети к информации СМИ? Давайте попробуем создать такой практический прецедент. Если мы где-то это выявим, попробуем инициировать внеплановое мероприятие по контролю. Но, хотя в этом ключе есть загвоздка, что мы должны понимать заявителя, что это не будет анонимное должностное лицо. Прежде, чем мы это будет принимать как заявление, обращение о нарушения требований пожарной безопасности, об угрозе причинения вреда жизни и охраняемым законом ценностям, соответственно, мы обязаны в рамках закона провести оценку достоверности, куда входить и идентификация обращаемого лица, т.е. не было ли это просто фейком.

Г. ШЕЙКИНА – «Аргументы и факты»

Т.е. вы не обязаны ждать, пока автор напишет не в паблик, а именно вам, а можете сами ему написать в том же «Фейсбуке» и спросить?

М. КОМАРОВ

В принципе, да.

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

Учитывая, что в городе долгое время стояла жаркая погода и в августе тоже прогнозируется очередная волна жары, усилен ли как-то контроль за лесами, лесопарками  в городе? Какие нарушения там обычно фиксируют сейчас?

М. КОМАРОВ

Безусловно, этому вопросу мы уделяем особое внимание. На основании прогнозов мы всю деятельность планируем заблаговременно. Она ведется со всеми участвующими в этом структурами исполнительной власти, Правительства Москвы, в частности, с Департаментом ГО ЧС и ПБ. Все, без исключения, лесопарковые зоны и вообще территория г. Москвы у нас находится под постоянным мониторингом и контролем. Контроль осуществляется в самых разных форматах, начиная, естественно, от пеших маршрутов нашими совместными межведомственными группами, они у нас организованы в каждой управе и префектуре. Особо внимание и усиление здесь идет на территории ТиНАО. Там особая группировка сил привлечена, в т.ч., с учетом добровольцев и общественников, мы тоже активно привлекаем к этой работе. Осуществляется мониторинг беспилотными летательными аппаратами, имеющимися у нас и у соответствующих структурных подразделений Правительства Москвы, авиапатрулирование, видеомониторинг. Т.е. все возможные ресурсы и средства мы для этого используем и при выявлении нарушений… Но этот год был в этом ключе для нас успешным и подтвердил всю правильность и необходимость осуществления этой работы значительно заблаговременно – мы начали ее в феврале. По сути, мы уже пришли к тому, что самым пиковым месяцем был апрель, либо начало мая, где нарушения серьезные по содержанию территории, захламлению территории и лесопарковых зон мы выявляли. То далее, в т.ч., благодаря активной агитационной работе по тем же местам специализированным для проведения пикников и использованию всех средств приготовления пищи на огне фактически, сейчас мы приходим к абсолютно единичным случаям. Из недели в неделю, последние 2 недели мы вообще таких фактов не выявляем, хотя мониторинг постоянный и у нас инспекторский состав переведен на усиленный режим работы. Мы понимаем прекрасно, что основной досуг, отдых населения осуществляется в выходные дни в этих местах. Кстати, на особом контроле здесь находятся еще и все водные объекты, т.е. места массового пребывания у воды, непосредственные места купания, пляжи. Там еще дополнительно осуществляем мониторинг, спасение, предупреждение непосредственно с воды, благодаря всем нашим службам.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Максим Валерьевич, такое большое количество профилактических мероприятий проводится. Как-то отслеживается уровень осознанности москвичей? Пожары все равно случаются. Уровень осознанности москвичей меняется благодаря профилактическим мероприятиям? Растет или остается на этом уровне? Как-то это отслеживается?

М. КОМАРОВ

Ну, сами вы понимаете, что сплошной анализ этого вести очень сложно, с учетом даже того, что и население у нас меняется, и люди меняются. Но мы уверены, что эта деятельность такие плоды приносит. Констатировать мы это можем даже, например, на самих основных показателях этой деятельности. Мы можем констатировать, что если брать десятилетний период, за этот десятилетний период в Москве наблюдается устойчивая динамика к снижению количества и пожаров, и гибели на них людей. Это говорит о том, что комплекс профилактических мер, которые мы реализуем совместно с органами власти и Правительством Москвы в частности, он свои результаты приносит и дает.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Вопросов я не вижу. Максим Валерьевич, есть ли у вас что-либо еще в завершение сказать?

М. КОМАРОВ

Я только хочу поблагодарить, призвать и попросить вас о максимальном, так же, освещении наших вопросов. В первую очередь, в части профилактической тематики. Пользуясь случаем, правильная тема была поднята по еще остающейся напряженной обстановке, связанной с устойчивой жаркой погодой, хочу призвать всех наших москвичей к соблюдению хотя бы элементарных мер безопасности, пожарной безопасности в этой связи и недопущения серьезных случаев возникновения пожаров, ЧС с серьезными последствиями. Берегите себя и своих близких. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Коллеги, пресс-конференция завершена.