Информационный Центр Правительства Москвы
25 апреля 2024, четверг, 12:00
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Образование цифровой эпохи – от интеллектуального спорта к профессии»

11 апреля состоялась пресс-конференция «Образование цифровой эпохи – от интеллектуального спорта к профессии»

Пресс-конференция «Образование цифровой эпохи – от интеллектуального спорта к профессии»

ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Образование цифровой эпохи – от интеллектуального спорта к профессии».

В пресс-конференции принимают участие Ярославская Ольга Владимировна, директор Центра патриотического воспитания и школьного спорта, Белов Александр Владимирович, руководитель Департамента прикладной математики Московского института электроники и математики Высшей школы экономики (МИЭМ НИУ ВШЭ), профессор, старший офицер Департамента информационных систем Министерства обороны РФ Виктор Вячеславович Чабаненко, представитель банка «ВТБ» Игорь Вячеславович Лузин, а так же учащаяся 9 класса школы № 1387 Чурашова Валентина и Кравченко Милена Сергеевна, студентка 2 курса Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) Кафедры ТИМ компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий.

Передаю слово Ольге Владимировне Ярославской.

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей сегодняшней пресс-конференции достаточно актуальна и важна для современного мира. Мы с вами живем в эпоху цифровых технологий, которые стремительно, и это не может не отражаться на нашей жизни. Требуется высокая скорость на коммуникацию, на принятие решений. Это нашло свое отражение в государственной программе цифровой экономики. По мнению нашего правительства, именно эта программа даст возможность конкурировать на международной арене и обеспечить нашу национальную безопасность.

В системе образования переход к цифровой экономике обеспечат нашим ученикам необходимые знания и умения, успешную работу и жизнь. Образование должно отвечать требованиям времени. А нам бы хотелось, чтобы московские школьники были самыми конкурентоспособными, самыми успешными элементами экономической системы страны. Уже есть инструменты, которые позволяют ребятам коммуницировать, работать в команде и принимать стратегические решения. Один из них – это киберспорт. Я считаю, что он должен быть вписан в повестку всей системы образования. Он может стать образовательным трендом заинтересованных в этом детей. Не все родители понимают, что ребенок делает, когда «сидит в компьютере». Именно эту социальную тревожность мы можем снять таким образом. Это часть цифрового пространства.

Класс интеллектуальных видов спорта, это не только киберспорт, но и шахматы, и игра в Бо. Любые виды спорта, которые ведут к развитию интеллекта, коммуникациям, стратегическому мышлению – мы говорим об этом. При педагогическом сопровождении мы можем говорить о том, что увлечение данными видами спорта сделает ребят конкурентоспособными в целом на рынке своей профессии.

По международным прогнозам, очень многие профессии будут трансформированы или исчезнут. Профессии, которые останутся, включают в себя те навыки и умения, о которых мы сегодня говорим с коллегами.

В наши классы мы приглашаем выпускников 9 классов, успешно прошедших итоговую аттестацию. Приоритет будет у ребят, которые имеют в портфолио участие в турнирах по киберспорту и значок ГТО.

Физическое развитие, здоровье ребенка не стоят на последнем месте в наших классах. В течение следующего периода мы будем проводить турниры. Информация размещена на сайте, где можно заявки на участие. Всех приглашаем к участию! Приходите в наши классы интеллектуального искусства.

А.В. БЕЛОВ

Добрый день, уважаемые коллеги.

Когда нам поступило предложение стать партнером в этом проекте, сначала было удивление. Но начав разбираться в том, о чем говорит Ольга Владимировна, мы поняли, что с точки зрения профориентации это очень важная штука. В таких отраслях знаний, как информационные технологии, прикладная математика, далеко не все студенты понимают, зачем они пришли и что их ждет впереди. Мы стараемся, конечно, устранить этот вакуум. Но если бы школьники понимали, и их родители тоже, что интересного может быть реализовано, помимо получения фундаментальных знаний, нам бы это стало большим подспорьем. Поэтому, наше участие в этом проекте дает нам потрясающие возможности. Надеюсь, коллеги из школы киберспорта нам поддержат, что это возможность показать ребятам, как прикладная  математика участвует в играх, в игровом киберпространстве. Я уже не говорю про разработку самих программ – это второй момент, который нас очень привлекает. Это позволит нашим студентам, которые прошли подготовку в этих классах, начать заниматься собственными разработками и Game-дизайном. Не секрет, что игровые принципы и технологии лежат в основе тренажеров-симуляторов, которые используются во многих сферах. Третий момент, который меня привлекает – то, что здесь есть слово «спорт». Это дает заряд обучения, соревновательный момент. Особенно, командные виды спорта. Современные проекты невозможно реализовывать в одиночку. Хорошо, что сейчас уже с 9 класса, а потом и раньше, с самого раннего возраста будет воспитываться командных дух.  Ну, и последнее, что нас как ВУЗ привлекло  - это возможность интеграции. Очень много направлений, которые представлены в ВШЭ, могут быть здесь использованы: медиа-коммуникации, дизайн, психология, информационные технологии. Думаю, что мы получим такой синергетический эффект. И очень здорово, что среди партнеров Институт физкультуры.

В.В. ЧАБАНЕНКО

Многие должны знать и помнить, что несколько лет  Подмосковье столкнулось с беззаконием банды грабителей, именовавшихся бандой «ГTA». Для непосвященных, могу сказать, что «GTA» - это название компьютерной игры с бандитским сюжетом, в которую играют, не смотря на 18-летний возрастной ценз, огромное количество несовершеннолетней молодежи. Это пример того, как виртуальная реальность сегодня пересекается с живой реальностью. В этой сфере это направление крайне необходимо регулировать. Поэтому, по инициативе высшего руководства Министерства на территории парка культуры и отдыха «Патриот» создан компьютерный игровой клуб. Мы уже проделали определенные действия, чтобы привлечь к этому молодежь, и, когда услышали о проекте класса интеллектуальных видов спорта, поняли, что это наши 100% партнеры. Совместными усилиями мы планируем достигнуть больших высот.

Парк «Патриот» включает в себя большое количество кластеров, позволяющих проводить разнообразные виды отдыха, активные, пассивные, семейный, совмещая игровой процесс с интеллектуальными и спортивными конкурсами. Традиционным стал ежегодный конкурс «Стальная стена», который состоит из 4 этапов. Это киберконкурс, который проводится в рамках спортивных мероприятий Министерства обороны, где помимо игры, предлагается провести историческую викторину, в которую мы вовлекаем молодежь и детей, в историю без искажений, и спортивное мероприятие – полосу препятствий. Эта синергия дала потрясающий эффект. Мы увидели, что дети способны не замыкаться на компьютерной игре, а выходить из виртуального пространства на «живую» полосу препятствий, завоевывать высоты. Мы уже достигни договоренности с Центром патриотического воспитания и школьного спорта, что в следующем году ученики школ Москвы примут участие в «Стальной стене». Думаю, что большое количество детей увлекутся этой историей.

Классы интеллектуального вида спорта однозначно создают резерв, ориентированный на цифровую экономику и резерв для будущих учеников, курсантов Высших военных учебных заведений. Министерству обороны положительно видеть развитие потенциальных специалистов в этой сфере, потому что, как говорили многие великие люди: кто владеет информацией, тот владеет миром. Информация – один из основных аспектов и ресурсов, которым мы обороняем и защищаем наше государство. Если мы будем совместными усилиями через подобные классы воспитывать общество, ориентированное на цифровую экономику и, в первую очередь, на патриотизм - а мы будем преподносить киберспортивные мероприятия с патриотическим воспитанием, потому что сегодня уделяется внимание исторической экспертизе компьютерных игр, - мы воспитаем то общество, которое нам нужно, и оно будет в будущем эффективно.

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Именно Центру патриотического воспитания и школьного спорта доверено открытие данных классов.

И.В. ЛУЗИН

Добрый день, коллеги. Банк ВТБ и Департамент образования – давние партнеры. Мы участвуем в различных мероприятиях и проектах Департамента. Не так давно закончилась финальная часть конкурса «Учитель года Москвы», в котором мы тоже уже много лет является партнером. Мы не могли обойти вниманием предложение выступить партнером такого интересного проекта как класс интеллектуального развития. Это лишь одна из причин нашего интереса к проекту.

Вторая причина – банк всегда являлся спортивным банком, потому что мы поддерживаем спорт. Мы даже построили стадион, вы все знаете, - «ВТБ Арена». Киберспорт признан самостоятельным видом спорта, и есть кафедра в Институте физкультуры, с которой мы тоже чудесно общаемся. Поэтому, спортивная составляющая для нас тоже привлекательна.

Ну и третья причина – курс на цифровизацию экономики. Привлекает то, что дети уже со школы получают конкретные профессиональные навыки в IT, программировании, дизайне, способность мыслить стратегически, принимать быстрые правильные решения, работать в команде – все это привлекает все крупные компании, которые хотят стабильно развиваться в условиях цифровой экономики. Уверен, что выпускники этих классов пойдут и дальше по такому же направлению в ВУЗы, смогут пройти стажировку в области IT, в т.ч., у нас, где востребованы такие специалисты. После окончания ВУЗов выпускники с таким нестандартным мышлением, таким «геймерским», коллективистским, с умением работать в команде, они всегда будут востребованы в любой крупной компании, в т.ч., в нашей.

В. ЧУРАШОВА

Здравствуйте. Я одна из многих учеников, которым очень интересны такие виды спорта, и две основные игры, в которые я играю практически каждый день. Не так давно я услышал, что мои одноклассники обсуждали недавно прошедший чемпионат мира, призовой фонд в котором составил 25,5 млн долларов. Меня привлекли эти внушительные цифры и перспективы. Я начала узнавать про команды и турниры, и это послужило толчком к тому, чтобы я начала играть.

Я достаточно давно играю в «Just Dance» - на даче, с друзьями по выходным. Недавно я узнала, что в некоторых школах Москвы пытались внедрить эту игру как одну из активностей на физкультуре. Мне было обидно, что такого нет в нашей школе. Но надеюсь, что в скором времени такие киберклассы введут в нашей школе.

М.С. КРАВЧЕНКО

Здравствуйте. Я начала играть еще в 8 классе. От своих одноклассников я узнала про игры и со временем сама стала играть. Я решила связать с этим свое будущее, потому что индустрия очень быстро росла и множество крупных компаний стали этим интересоваться («Mail.ru», «МТС», «Yota» и т.д.). Конечно, большой мотивацией послужили большие турниры и всеобщее признание игроков команд.

Хочу пояснить, что киберспорт  - это не гейминг. Это индустрия со своими профессиями и правилами. Игры – это помощь в освоении новых профессий. Благодаря играм я могу работать в команде, я поняла и экономическую составляющую игр. Игры, безусловно, помогают  оперативно принимать решения.

У меня есть опыт проведения киберспортивных турниров в школе №1298, где за 2 дня сыграли 30 человек, которые пришли и играли целый день в компьютерные игры. Мы объясняли, что такое киберспорт и как с этим работать.

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Сегодня мы пытались показать востребованность этой отрасли, что прогресс нельзя остановить и цифровизация нашего общества уже есть.

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Когда будут известные номера школ, где откроются киберклассы? Насколько равномерно они расположены по Москве?

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Кибер-классы в школах на данном этапе открываться не будут. Центр патриотического воспитания и школьного спорта на своей площадке открывает эти классы, куда мы приглашаем выпускников 9 классов, будущих 10-классников. Подробная информация вывешена на нашем сайте.

Это не допобразование, а полноценное образование с основной образовательной программой, которая пройдет государственную аккредитацию, для 10-11 классов. Мы не хотим сейчас распространять это на весь город, потому что сначала хотим посмотреть степень заинтересованности ребят. Это старт проекта.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Все равно не понятно. 120 человек – это 4 класса. Если 4 класса в первую половину дня, значит, помимо специальных уроков, у них будет еще общеобразовательные. Т.е. это будут выделенные классы, куда ребята будут ездить со всей Москвы. Кто тогда будет преподавать специальные дисциплины? Вы уже набираете ребят?

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Да, ребята будут ездить туда. Но набирать мы пока не можем, потому что у ребят впереди итоговая аттестация, которую мы должны сперва посмотреть.

У нас предполагается тестирование.

Мы будем напряженно работать все лето. У нас проходят промежуточные турниры, куда мы приглашаем ребят, которые потенциально хотят к нам поступить. Те, кто уже участвуют в этих кибертурнирах – у них приоритетное право. Мы ждем от ребят, что они придут к нам со значками ГТО, потому что им будет легче.

Повторюсь, что это полноценная школа для 10-11 классов. Специальные дисциплины будут преподавать специальные тренеры. У нас уже есть пул тренеров, которые уже готовят киберспортсменов. 50% ребят в 10 классе уже профориентированы. Наша задача – подобрать им такое интеллектуальное киберспортивное направление развития, которое через цифровизацию вывело бы их к тому направлению, которое они хотят. Мы хотим только помочь им стать более конкурентоспособными на рынке.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Мне кажется, что цифровая экономика, затасканные фразы про то, что тот, кто владеет информацией, владеет миром, ни, тем более, идеи патриотизма, никак не связаны с этой индустрией. Ребята сейчас сказали, что самая главная мотивация – это большой призовой фонд и раскрученная мировая индустрия.

В Москве есть сеть  компьютерных клубов, которая проводит турниры по киберспорту. У ребят есть свои рейтинги. Как вы собираетесь ее централизовать и вообще с ней взаимодействовать?

Каждый год депутаты запрещают компьютерные игры. Многие из них – это те, которые у вас фигурировали в таблице. Как вы собираетесь договариваться с депутатами? Как вы собираетесь мотивировать учеников, которые должны участвовать в ваших турнирах, потому что, как я понимаю, миллионных призовых фондов не будет?

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Киберспорт – это не компьютерные игры. Это разные понятия.

Я говорила о социальной значимости нашего проекта. Да, есть, например, игра – «Танки». Но ведь почему, например, вы пользуетесь белорусской игрой – потому что там соблюдена историческая справедливость. Это же очень важно. Там, где идет насилие – это запрещено, как, например, «Counter-Strike». Есть игры-стратегии. Ребята, которые играют в ночных клубах, прогуливают школу. А у нас они будут учиться и не прогуливать.

В.В. ЧАБАНЕНКО

Вы обозначили проблемы, с которыми мы сейчас призываем бороться через создаваемые методы. Вы сказали про финансовую мотивацию. Я вспоминаю свои 90-е, когда все мои одноклассники мечтали быть бандитами. Но это же не привело к тому, что все они стали бандитами? Многие из них на сегодняшний момент занимают очень серьезные ниши в обществе – ученые, педагоги и т.д. Поэтому, наша задача привести это сегодня к той форме, которая принесет нам положительный эффект в итоге. Приезжайте к нам в парк «Патриот», где я через каждую неделю читаю курс лекций «Юный айтишник» детишкам, которые называются юноармейцами. Открыв рот дети смотрят. Дети начинают тянуться к этому. Сегодня даже тестовые экзамены без компьютера не написать. Если у ребенка нет простейших навыков работы с ним, он все дальше отделяется от реальной жизни. Сегодня мы с помощью процессов, которые проводим, пытаемся навести регулируемость в этой среде и сделать ее комфортной для родителей и детей, и наконец подружить родителей с детьми в этом направлении. Мы должны закладывать именно идейные составляющие о том, что правильно, а что нет.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Понимаете, дело не в этом. Просто у нас нет игр патриотической направленности. Рейтинг популярных игр у подростков – в нем рубятся всеми предметами, какие есть под рукой.

В.В. ЧАБАНЕНКО

Я с вами согласен. На данный момент и нашими усилиями ведутся переговоры с отечественными разработчиками игр. На сегодняшнем этапе это коммерческая тайна, но процесс этот идет. Он не быстрый, но он идет.

Огромное количество отрицательно влияющих игр было зарублено на сегодняшний момент. То, что осталось – осталось в том виде, в каком имеется. Те же «Танки» и есть второй партнер – «Гром войны», - они на сегодняшний момент были подвержены исторической экспертизе и в них были выверены положительные вещи. Но мы не можем сейчас всем детям сказать, например, прекратить носить джинсы и начать носить брюки. Мы живем в правовом государстве. Это должен быть постепенный процесс.

А. ЗРАЖАЕВА - «Вести образования»

Каким образом будут отбираться педагоги в киберклассы? Кто будет это делать?

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Мы работаем совместно с партнерами из ВУЗов. У нас есть кафедра киберспорта нашего института, где есть преподаватели. Через собеседования мы набираем преподавателей. На отбор педагогов есть конкурс и собеседование.

Думаю, что ребята, которые увлечены этим видом спорта, для них должна быть очень жесткая мотивация, чтобы ехать на другой край Москвы.

В. ВИШНЕВЕЦКАЯ - «Московский образовательный»

Здравствуйте. С какими ВУЗами еще планируете наладить сотрудничество? На какие специальности будете профориентировать детей?

О.В. ЯРОСЛАВСКАЯ

Я считаю, что ребята, которые приходят в 10-й класс, уже профориентированы. То есть, они уже выбрали для себя область экономики. Это очень мало связано именно с компьютерным спортом. Это не выбор именно этого направления. Наша задача ребят, которые уже играют и находятся в этом цифровом пространстве, чтобы они, не меняя свой вектор развития, приобрели такие навыки, которые сделали их более конкурентоспособными, чем выпускники из других школ. Мы будем исходить из потребностей ребят. Не проблема заключить с ВУЗами договора по интересным темам, главное понять, нужно ли это детям.

А.В. БЕЛОВ

Поскольку я все время в профильном ВУЗе, компьютерном и «айтишном», я смотрю на студентов. Да, у них есть команда, они посещают такие клубы. Но уже к 4-му курсу у них появляется дифференциация. Они считают себя профессиональными спортсменами и рассматривают это как средство зарабатывания денег. Но и они понимают, что это не на всю жизнь. Вторая группа, она больше – эти ребята рассматривают свое участие в компьютерной индустрии развлечений. По сути – это Game-разработка. В ВУЗах, по крайней мере, технического профиля, э тому не учат. Учат компьютерной графике, дизайну, но не этому. Ребята добирают эти необходимые знания сами, смотря открытые западные, в основном, курсы, и восполняют этот пробел. Мне кажется, если нам удастся привлечь к преподаванию ребят, старшекурсников, дипломников, аспирантов, которые в этом процессе участвуют, с ними будет интереснее разговаривать школьникам.

Мне интересно то, что связано с математикой. В этом смысле на нашем факультете, который называется «Московский институт электроники и математики» ВШЭ, то, чем я руковожу – это прикладная математика и компьютерная безопасность. Оба этих направления заинтересованы в притоке таких кадров. Мои коллеги из Департамента компьютерной инженерии тоже будут заинтересованы. Потому что все, что связано VR-технологиями, это к ним.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

У меня вопрос к Александру Владимировичу, разделяя понятия «киберспорт» и «компьютерные игры», в каких программах вашего ВУЗа могут быть программы, помимо Game-дизайна?

А.В. БЕЛОВ

Сейчас не готов сказать, какие образовательные программы мы можем открыть на базе киберспорта. Но 27 числа мы проводим на нашей площадке тот турнир, о котором говорила Ольга Владимировна. Мне тоже нужно с коллегами и партнерами из Института физкультуры погрузиться в эту тему. Например, математическая теория игр – это точно должно быть. Это интереснейшая тема.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Коллеги, благодарю всех за внимание.