Информационный Центр Правительства Москвы
25 апреля 2024, четверг, 18:39
Пресс-конференции

Пресс-конференция «Итоги работы школ Москвы в 2018 году»

20 декабря состоялась пресс-конференция «Итоги работы школ Москвы в 2018 году»

Пресс-конференция «Итоги работы школ Москвы в 2018 году»
Важное:

Порядка 68 тыс. детей зачислено в первые классы столичных школ переводом из дошкольных групп

Средний месячный доход учителей за 11 месяцев 2018 года составил порядка 108 тыс. рублей

Количество высокобалльных результатов ЕГЭ в московских школах составило порядка 47 тыс. человек в 2018 году

За последние 3 года 337 школ Москвы имеют своих победителей и призеров олимпиад

ВЕДУЩАЯ

Сегодня Информационный центр Правительства Москвы проводит пресс-конференцию на тему: «Итоги работы школ Москвы в 2018 году».

В пресс-конференции участвуют Калина Исаак Иосифович, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы, Лукашук Олеся Николаевна, директор ГБОУ Школа № 2107, Яшина Мария Михайловна, заместитель директора ГБОУ Школа № 1571 и Королева Ирина Владимировна, заместитель директора ГБОУ Школа «Свиблово».

И.И. КАЛИНА

Добрый день, коллеги. Спасибо, что пришли. Как человек, всю жизнь работающий в школе учителем, завучем, директором – а я учительствовал 25 лет почти, - полагаю, что прощание со школьной бюрократией – вещь невозможная. Но меня уверили, что то, что произошло в московских школах, позволит распрощаться со школьной бюрократией. Когда в 2011 году мы определяли основные проблемы школ Москвы, мы понимали, что засилье школьной бюрократии входило в тот список, но решение этой проблемы отодвигали, не веря, что здесь что-то можно сделать. Поэтому мы выбрали те проблемы, с которыми нам точно удастся справиться. Например, костры 1 апреля возле многих школ Москвы, когда родители грелись у них, чтобы первыми зайти в школу и записать ребенка в первый класс. Уже в 2012 году никаких ночных костров не было, была введена электронная запись с четко распределенными микрорайонами школ. Повысилось качество школ, в которые хотели прийти семьи с первоклассниками. Сегодня большая часть московских первоклассников просто переходят из дошкольной группы своей школы в первый класс своей школы: 60 тыс. первоклассников в прошлом учебном году, а в этом 67 тыс., 48 тыс. первоклассников зачислены просто переводом из дошкольной группы. С проблемой вокруг поступления в первый класс мы давно распрощались.

Вторая проблема – поборы в школах, т.н. «нужды школы». Сегодня у нас нет таких проблем. Сегодня каждая московская школа имеет очень солидное финансирование. Сегодня даже финансовые резервы у московских школ солидные – минимум 8% от годового бюджета есть у каждой московской школы, а у многих и более чем месячный резерв бюджета этой школы. Поэтому сегодня жалобы на сборы в школах становятся редкостью. Если рецидивы возникают, то они настолько редкие, что у нас есть возможность их пресекать.

В те годы были жалобы учителей на низкие зарплаты, а сегодня мы все реже сталкиваемся с такими жалобами. Сегодня в публичном пространстве возникла другая проблема, что наши коллеги из других регионов смущаются якобы сверхвысокими зарплатами московских учителей. Но я думаю, что заработная плата по определению сверхвысокой быть не может, потому что она заработана трудом.

Четвертая проблема – жалобы жителей целых районах на отсутствие в этих района сильных школ. Такое вопиющее неравенство школ по качеству, причины которого лежат в основе вопиющего неравенства финансирования. Были школы, которые имели финансирование 200-300 тысяч на одного ученика, но их было очень мало. Большая часть имела финансирование 50-60 тысяч на одного ученика. Понятно, что это рождало неравенство в оплате труда, и, далее, в качестве педагогов, в качестве образования детей. Сегодня это тоже проблема, с которой московская система образования практически распрощалась. Вы видите, как выросло количество ребят, которые на ЕГЭ получают очень высокие баллы. Это количество равномерно распределено по районам и даже школам. Исследовательская организация PISA была удивлена больше всего плотностью высоких результатов в школах Москвы. Все школы прошли это исследование, но разрывов по качеству между школами нет.

За эти годы серьезно поднялась доля московских школьников среди первокурсников московских ВУЗов, особенно, солидных. Причем ребята зачисляются именно на бюджетные места. Вы также можете посмотреть результаты Всероссийской олимпиады школьников. Главное достоинство московской системы не только в том, что у нас половина всех победителей и призеров от всей России, а в том, что уже не 74 школы готовят победителей и призеров олимпиад, а 227 школ. И список этих школ постоянно меняется, расширяется. За последние 3 года 337 школ Москвы имели своих победителей и призеров олимпиад, а это намного больше половины. Понятно, что наличие победителя или призера – не 100% характеристика школы. Но это характеристика возможностей этой школы. Самая хорошая характеристика – это процент детей, который обучается в школах, где есть победители и призеры региональных этапов или всероссийского заключительного этапа. Сегодня нет района, где бы не было школ, в которых можно бы было получить высококачественное образование.

Наши замечательные студенты колледжей показывают очень высокие результаты на национальном чемпионате «Worldskills». Сегодня уже не только студенты колледжей, но и школьники Москвы стали участниками этого чемпионата, демонстрируя свои умения. И особенно важно то, что ребята с инвалидностью тоже добиваются высоких результатов и в общеобразовательных олимпиадах: они так же, наравне с другими участвуют и выигрывают  и в предметных олимпиадах. Национальный чемпионат «Абилимпикс» для лиц с инвалидностью: здесь Москва тоже имеет серьезные результаты, в сравнении со всеми регионами.

Огромной проблемой считалось отсутствие современного высокотехнологичного оборудования, в первую очередь, в кабинетах физики, химии, компьютеров. Сегодня это преодолено. Сегодня оснащению московских школ завидуют все гости, которые приезжают к нам из других городов и стран. Сегодня наше школьное оборудование соответствует всем лучшим мировым стандартам и есть практически во всех школах. Это то, что поставлено за последние 2 года городом через централизованные, городские поставки. Кроме того, школы сами имеют средства и приобретают много оборудования.

Возвращаясь к проблеме, которую я 8 лет назад считал, что преодолеть будет труднее всего, несмотря на все усилия для преодоления бюрократического засилья. Но хочу сказать, что количество чиновников в системе образования за это время сокращено почти в 5 раз. Это тоже должно помочь нашим школам. Коллеги сказали, что сегодня те самые завучи, к которым я, как учитель, привык относиться как к источнику бюрократии, убедят нас всех, что бюрократия – проблема, с которой московские школы стараются распрощаться.

М.М. ЯШИНА

Добрый день, уважаемые коллеги. В электронном дневнике учитель получает полный перечень рабочих программ по всем предметам, более 30 000 электронных сценариев, полный списочный состав классов и групп, в которых он работает (у классного руководителя так же есть списочный состав класса), контактные данные учащихся и родителей, которые выгружаются из базы». Также, у учителей есть возможность коммуникаций с учениками и родителями с помощью системы чатов, загруженных в электронный журнал. Учитель получает информацию об отсутствующих учениках, которая автоматически загружается из систем «проход/питание», либо от родителя или классного руководителя, который заранее оставил уведомление об отсутствии ребенка.

Когда в электронном журнале открывается новый учебный год, учитель уже знает свою нагрузку и может найти все необходимые рабочие программы, загруженные в шаблонах электронного журнала. Всех их можно загрузить в свой личный кабинет, при необходимости отредактировать. При загрузке расписания в электронный журнал учитель подгружает свои классы к рабочим программам, планирует контрольные работы, ищет необходимые сценарии в библиотеке, которые прикрепляет к своему планированию. После этого учитель готов к урокам. Время на подготовку к уроку учитель практически не затрачивает, оставляя его для работы с детьми.

У нас в школе мы разделили рабочие программы между учителями  методического объединения. Эти программы отредактировали, загрузили в шаблоны, и теперь уже 4-й год подряд мы этими шаблонами пользуемся. Т.е., теперь нет необходимости распечатывать рабочую программу, нести ее на утверждение и т.д. – все есть в электронном журнале.

Еще один плюс – это контрольные работы, тестовые задания, которые есть в сценариях урока. Учитель может как взять готовый материал для них в библиотеке, так и создать сам. Они автоматически проверяются, информация в личном кабинете учителя остается и формируется готовый анализ контрольной работы.

Еще один важный момент – управление уроком с любого устройства (телефон, планшет и т.д.). Учитель мобилен, подвижен. Он может спросить ученика и поставить ему оценку с помощью приложения «МЭШ», запустить тест и другое. Все это происходит быстро и оперативно.

Отчеты формируются автоматически и находятся в электронном журнале.

Активность семей при работе с электронным дневником фиксируется в виде отчета для классного руководителя, в котором учитель может увидеть, как часто родитель просматривает электронный журнал. У родителя есть свой функционал в дневнике.

Сведения о занятиях учеников  дополнительным образованием также в форме отчета поступают в электронный журнал из Единой системы записи. Учитель, родитель видят полную информацию о кружках, в которых занимаются учащиеся.

Процессы в школе становятся открытыми. Все данные для анализа или контроля формируются автоматически. В электронном журнале у руководителя и завуча есть более 25 автоматических отчетов по работе в школе. Это позволяет оптимизировать время – нет необходимости брать у кого-либо дополнительную информацию. Это позволяет завучу быть мобильным, так как, в какой бы школе он не находился, он всегда может посмотреть необходимую информацию в электронном журнале. Это позволяет оперативно принимать решения и одновременно работать со всеми участниками образовательного процесса.

И.В. КОРОЛЕВА

Добрый день, уважаемые коллеги. Для взаимодействия семьи и школы существуют очень удобные инструменты – электронный журнал и дневник «МЭШ», которые позволили школе выстроить эффективную коммуникацию и сделать образовательный процесс максимально прозрачным. Родители оперативно получают всю информацию о школьной жизни ребенка. Родитель стал постоянным участником учебного процесса. Электронный дневник школьника позволяет родителям в любое время и в любом месте получать информацию о предстоящем образовательном событии ребенка, динамике его успеваемости, расписании уроков, дополнительных занятий, видеть комментарии к оценке, к уроку, время, в которое ребенок вошел или вышел из школы, быть в курсе событий и держать руку на пульсе. В умном городе - умные условия. Каждый родитель имеет доступ к электронном дневнику на портале мэра и Правительства Москвы, где он может получить широкий спектр услуг: от записи ребенка в школу, детских сад, до записи в кружок, спортивную или музыкальную школу и другое.

Электронный журнал и дневник «МЭШ» являются удобным средством интерактивного взаимодействия школы и семьи. Информация о предстоящих контрольных работах, дополнительных занятиях, размещена на главной странице журнала в календаре мероприятий. «Лента событий» дает подробное описание мероприятий, раскрывает тему контрольной работы, отражает время ее проведения. В «новостях» отображаются новости города, школы и класса. Раздел «Личные сообщения» дает возможность общаться в чате, в формате мессенджера между учителем и родителем, учителем и учеником, школой и родителем. Отпала необходимость родительских собраний и дополнительного посещения школы. Уровень мобильности повысили приложения для смартфона «Госуслуги Москвы» и «МЭШ». Мобильное приложение «МЭШ» - это библиотека «МЭШ» у вас в кармане, где родители могут найти необходимые электронные учебные пособия, повторить с ребенком пройденный материал или подготовиться к контрольной работе. Любой родитель, зайдя в раздел электронного журнала, в «Дневнике уведомлений об отсутствии» может отметить период, когда его ребенок будет отсутствовать в школе. Это позволяет родителю не направлять в школку какие-либо заявления в бумажной форме. Учитель видит уведомление об отсутствии ребенка и спокойно продолжает свою работу. Если же ребенок не пришел в школу, а учитель не получил уведомления, то он имеет возможность связаться с родителем и получить информацию, почему ребенок отсутствует. «МЭШ» позволяет оперативно действовать, экономить время как родителям, так и школе. Это новый подход к обеспечению безопасности учащихся: мобильно, надежно и удобно.

О.Н. ЛУКАШУК

Добрый день, уважаемые коллеги. Сделать труд наших учителей еще более энергоэффективным – одна из важнейших задач. Незаменимый помощник в этом – цифровые решения электронного журнала и дневника. Обозначенные коллегами возможности не замыкают весь комплекс преимуществ. Цифровые данные не только позволяют управленческой команде быть незамеченными и прощаться со школьной бюрократией, но и узнавать о реализации образовательного процесса гораздо глубже, чем благодаря любому отчету из прошлого. Содержание и качество, процессы и результаты образования, безопасность, коммуникации – все эти возможности нам доступны благодаря нашему цифровому помощнику. При это не надо тратить время на проведение совещаний и кому-то звонить. Данные выгружаются автоматически и позволяют прогнозировать и планировать развитие школы. На первый план при принятии решений выходят объективность и обоснованность.

С появлением электронного журнала и дневника пропадает необходимость в дополнительном мониторинге востребованности тех или иных программ. Количество учащихся по каждому профилю, в различных объединениях дополнительных развивающих программ нам доступно в один клик. По этим данным и их динамике можно предположить, какие программы на сегодня наиболее востребованы московскими семьями, определить их развитие и подготовить ресурсное объединение.

В моей рабочей программе всегда есть время для проведения собеседований, потому что мы всегда знаем, какие специалисты нам понадобятся в следующем учебном году, и этих людей мы ищем заранее.

Данные для понимания результативности обучения так же формируются автоматически. По этим данным легко спрогнозировать, понять, оценить эффективность тех или иных программ. По результативности форм и методов, которые сегодня использует учитель, мы можем давать рекомендации эффективных практик обучения, что особенно важно начинающим преподавателям.

Московские учителя оценили и активно используют возможности городской среды, что позволяет им наполнять современным содержанием образование. Наша же задача – создать условия для учителей и школьников в удобной образовательной логистике. В этом помогает «МЭШ».

Теперь оценивается не ребенок, а надежность внутренней системы оценки качества. Она надежна, когда результаты независимых диагностик, разработанных Московским центром качества образования, совпадают со школьной оценкой. Объективно оценивать, систематично и своевременно – это важные компетенции учителя, которые важно проверять, в т.ч. для экономии времени учителя. Если провести аналогию со спортом, то ученики борются за свои результаты вместе с тренером.

Эффективным должно быть не только рабочее время учителя, но и использование школьных помещений. Благодаря информации из электронного дневника, мы знаем о загруженности кабинетов и аудиторий и можем планировать финансово-хозяйственную деятельность, чтобы развивать образовательные пространства школы.

Электронный журнал и дневник – это инструмент управления безопасностью организации. совершенствуются форматы взаимодействия с родителями. Мониторинг обращений родителей позволяет определять темы возможных «Родительских клубов», консультационных встреч и ставших традиционными «Клубных дней директоров». Наша задача - упрощая жизнь взрослых сделать более насыщенной жизнь детям. Цифровые инструменты и электронные журналы нам в этом очень помогают.

М. ПЛАТОНОВА - «Московская правда»

Поскольку пресс-конференция заявлена как итоговая, я бы хотела Исааку Иосифовичу задать вопрос: за последний год чем бы Вы хотели похвастаться коллегам, чем Вы особенно гордитесь? Каковы вехи этого года?

И.И. КАЛИНА

Больше всего я хочу гордиться московскими учителями. Для этого мне бы очень хотелось, чтобы мы решили эту вечную проблему – проблему страданий учителя от засилья школьной бюрократии. Сегодня коллеги очень убедительно говорили. Наверное, это был бы самый лучший результат 2018 года, когда современные технологии, подходы, сокращение чиновников позволило бы говорить о серьезном движении в освобождении учителя. Олеся Николаевна произнесла фразу: «упрощать жизнь взрослых». Я тоже очень хочу, чтобы высокие результаты московских школьников не были бы следствием усложнения жизни учителя, родителей.

У меня 25 декабря очередная передача «Вопросов, важных для всех», где мы собираем вопросы от учителей, потому что нам очень важно знать, что их волнует. У нас уже проведено порядка 10 таких передач. Вопросов от учителей о засилье школьной бюрократии, о страдании от завучей я не могут припомнить. Ну, вот 25 декабря проверим, будут ли вопросы о бюрократии в школах. Если таких вопросов не появится, я буду считать это очень серьезным результатом системы в 2018 году, наряду со всеми результатами школы.

М. ШЕВЦОВА – «Вечерняя Москва»

В начале этого года говорилось, что все здания к концу года будут охвачены «МЭШ», все будут оборудованы. Когда это произойдет?

И.И. КАЛИНА

У нас чуть больше 1500 школьных зданий. Поэтому, уверен, коллеги из Департамента информационных технологий за оставшиеся 10 дней все завершат.

И. АЛЛЕЙНИКОВА – «Аргументы и факты»

У меня вопрос к заместителю директора. Какими средствами Вы повышаете активность родителей в использовании электронного дневника?

М.М. ЯШИНА

Мы, активно общаясь с родителями, проводим для них мастер-классы и обучение, если есть необходимость, по работе в электронном дневнике. Родители постоянно получают дополнительную информацию о нововведениях. У нас есть консультации с родителями, родительские группы. Где мы можем обучить и пользоваться электронным дневником широко.

И.В. КОРОЛЕВА

Так же активна новостная лента школы. Родители могут получить информацию из электронного дневника о школе, анонсы и т.д. – все это есть в электронном дневнике.

Д. РОГОВИЦКИЙ – «Метро»

На днях появилась новость о запрете в школах и детских садах дедов морозов. Эту роль предлагают играть папам. Но, если я правильно понимаю, школы сами вправе решать этот вопрос. Какова ситуация с московскими школами?

О.Н. ЛУКАШУК

Мы не приглашаем пап участвовать в роли дедов морозов. Приглашаем максимум полюбоваться на концертные представления, которые готовят их дети. Праздники есть и в дошкольных группах, и в школах. Поэтому, такая информация кажется странной.

И.И. КАЛИНА

У нас нет возможности давать какие-либо внеклассные указания. Все указания проходят на селекторах. Никаких «секретных пакетов» в школы мы не передаем уже лет 5 точно. Поэтому, я не очень понимаю вопроса, не в теме. Не должны такие вопросы решаться на уровне департамента. Это абсолютно внутришкольное дело, и решают всегда в пользу детей.

Б. СТАРЦЕВ – «Вести образования»

В начале были перечислены факторы – родительские костры, сильные школы и т.д. Но было бы возможно решить все эти проблемы, если бы денег было меньше? Я к тому, что в регионах, где финансирование ниже, чем в Москве, могут добиться таких же результатов?

И.И. КАЛИНА

Сегодня я на пресс-конференции выступаю не как эксперт, а как руководитель Департамента образования Москвы, и могу отвечать только про Москву. Финансирование у нас, конечно, очень солидное, но его эффективность очень высокая. Поэтому, возможности московских школ основаны на возможностях финансирования городом, но реализуются директорами, управленческими командами с очень высокой эффективностью – самой высокой эффективностью среди систем образования страны, и готов доказать это цифрами. Если вернуться к вопросу о том, чем я горжусь, то, конечно, горжусь результатами учеников, учениками и эффективностью управленческих команд школ.

А. ЗРАЖАЕВА – «Вести образования»

Что больше всего повлияло на повышение количества высокобалльных результатов в этом году?

И.И. КАЛИНА

Никогда не бывает так, чтобы от одного фактора зависел рост того, что является результатом системной работу. Тут много факторов. Конечно же, повышение качества учительского корпуса. Сегодня идет очень серьезный отбор в учителя Москвы. Директора школ имеют возможность выбирать учителей, потому что зарплата вполне конкурентоспособна. Но возможность выбирать – результат очень хорошего финансирования школ и высокой эффективности управленческих команд.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Пресс-конференция завершена.