Информационный Центр Правительства Москвы
28 мартa 2024, четверг, 13:40
Пресс-конференции

Пресс-конференция «О подготовке и проведении IX Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства "Русское поле"»

19 августа состоялась пресс-конференция «О подготовке и проведении IX Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства "Русское поле"»

Пресс-конференция «О подготовке и проведении IX Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства "Русское поле"»
Важное:

29 августа пройдет онлайн-трансляция IX Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле»

За время подготовки IX фестиваля славянского искусства «Русское поле» было получено более 2 тыс. заявок

Жюри определило «ТОП-10» финалистов в каждой из 6 конкурсных номинаций фестиваля славянского искусства «Русское Поле»

ВЕДУЩАЯ

Сегодня среда, 19 августа 2020 года. Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию В.И. Сучкова, руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы на тему:  «О подготовке и проведении IX Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле».

В работе пресс-конференции также принимают участие Железнова Маргарита Николаевна, Руководитель Оргкомитета Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле», Девятов Владимир Сергеевич, Народный артист Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, лауреат государственных премий, Гавва Руслан Витальевич, Проректор Московского государственного института физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича, кандидат экономических наук, доцент, Климачев Андрей Алексеевич, Генеральный директор ООО «Жостовская фабрика», а так же Лебедев Михаил Викторович, заслуженный художник Российской Федерации, главный художник ООО «Жостовская фабрика», декоративная роспись.

Передаю слово Виталию Ивановичу.

В.И. СУЧКОВ

Спасибо большое. Добрый день, дорогие друзья! К сожалению, в этом году мы встречаемся редко. Но я надеюсь, что мероприятие, которое мы презентуем, будет интересным и для журналистов, и для всех жителей и Москвы, и нашей страны, в т.ч., и благодаря информации, которую вы дадите после нашей пресс-конференции. С удовольствием вас приветствую! Конференция посвящена IX Межрегиональному творческому фестивалю славянского искусства «Русское поле». Как вы знаете, в настоящее время действует ограничение и для предотвращения угрозы заражения, - вы знаете, что у нас на «Русском поле» присутствует всегда большое количество людей, - поэтому мы решили провести фестиваль в режиме онлайн. Фестиваль пройдет 29 августа. Трансляция будет вестись со сцены Московского академического театра танца «Гжель» с прямыми онлайн-включениями из всех регионов и стран, чьи представители вышли в финал. Отмечу, что особым гостями в этом году станут наши врачи, которые были на передовой и лечили людей. Мы пригласили их на праздник, который пройдет под девизом: «Нашим врачам от благодарной Москвы и всей России». Мы пригласили московских докторов. Мы их искренне поблагодарим и вручим соответствующие подарки.

Новый онлайн-формат фестиваля позволил нам расширить географию. Впервые свои заявки на участие в «Русском поле» подали Камчатский край, Сахалинская область, Республика Адыгея и Дагестан, а так же Луганская Народная Республика. Кроме того, сразу из 4-х зарубежных стран мы получили заявки, впервые. Это Австрия, Армения, Польша и Эстония. Традиционно в фестивале принимает участие Республика Беларусь. Таким образом, свои заявки прислали представители 57 регионов России, Луганской Народной Республики и 5 стран СНГ и Европы, что является рекордом по общему числу регионов и стран, принимающих участие в нашем фестивале. В общей сложности за время подготовки к празднику оргкомитет русского поля получил заявки от 2158 участников.

На предыдущих пресс-конференциях мне задавали вопрос, почему фестиваль называется «межрегиональный». В этом году мы уже смело можем назвать его международным. Мы рассчитываем, что и последующие фестивали, начиная с 10-го юбилейного фестиваля – все-таки, мы думаем, что он пройдет в режиме оффлайн, и у нас будут представители многих зарубежных стран. Мы этого очень хотим и я уверен, что это у нас получится.

Итак, 29 августа в театре «Гжель» мы узнаем имена лучших творческих коллективов, народных мастеров и представителей туристической отрасли. Они получат главный приз – перо жар-птицы. Их определит авторитетное жюри. Кроме того, с 3 июля на сайте «Русского поля» активно идет народное онлайн-голосование по двум направлениям – это «Лучший творческий коллектив» и «Лучший туристический маршрут». За это время конкурсанты набрали уже 343999 голосов. Я всех призываю присоединиться к интернет- голосованию и отдать свой голос за любимого участника.

На «Русском поле», как и в предыдущие годы, будет интересно и будут какие-то особенности. В частности, в этом году нас ждет презентация уникального Царь-подноса из Жостово, новая номинация «Лучших инструментальный коллектив». Мне кажется, то, что делают сейчас наши жостовские мастера, удивит не только представителей нашей страны, но, я думаю, весь мир.

Вот, вкратце, что я хотел сказать. Более подробно я отвечу на вопросы и расскажут мои коллеги. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Тогда я передаю слово Маргарите Николаевне.

М.Н. ЖЕЛЕЗНОВА

Добрый день. Я немножко поподробнее хотела бы остановиться на том, как будет проходить этот онлайн-фестиваль. Дело в том, что сейчас, в связи с пандемией, достаточно много проходит мероприятий онлайн. Но сложность нашего фестиваля в том, что, как сказал Виталий Иванович, принимают участие и коллективы, и мастера со всей России и из зарубежных государств. И вот здесь мы хотим собрать всех в одном месте. Не просто, чтобы они прислали нам свое видео или вышли из дома, а они выходят с нами в прямой эфир непосредственно из своих домов культуры, мастерских, парков сказок или туристических резиденций. И вот в этом большая сложность работы и прямого эфира нашего фестиваля. В этом году, когда мы поняли, что мероприятие в обычном формате не состоится, мы сразу начали готовить и членов жюри, и оргкомитет переформатировался, была проведена очень большая работа. Мы дополнительно запросили у участников видеоматериалы, чтобы жюри заранее начало их оценивать и могло выбрать ТОП-10, из которых в прямом эфире 29 числа мы сможем выбирать победителей нашего фестиваля.

29 числа будет день построен таким образом, что утром будет работать жюри по номинациям. Все члены жюри отсмотрят свои ТОП-10 в каждой номинации, после чего примут решение, кто, все-таки, стал победителем. После этого, в конце, мы подведем, скажем «стоп» народному голосованию – ведущий объявит. Мы увидим, кто из двух направлений победил, в туристической номинации, либо из творческих коллективов. Вот это все будет транслироваться на нашем сайте «polerusskoe.ru» и в нашей группе «ВКонтакте» в прямом эфире. После этого сам фестиваль будут транслировать 2 телеканала – «ТВ МИР» и «TVzavr», - наш гала-концерт. Поэтому, приходите. Будем рады всех видеть.

Примерно в 17:30 мы представим всем СМИ наш уникальный Царь-поднос. Вы сможете его увидеть, запечатлеть и сфотографироваться. Поверьте, действительно, он впечатляет.

В этом году в связи с тем, что не все могут к нам приехать, у нас обновились номинации. В прошлом году очень большой интерес вызвала площадка «Поляна сказок». Сказочные персонажи у гостей пользовались бешенной популярностью. Также, подходили люди, которые приходили на фестиваль к тем представителям туристических компаний, которые приехали из регионов. В этом году, естественно, мы тоже хотим это направление продвигать. Поэтому у нас добавились 2 новые номинации. Итак, номинации «Русского поля» в онлайн-формате этого года: «Лучший хоровой коллектив», «Лучший хореографический коллектив», новая номинация – «Лучший инструментальный коллектив», «Лучшее сказочное посольство», «Лучший туристический этномаршрут» и «Лучший народный мастер». Ну, а про приз зрительских симпатий я уже сказала.

Отдельно хотелось бы остановиться на туристическом направлении – это «Лучшее сказочное посольство». На самом деле представителям этого направления очень сложно сейчас готовиться к фестивалю. Одно дело, когда просто сказочные персонажи приехали, постояли, и все с ними пофотографировались. В этом году, когда мы поняли, что это будет онлайн-формат, люди,  не смотря на то, что были закрыты и находись в самоизоляции, они ездили в свои резиденции, выходили в свои музеи. Они снимали такие свои «сказочные визитки» и эти видеоматериалы присылали к нам, в оргкомитет, чтобы жюри смогло ознакомиться с этими персонажами. У нас 22 заявки, 22 сказочных посольства. Я вам назову тех, кто попал в ТОП-10. Это Ярославская область – сказочная резиденция мышиного царя, Республика Татарстан – резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы, Волгоградская область – просто удивительный парк-музей русской сказки, Курганская область – резиденция Елены Прекрасной (она была у нас в прошлом году и с нетерпением ждет встречи в этом году), Владимирская область представлена царство царя Гороха, Удмуртская Республика – сказочной резиденцией Бабы-Яги, Республика Карелия – карельское поместье Деда Халла. Второй представитель из Республики Карелия – это Морозе Паккайне. Пензенская область, у них посольство называется «7 волшебных амбаров». Вологодскую область представляет Мара Запечная.

На самом деле, им очень тяжело было готовиться, потому что они никогда не работали на камеру. Это, конечно, наше жюри оценило, учитывая всех их старания. Спасибо.

В.И. СУЧКОВ

Дорогие друзья, мы долго совещались, мучились – проводить или не проводить фестиваль. Первоначально мы пришли к выводу, что фестиваля не будет. Но, честно говоря, пошли письма из регионов - умоляли нам провести в любом формате этот фестиваль. Естественно, мы не смогли отстоять свою первую позицию. Считаю, что принятое решение о проведении в онлайн-формате правильное.

В.С. ДЕВЯТОВ

Добрый день. Свое короткое, я надеюсь, выступление я начну со слов Д.С. Лихачева, академика, - для молодежи, кто не знает такого. Он в свое время сказал великую фразу, что традиция – это защитная скорлупа менталитета нации. Это очень важно понимать. Очень важно жить с этим, чтобы не потерять самих себя. Как показывает жизнь, он был абсолютно прав, хотя это было сказано практически 20 лет назад. Так вот, почему важно проведение фестиваля «Русское поле» у нас здесь, в Москве. Я являюсь членом жюри второй год. В прошлый раз фестиваль проходил в коломенском, в этом году проходит в онлайн-варианте. Почему важно. Я для вас, СМИ, дам кое-какую информацию (извините за повторение). Согласно информации Дома народного творчества РФ, которым руководит Т. Пуртова, самым популярным жанром исполнения на сцене у нас в стране является народное исполнительство, народная песня и народный танец. Исполнителей народной песни у нас в стране – более 3 млн. Такого количества нет ни в одном жанре, ни в классическом, ни в поп-музыке, нигде. Это первое. Второе – согласно опросу ВЦИОМ от 2018 года порядка 27% опрошенных хотят видеть национальную традиционную культуру в СМИ.  Это большое количество. Оно равно количеству желающих видеть классику, но из 20 обязательных телеканалов, которые указом Президента должны быть в каждом доме в нашей стране, только 0,7% времени уделяется традиционной национальной культуре. Это катастрофа – 0,7%. Из 3,4 тысяч зарегистрированных залицензированных у нас радиостанций в стране только 1 вещает традиционную русскую культуру – «Казак ФМ» в Краснодаре. Если говорить в целом, о стране, то примеры положительного решения это информационной политики у нас есть – это Кавказ, это Татарстан. Только в Чечне существует 3 телеканала, которые дают традицию. Я уже не говорю о том, что у них соответствующим образом скорректированы образовательные программы в школах, в отличие от русскоязычных школ, в которых после 2 класса традиция не дается в общеобразовательных программах наших школ, в Москве и остальных более 60 регионов. А у них до 10 класса это все есть. Так вот, я хочу, чтобы вы, особенно, молодежь, понимали, что это не просто бабушки и дедушки, которые выходят на сцену и поют. Количество фестивалей  в стране – огромное, количество национальных фестивалей. Такова государственная политика. Согласно нашему законодательству, и это правильная политика, - именно на регионы возложена основная составляющая усилий  по поддержке традиционной национальной нематериальной культуры. Москва в этом смысле выступает в данном случае, поддерживая этот фестиваль, Правительство Москвы и Департамент национальной политики и межрегиональных связей г Москвы, очень правильно. Я хочу поблагодарить, Виталий Иванович, Вас, в первую очередь. Потому что очень важно, что огромное количество фестивалей и конкурсов, которые проходят у нас в регионах, в каждом ДК, районе, сельском доме культуры – я присутствую на этих фестивалях и конкурсах в качестве члена жюри, я там бываю, - чтобы все эти фестивали, эти конкурсы заканчивались чем-то крупным, масштабным в Москве. Это очень важно для регионов. Именно поэтому они настаивали, и настаивают, и будут настаивать, чтобы московский фестиваль был.

Что по статистике фестиваля. В 2018 году у нас было всего 53 творческих коллектива численностью 952 человека. В этом угоду, не смотря на то, что у нас проблемы, – я имею в виду вирусы, - у нас 84 творческих коллектива с численностью 1575 человек. Это  не смотря на закрытие многих домов. Я отсмотрел все коллективы, которые прислали свои выступления. Хочу сказать, что невозможно оставаться без вдохновения, оставаться пустым после того, как ты просматриваешь, как наши региональные коллективы (там есть и детские, и взрослые, и состоящие из пожилых людей) от души делают, что они делают на сцене – не за деньги, а потому что так велит их совесть, их национальная традиция, которая передана им их предками, бабушками, дедушками, которые жили в этих деревнях на этой земле. Это очень важно, чтобы наши российские СМИ изменили свое отношение к традиционной культуре страны. Иначе мы потеряем свой менталитет и будем другими. У нас много есть о чем писать в этом направлении, о чем говорить и показывать. Вот о чем я вас хочу попросить.

Теперь по поводу результатов. У нас было, если говорить о нематериальной национальной культуре, в основном, 3 номинации – это лучших хореографический коллектив, лучший хоровой коллектив и, в этом году новая номинация – лучший инструментальный коллектив. Хочу назвать десятки победителей в каждой номинации. Я не буду называть членов жюри. Если говорить о лучшем хореографическом коллективе, было получено 22 заявки и 2 международных участника (из Армении, Эстонии и Польши). Победители,  десятку вошли Ульяновская область, ОГБУК Государственный ансамбль песни и танца «Волга», художественный руководитель В. Ионов; Тверская область, Вышний Волочек – танцевальная группа заслуженного коллектива народного творчества Тверской области народного самодеятельного коллектива, ансамбля песни и танца «Медок», балетмейстеры Н. Никитина и Н.Долбинина; Республика Коми, г. Сыктывкар, народный ансамбль народного танца «Зыряночка», балетмейстер – заслуженный работник Республики Коми Л. Матросова; Волгоградская область – Государственный ансамбль песни и пляски «Казачья воля», Н. Семененко; Курганская область – Зауральский ансамбль песни и танца Курганского областного колледжа культуры, руководитель Р. Валькова; Тверская область, Вышний Волочек, самодеятельный народный коллектив образцового хореографического ансамбля «Пелагея», руководитель Н. Долбинина; Республика Адыгея, Муниципальное бюджетное учреждение культуры, творческое объединения «Ашад», руководитель – заслуженная артистка Республики Адыгея, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики В. Едиджи; Московская область, Сергиево-Посадский район, деревня Березняки, ансамбль «Калинка», руководитель А. Слепцова; Московская область, Городское объединение Шаховская, образцовый ансамбль народного танца «Родник», руководитель - заслуженный работник культуры РФ А.Чужиков и Республика Польша, ансамбль песни и танца цешинской земли им. Я. Марцинковой, директор К. Малыш-Тулец.

Хоровые коллективы – было получено 56 заявок, в т.ч., заявка из Австрии, коллектив «Калинка-Вена», из Вены, и 3 коллектива из Луганской Народной Республики – тоже очень важно. Это Народный казачий ансамбль «Луганская слобода», Народный вокальный ансамбль «Веста» и Хор института культуры и искусств г. Луганска.

В десятку из этих 56 вошли: Липецкая область, Заслуженный коллектив народного творчества Липецкой области ансамбль русской песни «Россияночка» имени заслуженных работников культуры РФ Марии и Александра Уваровых, руководитель Н. Барбашина; Санкт-Петербург, Народный коллектив любительского художественного творчества хор «Русская песня», руковдоитель М. Григорьев; Владимирская область, г. Гороховец, Народный ансамбль песни «Раздолье», руководитель Н. Морозова; Луганская область, г. Луганск, Народный казачий ансамбль «Луганская слобода», руководитель В. Реброва; Камчатский край, Вилючинск, Народный казачий ансамбль «Родные напевы», Н. Горлова; Австрия. Вена, фольклорная группа «Калинка-Вена», руководитель И. Грасмик-Хидкин; Алтайский край, г. Рубцовск, ансамбль «Ярмарка», руководитель П. Токарев; Ярославская область, Ростов Великий, хоровая группа народного самодеятельного коллектива ансамбля песни и танца «Зарянка», руководитель Е. Тарадай; Ростовская область, Шолоховский район, станица Вешенская, Муниципальный ансамбль песни и пляски «Донское сияние», руководитель А. Чудин; Республика Коми, Народный фольклорный ансамбль «Сипертас», руководитель М. Попова.

Новая номинация для нашего фестиваля – это лучший инструментальный коллектив. У нас подали всего 6 заявок и, естественно, они все вошли в десятку лучших. Удмуртская Республика, Шарканский район, село Шаркан, Народный ансамбль гармонистов «Шуд», руководитель В. Иванов; Саратовская область, г. Саратов, «Народный коллектив» инструментальный ансамбль «Серебряный перезвон», руководитель С. Шалимов; Тульская область, г. Тула, «Народный» коллектив фольклорный ансамбль ложкарей «Карусель», С. Сухарева; Тульская область, г. Липки, Ансамбль ложкарей «МИКСТ», руководитель О. Радина; Республика Дагестан, г. Кизляр, Народный коллектив «Калинка», руководитель Х. Муртазалиева и Тверская область, Торжокский район, деревня с интересным названием Грузины, Инструментальный коллектив шумовых инструментов «ЗАБАВА», руководитель М. Ермакова.

В заключение своего выступления хочу сказать – дорогие друзья, больше внимания уделяйте традиционной национальной культуре, иначе мы будем съедены. Примеров тому много. Ирландские танцы были никому не известны еще 50-60 лет, однако СМИ вместе с государственной поддержкой позволили стать этому мировым брендом, понимаете? Давайте нашу национальную культуру не забывать. Давайте о ней больше говорить, писать, рассказывать, особенно, в молодежной среде. Спасибо.

Р.В. ГАВВА

Уважаемые участники пресс-конференции, 9-й Межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле» призван продемонстрировать стабильные национальные и культурные ценности, которые в наше непростое время являются своеобразным объединяющим началом. Поскольку искусство не имеет границ, одной из главных задач фестиваля является налаживание взаимопонимания и сотрудничества между народами.

Было озвучено, что в этом году фестиваль пройдет в дистанционном формате. Также, во исполнение Президента РФ В.В. Путина о необходимости развития внутреннего туризма организаторы внести корректировки в список номинаций – добавлена номинация «Лучший туристический этномаршрут». Не буду называть экспертов, которые оценивали направления – они представлены на сайте. Хотелось бы отметить, что в номинации «Лучший туристический этномаршрут» было представлено 27 актуальных маршрутов, в т.ч., из Луганской Народной Республики и Республики Польша. Непростая стояла задача перед членами жюри по определению лучших участников. Разница в баллах небольшая. Участниками представлены увлекательные разноплановые маршруты внутреннего туризма. Рассмотрев присланные заявки участников по номинации «Лучший туристический маршрут» жюри приняло следующее решение. Во-первых, допустить к участию в конкурсе всех участников – 27 маршрутов. Включить в ТОП-10 для участия в финале следующие маршруты. Это два маршрута из Республики Карелия – «Тайны северной Карелии» и «Краски севера». В десятку вышли 3 маршрута, которые проходят в Тверской области – это «Государева дорога», «Сделано в Торжке», где можно посмотреть золотное шитье, и «Тверская область: связь поколений – связь времен». Также, в ТОП-10 попали 2 маршрута из Рязанской области, связанные с именем С.А. Есенина. И, Сахалинская область – это «Сахалин – мой остров». Республика Саха (Якутия) – «»Добро пожаловать в Якутию» и Ямало-Ненецкий Автономный округ – «Ямал – край 1000 оленей».

Следующая номинация, на которой я остановлюсь – это «Лучший народный мастер». в этой номинации экспертами оценены 265 работ. Хочется особо отметить участие иностранных граждан. Из Республики Беларусь подано 7 заявок, 1 из Луганской Народной Республики и 2 из Республики Польша.

К сожалению, по номинации «Лучший народный мастер» не все заявки допущены к участию в конкурсе, поскольку не соответствовали требованиям конкурса. По решению жюри в ТОП-10 для участия в финале включены следующие мастера (я остановлюсь на видах работ, которые ими представлены). Это, конечно, кружевные аксессуары, дивеевская глиняная игрушка, инкрустация металла по дереву (Дагестан), производство изделий из керамики (Ярославская область), художественная резьба по кости (Тюменская область), резьба по камню, ювелирное искусство (Кубачи. Дагестан), соломоплетение (Республика Беларусь), авторские куклы, выполненные в юмористическом стиле (Луганская народная Республика) и вязание драпировкой (Республика Польша).

Все, благодарю за внимание.

А.А. КЛИМАЧЕВ

Добрый день, уважаемые участники пресс-конференции. В начале этого года от оргкомитета фестиваля «Русское поле» на Жостовскую фабрику поступило предложение изготовить поднос, который бы продемонстрировался на этом фестивале летом, в июле. Совместно с оргкомитетом мы приняли решение не просто изготовить большой поднос, а изготовить самый большой поднос на сегодняшний день в мире. Встал вопрос, как его изготовить, т.к. на сегодняшний день в условиях нашей фабрики можно изготовить максимальный поднос – это примерно 80 на 60. Но мы обратились к партнерам оргкомитета, дизайнерской студии «Д-Икс 2 ПРО» и совместно с ними была изобретена уникальная технология, была изготовлена по лекалам наших традиционных подносов заготовка размером 2,10 на 1 метр 53, которая весит 84 кг. Над изготовлением данной заготовки работало 6 человек этой студии. Он полностью повторяет вид нашего традиционного подноса. Дальше уже дело было за нами. Мы думали, как расписывать этот большой поднос и приняли решение, что это будет не один художник, а наше коллективное творчество. В работе над этим подносом принимали участие 23 художника, 2 человека, которые покрывали первоначальным покрытием этот поднос. Данный поднос был изготовлен по эскизу заслуженного художника России, нашего главного художника М.В. Лебедева. Дело в том, что этот поднос мы планировали изготовить за несколько месяцев, но, к сожалению, пандемия внесла коррективы в нашу жизнь. Поэтому фабрика была, к сожалению, закрыта 2 месяца. Поэтому, его производство отложилось. Но мы его обязательно представим на фестивале «Русское поле», который будет проходить. Вы его все увидите. Для нас почетно участвовать в этом фестивале. Повторюсь, что в росписи данного подноса принимали участие 23 художника. У каждого есть свой участок на этом подносе. Этот участок подписан этим художником. На сегодняшний день это самый большой поднос с жостовской росписью в мире. 

Хотелось бы поблагодарить за приглашение оргкомитет фестиваля и хотелось бы всех пригласить на данный фестиваль. Спасибо.

В.И. СУЧКОВ

Мы еще не сказали о призах. Вот они, перед вами, очень тяжелые. Только разрешено их брать в перчатках. Стекло и 3D-гравировка. Они разные. Это – за первое место. Вот эти 2 приза – за второе и третье место. А вот этот приз, - он уже полегче, - это приз зрительских симпатий. Вы, наверное, обратили внимание, что у нас призы меняются. Мы рассчитываем, что в следующем году мы найдем оптимальный вариант. Может быть, нам нужно подумать над тем, чтобы это уже осталось на века для проведения фестивалей. Поэтому, если у вас будут какие-то пожелания, предложения, мы с удовольствием их выслушаем и рассмотрим. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, есть ли у кого-то вопросы?

И. АЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

Вопрос к Михаилу Викторовичу. Вы – главный художник, поэтому к вам адресую. У вас художники привыкли к авторской росписи. Над Царь-подносом они работали коллективно. Как они восприняли новость, что им нужно будет вместе работать?

М.В. ЛЕБЕДЕВ

Спасибо за вопрос. Мы опять говорим о традиции. В Жостове была такая традиция – большие, подарочные вещи каким-то известным людям могли писать несколько художников. Т.е. один художник начинал, делал первый слой – это же большой технологический процесс. Поэтому, кто-то начинал и делал первый слой, а остальные подхватывали и делали уже фрагменты, подбирая каждый так свои фрагменты, чтобы создать целый, единый художественный образ. Поэтому нам приятно было это предложение от «Русского поля» - сделать такой огромный поднос. Художники с удовольствием откликнулись. Нам  в этом году исполняется 195 лет. Это юбилейный год. Было намечено очень много каких-то мероприятий юбилейных, выставок. Ну вот, немножко все получилось скомкано. А вот «Русское поле» предложило нам сделать огромную приятную работу, связанную с нашим юбилеем. Поэтому каждый художник на свои 195 лет промысла написал свой маленький шедевр на этом большом подносе.

ВЕДУЩАЯ

У меня к Андрею Алексеевичу как бы дополнение вопроса. 195 лет в этом году, через 5 лет будет 200. Нет ли идеи побить свой рекорд? Не было таких мыслей?

А.А. КЛИМАЧЕВ

Да, в этом году, в августе, как раз нам исполняется 195 лет и производство этого подноса связано с этим юбилеем и фестивалем «Русское поле». Но на самом деле мы не стремимся к рекордам. Если каждый год делать все больше и больше, то представляем, какой будет поднос, да? Дело, наверное, в гармоничности этого всего. Мы обязательно на 200-летие подготовим какой-то сюрприз и в очередной раз удивим вас.

В.И. СУЧКОВ

Уже было сказано о том, что они и не собирались готовить Царь-поднос, но мы обратились и они сделали невозможное. Поэтому, мы тоже обратимся через 5 лет. Думаю, все будет хорошо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. а что будет с подносом? Он будет передан в музей?

А.А. КЛИМАЧЕВ

Да, после его презентации на фестивале «Русское поле» этот поднос будет у нас в музее Жостовской фабрики. Я надеюсь, таких не будет, кого не будет на фестивале. Но, все-таки, потом приглашаем на Жостовскую фабрику. Приезжайте, мы продемонстрируем его. Он будет находиться на Жостовской фабрике.

В.И. СУЧКОВ

Но мы рассчитываем, на юбилейный фестиваль поднос прибудет на «Русское поле», правильно?

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, есть ли еще вопросы?

Ю. ЗЫКИНА – «Вечерняя Москва»

Виталий Иванович, к Вам будет вопрос. Фестиваль будет проходить впервые в онлайн-формате, но мы знаем, что не так давно проходил фестиваль «Московский сабантуй». Был ли как-то учтен опыт проведения этого мероприятия?

В.И. СУЧКОВ

Когда мы приняли решение о проведении фестиваля в режиме онлайн, я Маргариту попросил, чтобы она с утра до вечера просмотрела «Сабантуй». Вот. И все лучшее мы взяли оттуда. Но у нас немножко отличается «Русское поле» от «Сабантуя», потому что у нас здесь все-таки конкурс и коллективы с удовольствием участвуют, подают заявки, а в «Сабантуе» много было использовано кадров с прошлогодних мероприятий. В этом отличие. Но некоторые хорошие вещи, которые были использованы на «Сабантуе», мы учли в подготовке «Русского поля». Мы знаем, как и что проводить. Мне задавали вопрос на пресс-конференции по «Сабантую», что мы проводим в онлафн-формате и не собираемся ли мы в последующие годы проводить. Я тогда ответил и сейчас подтвержу свой ответ тем, что очень многие моменты мы будем брать теперь из онлайн-формата для проведения в формате оффлайн.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, коллеги. Есть ли еще вопросы?

В.КАРАВАЕВ

Да, есть. Наверное, к Маргарите Николаевне вопрос про зарубежных участников и номинантов. Было бы логичным, что появились бы такие участники-номинанты из стран постсоветского пространства, где большие русские диаспоры. Но меня, честно говоря, удивили участники из Польши. Вопрос в другом: как они будут приезжать? Потому что это не простая ситуация на сегодняшний день и из сопредельных государств не могут приехать студенты на учебу и причина приезда на учебу не является разрешительным мотивом, чтобы они приехали. А зарубежные участники как попадут на финальную часть? И технический вопрос: во сколько мы можем прийти? Потому что для нас очень важно пообщаться с номинантами и будущими лауреатами, с теми, кто вышел в финал. Я, например, нашел 2 коллектива, услышав здесь, в которых меня сводила жизнь, ну, те города, в которых я жил какое-то время, и мне было бы любопытно. Во сколько мы можем прийти? Здесь указано в 17:40  пресс-подходы, но хотелось бы пораньше попасть на фестиваль.

В.И. СУЧКОВ

Я хочу повториться, это в онлайн-формате будет проходить. Коллективов этих не будет в Москве. Онлайн-формат. Поэтому, я и сказал, что в  последующих фестивалях мы будем применять некоторые элементы онлайн, чтобы показать коллективы, которые не смогли по каким-то причинам приехать на фестиваль или в Коломенское, или где-то в другое место, где мы будем их проводить. Вот таким образом. Так что имейте в виду, что это будет в онлайн-формате.

М.Н. ЖЕЛЕЗНОВА

Добавлю, что на самом деле у нас даже в России некоторые регионы сейчас закрыты на карантин. Вчера у нас была первая техническая связь. Мы выходили в прямой эфир, тестировали связь с регионами. Мы смотрели, как они выходят, корректировали. Они сейчас ищут возможности для усиления wi-fi-сигнала у себя, потому что не во всех регионах хороший wi-fi-сигнал, хорошая связь. Вы это знаете. Много мы проблем имеем с Камчаткой, потому что они к нам выходят на фестиваль в ночное время. У нас представитель Сахалина, который тоже ночью к нам выйдет в эфир, с нами. Вот с ними мы вчера уже тестировались. Вчера и Австрия была с нами на связи, и Армения. Сегодня и в ближайшие несколько дней у нас тестирование выхода участников в эфир продолжается.

По поводу Польши и других участников из других стран, понимаете, фестиваль народного искусства, славянского искусства. Да, конечно, они не сразу нам прислали заявки. Только после того, как случилась эпидемия. Они не знали, смогут прилететь или нет. Но здесь они прислали заявку именно на участие в онлайн-формате. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Есть ли еще вопросы, коллеги?

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Да. Добрый день. Вопрос к Маргарите Николаевне. Скажите, вот в этом году фестиваль посвящен году Памяти и Славы. Как 75-летие Победы будет отражено в программе фестиваля?

М.Н. ЖЕЛЕЗНОВА

Обязательно будет отражено. На гала-концерте, во время гала-концерта мы исполним замечательные песни, которые любят, знают и поют. Они связаны у нас всегда с победой нашего народа. Это будут песни из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времен», которую исполнит В. Лановой, народный артист России. Это будет песня «Катюша», которую поют все всегда. Традиционно каждый год на фестивале «Русское поле» мы большим нашим хором русским исполняем эту песню. Исполнять эту песню будет народная артистка России Л. Долина. И обязательно мы споем песню «Смуглянка» из любимого фильма «В бой идут одни старики». В этом году песне «Смуглянка» исполняется 80 лет и пройти мимо этого юбилея мы тоже не могли.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое.

В.С. ДЕВЯТОВ

Но вообще могу сказать, что это не просто творческие коллективы самодеятельные оценивать. Это очень не простой процесс, поскольку люди делают это по порыву, внутреннему позыву. Но есть критерии, которые однозначно позволяют определить наиболее удачные выступления тех или иных коллективов. В частности, если говорить о хоровых коллективах, это строй, интонация, манера подачи, сценография подачи той или иной песни, того или иного материала. Поэтому, дело непростое, но оно для меня не впервые. Уже давно я занимаюсь народной музыкой, народной песней, поэтому имею представление так же, как и все остальные члены жюри, которые оценку дают. Непросто, потому что зачастую смотришь в глаза людям, которые сняты, вот на видеоматериале, и слезы наворачиваются. Хотя понимаешь, что это с точки зрения исполнительства профессионального, там, может быть, строй где-то нарушен – это  же самодеятельность, - но они делают это настолько искренне, что иногда ломаешься именно на этом. Поэтому, непросто делать это. Но есть критерии, которые в голове уже присутствуют. Технически, да. Есть иногда звук не очень хороший, скажем так, запись некачественная. Я могу сказать, что часть материала была под фонограмму сделана. Скажем так, это приблизительно 20-25%. Я имею в виду, под плюсовую фонограмму. Мне это не очень нравится, когда люди работают на конкурс и под фонограмму выступают. Это, скажем так, обман некоторый. Потому что фонограмму можно чистить, все эти дела мне понятны. Поэтому, я как член жюри, всегда за живое исполнение и вообще за живое исполнение вообще, не только как член жюри. Это очень важно. Энергетика совершенно другая, понимаете? Когда посыл идет и отдача идет от исполнителя не через призму какую-то техническую, а напрямую, это всегда плюс. Ну, да, качество бывает разное. Но, в основном, на 90-95% вполне удовлетворительные были материалы присланы. Было достаточно просто, если говорить технически, все это дело отсмотреть.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Коллеги, есть ли еще вопросы? Тогда я бы задала заключительные вопросы. У Владимира Сергеевича была достаточно вдохновляющая речь и Руслан Витальевич, вы работаете со студентами. Как Вам кажется, что в 21 веке может привлекать молодежь в русском искусстве, славянском искусстве. Как-то это прослеживается?

Р.В. ГАВВА

Ну, российская культура 21 века продолжает развивать многонациональные традиции народного искусства. Духовно-культурный потенциал этого искусства неисчерпаем. Оно несет в себе представление о добре, зле, красоте, гармонии. Как раз поэтому, в т.ч., и задача нашего фестиваля – способствовать развитию таких традиций и, соответственно, донести до широкой аудитории, пропагандировать достижения собственной культуры. Спасибо.

В.С. ДЕВЯТОВ

Что может привлекать в вопросе национальной культуры? Первое, если говорить о русскоязычной молодежи, которой здесь большинство… Конечно же наша нематериальная национальная культура, как показывает наша жизнь, она уходит из регионов, из села, из быта она уходит, я имею в виду. Аутентичные песнопения на сегодняшний день – это крайне редкое явление у нас в стране, связанные с теми или иными праздниками, событиями, со свадьбами, похоронами и т.д. Традиционная нематериальная культура, начиная с конца 19 века, пошла на сцену. На сегодняшний день ее жизнь, я имею в виду - песня, танец, - это, в основном, сценическое исполнительское искусство. Так вот, что может привлечь молодежь к тому творческому потенциалу, который был заложен нашими предками. Значит, задача на сегодняшний день стоит следующая – адаптировать традиционную нематериальную культуру сценического искусства к современному техногенному периоду. Попытки таковые среди коллективов и исполнителей у нас есть. Ну, здесь совсем молодые ребята сидят, но я могу приводить примеры. 90-е годы, международный проект «Баба-Яга», который был известен очень широко и звучал в Европе и у нас. Группа «Иван Купала», которая занимала в конце 90-х прошлого века, к сожалению, первые места в рейтинге наших исполнителей. Они делали модернизацию. Они оставили душу, но положили ее на современный язык. Я имею в виду современный музыкантский и сценографический язык. И тогда, а есть такое понятие – генетическая музыкальная память. И независимо от того, мои дорогие, какой вы национальности и слушали ли вы когда-нибудь традиционное национальное пение, эта генетическая музыкальная память в молодежи начинает играть, «цеплять». Так вот, задача наших коллективов, в первую очередь, молодежных, а такие есть и на сегодняшний день – тот же коллектив «Бабкины внуки» из Брянской области, - задача подавать материал современным языком, музыкантским и сценографическим, понятным для молодежи. Я понимаю, что навряд ли вы все сидели за столом вместе с вашими бабушками и прабабушками. Хотя люди разных национальностей по-разному относятся к застольям. Например, в Грузии это очень распространено, а у нас как-то это уже меньше. Навряд ли, вы все молодые, сидели и пели, и исполняли и т.д. Но генетическая национальная память даст вам абсолютно точный сигнал в мозг для того чтобы вы стали теплее, ближе, лучше относиться, если этот материал подается современным и понятным вам языком. Вот, что я хотел сказать.

В.И. СУЧКОВ

Я не могу удержаться. Ночью сняли мы показатели голосования людей по призу зрительских симпатий. Так вот, «Лучший творческий коллектив» - проголосовало 228 587 человек. Первой идет Смоленская область, Ростовская за ней, Тульская, Московская область, Австрийская Республика, Московская область, Камчатский край. По туристическому маршруту проголосовало 115 412 человек: Удмуртия, Архангельская область, Карелия, Карелия, Кострома, Удмуртия, Удмуртия, Курганская область. Представляете? Мы видим, кто наиболее заинтересован. Или, может быть, работают сами участники, чтобы их поддержали. Но для меня очень удивительно, что и Австрия в лидерах по голосованию на нашем сайте. Так что благодаря вашей информации, может быть, еще вы подстегнете людей и у нас, может быть, где-то и поменяются лидеры в голосованиях. Спасибо.

М.В. ЛЕБЕДЕВ

Хотел добавить и поддержать Владимира Сергеевича о работе с молодежью, художественной культуре. Мы знаем, что сейчас такое есть слово «дизайн». И вот современные дизайнеры очень тесно начинают сотрудничать с предприятиями народно-художественных промыслов. Это современное и то, что осталось нам в наследие, традиционное народное искусство. И вот мы находим точки соприкосновения именно современных дизайнерских тенденций с традиционной народной культурой. Немножко недопонимаем друг друга, но все равно ищем что-то такое общее, что можно сделать настоящим художественным произведением и в современном дизайне, и в традиционной народной художественной культуре. Постоянно происходит такая вещь, когда к нам приходят молодые дизайнеры, молодые люди с новым креативным мышлением, первое, что они хотят – это сломать традиционное народное и сделать что-то такое из себя непонятное. Но проходит какое-то время, и мы уже неоднократно замечали, что, если они хотят работать с народными мастерами, проходит какое-то короткое время и они влюбляются в народное искусство. Они становятся нашими сторонниками, они начинают нас поддерживать. Вот, история такая происходит. Правильно мы говорим о какой-то генетической памяти. Революционность есть, но и то, что потом они все равно стараются работать вместе в традиции, это очень нам всегда приятно.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо большое. Наше время подошло к концу. Виталий Иванович, будет ли какое-то слово в завершение?

В.И. СУЧКОВ

Вы знаете, для меня эта пресс-конференция явилась такой лакмусовой бумажкой интереса к нашему «Русскому полю». Потому что я не помню пресс-конференций, где бы были так заинтересованы, прежде всего, журналисты и задавали такие интересные вопросы, не формальные, а действительно для того, чтобы понять, что это за фестиваль, что он несет. Я думаю, что несет он только добро и надеюсь, что после фестиваля все больше и больше участников будут подавать заявки уже на следующий год. А вас, дорогие коллеги, я благодарю и надеюсь, что наша совместная работа, конечно, позволит нам на высоком уровне и с большим участием наших зрителей провести этот прекрасный фестиваль. Спасибо большое.

ВЕДУЩАЯ

 Спасибо большое. Я бы попросила спикеров остаться для памятной фотографии с призами, а журналистов не уходить без подарков, которые будут на входе вам вручены и подготовлены организаторами фестиваля. Пресс-конференция завершена. Всем спасибо.