Информационный Центр Правительства Москвы
30 октября 2024, среда, 14:03
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Особенности проведения ГИА-2019»

7 февраля 2019 года состоялась пресс-конференция «Особенности проведения ГИА-2019»

Пресс-конференция «Особенности проведения ГИА-2019»
фото: Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Важное:

На участие в итоговых экзаменах и сочинении на mos.ru подано более 180 тыс. заявлений

В 2019 году в итоговом собеседовании по русскому языку примут участие порядка 93 тыс. выпускников 9-х классов

В 2019 году ГИА будут сдавать чуть более 90 тыс. московских учащихся 11-х классов

Самыми востребованными предметами по выбору в ГИА-11 в 2019 году являются обществознание, английский язык и информатика

ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодняшняя пресс-конференция Департамента образования и науки города Москвы посвящена особенностям проведения ГИА-2019 и использованию возможностей Центра независимой диагностики.

В мероприятии принимает участие заместитель директора Московского центра качества образования, руководитель Регионального центра обработки информации Андрей Постульгин, руководитель Центра независимой диагностики Богдан Легостаев, а также победители конкурса «ЕГЭ на 100» в 2018 году и учитель информатики школы № 1034 Ильдар Хусаинов.

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Добрый день, уважаемые коллеги. 20 марта начинается итоговая аттестация в 11-х классах. При подаче заявлений  на портале была реализована функция электронной подачи заявлений.  Все эти заявления попадают к нам. После того как мы привяжем каждое обработанное заявление конкретного участника к пункту проведения экзамена, будут так же выложены уведомления на экзамен. То есть, теперь все взаимодействие со всеми участниками ГИА происходит через личный кабинет участников ГИА, через портал на сайте Мэра г. Москвы. За такой короткий промежуток времени подано более 180 000 заявлений на различные услуги, как по 11, так и по 9 классам. Здесь же подают заявление на проведение итоговых изложения и сочинения, которые вчера проходили и будет 8 мая тоже проходить в Москве.

В 9 классах сейчас в базе данных более 93 000 выпускников, для которых будет организовано более 470 пунктов проведения экзаменов. Понятно, что в случае непредвиденных ситуаций, например, дети могут и заболеть, их количество может и увеличиться. На данный момент пункты предусмотрены не только в образовательных организациях, но и на дому, в медицинских учреждениях.

По 11 классам, по базе данных, примерно такие же объемы: 90 000 участников, из которых более 60 000 выпускников текущего года.

У нас достаточно активно принимают участие в ГИА обучающиеся, решившие освоение какого-либо предмета и выпускники прошлых лет. Для проведения ГИА в 11 классах будет создано более 350 пунктов, которые также будут удовлетворять всем условиям, которые я перечислил для 9-х классов.

В этом году 13 февраля впервые в этом учебном году будет проведено итоговое собеседование по русскому языку для всех выпускников 9 классов всех образовательных учреждений Москвы. В нем будут участвовать 93 038 участников. В данный момент параллельно идет вебинар Московского центра качества образования  процедуре проведения данного мероприятия. Потом эта запись будет выложена на сайте Регионального центра обработки информации.

В 9- классах самым востребованным предметом из предметов по выбору остается обществознание. Но очень радостно, что всегда на втором месте был английский язык, а в этом годом информатика перешла на второе место — ее выбирают 38% 9-классников. Связано это с тем, что информатика в Москве наконец-то проходит в компьютерной форме. В том году мы в первый раз провели информатику в компьютерной форме (так происходило только в Москве). В этом году она также будет на компьютерах. Наблюдается рост выбора таких предметов, как физика и химия. Английский язык перешел на 3-е место — 28%.

В11-х классах выбор предметов такой же, но английский язык пока что на втором месте — 34% выбирают его. Информатика немного меньше, что связано с тем, что ученики выбирают направления по специальности, куда они поступают. Такая же тенденция, как и в 9-х классах — увеличение в 11-х классах выбора таких предметов, как физика и химия.

Нововведение — введение китайского языка. 148 участников зарегистрировано на китайский язык — это самая большая совокупность по РФ. Проведено уже 2 апробации о процедуре проведения китайского языка. Сейчас обучаются эксперты по проверке письменных и устных частей экзамена. Департамент образования к проведению данного мероприятия готов. Также, китайский язык у нас пройдет и в досрочный период, и в основной. Пока в 9 классе экзамен по китайскому языку в рамках ГИА не предусмотрен.

В декабре 2018 года в силу вступили новые порядки проведения ГИА как для 9 классов, так и для 11 классов. Участник ГИА может выбрать только один из уровней проведения математики: или базовая, или профильная. Если раньше в  расписании экзаменов профильная и базовая математика стояла в разные дни, то теперь они стоят в один день — в этот день ее будут сдавать порядка 68 000 участников данного экзамена. Если выпускники текущего года по каким-либо причинам получат на этом экзамене отрицательный результат, то тогда предусмотрено, что они смогут пересдать данный экзамен в резервные дни в июне, написав соответствующее заявление, как на базовом уровне, так и на профильном уровне.

Мы работаем со всеми учащимися, которые будут проходить ГИА. Ежегодный конкурс, который мы всегда объявляем — конкурс «ЕГЭ на 100», - проходит не первый год. Этот конкурс нужен для того, чтобы ЕГЭ перешел из разряда страшилок в разряд нормальных процедур, которые все должны пройти как просто экзамен и выпуск с одной ступени на другую или поступление в ВУЗ. Нашим выпускникам очень важна поддержка со стороны всех заинтересованных лиц, которые их могут поддержать. Это цель конкурса — поддержать хорошей песней, шуткой, конкретными советами по подготовке, которые идут от самих детей и их родителей. С 11 февраля по 12 мая мы объявляем начало этого конкурса для всех в нем заинтересованных. В нем могут принять участие все желающие. После конкурса мы обязательно передаем все наработки до начала ГИА нашим детям, выпускникам 11-х классов. После того как они сдадут экзамен, в августе-сентябре мы встречаемся на форуме образования на ВДНХ, празднуем их результаты, победы, их поступления и награждаем победителей конкурса. Приглашаю всех принять участие в этом мероприятии!

Б. ЛЕГОСТАЕВ

Добрый день. В продолжение темы подготовки к ГИА я хотел бы рассказать о возможностях, которые существуют для московских школьников и не только московских. Центр независимой диагностики создан в 2015 году — первое здание на ул. Бехтерева д.19, куда любой желающий может обратиться, чтобы потренироваться, посмотреть, как будет проходить процедура ГИА, посмотреть содержание вопросов, которые будут задаваться при проведении экзамена.

У нас есть 5 филиалов Центра независимой диагностики (в Зеленограде и по Москве), куда любой желающий может записаться и прийти. Любой школьник может прийти и потренироваться, пройти ту или иную процедуру, получить результат и потом, вне зависимости от результата, который ему пришел, сдать ГИА. Отличительным свойством нашего центра являются информационные системы, которые используются начиная с момента записи. То есть любой человек на сайте Московского центра качества образования в соответствующем разделе выбирает необходимую для него услугу, предмет, удобное время и дату и место, записывается на этот выбранный тип экзамена или диагностики и потом получает на телефон, личный кабинет на сайте или почту необходимую информацию о том, какие документы брать, что взять с собой и дополнительную информацию по навигации в самом здании. Все это происходит в автоматическом режиме. Мы являемся центром, который имеет определенные отношения с федеральными структурами — Федеральным институтом педагогических измерений и Федеральным центром тестирования. Благодаря этому наши системы синхронизированы и участники получают свои результаты достаточно быстро в своих личных кабинетах. 10 дней, не считая дня проведения диагностики, занимает проверка и участник получает все необходимые материалы в свой личный кабинет. Контрольный измерительный материал готовит ФИПИ, но предоставляет их нам, обрабатывает и тиражирует ФЦТ, что полностью соответствует всей федеральной технологии.

Работа состоит из нескольких частей, которые проверяются в полуавтоматическом режиме и в режиме, связанном с экспертной проверкой. Эксперты, которые проверяют эти работы и входят в Приказ Департамента образования, который ежегодно определяет перечень таких людей, — это действующие педагоги московских школ, которые проходят несколько этапов подготовки, чтобы быть допущенными до таких работ. Они получают эти работы, проверяют их и в соответствии с критерием выставляют свои результаты, которые потом совмещаются и ребенок в личном кабинете получает необходимые ему результаты.

Личный кабинет включает подробную спецификацию по темам, т. е. ребенок получает информацию по конкретным темам, что он хорошо освоил в школе, а что не очень, над чем нужно поработать, чтобы достичь высоких результатов на ГИА. Он получает копию с каждого из своих бланков, чтобы удостовериться, что все было правильно оформлено, квалифицировано, чтобы лишний раз посмотреть, какие работы он давал, как его оценили и какие результаты он получил. Плюс ко всему, у него еще есть сводная информация по первой части и по экспертной части. Он может в любой момент после диагностики обратиться туда сам, либо со своим учителем, и скорректировать свои образовательные траектории, чтобы достичь лучших результатов. Также, это возможность подачи апелляции по несогласию с выставленными экспертами баллами. Все это происходит в автоматическом режиме. У нас вообще стоит задача, чтобы единожды посетив центр при написании диагностики, все остальное общение происходило онлайн в любом удобном для ребенка месте. Так вот, при подаче апелляции ребенок может прокомментировать, с чем именно он не согласен, и оперативно получить на свой вопрос ответы. Также, результаты могут быть скорректированы.

Центр существует более 3-х лет, и уже более 200 000 человек обратилось за услугами центра. В большей степени это обучающиеся, но все чаще в весенний период родители совместно с детьми приходят сдавать и тренироваться проходя диагностику, чтобы понять уровень содержания, который предоставляется выпускнику, и сами процедурные моменты. Безусловно, у нас еще есть студенты, которые приходят к нам спустя несколько лет обучения в ВУЗе, чтобы посмотреть динамику своих результатов. Дополнительно мы запустили сервис онлайн-подготовки к итоговой аттестации и диагностикам к любым тренировочным процедурам «Мои достижения». Он доступен по адресу «Мои достижения.ру». Там более 1000 вариантов проверочных работ по всем предметам. Есть актуальные работы по спецификациям, связанные с ЕГЭ, ОГЭ. Их проверяют такие же члены предметных комиссий, которые проверяют работы в Центре независимой диагностики. У ребенка есть возможность выполнить в онлайне часть, связанную с выбором какого-то ответа, а часть с письменной работой выполняется либо на клавиатуре, либо написать на листке бумаги и отсканировать, прикрепив это к своей работе. Дополнительно для обучающихся нами разработан адаптивный онлайн-тренажер, который размещен в сервисе, по подготовке к заполнению бланков ГИА. В режиме обучения, тренировки и проверки любой желающий может проверить себя в том, как он готов заполнять те или иные бланки, связанные с формой аттестации. Спасибо, у меня все.

И.Ю. ХУСАИНОВ

Сначала хотелось бы сказать о том, как мы вообще узнали об этом конкурсе. Мы получили обычную рассылку от Московского центра качества образования и были удивлены, что это не очередной демонстрационный экзамен или диагностика. Прочитав условия конкурса, мы ожидали, что где-то будет скрыто, что в итоге учителю надо будет сдать ЕГЭ. Но оказалось, что нет, и мы, учителя и ученики, сдавали и сдаем, и нам было очень интересно участвовать в этом конкурсе.

Этот конкурс — очень интересный взгляд на серьезную процедуру ЕГЭ. Это очень неожиданная для нас история. В процессе подготовки творческих работ, совет по подготовке в ЕГЭ мы ощущали как моральную подготовку, так и творческое отношение к экзамену. В процессе подготовки было сближение учеников разных возрастов. Возникает более простое отношение к экзамену. Ребята сами себе косвенно помогают готовиться к экзамену, давая самому себе эти советы и морально готовясь к конкурсу. Более интересной была церемония  награждения, когда Московский центр качества образования в итоговом учете, после первого проведения пригласил на пикник, это было неожиданно — церемония награждения была проведена в формате пикника. На третий год церемония прошла в рамках формы «Год образования». Очень интересное общение со 100-балльниками. Я часто рассказываю эту историю: 4 экзамена - 400 баллов. «Мне, - говорит Руслан, - было просто сдать этот  экзамен.  Я с 8-го класса участвую в олимпиадах, и ЕГЭ сдал спокойно». Я этот пример ученикам привожу.

Конкурс сближает учеников, позволяет косвенно готовиться к экзамену. В этом году мы тоже планируем принимать участие, поэтому, думаю, еще услышим наших учеников. 

ВЕДУЩАЯ

Передаю слово нашим юным участникам пресс-конференции. Это учащиеся 7 «А» школы №1034 Лилия Баят и Дарья Дарченко

 

ЛИЛИЯ БАЯТ

Здравствуйте! Как было уже сказано, мы участвуем в «ЕГЭ на 100» уже 3-1 год. Благодаря этому конкурсу мы знаем, что ЕГЭ не нужно бояться, что это только проверка знаний. В рамках конкурса мы даем советы и сами готовимся к ЕГЭ. В первый год мы выбрали команду «вредных советов» и в шуточной форме давали советы ученикам нашей школы. Во второй год мы сделали плакаты с советами - «мотиваторы». В третий год мы сделали это в виде ЕГЭ-баттла между отличником и двоечником. В этом году мы тоже очень хотим участвовать в конкурсе, получить больше знаний и опыта.

ДАРЬЯ ДАРЧЕНКО

В прошлом году я была одной из участниц ЕГЭ-баттла. Мы провели его в своем классе. С помощью него давались полезные советы в юмористической форме. Надеемся, в дальнейшем у нас тоже все получится и мы будем и дальше участвовать в конкурсе  и снимем еще более интересное видео, как мы сделали на ЕГЭ-баттле. Видео нам помогла снять наша школьная телестудия «1034 ТВ».

Е. ХАНИСИМОВА - «Мир новостей»

Какие советы выдавали в рамках конкурса?

ЛИЛИЯ БАЯТ

Такие советы, как «телефон — твой друг, а на экзамене вы можете попасться и вас выгонят». Были советы, что нужно повторять, готовиться постепенно, а не надееться на везение.

М. ЛЕМУТКИНА - «Московский комсомолец»

Если человек завалил профильную математику, то в резервный день он может пересдать только профильную?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Он пишет заявление и в нем еще раз определяет свой уровень, который будет сдавать в резервный день. Он может с профильного перейти на базовый, так и наоборот.

М. ПЛАТОНОВА - «Московская правда»

90 000 сдающих в 11 классе, из которых 11 000 — выпускники прошлых лет. Это не очень большая цифра?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Она сопоставима с прошлым годом. По этой категории чаще сдают в марте-апреле - 55%  выпускников прошлых лет. Они получат свои результаты и им не придется с ними спешить. Мы готовы и организуем для них обязательно отдельные от выпускников этого года пункты проведения экзаменов.

В основном, в эту категорию входят ребята, которые хотят получить более высокие результаты, чтобы перейти на другие специальности. Но есть сюжеты, когда в этом году пришла 80-летняя бабушка, которая поспорила с внуком, что лучше него сдаст профильную математику и будет сдавать экзамен.

Коллеги, как всегда, у нас пройдет еще один конкурс, который мы объявим - «ЕГЭ с родителями». Мы вас приглашаем. Этот конкурс поддерживает руководство Мособрнадзора, Департамента — они сами участвуют и дают пресс-конференции. В этом году мы хотели бы его соединить с посещением независимых центров диагностики, провести его на их базе, показать электронные ресурсы. Чтобы родителям было удобно, мы будем проводить его вечером.

А. СОРОКИН - «Образование в комплексе»

Самостоятельно зарегистрироваться на экзамен — это серьезный шаг. Были ли такие, кто до 1 февраля не зарегистрировался, но потом опомнился? Есть ли у них шансы?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Шанс всегда есть. Бывают разные причины, поэтому после 1 февраля всегда можно обратиться в Государственную экзаменационную комиссию или подать заявление туда, и она его рассмотрит. Если в заявлении есть факты, которые требуют помощи ребенку, она всегда оказывается. При этом школы всегда имеют возможность - как только ученик подал заявление, сразу же оно отражается во всех трех системах (онлайн-сервис, портал и школа). Из личного кабинета образовательной оргаизации всегда видно это заявление и на какие предметы. То есть это все в открытом режиме. Сейчас идет регистрация на экзамены у 9-го класса, создаются личные кабинеты в усиленном режиме. Это даже такая гражданская активность наших выпускников.

Т. Пахомова - «Российское образование»

У меня вопрос по поводу популярных экзаменов. Второе место традиционно занимает экзамен по английскому языку или по иностранному?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Английский язык. Это не означает, что среди людей, изучающих в школе другие языки, сдается тоже английский. Дети, которые изучают другие языки, первым сдают их (т. е. французский, немецкий или инспанский), а вторым они имеют право тоже сдать английский язык. И в основном, когда у них английский язык, они сдают в резервный день. Получается, что многие сдают два языка — в основной день и английский в резервный. У них будет результат по двум языкам.

Сейчас постепенно становится востребованным китайский язык, и количество сдающих его с каждым годом будет возрастать. Это будет связано со специальностями, куда заявлен китайский язык при поступлении.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

По поводу независимых центров, где проводится диагностика, в пресс-релизах не указана Семеновская. Я так понимаю, по забывчивости: там была, а здесь ее нет. Это первый вопрос.

Второй вопрос: если в школах организовано классами проводят подобные диагностики,  выезжая к вам туда, это так же бесплатно, как если человек сам придет туда?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

По поводу адреса, это связано с сезонностью площадок — чем ближе к экзамену, тем больше мы площадок открываем. Мы говорили о 5 площадках, но в период большого количества запросов мы стараемся всевозможные наши здания открыть для проведения.

Для учащихся школ это бесплатно. Школы пишут нам письмо и в рамках наших договорных отношений со школами всем классом приходят.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Как будет оплачиваться работа учителей, которых привлекают для проверке экзаменационных работ в этом году?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Так же, как в прежние годы. С 2011 года существует Постановление Правительства Москвы о компенсационных выплатах всем, кто организует ГИА. В предыдыдущие годы это было расширено на 9 класс. В Москве, кроме компенсационной выплаты, сохраняется средняя заработная плата в той образовательной организации, где они числятся. Компенсационная выплата составляет за час от 350 до 600 рублей.

О. ФРОЛОВА - «Звездный бульвар»

Для каких классов проводится конкурс  «ЕГЭ на 100»? Как определяется победитель?

И.Ю. ХУСАИНОВ

Победитель определяется комитетом жюри. Конкурс проводится для всех классов, потому что мы в первый год помогали готовится нашей начальной школе, а себя подавали как работу от выпускников. Второй и третий год мы подавали с 6-м классом, причем начальная школа тоже участвовала. Причем, среди победителей последнего года, которые были награждены на «Городе образования», - ученики 1 класса. Поэтому, участвуют все.

Очень приятно, что встречаясь с Андреем Викторовичем в процедуре проведения конкурса, потом он вручает награды на награждении школьников.  

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Можно я уточню по поводу диагностики? Школа может подать заявку не на весь класс,а например, на 5 учеников? Какие есть ограничения?

А.В. ПОСТУЛЬГИН

Никаких ограничений нет. На Северо-западе Москвы из одно школы посетили порядка 400 учеников 9-11 классов.

Понятное слово, что проверять каждый день смысла не имеет. Проверять раз в неделю тоже будет мешать учебному процессу. Поэтому, оптимально 3 раза в год: в начале учебного года, в начале январских каникул и ближе к самой экзаменационной кампании, чтобы посмотреть динамику и подготовиться к самой процедуре.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, благодарю всех за внимание.