Главная  /   Пресс-конференции  /   Пресс-конференция Максима Гамана
20 июля 2019, суббота, 11:13

Пресс-конференции

17 апреля 2019 Пресс-конференция Максима Гамана

17 апреля состоялась пресс- конференция Максима Гамана

Пресс-конференция Максима Гамана


ВЕДУЩИЙ

Добрый день. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Гамана Максима Федоровича на тему: «Госуслуги и сервисы в сфере земельно-имущественных отношений. Итоги 2018 года и планы на 2019 год, опыт электронного взаимодействия и нововведения».

М.Ф. ГАМАН

Добрый день, уважаемые коллеги. одно из приоритетных для нас направлений – это госуслуги и сервисы в сфере земельно-имущественных отношений. Благодаря этой сфере наш Департамент становится доступным 24 часа в сутки, что облегчает жизнь юридическим и физическим лицам, исключает всех посредников, исключая коррупциогенные риски. Мы все знаем, что у нас госуслуги осуществляются через портал «Mos.ru», где есть личный кабинет, который включает удобные сервисы, особенно, для юрлиц, такие как единожды заполненная форма, которую можно использовать при повторном обращении, возможность онлайн отслеживать прохождение всех этапов оказания государственной услуги и понимать, каким результатом она заканчивается.

В Департаменте городского имущества мы оказываем 35 государственных услуг, при этом 23 из них в электронном виде (65%) и только 12 – на бумажном носителе. За последние годы из этих 23 услуг мы 17 перевели в электронный вид именно в этом периоде.

Количество обращений растет. По итогам  2018 года поступило 490 000 заявок на оказание госуслуг и сервисов. По сравнению с 2014 годом это в 10 раз больше. На такую востребованность мы реагируем созданием дополнительных сервисов, упрощением процедур и повышением удобства. Из этих 490 000 заявок 369 000, т.е. 90% были поданы в электронном виде, что говорит о том, что электронный формат наиболее востребован.

Наиболее популярной услугой в сфере земли и имущества по итогам 2018 года стало предоставление информации и документов о зарегистрированных правах до 1998 года. За этой услугой за 2018 год обратилась 51 000 москвичей. На втором месте – приватизация гражданами жилищного фонда 400 000 заявок. На третьем – присвоение и изменение адресации объектов – 13 000 заявлений.

По информациям и справкам, которые мы до 1998 года получаем – 51 000 за 2018 год, это немногим меньше, чем по итогам 2017 года. Мы пытаемся анализировать, в каких случаях люди обращаются за теми или иными услугами, чтобы минимизировать эти услуги, чтобы они, в основном, шли через межведомственное взаимодействие. В частности, как пример – большое количество обращений было связано с получением резидентского парковочного места жильцам соответствующих домов. С этой справкой они уже подавали комплект документов. Чтобы это минимизировать, мы сделали всю выгрузку в ГКУ АМПП, и теперь людям не нужно обращаться к нам, т.к. эти справки уже там подгружены.

Приватизация жилищного фонда также одна из наиболее востребованных услуг. Здесь тоже есть небольшое снижение, которое объясняется нашими действиями. С прошлого года приватизация стала бессрочной. Количество приватизированных квартир составляет более 90%. Только около 390 000 квартир в городе не приватизированы. Поэтому, количество по итогам текущего года составляет 14000 таких услуг.

Присвоение и изменение адресации - тоже востребованная услуга, что связано, в т.ч., с присоединением новой территории, где шла адресация по другим атрибутам и мы завершаем ее приведение к общим стандартам, а так же изменение подходов к структуре этого адреса. За последние 3 года количество адресаций увеличилось более чем в 25 раз: в 2015 году было 135 000 адресов, в 2018 реестр адресации составил 3,5  млн соответствующих записей и сведений.

Госуслуги оказываются бесплатно, но результатом их оказания являются поступления в бюджет за совершение тех или иных действий. Наиболее доходной госуслугой является изменение целей использования земельных участков при переходе на стройку. В 2018 году доходы бюджета по ней составили более 27 млрд рублей. С субъектами малого и среднего предпринимательства мы заключили 660 соответствующих договоров. Доходы по этому направлению в бюджете отражаются в объеме 12 млрд рублей. Есть и обратное движение, когда в рамках оказания госуслуг мы оказываем поддержку тем или иным направлениям, поэтому, что касается предоставления льгот по аренде земельных участков технопаркам и промкомплексам, таких льгот было предоставлено в объеме 210 млн рублей. Третья статья, которая так же существенно пополняет бюджет, – это снятие запрета на строительство. Доходы по этой статье составили более 5 млрд рублей.

Мы определили для себя цели, к которым планомерно следуем. Это перевод госуслуг в максимальном объеме в электронный вид. С 2015 года мы перевели 17 госуслуг (в земельной сфере – 12, в сфере недвижимости – 4, в сфере экономики – 1). В ближайшие 2-3 года мы планируем максимально перевести в электронный вид. Но не все госуслуги в жилищной сфере будет возможно перевести, это создаст неудобства физическим лицам, оформляющим социальные наймы или иные договоры. Но все, что касается экономической составляющей и юридических лиц, то эти госуслуги будут  оказываться исключительно в электронном виде.

Второй частью этого движения является межведомственное взаимодействие, без которого  и перечень документов и количество госуслуг постоянно бы росло. В связи с этим у нас есть основные федеральные структуры, с которыми мы работаем для минимизации таких документов – это Федеральная налоговая служба (по итогам года в 20 услугах мы запрашиваем сведения через нее) и Росреестр (22 госуслуги в электронном виде по этому направлению).

У нас есть рейтинг «Doing business», национальные инвестиционные рейтинги, где Москва в прошлом году заняла второе место из 85 регионах. В этих рейтингах одним из показателей является перевод в электронный вид существенных действий для юридических лиц (кадастровый учет, регистрация прав на недвижимость). По соглашению с Росреестром к 2021 году мы должны 100% услуг в этом направлении перевести все услуги для юрлиц в электронный вид. Мы уже существенно продвинулись в этом направлении – переведено более 60%. В 2017 году по такому направлению мы передавали 25 000 сведений в электронном виде, в 2018 – 40 000.

Дополнительно мы запускаем сервисы, анализируя запросы от наших контрагентов. Сегодня мы запустили 3 дополнительных сервиса, связанных с кадастровой оценкой. С 1 января вступила в силу новая кадастровая оценка, в связи с чем для удобства обращения, связанного с исправлением ошибок, предоставлением разъяснений, направлением декларацией под эти востребованные обращения мы ввели сервисы в электронном виде. Уверены, сервисы будут востребованы, потому что по итогам года не одна тысяча обращений к нам приходят по этим направлениям.

Мы совершенствуем существующие сервисы, и в текущем году 16 из госуслуг мы модернизируем, начиная от форм, заканчивая перечнем и удобством предоставления информации. Достаточно востребованная история – развитие электронно-цифровой подписи и возможность прямо на сайте «Mos.ru» подписывать документы, не используя дополнительные программные продукты. К 2021 году мы почти по всем госуслугам мы перейдем на работу в электронный вид.

И. ПЫШЕЧКИН – «Российская газета»

Вы говорили о взаимодействии с АМПП. Расскажите подробнее, пожалуйста, что именно было сделано.

М.Ф. ГАМАН

Чтобы получить резидентское соглашение по регламентам и документам, требуется подтвердить наличие собственности на квартиру в этом жилом доме. Не все квартиры имеют свидетельство о собственности. Есть квартиры, полученные до 1998 года. Эти сведения о наличии прав или регистрации хранятся в Департаменте городского имущества. Поэтому, в этой связи мы сделали выгрузку по таким квартирам в АМПП, и людям уже не требуется обращаться к нам, чтобы приложить соответствующие документы.

ВЕДУЩИЙ

Вы сказали, что все услуги для юрлиц к 2021 году будут переведены в электронный вид. А в отношении частных лиц каковы перспективы?

М.Ф. ГАМАН

В каких-то исключительных случаях бумага останется, Но даже те 23 услуги, которые сделаны исключительно в электронном виде для юрлиц, для физлиц вариативны – можно воспользоваться электронным сервисом, а можно в бумажном варианте для их удобства. Оставшиеся 12 услуг мы будем для юрлиц переводить исключительно в электронный вид, а для физических лиц – так же вариативно.

ВЕДУЩИЙ

Вы указали на тенденцию к росту в области поступлений в городской бюджет. Каковы перспективы в дальнейшем?

М.Ф. ГАМАН

Развитие предпринимательства, в частности, в Москве, имеет тенденции к росту – вся статистика говорит о повышении активности. Поэтому, и в этих направлениях, всего что касается развития, стройки, исходя из уже выделенного градостроительного потенциала, мы понимаем, что и дальше поступления в бюджет по этим статьям должны расти. Это все средний и более крупный бизнес, но и малое предпринимательство вносит существенную лепту, особенно, по выкупу для МСП.

Е. РОЖКОВА – «ТАСС»

Насколько технологически сложно переводить госуслуги в электронный вид? Привлекаете ли вы для этого каких-то новых специалистов? Выгодно ли это?

М.Ф. ГАМАН

Разработка всех информационных сервисов в городе централизована. Департамент информационных технологий является в этой части заказчиком. Мы определяем ТЗ: что мы хотим видеть, в каком объеме, согласовываем регламентные карты, а Департамент информационных технологий заказывает эту работу, тестирует и интегрирует в существующие сервисы. Это правильное решение, потому что можно упростить эту задачу, имея наработки по другим, соседним структурам, близким по функционалу, и просто требуется что-то доработать. Это не так затратно, централизовано и востребовано

Н. ГЕРАЩЕНКО – «ТАСС»

Приведет ли рост электронных услуг в перспективе к сокращению служащих?

Собираетесь ли вы тиражировать практику электронных услуг на другие регионы?

М.Ф. ГАМАН

Мы постоянном контакте с субъектами. В течение месяца 2-3 региона к нам приезжают, мы делимся тем, как это работает. В некоторых случаях даже ставим себе планы в части модернизации своих продуктов, понимая, что есть какие-то интересные идеи. Информационные системы, которые стоят в департаменте, мы готовы ими делиться с регионами и делаем это. Есть спрос и интерес, мы в этой части открыты.

Что касается сокращения служащих, это не прямо пропорциональные вещи. Это больше для удобства потребителя, чтобы ему было удобно сформировать свой запрос и получить результат. Над получением результата надо трудиться тем же самым служащим.

Н. ГЕРАЩЕНКО – «ТАСС»

Со стороны кого, в основном, востребованы заявки по присвоению адресов?

Как ФЗ №217 позволит сейчас увеличить этот поток? Ожидаете ли вы увеличения этого потока со стороны жителей Новой Москвы?

М.Ф. ГАМАН

В текущем моменте, в основном, это касается присоединенных территорий. Но это 25-кратное увеличение этих объемов – это инициативная от города, а не заявочная история. Исходя из массива всех информационных данных, включая обследование территорий, ортофотосъемку, выгрузку из Росреестра, мы видим те объекты, которые стоят на кадастровом учете, есть фактически, но не имеют адресации. Поэтому, вы в этой части инициативно таким объектам присваиваем адреса. Эта госуслуга, с учетом присоединенных территорий, в последние 3 года стала бесплатной. К нам в прошлом году обратились с 14000 заявлений, а за последние 4 года мы адресовали дополнительным плюсом 3 млн объектов. Мы на более чем 90% делаем это в инициативном порядке.

И. ПЫШЕЧКИН – «Российская газета»

Вы говорили о том, что снижается число приватизаций. Это связано с тем, что практически все имущество приватизировано? 

М.Ф. ГАМАН

По сути, да. Как я сказал, всего 9% квартир осталось в социальном найме. Более 4 млн жилых помещений уже имеют собственников. По прошлому году – 15 000 обращений. Это говорит о том, что у текущего нанимателя есть необходимость совершения каких-то действий с этой квартирой – поменять, продать и т.д. Тенденция такая будет из года в год. Два года назад у нас было порядка 50 000 обращений в год. Все-таки бесплатная приватизация была срочная, и когда подходит срок, а это касается и других направлений, той же дачной амнистии, люди долго раскачиваются, понимая, что срок бесплатных приватизаций или оформительских действий наступает, и тогда идет резкий всплеск. После того, как с 2017 года приватизацию сделали бессрочной, обращения поступают уже исходя из конкретных ситуаций.

ВЕДУЩИЙ

После того как произошли изменения в области кадастровой оценки недвижимости, вы не боитесь, что народ массово начнет пользоваться этой услугой?

М.Ф. ГАМАН

Уверен, что нет. Тут вопрос в наличии или отсутствии проблемы в этой части. Раньше человек подавал бумаги, если у него была проблема, а теперь просто упростилась процедура подачи. Не думаю, что наличие более простых сервисов побудит задуматься о том, насколько корректно определена та же кадастровая стоимость. Более того, в текущем году кадастровая оценка проведена по новым правилам с анализом, чего не было в предыдущие годы, большого массива данных, была проведена ГБУ. Результаты этой оценки являются достоверными и отвечающими рынку. Поэтому, количество обращений в этой части заметно сократилось, по сравнению с предыдущим туром кадастровой оценки.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

В ближайшей перспективе, на какие методологии, если глобально их описывать, вы будете опираться по кадастровой оценке? Не так давно говорилось, что вы в альянсе с Росреестром все больше будете использовать аналитические данные агрегаторов, агентств ( «ЦИАН», «Авито»). Как сейчас обстоят дела и к чему вы движетесь?

М.Ф. ГАМАН

Что касается определения кадастровой оценки, эта процедура достаточно регламентирована федеральными структурами, в частности, приказом Минэко, который утвердил методологию. Она подробна и детальна, вводит все массивы данных, которые необходимо учесть при определении кадастровой стоимости в отношении каждого объекта, включая дополнительные источники, связанные с размещением в общедоступных, негосударственных местах ее опубличивания. Здесь дополнительного регулирования не требуется, все достаточно понятно. Возникающие споры легко разрешимы на предмет, было ли учтено то или иное обстоятельство. Поэтому, количество споров сокращается, как и количество разночтений.

ВЕДУЩИЙ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.