Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция «Новые возможности московского образования»
21 апреля 2019, воскресенье, 21:30

Пресс-конференции

04 апреля 2019 Пресс-конференция «Новые возможности московского образования»

4 апреля состоялась пресс-конференция «Новые возможности московского образования»

Пресс-конференция  «Новые возможности московского образования»


 ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Новые возможности московского образования».

В пресс-конференции принимают участие Реморенко Игорь Михайлович, ректор Московского городского педагогического университета, Агранат Дмитрий Львович, проректор по учебной работе Московского городского педагогического университета, Лавренова Екатерина Владимировна, директор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета, исполняющая обязанности директора Института иностранных языков МГПУ Елена Генриховна Тарева и Лаврентьева Елена Юрьевна, заместитель директора Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета.

И.М. РЕМОРЕНКО

Добрый день, дорогие коллеги. часто, когда мы слышим об изменениях в высшем образовании, мы слышим их от руководства ВУЗов, спикеров этих ВУЗов, как относящееся ко всему, что происходит в ВУЗЕ, в целом, как, например, онлайн-курсы.

В нашем педагогическом университете есть группы кратковременного пребывания, собственная школа, среднее профессиональное образование. К нам приходят в группы кратковременного пребывания, начиная с 3 лет, а уходят на программах «Серебряного университета» - в этом году в 89 лет. Нельзя говорить об изменениях в университете тотально. Единственное тотальное изменения в университете – это настраиваемость на потребности разных людей, которые приходят в университет. Все остальные изменения привязаны к конкретным образовательным траекториям, программам (их более 400 реализуется в университете). Поэтому, нужно обсуждать не в целом учреждение, потому что, мне кажется, учреждение перестает быть таким агрегатором образования, а именно образовательные программы, за которыми стоят свои авторы, коллективы, образовательные практики. Сегодня мы попробуем по нескольким образовательным программам назвать ключевые изменения.

Д.Л. АГРАНАТ

Сегодня наша молодежь и мы все живем в информационном обществе, и все изменения вокруг нас лавинообразны. Профессиональные компетенции также подвержены постоянным изменениям. В этом плане в образовательных программах бакалавриата у нас присутствуют курсы, формирующие универсальные навыки вне зависимости от видов профессиональной деятельности и изменений, которые произойдут. Мы формируем такие компетенции как умение управлять собой, управлять другими, стрессоустойчивость, умение выходить из зоны комфорта и т.д. Есть курсы «Великие книги», «Культурные коды» и т.д. В этом отношении Москва как уникальный город, мегаполис, обладающий своей социокультурной средой, - мы ориентируемся и на это и используем в рамках учебного процесса. Студенты бакалавриата проходят на первом курсе социокультурную практику, направленную на знакомство студентов с мощным социокультурным пространством Москвы. Формирование профессиональных компетенций – вторая сторона образовательных программа бакалавриата. Мы активно используем практическую подготовку студентов, такие вещи как мастер-классы, когда ведущие представители отрасли участвуют не только в реализации образовательных программ, но и в их разработке, видеопрактике (когда первые элементы профессиональной деятельности снимаются на видео и анализируются социологами, психологами и т.д.). Так же есть проект сертификации «Московский учитель», когда студенты, пройдя через определенную процедуру оценки их профессиональных компетенций, получают преимущество на рынке труда – повышенную зарплату и гарантированное трудоустройства как победители этого конкурса.

Образование должно обращать внимание на актуальные тренды информационной среды. В этом отношении мы начали внедрять в наш учебный процесс видеолекции и часть образовательной программы студенты могут увидеть через личный кабинет, познакомившись с контентом, который представлен там максимально эффективно.

Поступающие в университет студенты очень любознательны и мы опираемся на интересы ребят, позволяя им создать пространство для самоопределения. 30% образовательной программы нашего университета студенты-бакалавры определяют сами.  Существует проект элективных курсов, когда студенты, перед началом семестра, определяют набор элективных модулей, которые будут проходить. Это общий пул и набор элективных модулей. Все это происходит в информационной среде – по понедельникам наши студент прослушивают эти университетские элективные курсы и в одной группе могут оказаться студенты 5-10 институтов нашего университета. Рейтинг элективный курсов, составленный студентами, очень разнообразен.

Наши бакалавры на протяжении 3-х лет проходят английский язык, физическую культуру (одну из 9 секций по выбору).

Новые программы охватывают педагогическую деятельность, филологию, рекламу и связи с общественностью, программа по физической культуре.

В приемной кампании этого года более 1300 бюджетных мест по программам бакалавриата и около 100 программ бакалавриата, которые абитуриенты смогут выбрать при поступлении.

В программах магистратуры тоже существуют изменения. Программа магистратуры меняется вместе с профессиональной деятельностью, для которой готовится студент. Это узкопрофильные программы. Мы активно сотрудничаем с представителями отрасли. У нас существуют профессиональные мастерские.

Наша дополнительная услуга – любой магистрат может пройти зарубежную стажировку в странах, которые предлагает университет. Мы являемся организаторами таких стажировок, и за небольшую дополнительную плату студент может познакомиться с зарубежным опытом.

Часто и магистрам надо покопаться в себе и своей профессиональной деятельности. Им нужно понять, в то ли направление они пошли. У нас есть практика, когда магистрант поступает на направление общей подготовки на педагогическое образование, проучившись семестр, может выбрать любое направление в рамках магистратуры, куда он будет профессионализироваться.  

Магистранты могут подготовить либо научно-исследовательскую работу, а так же проектную работу, которая оформляет новое решение практической задачи. Надеемся, ч то когда-нибудь у нас появятся стартапы в этом отношении. Такие проектные работы могут готовиться не только единолично, но и группой студентов.

Мы разделяем программы подготовки на несколько направлений: исследовательские и программы, направленные на решение живых проблем профессиональной деятельности.

Мы учитываем индивидуальные потребности обучающихся. У нас существует разнообразный набор индивидуальных достижений, за которые мы начисляем дополнительные баллы, в т.ч., у магистрантов. Мы предлагаем удобный график обучения. В частности, магистранты обучаются в субботу, несколько раз в будний день. у бакалавров тоже график, учитывающий виды их активности.

В этом году мы предлагаем 101 программу магистратуры. Количество бюджетных мест немного выросло. Приглашаем всех заинтересовавшихся в наших магистерских программах поступать в наш университет. На нашем сайте есть подробная информация.

Е.В. ЛАВРЕНОВА

Сейчас по нашим программам бакалавриата учится 500 человек, а в магистратуре 300. У нас открыты самые различные направления подготовки: педагогические, по которым мы готовим учителей математики, информатики, информатики и технологии. Открыто направление подготовки бизнес-информатики, где рассматриваются программы «технологического предпринимательства», «финансового менеджмента», «автоматизация учетной деятельности» и «менеджмент и аналитика в сфере IT-индустрии». Мы создали техническое направление, которое готовит специалистов-компьютерщиков – это «информационные системы и технологии». Это прикладная информатика и компьютерные обучающие системы. Спектр подготовки очень широкий. По всем этим программам есть программы и бакалавриата, и магистратуры, разные формы обучения (очные, очно-заочные и заочные).

Хочу акцентировать внимание на нескольких наших программах. Одна из них – программа магистратуры «Международный бакалавриат: теории и технологии». В 2011 году Д. Медведев дал поручение Правительству Москвы, чтобы Москва рассматривалась как финансовый международный центр, и что нам нужны ребята, которые смогут поступать в любые ВУЗы мира. И Москва тогда открыла «школы международного бакалавриата». Это такое движение, которое зародилось в Швейцарии. Там унифицированные учебные планы, которые учитывают международные и национальные стандарты. Выпускники таких школ имеют право поступления в любой ВУЗ мира без экзаменов. Это аналог нашего ЕГЭ.  Чтобы открыть такую школу в Москве, нужны специалисты, преподаватели, знающие методику и технологию. Поэтому, мы открыли такую программу. Мы готовим специалистов для этих школ. Это очень интересная и перспективная программа.

В этом году, с сентября, откроется новая магистерская программа специально для профильных классов московских школ, которые смогут распоряжаться ресурсными центрами в своих школах. Это не просто преподаватели. У них более широкие задачи. Занятия, которые проводит такой преподаватель, идут на межпредметной основе: нужно совместить знание технологий и общеобразовательных дисциплин, которые изучаются в школе. На эту программу мы приглашаем выпускников нашего бакалавриата и, в т.ч., мы на эту программу ждем выпускников инженерного ВУЗа. Аналогов этой программы больше ни  у кого нет – она уникальна для нашей страны.

Кроме образовательных программ, у нас как университета, есть большая научно-исследовательская повестка, которой мы занимаемся. В ее рамках мы изучаем «МЭШ», какие есть в ней данные, на что они влияют, как можно улучшить этот процесс, как повысить эффективность применения этих элементов и т.д.  Благодаря тому что мы все попали в «МЭШ» - и наши дети, и студенты, и выпускники, -  нами разработаны элективные курсы для наших студентов. Теперь любой предметник, не только нашего Института, должен ориентироваться в этих больший данных, уметь их анализировать и использовать для повышения собственной продуктивности своей работы.

Мы делаем программы для работающих в школе учителей. Это программа профессиональной переподготовки «технолог «МЭШ», которая была сделана для учителей Москвы, чтобы, в т.ч., повысить эффективность применения этой технологии, чтобы учитель мог ее использовать и для процесса обучения, и для процесса организации и планирования, и для профессионального собственного развития.  Они узнают оборудование, могут создавать ресурсы и искать их, оценивать качество того, что нашли с точки зрения применимости для педагогической деятельности.

У нас есть движение, которое будет развиваться и дальше – «Предметные дни». Это повышение квалификации для людей, которые работают в школе. Мы объявили «Цифровые среды», где рассматриваем инструменты, позволяющие любому предметнику улучшить свои педагогические возможности, в т.ч., аналитические вещи. Так же у нас есть «Математические четверги». Они подразумевают свободное посещение и очень популярны. Есть очное и заочное посещение, которое больше в 2-3 раза (многие из заочников находятся за пределами наших зданий).

Е.Г. ТАРЕВА

Уважаемые коллеги, здравствуйте. На данный момент в московском образовательном пространстве существует порядка 50 предложений, которые ориентированы на обеспечение иноязычной подготовки поступающих абитуриентов. Среда очень конкурентная. Мы преподаем иностранный язык и стараемся из этого классического контекста найти то новое, что будет привлекать наших абитуриентов. В целом, в нашем институте обучается чуть более 2000 человек. Легко понять, что мы вполне выдерживаем конкуренцию. Мы стремимся к тому, чтобы поддержать интерес абитуриентов. Этот интерес стабильно растет. Наш институт традиционно приобретает востребованность, которую сегодня выражают выпускники школ.

Для бакалаврских программ у нас есть свои приоритеты. В большей степени мы ориентируемся на обеспечение образовательной мобильности, что абсолютно очевидно, поскольку нас институт ориентирован на реализацию множественных международных контактов. Как следствие, образовательная мобильность нами поддерживается. С еще несколькими странами мы ведем сейчас активные переговоры в плане реализации обменных контактов.

Углубленная языковая подготовка – более 3 языков могут освоить наши студенты. Есть уникальные программы, которых не российском образовательном пространстве. Для тех, кто хотел бы изучать восточные языки, мы даем возможность освоение 2 восточных языков и английского. Все это включено в образовательную программу.

Крайне привлекателен межкультурный контекст для абитуриентов. Мы делаем все, чтобы это пространство  было открыто для наших студентов и активно реализуем межкультурную составляющую для наших студентов, в большей степени ориентируясь на то, каким образом нивелировать непонимание в межкультурной среде – в этом нам видится наша основная задача, которая выгодно отличает нас от наших конкурентов.

Мы работаем над расширением языковой палитры нашего института, в частности, включив вьетнамский, корейский, португальский, финский и т.д.

Лингвистика, филология, востоковедение и африканистика  - мы не только ориентированы на собственную педагогическую специализацию, но и продвигаем те программы, которые, на первый взгляд, не имеют педагогической направленности, но которые активно поддерживают социокультурную среду, в которой мы все находимся.

В рамках магистратуры мы проблематизируем процесс подготовки выпускников, ориентируем их на то, чтобы они были способны вскрыть конфликты в межкультурной коммуникации и помочь принять решение, как выйти из этой конфликтогенной среды. Мы ориентируемся на практическую направленность наших магистерских программ. Мы не только используем практикоориентированный подход, но и предлагаем разнообразие практик. Конечно, мы работаем на нужды города Москвы. Прежде всего, мы  ориентированы на то, чтобы получать от образовательных организация и не только, различные заказы, которые мы могли бы нашими силами выполнить. Одновременно мы вовлекаем в образовательные программы работодателей, представителей разных сред, сфер, из сред образования, бизнеса и т.д. Это обогащает наши магистерские программы. Среди тех, что пользуются особой популярностью «Разработка и оценивание электронных средств в обучении иностранным языкам» нами реализуется весьма успешно. Мы всячески стараемся поддержать «МЭШ», поставляя в ряды современных молодых учителей  общеобразовательный школ тех, кто способен создавать электронный контент в области обучения языкам и,  одновременно, тех, кто способен быть экспертами в этой среде.

Мы являемся организаторами Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Это уникально для нашего института. На нашей площадке уже несколько лет реализуется эта олимпиада. Одновременно мы активные участники олимпийского движения «Учитель школы будущего». Мы получаем победителей соответствующего уровня подготовки, тех победителей олимпиад, которые потом приходят к нам. С этими студентами мы работаем, поддерживаем их уникальность и обеспечиваем им образовательную среду.

Наши магистранты вовлечены в реализацию проекта нашего университета «Серебряный университет». Студенческий театр, научный стаж для наших обучающихся – все это наше ноу-хау, которым мы готовы поделиться со всеми, кто хотел бы подробнее узнать о жизни нашего института, подразделения МГПУ.

Е.Ю. ЛАВРЕНТЬЕВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Наш институт функционирует с 2014 года и осуществляет обучение студентов по различным творческим направлениям подготовки, таким как музыкальное образование, искусство, социально-культурная деятельность,  дизайн, декоративно-прикладное искусство. В нашем институте обучаются более 500 студентов. 7 программ бакалавриата, 3 – из области культуры и искусства. Так же, 8 программ магистратуры, 5 из которых – педагогическое направление подготовки и 3 программы из области культуры и искусства, и 1 программа специалитета.

Сегодня хотелось бы представить такие наши образовательные программы как «Актерское искусство», «Театральное искусство». Одна из этих программ – специалитет, а другая педагогические образование, бакалавриат. Еще две программы магистратуры: «РЕЖИССУРА театрализованных программ в системе дополнительного образования» и «Event-технологии в индустрии креативного досуга».

«Артист драматического театра и кино» - эта программа специалитета. Первый год набора – 2017. Руководитель направления и мастер курса Игорь Яцко. Он является одновременно и режиссером московского театра «Школа драматического искусства» и одновременно осуществляет обучение наших студентов. Мастер курса 2018 года – это Александр Огарев, который так же служит в «Школе драматического искусства». В этом году курс набирает Карэн Бадалов, который является актером Студии Фоменко.

С прошлого года в новом формате функционирует программа бакалавриата – «Художественное образование в области театрального искусства», мастер курса Т. Белоусов. В этом году «Театральное искусство» набирает мастер курса А. Финягин. 

Наши программы бакалавриата и специалитета имеют продолжение и в магистратуре – это «режиссура театрализованных программ» с руководителем программы Еленой Дударевой  и «Event-технологии в индустрии креативного досуга» с Ольгой Киселевой. В рамках магистратуры мы даем возможность нашим выпускникам не только углубить свои знания в одной образовательной траектории, но и изменить направление подготовки магистратурой, расширить свои возможности.  «Режиссура театрализованных программ» - это педагогическое направление, дающее возможность получить педагогические компетенции выпускникам программ «Артист драматического театра и кино». «Event-технологии в индустрии креативного досуга» расширяет знания выпускников бакалавриата педагогического направления «Театральное искусство».

Сейчас в университете осуществляется запись видеокурсов по подготовке наших абитуриентов по вокальному искусству и изобразительному искусству (экзаменом рисунком). Уже несколько лет институт проводит Олимпиаду искусств, в которой 10 жанров, 37 номинаций, более 2000 участников ежегодно, 292 победителя и 28 победителей олимпиады, которые поступили в университет в прошлом году. Так же, у нас осуществляется проект «КлассИКИ» при поддержке «Университетский суббот» Департамента образования и науки – это огромное количество мастер-классов. В этом году у нас прошло 34 мероприятия. Их посетили более 1500 школьников.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

По среднему баллу абитуриентов МГПУ в предыдущие годы и Ваш прогноз на этот год – выбьется ли МГПУ в лидеры среди других педагогических ВУЗов по всем показателям?

И.М. РЕМОРЕНКО

Самый существенный фактор здесь – средний балл приема по ЕГЭ на все направления подготовки. По нему мы действительно являемся лидерами среди всех педагогических ВУЗов, входим в 30-ку лучших ВУЗов страны – мы на 29 месте из 30. Это 81, чуть больше. Для нас важен как раз средний балл, потому что несколько лет назад мы заняли позицию, что основной замысел бакалавриата – это, все-таки, подготовка такого свободного человека, который ориентируется в мире профессий и понимает, что он хочет. Это означает, что даже на непедагогических направлениях подготовки (например, кроме театральных ВУЗов, только в МГПУ актеры работают со студентами, о чем рассказывала Е.Ю. Лаврентьева) может выбрать свою самореализацию в сфере образования. Может, потом придет в магистратуру и доберет педагогические компетенции, которые ему нужны.

Мы тоже надеемся, что средний балл подрастет. Но посмотрим, как это будет среди других направлений подготовки, потому что мы проводим разные реформы и всегда стараемся найти этот баланс.

По цифрам конкретно я сейчас сказать не готов – это будет зависеть от целого ряда случайных обстоятельств.

Б. СТАРЦЕВ – «Учительская газета»

Расскажите, пожалуйста, подробнее о сертификате «Московский учитель».

Не возникает ли ощущения, что получившие этот сертификат выпускники лучше других выпускников?

И.М. РЕМОРЕНКО

Для нас число ребят, которые получили сертификат и ребята, которые участвовали в олимпиаде «Я профессионал», соревнованиях «World Skills», разных других соревнованиях – это показатели сравнения работы наших институтов, насколько они помогают ребятам в разных сферах себя реализовать.

Здесь тоже ситуация баланса. С одной стороны, это хорошая общекультурная подготовка, которая должна помочь студенту понять, кто он и чего хочет. По большому счету, студенты еще самоопределяются до второго курса. Им нужная определенная гибкость. И тут работают такие курсы самоопределения, о которых рассказывал Дмитрий Львович. С другой стороны, это конкретная самореализация, возможность сказать, что какие-то профессиональные навыки у тебя есть, и ты умеешь с ними справляться. Для этого есть целый набор вызовов, один из которых – сертификат «Московский учитель». Ребята, которые считают, что они могут пойти чуть дальше. Сейчас никто не выбирает профессию навсегда. Вы можете себя попробовать в разных местах, и это наша принципиальная позиция. Те, кто хочет попробовать реализовать себя в школе и быть конкурентным человеком на рынке труда, могут вполне этим заняться.

Мы анализировали заработную плату наших выпускников, которые выходят на рынок труда, через анализ больших данных. Так вот, ребята, которые выходили на рынок труда в прошлом году и первый год работали в школе, получали, в среднем, чуть больше 88 000. Это стартовая заплата молодого специалиста в первый год. Это выше, чем в некоторых других ВУЗах. Мы обычно, разговаривая с абитуриентом, говорим, что, помимо прочего, есть еще прагматический фактор – это заработная плата, на который тоже нужно обратить внимание.

ВЕДУЩАЯ

Благодарю всех за внимание. Пресс-конференция завершена.