Информационный Центр Правительства Москвы
26 апреля 2024, пятница, 08:31
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Московское кино в школе»

14 марта состоялась пресс-конференция «Московское кино в школе»

Пресс-конференция «Московское кино в школе»
Важное:

В проект «Московское кино в школе» включились 88 столичных образовательных организаций

Более 3,5 тыс. человек поучаствовали в выборе списка фильмов нового сезона проекта «Московское кино в школе»

В список фильмов к просмотру в рамках проекта «Московское кино в школе» вошло 600 кинокартин

 

 

ВЕДУЩАЯ

Добрый день. Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Московское кино в школе».

В пресс-конференции принимают участие Зинин Андрей Сергеевич, директор Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, Лукутин Андрей Владимирович, заместитель директора Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, координатор проекта «Московское кино в школе», Рузина Лидия Владимировна, директор школы № 463, Михарёва Наталья Борисовна, директор школы № 1375, Павличенко Любовь Александровна, педагог дополнительного образования, руководитель Киноклуба школы № 1231 и Немоляева Анастасия Николаевна, советская и российская актриса театра и кино, художник, исполнившая роль главной героини в художественном фильме «Курьер».

А.С. ЗИНИН

Добрый день. Это, действительно, один из самых молодых проектов, которыми занимается Городской методический центр. Но интерес к нему превзошел самые смелые ожидания.

Создавался этот проект как один из межведомственных – это проект Департамента образования совместно с Департаментом культуры, а «Москино» и Городской методический центр выступили организаторами по всем вопросам, связанным с реализацией этого проекта. Такие взаимодействия для проектов Городского методического центра происходят не в первый раз. У нас много проектов, которые мы делаем в плотном взаимодействии с Департаментом культуры. Во многом это предопределяет их успех. Например, это «Учебный день в музее» или «Урок в Москве», который использует возможности города, позволяя погружаться в специфику, которой наполнена история Москвы.

Мы рассуждали так: если школа в настоящий момент обладает всей инфраструктурой, то актовые залы, обладающие хорошими экранами, акустикой, то почему бы им не позиционировать себя, хотя бы иногда, в качестве кинозала? Когда мы провели такой мониторинг, то поняли, что практически любой актовый зал московской школы не уступает современному кинотеатру по своим возможностям. Мы начинали этот проект с 9 школами. Те школы, которым эта тематика была близка, во многих из них существовала традиция создания клубов, посвященных вопросам кино, киноведению, встречам с людьми, связанными с кинематографом. Но очень скоро мы поняли, что эта рамка для нас тесна, и интерес к проекту колоссален.

Проект стартовал в октябре текущего учебного года. Когда мы разрабатывали дорожную карту, мы ориентировались на небольшое число школ, имеющих экспертизу в этих вопросах. Мы рассмотрели вместе с Департаментом культуры, с «Москино» перечень фильмов, которые представляют наибольшую ценность для современного поколения детей, создали клуб «Неизведанные образовательные возможности кино», в который вошли представители разных школ - взрослы, дети, учителя и родители. Затем мы составили список коллег из киноиндустрии, которые проявили интерес к работе со школьниками, который узнаваемы и понятны нашим учителям, родителям, ветеранам педагогического труда. Это был старт нашего проекта. На март в проекте участвует 88 образовательных организаций и накануне еще 2 школы обратились к нам с просьбой включить их в этот проект, поскольку дети и родители выступают инициаторами этой инициативы, они видят, как продвигается этот проект в «Фейсбуке», «Инстаграме», и хотят быть непосредственными участниками. В настоящий момент уже несколько тысяч школьников, учителей, родителей, ветеранов педагогического труда, просто жителей районов, в которых приглашаются школы, не просто приглашаются для просмотра кинофильмов, а приглашаются для обсуждения кино. Это имеет колоссальное значение. Фильмы, которые для нас являются классикой, для современных детей становятся кинособытием. Мы сейчас заполняем те лакуны, которые возникают в этой сфере и у каждого ребенка есть возможность познакомиться с шедеврами советского кино. Мы не ограничиваем наш список исключительно советскими фильмами. В нем есть и современные, кассовые, российские фильмы. Но основной упор мы делаем на актуальную классику советского кино.

 В гостях у нас были самые разнообразные представители киноискусства – Т. Аксюта, С. Шакуров и т.д.. Каждый из них остается в самых интересных ощущениях относительно общения с нашими детьми, которые на дистанции выглядят непонятными школьниками с другой планеты, а при близком общении оказываются совершенно такими же, какими когда-то были наши актеры, режиссеры, когда были ребятами. И ценности оказываются совершенно даже общими. Это имеет большое значение.

Фильмы первого сезона вызвали абсолютно одинаковый интерес, не смотря на их максимальную разножанровость: советские вестерны, мелодрамы, комедии. Дети понимают абсолютно все, с радостью остаются обсуждать эти фильмы, у них есть свое видение, им интересно наше видение. Этот проект выступает важным сближающим элементом между поколениями. Это помогает налаживать внутрисемейные связи. Кино помогает сближать представления об этом мире, которые не так сильно менялись в своих нравственных нормах относительно советской поры, в которой росли наши родители.

Если вас заинтересует проект, для него есть специально разработанный сайт kino.mosmetod.ru методического центра, на котором размещается и постоянно актуализируется вся информация, в т.ч. обязательную информацию о всех просмотренных фильмах: кто в них снимался, кто  создавал фильм, информацию о крылатых фразах и т.д.

Спасибо за внимание.

А.Н. НЕМОЛЯЕВА

Здравствуйте. Я очень рада, что принимала участие в этом проекте. Было неожиданно, что такой замечательный проект возник. Даже странно, что такого проекта не возникло раньше, такого важного для школьника, для понимания истории страны через кино и вообще для ознакомления. Потому что сейчас поколение смотрит больше западное кино, и вообще по телевидению мало показывают хорошие фильмы.

 Меня позвали в школу №1253. Это родная для меня школа – у меня там учится двое детей. Я с большим удовольствием пришла и пообщалась с детьми. Дети были очень заинтересованы. Был полный зал. Сначала они показали концерт, пели песню «Трава у дома», потом показали брейк-данс. Все это было очень приятно.

Проект замечательный. Набор фильмов, который будет в этом году, очень хороший, разнообразный и многоохватывающий. Большое спасибо департаменту. Побольше таких проектов!

А.В. ЛУКУТИН

Добрый день, коллеги. Показ кино – это очень здорово. Но для нас основная цель – устроить некое событие для наших детей, чтобы после просмотра и обсуждения фильма они вышли несколько иными. Когда мы только начинали, у нас была боязнь быть непонятыми – «Вам и не снилось», 1980 год – совершенно другое время, другая страна, другие ценности. Но «Вам и не снилось», «Берегись автомобиля», «Курьер» - наши дети в 2019 году смеялись там же, где смеялись мы, плакали там же, где плакали мы, восхищались там же, где восхищались мы. Поэтому, культурный код, который связывает нас – одна из целей проекта.

Для проекта на первый сезон мы отсортировали кино из огромного списка – более 600 фильмов,- предоставленного нам Департаментом культуры. Понятно, что мы отсортировали маркировку от 0 + до 16 +. Время показало, что выбор был правильный. Следующий сезон проекта мы решили сделать так, чтобы сами дети, ветераны педагогического труда, родители из того списка в 600 фильмов выбрали бы сами. Поэтому, с 18 февраля мы устроили голосование за список фильмов, которые будут показаны в 2019-2020 гг. фильмы разбиты по жанрам. Более 3500 человек приняли участие в этом голосовании. Это «Розыгрыш» В. Меньшова, «Белое солнце пустыни», «Джентльмены удачи», «Когда деревья были большими», «Путевка в жизнь» - первый звуковой советский фильм, «Завтра была война», «Усатый нянь», «Станционный смотритель» С. Соловьева, «В бой идут одни старики», «Формула любви» М. Захарова. Вот эти фильмы мы будем смотреть, обсуждать, приглашать по возможности актеров, режиссеров, операторов, кинокритиков, связанных с кинематографом, чтобы показать нашим детям замечательное советское кино.

Л.В. РУЗИНА

В рамках городского просмотра мы смотрели с ребятами дебютный фильм Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С настороженностью мы отнеслись к организации просмотра, потому что фильм психологически трудный. Мы много думали, как подать картину, кого пригласить. Здесь большую помощь нам оказал Городской методический центр – был приглашен сам В. Шакуров. Мы с огромным удовольствием ребятам показали этот фильм, после чего состоялось серьезное обсуждение картины. Оказалось, современные дети такие же, какими были мы, когда учились в школе. В ходе фильма дети воспринимали трудные сцены с интересом и вниманием, и в зале стояла абсолютная тишина – значит, дети думали. Это самый важный результат от просмотра этого замечательного фильма и от встречи с таким замечательным артистом. Дети задавали ему вопросы о съемках фильма. Были вопросы философского толка. Самая главная ценность проекта – то, что шедевры советского, российского кино заставляют детей думать. Это настоящее кино о товариществе, дружбе, о тех нравственных ценностях, которые должны быть близки нашим детям. Благодарю организаторов проекта. Мы с удовольствием продолжим участие в этом проекте.

Н.Б. МИХАРЁВА

В нашей школе 15 января прошел просмотр замечательного фильма «Берегись автомобиля». Мы, как и все, конечно же, волновались. Понимали, что надо подготовить детскую аудиторию. Но надо сказать, что проект, в первую очередь, образовательный, культурологический. Он учит етей разбираться в киноиндустрии и выбрать хорошее кино. Каждый фильм нас переносит в определенную эпоху. Здесь как раз середина 60-х, Москва. Нам хотелось бы подготовить материал, который бы отражал то время. Это было послевоенное время, желание жить, радоваться жизни – именно в такую атмосферу хотелось погрузить ребят. Этот проект тут же охватил всю нашу старшую профильную школу вместе с педагогами. Перед показом у нас была подготовлена учащимися специальная программа: мы подобрали хронику Москвы 60-х, в течение недели учили песни тех лет («Черный кот», «Хмуриться не надо, Лада») и исполнили их перед просмотром после прекрасного танца. Запевали песни наши дети, подхватывал их зал. Как приятно было видеть наших гостей, ветеранов педагогического труда – их было более 30 человек, - их восхищение, ноги сами шли в пляс. Наши ветераны с удовольствием выступили перед ребятами, рассказали о том времени. Для них – это время молодости. В зале царило полное взаимопонимание. Стираются грани поколений. Как ни странно, дети 21 века смотрят на этот фильм теми же глазами, как и все присутствующие в зале люди разных поколений. Ребята подготовили интересные рассказы из жизни актеров, познакомили с историей создания фильма, остановились на творчестве Э. Рязанова. Заметили еще одного главного героя фильма – автомобиль «Волга №2110». Техническими параметрами данного автомобиля заинтересовались инженеры. Привели его историю, именно того автомобиля, который снят в фильме. Захотели посетить павильон на «Мосфильме», где находится этот автомобиль (правда, еще не успели). По окончанию фильма было обсуждение. К нам пришел молодой кинокритик А. Беззубиков – старше наших детей лет на 5-6. Завязался очень интересный разговор. Этот проект переполняет эмоциями.  Обсуждение было очень интересно, задавали вопросы. Например, у меня, посмотревшей фильм ни один раз, ни разу не возник вопрос: как же сложилась жизнь Ю. Деточкина?

Огромное спасибо, что у нас есть такой проект. С удовольствием погружаемся сами и погружаем наших детей. Спасибо.

Л.А. ПАВЛИЧЕНКО

Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу присоединиться ко всем прозвучавшим мнениям. Я очень счастлива, что такой проект появился  в нашей школе. Уже несколько лет существует киноклуб. Называется он «Арбатский переулок», поскольку школа находится в арбатских переулках и, соответственно, на Арбате был один из знаменитых кинотеатров, который посещали многие москвичи. У нас две программы. Одна по истории кино для средней школы от Люмьеров до 60-х гг. Вторая – «Москва в кино».

Когда проект появился, для меня это было, фактически, движением истории кинематографа. Я объясняю детям, что Люмьеры считаются изобретателями кинематографа, потому что, как говорил мой учитель О.К. Козлов, работавший еще с А.А. Тарковским,  сделали 3 вещи: из маленького кинетоскопа Эдисона сделали массовое искусство, перенесли на большой экран, собрали зрителей.

Для меня сейчас особую реакцию вызвал фильм «Путевка в жизнь», потому что очень будет интересно посмотреть, как пройдет показ и обсуждение в большом зале, потому что уже 2 года подряд на нашем киноклубе происходит одна и та же история: я пытаюсь показать отрывки фильма в рамках программы «Москва в кино», потому что там можно увидеть Москву 20-х гг, и каждый раз дети просят меня показать фильм целиком. Причем, это 4-й класс. А мы покажем для старших классов нашего проекта. Я этим, может быть, как-то укреплю идею, что проект можно расширять не только на среднюю школу. Но некоторые фильмы вполне доступны школьникам начальной школы.

27 февраля у нас в школе прошел показ замечательного фильма «Курьер» К. Шахназарова. После того, как я рассказала детям об истории создания, актерах, главным «гвоздем» программы у нас было выступление-диалог с исполнителем главной роли Ф. Дунаевским. Дети действительно смеялись на тех местах, где смеялись мы, плакали и удивлялись там, где удивлялись мы. Когда Федор вышел на сцену, то вместо 15 минут диалога состоялся 45-минутный диалог. Дети задавали вопросы: о чем вы мечтали в 17 лет? Похож ли курьер на вас? Будет ли продолжение, «Курьер-2», - потому что Федор подтвердил, что есть сценарий, и т.д.  Показ прошел очень интересно и насыщенно. Надеюсь, что второй сезон «Московского кино» будет настолько же интересным и приятным.

В. ДЕНИСЕНКОВА – «Звездный бульвар»

Как школы могут присоединиться к этому проекту?

А.С. ЗИНИН

Здесь все предельно просто. Если школа понимает, что этот проект школе и детям, которые в  не обучаются, созвучен, она просто направляет заявку в Городской методический центр. Мы ее рассматриваем и рады любому еще одному присоединенному учреждению.

А.В. ЛУКУТИН

И на следующий день они в проекте.

А. ЗАРЖАЕВА – «Вести образования»

Планируется ли в дальнейшем в рамках проекта просмотр фильмов современных российских режиссеров?

А.С. ЗИНИН

Проект рассчитан не на один год. Поэтому,  сначала мы знакомимся с классиками. Но в списке Департамента культуры значатся и современные киноленты. Все должно происходить постепенно, и сначала мы ознакомимся с тем, что относится к сокровищнице советского кинематографа.

А.В. ЛУКУТИН

Поддержу Андрея Сергеевича. Современно кино совершенно спокойно можно посмотреть в кинотеатре, оно доступно. А мы хотели бы показать шедевры советского кино, которое дети не смотрели. Но в списке фильмов, которые мы хотели показать, есть современное российское кино. Не все, но есть.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Проект «Кино в московской школе» как-то связан со школьными предметами?

А.С. ЗИНИН

Этот проект автоматически объединяет разные предметные области, он междисциплинарный. Например, как говорила коллега, в фильме «Берегись автомобиля» одним из героев является автомобиль – когда дети организуются конструкцией устройства «Волги №2110» . Это не просто автомобиль, это наша история. Это будет и химия, и физика, и математика. Дети сами задают правильный вектор для того чтобы выбирать правильные предметы, которые объединяются вокруг заинтересовавшего ребенка события.

А.В. ЛУКУТИН

Думаю, нет такого предмета, о котором не сняли кино. Так или иначе, практически все наши учителя используют в т.ч. художественные фильмы, чтобы по-другому показать тот или иной предмет.

Сложно сказать, что больше повлияет на выбор профессии или глубокую заинтересованность в теме – просмотр художественного фильма или лекция хорошего профессора.

А.С. ЗИНИН

Вы знаете, что в Москве реализуется проект предпрофессионального образования, междисциплинарный в своей основе. Мы отметили серьезный интерес ребят, которые интересуются этими практикоориентированными прикладными знаниями, к нашему проекту, поскольку огромное количество самых разных вопросов (медицинских, инженерных и т.д.) поднимается в кинематографе. 

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

При голосовании дети не высказывали желания включить в список какие-то фильмы зарубежного производства?

А.В. ЛУКУТИН

У нас был шорт-лист, в который мы все равно не смогли бы включить все фильмы, которые хотели бы показать. Поэтому, там была строчка «ваши предложения». Там попадались названия иностранных фильмов, и это классика кино – «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Форест Гамп»  и другие серьезные фильмы.

А.С. ЗИНИН

При этом, напомню название проекта – «Московское кино в  школе»,  поэтому «Мосфильм», «Киностудия им. Горького». Это наши основные поблатимы в рамках реализации проекта. Поэтому, мы, в первую очередь, выбираем фильмы из этого пула. Но ничто не мешает помочь детям выбрать интересно кино, найти правильные взаимосвязи.

А.В. ЛУКУТИН

Многие школы устраивают для своих школьников начальной школы просмотры классики анимационных фильмов. Такое творчество в рамках проектов может только приветствоваться. И об этом спрашиваю родители: «мы смотрели Винни-пуха в школе. Где Винни-пух?». Будет Винни-пух.

Г. СТУДНЕВ – «РИА ФАН»

Школ 88, и что, в каждую школу на каждый сеанс приезжают приглашенные гости? В школах много ребят, очевидно мест всем не хватит. Как происходит отбор ребят?

А.С. ЗИНИН

Нам бы очень хотелось, чтобы по все 88 школ приехал Шакуров, Шахназаров и Немоляева. – Самом собой, нет. У нас много хороших артистов. С момента начала реализации проекта так повелось, что мы выбираем несколько школ, куда приезжают известные люди. В какие-то школы приглашаются самими школами, или мы помогаем, критики. Во многих школах готовятся сами школы, чтобы рассказать о фильме. Это могут быть учителя или родители, которые разбираются в кино. У некоторых висят афиши во дворах школ о показе. Никто не мешает школе показать, например, фильм «Курьер», несколько раз, чтобы посмотрело большее количество человек. Могу сказать точно, что во всех школах происходит на обсуждении фильма.

А.В. ЛУКУТИН

У любого руководителя современной московской школы в лице родителей есть огромное количество интересных экспертов. найти тех гостей, с которыми будет интересно построить профессиональный диалог, совсем несложно. Те 88 школ, как правило, очень быстро находят тех, с кем можно поговорить, обращаются к родителям.

А.С. ЗИНИН

В одной из школ на показ «Курьера» был приглашен звезда фильма «Такси» С. Насери. Ему переводили на французский и он смотрел и удивлялся, что в школах показывают фильмы. И если школа заинтересована в приглашении такой звезды, в Москве найти ее не проблема.

А. СОРОКИН – «Образование в комплексе»

Как урегулировался вопрос с авторскими правами этих фильмов?

А.С. ЗИНИН

Эту важную тему мы отрабатывали с самого начала. У нас очень хорошие отношения с киностудией им. Горького и «Мосфильмом». Ежемесячно мы отправляем запрос на право некоммерческого показа такого фильма. Никогда не было такого, чтобы не разрешили. Поэтому, у нас есть разрешение на некоммерческий показ школьникам этих фильмов. И Карен Георгиевич, который приезжал в школу №498, сказал: «любые фильмы, которые в моем распоряжении, мы вам дадим показывать».

ВЕДУЩАЯ

Коллеги, спасибо. Пресс-конференция завершена.