Информационный Центр Правительства Москвы
26 апреля 2024, пятница, 19:32
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Конкурс на лучший проект в области реставрации и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация»

2 октября состоялась пресс-конференция «Конкурс на лучший проект в области реставрации и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация»

Пресс-конференция  «Конкурс на лучший проект в области реставрации и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация»
Важное:

В 2019 году поступило 96 заявок по 48 объектам на конкурс «Московская реставрация – 2019»

ВЕДУЩИЙ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Конкурс на лучший проект в области реставрации и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация».

В пресс-конференции принимают участие Емельянов Алексей Александрович, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы (председатель конкурсной комиссии), Швидковский Дмитрий Олегович, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского архитектурного института, Мудров Григорий Валерьевич, «Почетный реставратор города Москвы», главный архитектор ООО «Фирма «МАРСС», Маланичева Галина Ивановна, почетный председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Добрый день, дорогие друзья. Очень рад вас приветствовать на сегодняшней конкурсной комиссии. Мы собираемся уж е в 9 раз каждый год в течение последний 9 лет. Мы подводим итоги, выбираем лучших из лучших по московской реставрации. Меня очень радует, что есть, из чего выбрать. За последние 8 лет у нас было 290 участников конкурса по 140 городским объектам. 2019 год не стал исключение – поступило 96 заявок по 48 объектам. Все эти заявки сегодня рассмотрит наша конкурсная комиссия. Подчеркну, что в состав комиссии не входят ни чиновники, ни сотрудники Департамента. Входят наши почетные реставраторы, авторитетные люди, специалисты в области сохранения культурного наследия. Сегодня благодаря им мы выберем лучших из лучших в «Московской реставрации – 2019» и, с удовольствием в декабре наградим их. Они станут лауреатами конкурса «Московская реставрация – 2019».

Хотел бы, по традиции,  предоставить слово двум членам нашей комиссии. Хотел бы сначала попросить выступить Д.О. Швидковского, а потом Маланичеву Галину Ивановну, которую очень рад видеть сегодня вместе с нами.

Д.О. ШВИДКОВСКИЙ

Вы знаете, это очень важное событие не только для участников конкурса – участвует, по существу, все сообщество, весь архитектурный мир Москвы и России, обращает внимание на этот конкурс, поскольку именно Правительство Москвы его проводит. В других городах, даже в Петербурге такого конкурса нет. Выявляя лучшую из многочисленных работ – все это показывает, насколько серьезно происходит реставрация и возвращение городу его замечательного облика. Это важнейшее мероприятие, начинание. В следующем году будет отмечать юбилей этого конкурса – 10 лет. Он серьезно влияет на практику реставрации. Мы всегда его популяризируем в нашем институте. Они понимают, к чему надо стремиться, работая с историческим наследием. Это имеет большое воспитательное значение и важно для всего города. Это чрезвычайно положительная инициатива Правительства Москвы, созданная Департаментом культурного наследия, которая, как в музыке, задает нужное звучание самому важному, что есть в Москве – возвращению ее драгоценного исторического облика. Спасибо.

Г.И. МАЛАНИЧЕВА

Большое спасибо. Общественность тоже внимательно и с большим интересом звучит за этим конкурсом. Конкурс и сама церемония проходит раз в году. Это подведение итогов значительной работы на протяжение года. Благодаря такому вниманию мы ощущаем, что улучшается среда, а не просто происходит реставрация отдельных объектов. В этом году на конкурс представлены работы по реставрации обычных на первый взгляд зданий, которые не всегда являются шедеврами архитектурной жизни, но они важные элементы исторической городской архитектуры, исторической городской среды. Почти за 10 лет конкурса подошли к тому, что выстраивается линия по облагораживанию, благоустройству, сохранению объектов культурного наследия, вех исторической архитектурной территории. Это способствует и сохранению облика Москвы. Много звучит критических замечаний в адрес объектов культурного наследия, архитектурного облика города, но наш конкурс в значительной степени часто опровергает эту критику, которая не всегда бывает справедливой. Я считаю, что этот конкурс необходимо проводить дальше. Общаясь с регионами, там нет такого конкурса, и мы чувствуем, что они хотели бы наладить у себя такую работу. Органы охраны памятников в регионах РФ, в субъектах, очень нуждаются в помощи и поддержке Мосгорнаследия, Департамента культурного наследия Москвы. Было очень много просьб к Департаменту культурного наследия Москвы быть методическими помощниками. Мне кажется, это очень важно. Это положительный опыт, который надо распространять и помогать другим регионам России, которые живут не в таких прекрасных городах как Москва, но где тоже есть изумительное и прекрасное культурное наследие. Я желаю дальнейших успехов нашему конкурсу. Такую радость ежегодно нам дарят реставраторы и те люди, которые занимаются реставрацией объектов культурного наследия. Поэтому, им большая благодарность! Очень хорошо, что количество объектов, выдвигаемых на конкурс, растет, либо сохраняется на уровне прошлых лет. Важно, чтобы эта ниточка не прерывалась. Спасибо.

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Я бы еще хотел бы попросить от имени наших почетных реставраторов почетного реставратора Москвы Г.В. Мудрова тоже пару слов сказать.

Г.В. МУДРОВ

Спасибо большое. Я тоже большой патриот этого конкурса, потому что во многом он позволяет понять уровень, ту планку, которую наша отрасль достигла в Москве. Эта планка, как показывает конкурс, действительно, держится очень высоко. То, что мы имеем возможность выбирать иногда из сотни, а то и больше, объектов, то, что мы понимаем, что происходит вокруг… В нашей профессии нельзя замыкаться только на своей работе. Как говорит поговорка: «Волка кормят ноги, а реставратора – глаза». Надо видеть, понимать, что происходит и хотя бы раз в год проводить общие итоги, чтобы понять, как себя чувствует дело сохранения памятников в нашем городе. То, что мы здесь показываем пример многим регионам и даже федеральным структурам – это очень хороший показатель во всех отношениях. В своих оценках мы всегда руководствовались, прежде всего, степенью новизны, решениями и открытиями памятника, объекта культурного наследия, представленного в виде итогов реставрации, качественного научно-методического подхода – это мы тоже видим. Оптимальность подобранных технологий – тоже один из критериев, которые мы смотрим. Предыдущие конкурсы показали, что мы стараемся давать оценку по самый высокой планке. Не сомневаюсь, что и сегодняшнее заседание конкурсной комиссии тоже пройдет исходя их этих же критериев, на очень высоком уровне. Спасибо всем, заранее.

А. КОРЗУН – «ТАСС»

Подскажите, пожалуйста, количество объектов в этом году, которые будут участвовать. Увеличилось ли количество по сравнению с прошлым годом?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

В этом году 96 заявок по 48 объектам. В прошлом году тоже было около 100 объектов. Примерно так же, как и в прошлом году.

С. ЖУКОВ – «Российская газета»

Какие объекты в этом году участвуют в конкурсе? Можете назвать хотя бы несколько?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Например, Миусское трамвайное депо. Это очень интересный промышленный объект с очень богатой историей. Именно в 2019 году комплексная реставрация приспособления по этому объекту завершена. Или, например, небольшой деревянный домик по адресу Дашков пер. д.7. Долгие годы он стоял без реставрации. В 2018 году работы проводились, и в 2019 году была проведена приемка реставрационных работ. Или, например, тоже небольшой деревянный домик в Сытинском переулке -  объект, отреставрированный по программе «1 рубль за квадратный метр». Безусловно, это объекты ВДНХ, фонтаны «Дружба народов», «Каменный цветок». Меня особенно радует, что в сегодняшних объектах, впрочем, как и в объектах прошлого года, представлена вся палитра культурного наследия Москвы: деревянные особняки, большие усадьбы, объекты монументальной скульптуры. Один из номинантов конкурса – это некрополь Донского монастыря. Как я уже сказал, 96 заявок по 48 объектам поступило, и сегодня комиссия будет выбирать лучший.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Не совсем на тему конкурса. Недавно «Архнадзор» выразил беспокойство, что Бадаевский пивоваренный завод, который является памятником промышленной архитектуры, полностью потерял свою идентичность, и на нем запланировано строительство крупного жилого квартала. Скажите, это надуманные опасения? Не изуродует ли этот проект исторический ансамбль?

А.А. ЕМЕЛЬЯНОВ

Бадаевский завод – очень интересный объект промышленной архитектуры. По объекту как по памятнику, с его предметом охраны все работы будут проводиться исключительно по согласованному Департаментом проекту и исключительно это будут работы по реставрации приспособления.

ВЕДУЩИЙ

Благодарю представителей СМИ. Давайте дадим представителям комиссии приступить к своей работе. Спасибо.